Рабочая программа ЮДП 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России. Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь, наркотики, курящих, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
Актуальность. Вопросам правовой культуры всегда уделялось большое внимание. Пропаганда правонарушений и преступлений — это целенаправленная деятельность по распространению знаний правовой культуры, разъяснению законодательства, правовых норм, в целях предупреждения правонарушений и преступлений.
Пропаганда правонарушений и преступлений занимает важное место в деятельности отряда и является неотъемлемой частью данной группы. На сегодня сложилось несколько основных направлений в области пропаганды. Одно из них — это разъяснение действующих норм и правил, целей и задач. Другое направление — это снижение уровня и тяжести правонарушений и преступлений подростками.
«Юные друзья полиции» (ЮДП) – добровольная группа учащихся, которая создана с целью совершенствования работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Воспитания у них высокой правовой культуры, коллективизма. Членами отряда «Юные друзья полиции» могут быть учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет, желающие активно участвовать в работе по пропаганде и профилактике подростковых правонарушений. Отряд создается при наличии не менее 15 человек. Создание такого отряда в школе – одна из форм гражданско-патриотического воспитания.
По программе «Юные друзья полиции» ребята сначала ознакомятся с планом работы на весь учебный год. Будут проведены несколько конкурсов по правилам дорожного движения. Так же ребят примут активное участие в организации и проведении акций. Так же ребята узнают и изучат законы РФ, основные права ребенка. С ребятами проведут викторины и беседы о здоровом образе жизни. Члены отряда встретятся с инспектором по делам несовершеннолетних и с инспектором ГАИ.
Школа – это одна большая семья – в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок в этом большом доме для осуществления одной главной цели – воспитания.
Профилактика правонарушений и преступлений является одним из основных направлений деятельности. Работа по профилактике правонарушений и преступлений должна проводиться на основании учёта и анализа нарушений правовой культуры с участием детей и строиться с учётом особенностей восприятия информации, младшими школьниками и подростками.
Цель отряда «ЮДП»: духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях осознанного правопослушного поведения, привлечения подростков к пропаганде основ безопасности, коллективизма, долга, патриотизма, оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании общественного порядка в общеобразовательном учреждении, профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся, требующих самостоятельного сознанного выбора поведения и ответственности за него, правовое воспитание подростков, подготовка их к работе в правоохранительных органах.
Задачи:
Обучающие:
- Просветительская работа среди учащихся по правовым вопросам, снижение «правового нигилизма» учащихся;
- Создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
- Активная пропаганда правового просвещения учащихся.
Развивающие:
- Содействовать формированию у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Воспитывающие:
- Наблюдение за правопорядком в своём учебном заведении;
- Повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам;
- Профилактическая работа по предупреждению правонарушений в подростковой среде;
- Работа с «трудными» подростками по привлечению их к позитивно направленной деятельности;
- Предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками в школе.
Внеурочная деятельность рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Структура программы
Программа отряда «Юные друзья полиции» основана на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в отряде и распределение обязанностей.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы и презентации.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Программа включает следующие разделы:
1.Изучение правовых основ
2. Предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками в школе в форме агитбригады
3. Проведение викторин, игр, соревнований, исследовательских работ учащихся по праву
Занятия в отряде «Юные друзья полиции» состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает изучение правовых основ, формирование у учащихся правовой культуры и ответственности. Практическая часть работы направлена на предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками и наблюдение за правопорядком в школе, а также проведение викторин и конкурсов по данной проблематике.
Формы работы
Формы занятий – в основном групповые занятия для изучения правовых основ, выступления в агитбригаде для формирования у учащихся правовой культуры и ответственности, но бывают и индивидуальные занятия для отработки выступления на классных часах с целью профилактики по предупреждению правонарушений в подростковой среде.
Основными формами проведения занятий являются:
- профилактические беседы;
- просмотр наглядных материалов;
- выступление в агитбригаде;
- круглый стол и тематические дни;
- викторины и конкурсы.
Выступление в агитбригаде, проведение круглых столов и тематических дней на тему: «Правовые основы гражданина», организация конкурсов и викторин в классах - все это направлено на профилактику предупреждений правонарушений в подростковой среде.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут изучить все правовые основы, необходимые каждому человеку, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, что немало важно для гармоничного развития личности. Важно, что в отряде «ЮДП» дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться с правонарушителем и со зрителями при выступлении в агитбригаде. Дети привносят в работу элементы своих идей, предлагают свои конкурсы и викторины, а также организацию работы участников отряда в школе.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью участников кружка в процессе занятий;
- промежуточный – занятия-зачеты, выступление в агитбригаде, проведение тематических дней, конкурсов и викторин;
- итоговый – проведение круглого стола и сравнение количество учащихся «группы риска» и правонарушителей в школе с прошлогодним и с текущим годом.
Формой подведения итогов считать: изучение правовых основ и проведение занятия – зачёта по основам права, выступление с агитбригадой в школе, проведение тематических дней, круглого стола, конкурсов и викторин, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях и классных часах.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- правовые нормы, правила поведения, правила дорожного движения и другие основные правовые акты, регламентирующие поведение детей и подростков;
- основы проведения профилактических и разъяснительных работ, ответственности за совершение противоправных действий среди сверстников;
- куда и к кому обратиться за помощью, знать номера телефонов (полиции, скорой помощи и других служб города);
- как осуществлять правовую пропаганду среди детей и подростков в школе;
- основы конфликтологии и пути разрешения конфликтов.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать общепринятые нормы и правила поведения;
- воспитать чувства честности, справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим;
- провести пропаганду правового просвещения учащихся;
- наблюдать за правопорядком в своём учебном заведении;
- провести профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде;
- разрешать конфликты среди школьников;
- проводить тематические дни, соревнования, конкурсы и викторины, закрепляющие знания по правовым вопросам.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьниками правовых знаний): Изучение правовых норм, правил поведения, правил дорожного движения и других основных правовых актов, регламентирующих поведение детей и подростков; предупреждение нарушений прав окружающих людей в школе.
Результаты второго уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): участники отряда «ЮДП» могут приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- осознание значимости соблюдения правовых основ в школе и обществе;
- потребность сотрудничества с одноклассниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других людей;
- чувства честности, справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим;
- уважительное отношение к правоохранительным органам.
Календарно – тематическое планирование
- Основные понятия и определения, необходимые для отряда ЮДП
- Права и обязанности участников образовательного процесса
- Оформить уголок «Отряд ЮДП»
- Семинар «История российской полиции»
- Дорога, ее элементы и правила поведения на ней
- Скрытые опасности на дороге
- «Права человека. Что мы знаем об этом?» Изучение Конвенции по правам ребенка
- Профилактические беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
- Выявить ребят, склонных к совершению правонарушений и провести с ними теоретические занятия по предупреждению правонарушений и преступлений
- Провести конкурс рисунков «Полицейский в школе», «Личная безопасность» и оформить выставку
- Подготовка участников отряда ЮДП к районным соревнованиям
- Подготовить программу агитбригады «Подросток и закон» и выступить в школе
- Организовать и провести конкурс «О вреде алкоголизма и наркомании» на лучшее наглядное пособие по данной тематике
- Провести по классам викторину по правам ребёнка
- Беседы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
- Беседа «Вредные привычки»
- Разрешение конфликтов без насилия
- Профилактическая беседа «Последствия наших поступков»
- Мы за здоровый образ жизни
- Акция «Обменяй сигарету на конфету»
- Беседа «Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя».
- Акция «Молодежь» против наркотиков
- Беседа «Экстремизм. Терроризм»
- Изучение закона о комендантском часе
- Первая помощь. Дать знания и навыки первой медицинской помощи
- Встреча с инспектором ГАИ и инспектором по делам несовершеннолетних. Беседа на тему «Знай правила движенья как таблицу умноженья» и «Знай свои права»
- Проведение викторины среди учащихся 5-6 классов по правилам дорожного движения.
- Провести день правовых знаний - круглый стол.
- Круглый стол с участием специалистов правоохранительных органов, органов системы профилактики по теме «Роль ученического сообщества, органов ученического самоуправления, детских общественных организаций в профилактике правонарушений среди школьников»
- Провести теоретические и практические занятия по правовым знаниям с ребятами
- День школьного инспектора
- Обсуждение фильмов, литературных произведений о престижности профессии полицейский
- Заключительное занятие
- Подведение итогов за 2017-2018 учебный год
Литература
- Человек. Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 336 с.: ил.
- Правовое воспитание учащихся: (Из опыта работы) / Сост. Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов. – М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2011. – 554с., ил.
- Использование ресурсов интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...