Рабочая программа "Ажурный крючок"
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_azhurnyy_kryuchok.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей»
Хохольского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
На заседании методического объединения внеурочной деятельности | Заместитель директора по ВР Солнцев М.Ю. ________________ | Приказом МКОУ «Хохольский лицей» |
протокол № 1 от 30.08.2013г. | «____» __________ 2013г. | № 170 от 31.08.2013г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
«Ажурный крючок»
для 5-9 классов
Разработала: учитель
Нархова Н. А.
2014-2015 учебный год
Дополнительная образовательная программа
«Ажурный крючок»
Введение
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.
Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.
Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 11 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
Программа кружка рассчитана на 5 года обучения. Количество занятий: первый год – 70 ч. (1 раз в неделю по 2 часа), второй – 70 ч. (1 раз по 2 часа), третий – 70 ч. (1 раз по 2 часа), четвертый – 70ч. (1 раз по 2 часа), пятый – 70ч. (1 раз по 2 часа).
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев. Второй год - на обучение детей вязания продольных и поперечных кружев. Третий год направлен на овладение учащимися вязания в филейной, брюггской и ирландской технике. Четвертый год предполагает работу по обучению учащихся основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового объемного вязания. Пятый год - технологии изготовления вязаной одежды.
Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании;
- Обучить правильно пользоваться инструментами;
- Познакомить с основными условным обозначениями;
- Обучить строить схемы для вязания по описанию;
- Научить четко выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развить творческие способности;
- Развить произвольность психических процессов;
- Развить образное мышление;
- Развить воображение и фантазию;
- Развить моторные навыки.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Предполагаемые результаты:
1-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания крючком;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания крючком.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- правильно пользоваться крючком, ножницами;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные узоры;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
2-ой год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Особенности вязания продольных и поперечных кружев;
- Понятие «прошва»;
- Особенности вязания в брюггской, филейной и ирландской технике.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Вязать продольные и поперечные кружева;
- Вязать в брюггской, филейной и ирландской технике.
3-й год обучения
Учащиеся должны знать:
- Особенности вязания в брюггской, филейной и ирландской технике.
Учащиеся должны уметь:
- Вязать в брюггской, филейной и ирландской технике.
4-й год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Понятие пестрое вязание, способы замены нитей;
- Понятие орнамент, способы его выполнения;
- Виды украшения вязаных изделий;
- Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец»;
- Особенности кругового объемного вязания.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Вязать узоры в технике пестрого вязания;
- Выполнять орнамент;
- Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
- Определять плотность вязания.
5-й год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Современные тенденции в моде вязаной одежды;
- Особенности ухода за вязаной одеждой;
- Особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок перчаток, варежек, шапочек;
- Последовательность выполнения деталей изделия;
- Особенности сборки изделия, виды швов.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
- Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
- Вязать по выкройке и по расчету;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
- Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
- Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также повышение престижа объединения.
Контроль за реализацией программы
Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.
С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области.
Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.
Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.
Тематический план
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Основные приемы вязания крючком | 40 | 3 | 37 |
3 | Вязание кружев | 29 | 2 | 27 |
Итого: | 60 | 6 | 64 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема |
1 | Вводное занятие |
Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История вязания крючком Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком. | |
2 | Основные приемы вязания крючком |
- Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель. -Полустолбик без накида - Столбик без накида. - Полустолбик с накидом. - Столбик с накидом. - Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами. - Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. - Узоры на основе столбиков и воздушных петель - Ракушка. Ракушка на ножке. - Пучок из двух недовязанных столбиков с накидами. - Узоры на основе «ракушки» и «короны» - Витой столбик. - Пышный столбик. - Узоры, связанные пышными столбиками. - Рельефные столбики - Узоры на основе рельефных столбиков - Вытянутые петли - Узоры с вытянутыми петлями - Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды. - Перемещенные столбики - Узоры с перемещенными столбиками - Крестообразные столбики - Узоры с крестообразными столбиками - Итоговое занятие | |
4 | Вязание кружев |
Способы прибавления и убавления петель. Вязание круга. Квадрат, связанный от середины Квадрат, связанный от угла Треугольник, связанный от центра Треугольник, связанный от середины стороны Треугольник, связанный от угла Вязание пятиугольника Кружева из отдельных мотивов. Правила выполнения мотивов и способы их соединения. Вязание салфетки Вязание прихватки Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся |
Тематический план
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2 | Повторный курс | 10 | 0 | 10 |
3 | Продольные и поперечные кружева | 58 | 2 | 56 |
Итого: | 70 | 4 | 66 |
Тематический план
3 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Техника филейного вязания | 22 | 2 | 20 | |
2 | Брюггские кружева | 22 | 2 | 20 | |
3 | Ирландское кружево | 26 | 2 | 24 | |
Итого: | 70 | 6 | 64 |
Учебно-тематический план
2-3год обучения
№ | Тема |
1 | Вводное занятие |
Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком» | |
2 | Повторный курс |
Основные приемы вязания крючком Особенности вязания круга и многоугольников | |
3 | Продольные и поперечные кружева |
Виды кружев. Возможности использования продольных и поперечных кружев в оформлении одежды и интерьера. Правила выполнения продольных кружев. Вязание продольных кружев. Обвязывание кружевом носового платка Правила выполнения поперечных кружев Вязание поперечных кружев Вязание закладки в книгу Итоговое занятие | |
4 | Техника филейного вязания. |
Филейное полотно. Основные правила вязания в филейной технике. Схематическое изображение филейного кружева. Способы прибавления и убавления клеток. Косая филейная клетка. Узоры на основе косой филейной клетки. Вязание кружева в филейной технике. Итоговое занятие. | |
5 | Брюггские кружева |
Брюггская техника вязания крючком Тесьма. Схемы для изображения тесьмы Техника выполнения различных видов тесьмы Техника выполнения скошенных рядов Виды соединений: - «звездочка», - «змейка», - «полоска», - «крестик», - «паучок», - «круг». Схемы для изображения брюггских кружев Вязание салфетки в технике брюггского кружева. Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся | |
6 | Ирландское кружево. |
Ирландская техника вязания крючком. Вязание сеточек фона. Сеточка «Соты» Вязание сеточек фона. Сеточка «Пико» Вязание сеточек фона. Сеточка «Трилистник» Вязание сеточек фона. Сеточка «Пико из дуг» Вязание сеточек фона. Сеточка «Чешуйки». Вязание сеточек фона. Сеточка «Трельяж». Вязание сеточек фона. «Свободная сеточка». Оформление кромки. Прямой край. Оформление кромки. Прямой край с фестонами. Оформление кромки. Кромка из дуг. Вязание мотивов. Кружочек. Вязание мотивов. Клевер. Вязание мотивов. Листик. Вязание мотивов. Цветок. Вязание прошвы в технике ирландского кружева. Итоговое занятие. | |
Итого: |
Тематический план
4 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2 | Повторный курс | 2 | 0 | 2 |
3 | Пестрое вязание | 10 | 1 | 9 |
4 | Техника выполнения орнамента | 12 | 2 | 10 |
5 | Круговое объемное вязание | 44 | 2 | 42 |
Итого: | 70 | 7 | 63 |
Тематический план
5 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Повторный курс | 2 | 1 | 1 |
3 | Технология изготовления вязаной одежды | 54 | 2 | 52 |
4 | Украшение изделий | 12 | 1 | 11 |
Итого: | 70 | 6 | 64 |
Учебно-тематический план
4-5 год обучения
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие |
- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. - Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды». | |
2 | Повторный курс |
- Основные приемы вязания крючком - Продольные и поперечные кружева - Филейное вязание - Брюггские кружева - Ирландское кружево | |
3 | Пестрое вязание |
- Пестрое вязание. Способы замены нитей. - Узоры в технике пестрого вязания. - Вязание баночки для карандашей. - Техника цветения. - Выполнение прихватки в технике цветения. - Итоговое занятие | |
4 | Техника выполнения орнамента |
- Орнамент. Техника вязания орнамента. - Выполнение обложки для книги. - Итоговое занятие | |
5 | Круговое объемное вязание |
- Снятие мерок и расчет для вязания носок. - Способы вязания носок. - Вязание носок. - Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток. - Способы вязания варежек и перчаток. - Вязание варежек. - Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. - Вязание шапочки. - Итоговое занятие. | |
6 | Технология изготовления вязаной одежды |
- Пропорции фигуры. Снятие мерок. - Подготовка к работе над изделием. Особенности вязания изделия по выкройке и по расчету. - Особенности ухода за вязаной одеждой - Особенности сборки изделия. Виды швов. - Выполнение отчетной работы. - Итоговое занятие. Оформление выставки работ учащихся. | |
7 | Украшение изделий |
- Виды украшения - Помпоны - Кисти - Шнуры - Технология изготовления вязаных цветов - Коллективная работа пано «Цветы» - Коллективная работа «Букет» - Итоговое занятие. |
Используемая литература:
- Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
- Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
- Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
- Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
- Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.
- Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
- Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
Литература для детей:
- Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
- Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
- Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...
Волшебный крючок. Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель.
презентация к уроку...
Презентация " Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при вязании крючком".
Содержит материал к уроку "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком " 6 класс....
"Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"
Конспект открытого урока "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком"...
Конспект урока. Тема " История вязания крючком . Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила ТБ при работе крючком."
Материал предназначен для знакомства учащихся с историей возникновения вязания, как традиционного вида декоративно-прикладного искусства, для воспитания у подрастающего поколения интереса к исто...
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...