Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира «Любил, люблю, любим…:
план-конспект на тему
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира
«Любил, люблю, любим…:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_po_tvorchestvu_v.shekspira.docx | 30.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира
«Любил, люблю, любим…:
"Шекспир принадлежит не одному веку, но всем временам"
Хозяйка салона: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены. Добро пожаловать на заседание литературного салона. Сегодня тема нашей встречи "Любил, люблю, любим...". Наши гости – герои произведений В.Шекспира, друзья писателя, критики, представители прессы, а, может даже, нас посетит и сам автор, знаменитый У. Шекспир.
Ведущий: Шекспир – одно из ярчайших имен эпохи Возрождения. В его творчестве – 37 пьес, 2 поэмы, 154 сонета. Шекспир – одно из тех чудес, которым не перестаешь удивляться. Меняются эпохи, меняется облик земли, а людям все еще нужно и понятно то, что написал поэт, отдаленный от нас несколькими столетиями. Чем старше становится человек, тем больше глубин открывает от для себя в творчестве Шекспира. Для тех же, кто встречается с этим автором впервые, пусть сегодняшнее путешествие по страницам его жизни и произведений станет шагом в мир его поэтических образов.
Гаснет свет, гости зажигают свечи
Запись монолога Шекспира (на английском языке в исполнении актера):
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У каждого есть выходы, уходы и каждый
Не одну играет роль. Семь действий в пьесе той.
Сперва младенец, ревущий горькона руках у мамки.
Затем плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным,
Нехотя, улиткой ползущий в школу.
А затем любовник, вздыхающий как печь
С балладой грустной в честь брови милой.
А затем солдат, чья речь всегда проклятьями полна.
Обросший бородой как леопард, ревнивый к чести,
Забияка в ccope.
Затем судья
А последний акт
Конец всей этой странной, сложной пьесы.
Второе детство, полузабытье.
Без глаз, без вкуса, без всего.
Представители «желтой» прессы:
«Весь мир – театр, а люди в нем актеры»…
Что этим хотел сказать наш великий Уильям Шекспир?
Может драматург манипулирует нами, ведь именно он автор «этой странной, сложной пьесы»?.. Именно он самый таинственный на рубеже XVI-XVII вв. человек, с которого так и не удалось снять маску неизвестности...
А был ли Шекспир?
Ведь
∙ Не сохранилось ни одной рукописи Шекспира. Сохранились лишь шесть подписей на официальных документах сделанные его рукой.
∙ По утверждению Бена Джонсона Шекспир «знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески», хотя как показывают его пьесы он хорошо владел иностранными языками - французским, итальянским, греческим и латынью.
Вся семья Шекспира - отец, мать, жена, дети - были не грамотны. На данный момент нет ни одного сведения о том что сам Шекспир был грамотным.
Был ли этот человек в действительности тем, за кого мы его принимаем?
…. Гости, герои книг шумят: - Был, был, ЕСТЬ
ХОЗЯЙКА ПОДХОДИТ К СТОЛУ, проводит рукой по блюдцу.
МУЗЫКА. Появляется душа Шекспира
В зале шёпот. В зале темно, высвечивается портрет Шекспира
Звучит сонет №76 "Увы, мой стих" на музыку М.Таривердиева. ( читает «дух» поэта)
Музыка стихает, включается свет в зале.
Ведущий: Шекспир одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отделенный от нас несколькими столетиями. Давайте познакомимся с биографией этого человека
1 ведущий. Сын простого ремесленника-перчаточника – Шекспир родился в маленьком городке Стратфорде в самом сердце Англии, на зеленых, затененных высокими вязами берегах реки Эвон. (Дом Шекспира – проекция слайда на экран.)
2 ведущий. Тут и прошли детские годы старшего из восьми детей Джона Шекспира, занимавшегося не только изготовлением перчаток, но и торговлей мясом, шерстью, лесом и солодом. И не без успеха. Джон Шекспир был членом городского совета, а с 1568 г. – даже городским старейшиной.
(Грамматическая школа – проекция слайда на экран.)
3 ведущий: С восьми лет маленький Вильям посещал местную грамматическую школу, где занимались с 8 утра, до 5 вечера, с двухчасовым перерывом.
Скучная зубрежка латинских текстов, упражнения по риторике.… Не обходилось и без розог. Но было кое-что и интересное – в школе изучали произведения Овидия, отрывки из комедий Теренция и Плавта.
Музыкальная заставка.
1 ведущий:
С детства Шекспир полюбил родную природу, народные песни, легенды, которые органически вошли, в последующем в его произведения.
В Шервудском лесу скрываются Робин Гуд и его веселые товарищи. В гуще лесов, окружавших Стретфорд, пляшут в лунном свете Душистый Горошек, Паутинка; под старыми дубами на ложе из цветов спит их царица Титания, а из-под погреба на отцовской мызе вылезает веселый дух ночей Пэк-Робин, который “то сливки поснимает с молока, то забродить дрожжам мешает в браге, то ночью водит путников в овраге”, или, обернувшись колченогим стулом, смешит на посиделках молодежь. (СЛАЙД с героями) Музыкальная заставка и кадр из фильма “Сон в летнюю ночь”.
2 ведущий: Бывал, вероятно, на таких посиделках и молодой Шекспир. Но недолго. В ноябре 1582 года он женился на Энн Хоттуэй.
Чем занимался Шекспир в этот период, достоверно не известно. По одним версиям, он служил помощником учителя, по другим – помогал отцу в его работе. Резко ухудшается материальное положение семьи, вынудившее отца Шекспира заложить дом и землю, продать имущество. Нужно было что-то предпринять. Пришла пора прощаться с тихим маленьким Стратфордом, и выходить в большой мир на поиски лучшей судьбы и удачи. Это было тем более закономерно, что сама эпоха толкала людей на поиски нового.
1 ведущий
Один – на бой, чтоб счастье испытать,
Другие – в море для открытий новых,
Те – для науки в университеты …
(В. Шекспир “Два веронца”)
3 ведущий
Но ни один из этих путей для Шекспира не был пригоден. Он прибыл в Лондон в составе актерской труппы. Не легки были первые шаги молодого стратфордца. Началось с вражды. Дружба пришла позже.
Приблизительно в этот период произошло знакомство Шекспира с придворными аристократическими кругами. Не здесь ли встретил поэт и белокурого юношу, и смуглую даму – героев его сонетов, воспевающих прекраснейшие человеческие чувства – дружбу и любовь?
Чтение сонета 130 “Ее глаза на звезды не похожи” на английском языке.
My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red;
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damasked, red and white,
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in the breath that from my mistress reeks.
I love to hear her speak, yet well I know
That music hath a far more pleasing sound.
I grant I never saw a goddess go;
My mistress when she walks treads on the ground.
And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compar
Представители честной прессы:
1. Один из фактов о Шекспире: после писателей Библии, Шекспир является вторым самым цитируемым автором.
2. Oдин факт о Шекспире говорит о том, что слово «убийство» было придумано именно Шекспиром.
3. Одним из интересных фактов о Шекспире, является тот, что он не учился в университете, хотя он, как известно, был бессмертным поэтом и драматургом в мире, и считается одним из величайших деятелей литературы.
4. Один интересный факт о Шекспире говорит, что его сохранившиеся работы, в том числе соавторство, состоят из около 38 пьес, 154 сонета, две длинные поэмы и ряд других стихотворений.
5. Один из фактов о Шекспире указывает, что его пьесы были переведены на все основные языки жизни и выполняются чаще, чем у любого другого драматурга.
∙ Шекспир обладал гигантским словарным запасом - от 20 до 25 тысяч слов, современный же англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов.
∙ Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые.
1 ведущий. В ста пятидесяти четырех сонетах Шекспира отражен весь его богатый внутренний мир, его представления о том, что хорошо, и что есть плохо, его высокая гражданская принципиальность в оценках человеческих качеств и поступков, и не менее высокая оценка силы и значительности искусства. В сонетах тончайшие эмоции и философские раздумья органически сочетаются с чудесными описаниями природы.
Шекспир (душа) дает ему листок с новым сонетом.
Звучит сонет №22. Музыка ("Прелюдия").
1 ведущий: Последние десятилетия XVI в. на окраинах Лондона шла шумная жизнь. В узких улочках бедных кварталов ютились многочисленные таверны, где пили крепкий эль, ели пудинги, горланили песни, ругались, спорили, дрались. Находились здесь и места “простонародных развлечений” – арены для травли медведей, площадки для петушиных боев.
Показывается слайд с театром “Глобус”.
Тут же возвышались большие овальные (или восьмиугольные) деревянные сооружения, увенчанные балконами – театры для простонародья, высланные за Темзу суровыми “отцами города”.
После полудня на балконах взвевались флаги. Это означало, что скоро начнется представление, и “слуги лорда-камергера” будут иметь честь показать почтенным зрителям кровавые трагедии из бурного феодального прошлого Англии, или веселые приключения влюбленных, или представление шутов.
3 ведущий: В стенах этого театра всегда можно было встретить стройного кареглазого человека с приятным лицом и каштановыми волосами – Вильяма Шекспира.
Музыкальная заставка сопровождает текст. Сонет в исполнении Аллы Пугачевой «УЖ если ты разлюбишь так теперь…» (все танцуют)
Ж.пресса
Если Шекспир был, то почему в его завещании говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?
Был ли Шекспир? Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры».
Честная пресса
Шекспир был. В пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений (почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?). Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?
Ведущий Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо — свое собственное.
- Правда чувств – вот главный принцип Шекспира. Потому так впечатляюще всё то, что он написал. А его сонеты – поистине крик сердца.
*Звучит сонет № 13 «Не изменяйся, будь самим собой»
Не изменяйся, будь самим собой.
Звучат слова: "Был у меня отец!"
-В своих сонетах Шекспир провозглашает величие человека. Он славит в человеке здоровье, красоту, острый ум. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощённая временем.
*Звучат сонеты №5 « Украдкой время с тонким мастерством…»
№ 104 «Не нахожу я времени примет…»
- Немало сонетов посвящено даме. Возлюбленная Шекспира земная, из плоти и крови. Она как магнит притягивает к себе.
*Звучат сонеты №130 « Её глаза на звёзды не похожи…»
№ 94 Кто, злом владея, зла не причинит,
-О любви Шекспира, как он обрисовал её в своих сонетах, можно сказать словами А.С.Пушкина: «Ты любишь горестно и трудно».
*Звучит сонет №87 «Прощай! Тебя удерживать не смею» (муз.С.Никитина)
1-й: Большое место в творчестве Шекспира занимают комедии. Они лишены сатирической направленности. Зло лишь ненадолго одерживает победу. Добро неизменно торжествует.
2-й: Любовь царит в комедиях Шекспира. Все они о том, как молодые люди влюбляются и ищут счастья. В его пьесах все определяют сами люди. Даже воля родителей не имеет для них значения. Чувство оказывается сильнее всего, оно побеждает все препятствия. Неповиновение родительской воле - характерная черта нравов эпохи Возрождения. Каждый почувствовал себя как личность и поставил свои желания и интересы выше всего. В комедиях Шекспира, таким образом, отражена важная черта времени, когда родился индивидуализм. Все сказанное наиболее ярко проявилось в комедии "Укрощение строптивой".
1-й: Подлинная вершина творчества Шекспира - пять трагедий: "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Отелло", "Король Лир" и "Макбет". Они поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем.
2-й: У каждого есть свои любимые шекспировские пьесы, но никто не останется равнодушным, читая или видя на сцене печальный рассказ о любви и гибели Ромео и Джульетты, впервые поставленный в 1595 г. Для Шекспира любовь была могучей силой, способной возвысить человека, обогатить его душу, сделать его героем. Именно о такой любви и написана трагедия "Ромео и Джульетта".
1-й: "Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте".
-Шекспир столкнул чистую и безгрешную любовь с неустроенностью мира.
-Прекрасный итальянский городок Верона. Райский уголок, созданный, кажется, только для радости и счастья; но нет покоя людям: они ссорятся, убивают друг друга, подчас неведомо из-за чего.
-И в этом мире расцвела любовь двух юных сердец. Ромео, увлечённый друзьями на бал – маскарад в дом Капулетти, впервые встречает Джульетту. Один взгляд на юную красавицу – и меркнет красота Розалинды перед этой новой звездой.
*Разыгрывается сцена 5, третьего акта (Джульетта и Леди Капулетти) трагедии «Ромео и Джульетта».
*Звучит фрагмент финала балета «Ромео и Джульетта».
-Три юных жизни прервались в могильном склепе Капулетти – Ромео, Джульетты и столь же юного Париса, мечтавшего жениться на Джульетте. Смерть их трагична.
-В Вероне на кладбище и в наши дни показывают гробницу Джульетты. И многочисленные туристы не могут не посетить кладбище и не возложить цветы на могилы милых сердцу влюблённых.
-«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»Эти слова написаны несколько столетий назад. Но повесть о Ромео и Джульетте оживает снова и снова в опере Гуно, увертюре П.И.Чайковского, скульптуре Родена, фильме Дзеффирелли, балете Сергея Прокофьева.
*Звучит фрагмент музыки к балету, показываются слайды; читаются последние слова Ромео
Сцена из трагедии "Ромео и Джульетта". (Муз. Прокофьева, балет "Ромео и Джульетта").
Сцена бала-маскарада и первой встречи героев.
Сцена свидания на балконе.
Граф: Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте
Музыкальная заставка
Звучит сонет "Мешать соединенью двух сердец..." М.Таривердиева
3 ведущий. «Недавно, сам не зная почему, я потерял свою веселость и привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мироздания – земля – мне кажется бесплодною скалою…»
Кто это? Шекспир? Нет, это Гамлет. Но слова принца Датского, его настроения, взгляды на окружающий мир, удивительно близки к мыслям, выраженным самим автором в 66 сонете.
Просмотр сцены из спектакля «Гамлет», в главной роли И.Смоктуновский
Шекспир читает свой сонет № 25. .Музыка фоном
Кто под звездой счастливою рожден –
Хозяйка салона благодарит гостей за доставленное удовольствие
1 ведущий. Прошли века, и творческое наследие великого поэта и драматурга стало достоянием человечества. Бессмертные образы Шекспира живут своей жизнью на сценах театров и киноэкранах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия, посвященного жизни и творчеству Уильяма Шекспира.
Данное мероприятие включает в себя краткую инсценировку, обучающую песню и викторину о жизни великого драматурга. Костюмы для данного мероприятия очень легко сделать, а череп для Гамлета всегда можно ...
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...
Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок
Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...
Литературно-музыкальный салон "Королевство Шекспира"
Открытое мероприятие "Литературно-музыкальный салон "Королевство "Шекспира"" проведено в форме мастер-класса в рамках городского сетевого проекта "Тольятти - город мира&q...
Презентация Литературно-музыкальный салон. У.Шекспир
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира«Любил, люблю, любим…:...
Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира «Весь мир-театр»
В основе проекта «Литературно — музыкальный салон» лежат различные формы деятельности: литературная игра, музицирование (скрипка, фортепиано), театрализация. Все составляющие связаны...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...