Программы курсов внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Программы курсов внеурочной деятельности в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Культура чувашского народа» рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, 74 часа в год.
Актуальность.
Изобразительно – пластическая, поэтическая, музыкальная культура чувашского живое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающего поколения. Народная культура донесла до наших дней традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизованной массовой культурой. Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить национальные основы процесса становления и развития личности. Программа предоставляет право школьникам освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально – эстетического отношения к традиционной национальной культуре, способствует формированию эстетических знаний, пробуждению эстетической восприимчивости и закрепляет их в творческом опыте учащихся. Осуществляя преподавание в процессе реализации курса настоящей программы, удается выявить связь разных типов художественного творчества: народного искусства, музыкально-поэтического фольклора, обрядово – календарных праздников.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным и музыкальным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного и музыкального искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д.
Цель программы:
Развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству, через ознакомление с народной чувашской культурой через изучение чувашского фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование исполнительские навыки в области пения, движения.
- Освоение музыкально-игрового, хороводного, плясового детский репертуара, приуроченного к традиционным праздникам чувашского народного календаря.
- Изучение основ декоративно-прикладного искусства чувашкого народного творчества.
- Накопление знаний и представлений о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.
Воспитательные:
- Воспитать уважительное и бережное отношение к чувашскому народному творчеству как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.
- Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми. Воспитать творчески-активную личность
Цели и задачи программы целям и задачам программы дополнительного образования МБОУ СШ № 85 в плане обеспечения планируемых результатов по достижению учащимся начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
На ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Содержание программы
Введение.
Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.
Народное искусство
Разучивание прибауток, считалок. Детские жанры народно-песенного творчества песни-игры, игры-загадки, песни-танцы. Музыкальная азбука чувашского фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением. Малообъемные песни: песни-игры, считалки, потешки. Народная хореография Освоение движений. Основные положения ног. Основные положения рук. Выработка правильной осанки, умение легко бесшумно двигаться, «держать спину». Соединение рук в хороводе. Освоение кругового хоровода, хороводов « ручеёк», «воротца». Соединение изученных элементов с плясовыми песнями. Знакомство с шумовыми инструментами.
Народный календарь
Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Календарные праздники и обряды. Зимние, весенние, летние, осенние праздники. Происхождение праздников, связь их с природой. Подготовка и проведение праздника «Уллах».
Слушание музыки
Прослушивание народных песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детских фольклорных коллективов, фрагментов из опер чувашских композиторов, в которых использованы народные мелодии.
Знакомство с национальными шумовыми инструментами. Чувашские гусли, балалайка, барабан, гармошка, волынка, свистульки.
Символы чувашских узоров. Плоскостные композиции из бумаги. Узоры из бумажных лент. Знакомство с национальными вышивками. Узоры из символов.
Объемные игрушки из яичной скорлупы. Поделки из ниток. Узоры на национальных костюмах. Памятные сувениры. Национальный чувашский орнамент.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием конкретными задачами.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, изобразительное искусство - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков преподавателем проводится анализ выполнения детьми творческих заданий. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса, анкетирования обучающихся и их родителей.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, творческие отчеты, выставки работ учащихся.
Формы и методы обучения
В процессе обучения используются следующие формы работы:
- практические тематические занятия;
- беседы;
- мастер-класс народных исполнителей и умельцев;
- фольклорные праздники;
- отчетные концерты;
- экскурсии;
- посещение театров, музеев, концертов;
- совместный досуг детей и родителей.
При изучении тем используются:
- наглядные пособия;
- изделия народных промыслов;
- традиционные предметы домашнего обихода;
- национальные костюмы;
- фото, аудио, видеоматериалы;
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. В фольклорном ансамбле «Парне» праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря: «Уяв», «Сурхури», «Саварни», «Манкун», «Акатуй». Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.
Ожидаемые результаты работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни.
Формирование личностных универсальных учебных действий:
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их;
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
- самостоятельный поиск необходимой и (или) недостающей информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в интернете, у взрослых и др.);
- использовать знаки, символы, модели, схемы и др. для представления результатов исследования;
- высказываться в письменной и устной формах;
- владеть навыками смыслового чтения;
- устанавливать причинно-следственные связи и т.д.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- умение выслушивать мнение других и принимать их;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться, приходить к общему решению,
- Владеть монологической и диалогической формами речи
Литература:
- Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994. 2.Емельянов В.Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.,2000 3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Под ред. О. Е. Лебедева. —М., 2000.
- Вдовина И. Юрлакан чаваш халах юррисем /А.А.Осипов пухса хатерлене. Шупашкар, 1985.
- Кондратьев М.Г.О Ритме чувашской народной песни. М.,1990 Лаврентьева С.Г. Чувашские народные песни для детей. Чебоксары,2002.
- Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб.статей. М.,1987. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. М.:Современник,1991.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. — М., 1996. 10.Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учебное пособие. - Казань:ГранДан,2002.
- Чебоксары, 1993.Покровский Е.А. Детские игры. СПб.,1994.
- Прыгунова Е.Н., Разумов И.А. Преподавание фольклора: Метод, пособие. СПб.,2001.. Пушкина С. И. Мы играем и поем. — М., 2001 16.Скворцов М.И. Культура чувашского края. Ч.1. Чебоксары, 1994.
- Чувашский детский музыкальный фольклор: Программа и метод.указания/сост.В.П. Казакова ,В.Н.Михайлова. Чебоксары,2005.
- Чувашские народные песни для детей: Метод, пособие для классной и внеклассной работы /Ильгачева Р.И.. – Чебоксары.,2008.
- Чувашское народное искусство. Чебоксары,1981г.
- М.С. Спиридонов. Чувашский орнамент. Ч.-2010г.
- Е. Жачева. Чувашская вышивка. Ч.-2006г.
- Г.А. Никитин, Т. А. Крюкова. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч.-1969г.
- Н. И. Дмитриева, В. П. Никитин. Мир чувашской культуры. Ч.-2007г.
- Й. Брогьяньи. Традиционные узоры и орнаменты. Вышивка крестом. Ч.-2011г.
- Ф.В. Искандеров, И. Ф. Искандеров, Е. Ф. Костина «Азбука чувашских орнаментов и эмблем». Ульяновск – 2008г.
- Халăх йăли – пурнăç йĕрки. Сценарисем. 1 пай. Шупашкар – 2003г.
- Елена Енькка. Повествование о чувашах. Чебоксары – 2012г.
- Е.П. Кондратьев. Проекты: проблемы, поиск, опыт. Чебоксары - 2007г.
- «Пирĕн пĕчĕк театр». Шупашкар – 2007ç.
- Когда кончаются уроки. Йошкар-Ола – 2003г.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ | тема | кол-во часов | дата проведения | примечание |
Введение. Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении. | 2 | |||
Мир красоты и мудрости. | 2 | |||
Работа с природным материалом. | 2 | |||
Плоскостные композиции из бумаги. | 2 | |||
«Ниточная страна». Аппликации из нитяной крошки. | 2 | |||
Народное искусство. Слушание народных песен. | 2 | |||
Знакомство с детскими коллективами чувашской песни. | 2 | |||
Детские жанры народно-песенного творчества. | 2 | |||
Игры-загадки. | 2 | |||
Песни-танцы. | 2 | |||
Разучивание прибауток, считалок. | 2 | |||
Знакомство с календарными праздниками и обрядами. | 2 | |||
Волшебный мир слов. Игры со словами. Слова-загадки. | 2 | |||
Чувашские народные игры. | 2 | |||
Игровые ситуации. Пропевание колыбельных песен. | 2 | |||
Чувашская народная песня - игра «Рыбаки» | 2 | |||
Знакомство с чувашскими инструментами | 2 | |||
Работа с шумовыми инструментами. | 2 | |||
Работа над музыкальной композицией. | 2 | |||
Прослушивание народных песен в исполнении народных мастеров и профессиональных певцов. | 2 | |||
История возникновения чувашских народных танцев. | 2 | |||
Разучивание основных положений ног в чувашском танце. | 2 | |||
Танцевальные шаги чувашского танца (элементы). | 2 | |||
Чувашские переменные шаги. (элементы). | 2 | |||
Танцевальный бег (элементы). | 2 | |||
Дроби. Притопы (элементы). | 2 | |||
Притопы с прискоком (элементы). | 2 | |||
Подготовка праздника «Уллах» | 2 | |||
Подготовка праздника «Уллах» | 2 | |||
Праздник «Уллах» . | 2 | |||
Посещение музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева» | 2 | |||
Посещение музея «Выставочный зал на Покровской» Экскурсия. | 2 | |||
Устный журнал «Мои впечатления от посещения музея» | 2 | |||
Прогулка в Винновскую рощу | 2 | |||
Подготовка к заключительному концерту. | 2 | |||
Подготовка к заключительному концерту. | 2 | |||
Заключительное занятие-концерт. | 2 | |||
итого | 74 |
2 год обучения
№ | тема | кол-во часов | дата проведения | примечание |
Искусство чувашского народа. | 2 | |||
Чувашский музыкальный фольклор. | 2 | |||
Музыкально-поэтический фольклор. | 2 | |||
Народное искусство. Слушание народных песен. | 2 | |||
Сказки чувашского народа. | 2 | |||
Рисование по мотивам чувашских народных сказок | ||||
Инсценирование фрагментов сказок. | 2 | |||
Памятные сувениры. | 2 | |||
Национальный чувашский орнамент. | 2 | |||
Национальный костюм. | 2 | |||
Особенности мужского чувашского национального костюма. Рисование «Украшение головной повязки масмак». | 2 | |||
Изготовление бус и кулонов к чувашскому национальному костюму. | 2 | |||
Аппликации из ткани. | 2 | |||
Вышивка лентами. | 2 | |||
Проект «Чувашский подарок» | 2 | |||
Проект «Чувашский подарок» | 2 | |||
Праздники на земле Улыпа. Сурхури (Рождество) | 2 | |||
Праздники на земле Улыпа. Саварни (масленица) | 2 | |||
Праздники на земле Улыпа. Манкун (Пасха). | 2 | |||
Танцевальные шаги чувашского танца (элементы). | 2 | |||
Танцевальные шаги. Дробная дорожка. | 2 | |||
Чувашский хоровод. | 2 | |||
«Круг в круге», «восьмерка», «улитка» | 2 | |||
«Змейка», «Колонна» | 2 | |||
Соединение разученных движений в танце. | 2 | |||
Подготовка праздника «Уллах» | 2 | |||
Подготовка праздника «Уллах» | 2 | |||
Праздник «Уллах». | 2 | |||
Детские и молодежные игры чувашского народа. | 2 | |||
Разучивание элементов чувашской народной игры. | 2 | |||
Наща современница детская писательница и композитор Валентина Тарават. | 2 | |||
Стихи и песни В. Тарават. | 2 | |||
Экскурсия в сквер к памятнику И.Я. Яковлева | 2 | |||
Посещение музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева» | 2 | |||
Устный журнал «Мои впечатления от посещения музея» | 2 | |||
Подготовка к заключительному концерту. | 2 | |||
Заключительное занятие-концерт | 2 | |||
итого | 74 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Хоровое пение» составлена на основе программы «Коллективное музицирование. (хор)» Министерство культуры РФ 2008 г. Программа рассчитана на 7 лет обучения. Возраст детей от 7 до 14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, 74 часа в год.
Направленность программы “Хоровое пение” по содержанию является художественно-эстетической; по форме организации – групповой; по времени реализации – длительной подготовки.
Хоровое пение – основа музыкальной культуры народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое “ я”, открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена.
В условиях общеобразовательной школы кружок хорового пения – самый доступный вид исполнительской деятельности. Для того чтобы научить ребенка певческому искусству, необходимо работать над вокально-хоровыми навыками, а так же формировать интерес к хоровому искусству через репертуар.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки; создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
- Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
- Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
- Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке.
Программа хорового пения основана на разнообразном музыкальном материале, в том числе и на произведениях композиторов-классиков. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Классическая музыка благотворно руководит психическим развитием детей.
Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок. Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность прожить несколько жизней вместо одной. Задача учителя музыки - открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности.
Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.
Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.
Программа хорового пения имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.
Новизна программы состоит в том, что в программе “Хоровой класс” делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В.Емельяному (1-й цикл – артикуляционная гимнастика, 2-й цикл — интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой. Отличительной особенностью данной программы является и то, что она ориентирована на воспитание у учащихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных мероприятиях, концертах, конкурсах.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения: сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
Цель программы: музыкально-эстетическое воспитание детей путем подъема и развития хоровой культуры.
Задачи:
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству;
- Создавать условия реализации творческих способностей;
- Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
- Формировать вокально-хоровые навыков;
- Развивать уровень исполнительского мастерства;
- Развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Организация процесса обучения.
“Хоровое пение” – практико-ориентированный курс. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться интересами обучающихся и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединенными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса.
При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава. Первый состав объединяет учащихся первого, второго, третьего, четвертого классов, во второй состав входят учащиеся пятого, шестого, седьмого, восьмого классов.
При выборе репертуара педагогу следует исходить, прежде всего, из певческих возможностей хорового коллектива, но и не забывать о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Поэтому в репертуаре произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Репертуар необходимо ежегодно обновлять.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
Содержание программы.
Программа “Хоровое пение” для каждого хорового состава имеет следующие направления:
Вводное занятие. Знакомство с режимом работы, правилами поведения, предмет и его особенности, просмотр портфолио хора.
Диагностика.
Диагностика проводится с целью определения уровня развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков, динамики развития творческих способностей обучающихся, и делится на начальную (первичную для обучающихся 1 класса), срезовую и итоговую.
Первичная диагностика: выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика: выполнение диагностических тестов, проведение музыкально-дидактических игр.
Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально-дидактическими играми.
Итоговая диагностика: концертные выступления, участие в музыкальных спектаклях.
Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков.
Овладение певческими навыками является результатом большой работы руководителя и всего хора; задача педагога – упорядочить и воспитать вокальные возможности учащихся. К певческим навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ритмичность, выразительность и экспрессия. Певческие навыки, тщательно согласованные, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга, должны представлять собой стройную систему. Для этого необходимо постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей детей.
Работа над звукообразованием:
- работа над свободным, полетным, звонким, естественным звучанием;
- работа над округлым звучанием гласных;
- работа над ровностью и однородностью звучания голоса по всему диапазону;
- выработка хорошего унисона;
- освоение в пении динамических оттенков;
- работа над протяженностью и сглаженностью гласных.
Работа над дыханием:
- обучение короткому, энергичному, с небольшой задержкой вдоху;
- формирование певческого выдоха за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы;
- недопустимость смены дыхания в середине слова;
- обучение вдоху в характере и темпе произведения;
- сохранение вдыхательной установки в пении;
- быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе;
- цепное дыхание в длинных фразах.
В работе над дыханием педагогу следует использовать дыхательную гимнастику, включая элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, а также упражнения, развивающие глубину вдоха и протяженность выдоха.
Работа над дикцией:
- работа над расслаблением артикуляционного аппарата;
- работа над округлостью гласных звуков и их протяженностью;
- тщательное и быстрое произношение согласных при скоплении их в соседних слогах;
- раздельное произношение двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом;
- совершенствование у детей умения деления на “вокальные слоги” в пении;
- правильное произношение текста, выделение логического ударения;
- правильное соотношение ударных и безударных слогов;
- соблюдение правил вокальной орфоэпии.
Работа над стройностью:
- точное воспроизведение звуков данной высоты;
- звучания интервалов как мелодических, так и гармонических (в двухголосии);
- “звуковой диктант”;
- повторение фраз различными способами: медленно, быстро, легато, стаккато, форте, пиано...
Работа над ритмичностью:
- требовать от хора дружного, точного начала и окончания пения, соблюдения пауз и т. д.;
- не делать отклонения в темпе;
- не допускать искажения замысла композитора.
Работа над выразительностью и экспрессией (работа над художественным произведением в целом):
- иметь ясное представление о характере и стиле исполнения;
- наличие систематической работы над всеми вышеуказанными элементами хоровой звучности;
- указывать на общий характер звучания;
- обсуждение характера исполнения.
Разучивание репертуара.
Занятия проводятся отдельно с разными составами и включают в себя: прослушивание произведения, его обсуждение, разучивание по фразам, куплетам, соединение с фонограммой. На протяжении разучивания репертуара ведется работа над вокально-хоровыми навыками. Ежегодно репертуарный список песен обновляется с учетом интересов и способностей детей.
Музыкальная гостиная.
В течение года ведется работа над музыкальной постановкой. Это может быть музыкальный спектакль, музыкальная сказка, тематический вечер, опера, мюзикл.
Экскурсии, посещение концертов.
Ежегодно обучающиеся ходят на экскурсию в музыкальную школу, где знакомятся с музыкальными инструментами, общаются и делятся опытом с обучающимися музыкальной школы. По возможности посещаются концерты, которые проводятся в городе.
Итоговые занятия: концерты, музыкальные спектакли, вечера, конкурсы.
Выступления на школьных праздниках. Музыкальные постановки для обучающихся и родителей. Выступления на городских праздниках, Участие в конкурсах. Выступления на различных мероприятиях в составе хора.
Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования «Хоровое пение»
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения:
- Иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях.
- Иметь навыки музыкального восприятия.
- Уметь передать свои впечатления в словесной форме.
- Иметь навыки концентрации внимания, слуха, координации движений.
- Иметь представление об устройстве речевого аппарата.
- Иметь представление о средствах музыкальной выразительности.
- Иметь навыки игры на шумовых инструментах.
- Иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования.
- Иметь навыки хорового пения.
- Иметь представление о сценической культуре.
- Иметь навыки выступления на концертах.
Знания, умения и навыки в конце второго года обучения:
- Иметь навыки концентрации слуха, внимания.
- Иметь представление об основных вокальных жанрах.
- Иметь основные вокально-хоровые навыки.
- Иметь навыки восприятия музыки, уметь анализировать ее по средствам выразительности.
- Знать ноты, различать их по высоте и длительности.
- Иметь навыки пения по нотам.
- Иметь навыки игры в шумовом оркестре.
- Иметь навыки работы над выразительностью исполнения.
- Иметь навыки сольного и хорового пения.
- Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Знания, умения и навыки в конце третьего года обучения:
- Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
- Знать понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза.
- Уметь применять полученные знания на практике.
- Уметь петь по нотам.
- Знать основы техники пения.
- Иметь навыки интонирования, правильного звукообразования.
- Уметь анализировать музыкальное произведение.
- Иметь навыки работы с микрофонами.
- Иметь навыки концертной деятельности.
Знания, умения и навыки в конце четвертого года обучения:
- Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
- Знать понятия: партитура, сольфеджио, размер, такт, тактовая черта.
- Иметь навыки сольного пения, пения двухголосием, каноном.
- Уметь управлять интонацией голоса.
- Иметь навыки сольфеджирования.
- Иметь навыки чтения ритмического рисунка, нотной записи.
- Владеть приемами певческого дыхания.
- Иметь навыки работы над воплощением сценического образа в пении.
- Применять полученные знания на практике.
- Иметь навыки концертной деятельности.
Знания, умения и навыки в конце пятого года обучения:
- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений.
Знания, умения и навыки в конце шестого года обучения:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
Знания, умения и навыки в конце седьмого года обучения:
- знания основного вокально-хорового репертуара;
- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- умение осуществлять элементарный анализ музыкального текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- навыков импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Способы проверки результатов освоения программы.
Первичная диагностика (для обучающихся 1-го класса): выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика (для обучающихся 2–5-х классов): выполнение диагностических тестов, проведение музыкально – дидактических игр.
Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально – дидактическими играми.
Итоговая диагностика: концертные выступления, участие в музыкальных спектаклях.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной программы является постановка музыкальных спектаклей, концерты, участие в конкурсах
Учебно-тематический план
Младший хор (1 -4 классы)
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. Итого: | 50 14 10 74 | 4 2 4 10 | 46 12 6 64 |
Старший хор (5 – 7 классы)
Содержание и виды работ | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. Итого: | 52 14 8 74 | 2 3 2 7 | 50 11 6 67 |
Содержание программы
1.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
3.Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Приемы развития слуха и голоса:
- Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз.
- Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.
- Использование ручных знаков в пении упражнений, мелодий, песен.
- Пение без сопровождения.
- Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
- Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
- Выразительная фразировка, логические ударения, активная артикуляция при пении текста.
- Сознательное управление дыханием, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.
- Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
- Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.
Охрана здоровья и жизни детей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и поэтому забота о здоровье детей- важная задача педагога. Учитывая состояние физического развития детей, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же знаний педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены ( опрятность костюма и причёски, чистота тела).
Хоровые занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. Необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения (особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования, правильное пение, несомненно, является средством охраны
Список литературы:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
- Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
- Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
- Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
- Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
- Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
- Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г.
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» 02.04 2002 г. № 13-51-28/13
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Постановление Правительства Ульяновской области от 6 апреля 2011 г. N 13/143-П " Областная целевая программа "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011-2015 годы" (с изменениями от 5 августа 2011 г.)
- Положение о дополнительном образовании МБОУ СОШ № 85
- Программа дополнительного образования на 2015 – 2016 учебный год
- Приказ МБОУ СШ № 85 «Об организации работы объединений дополнительного образования» от 01. 09. 2015
Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 76 часов в год.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы: Овладение основами вокально-исполнительского искусства, музыкального образования
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующиезадачи:
- Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
- Развить навыки вокала, а именно:
- учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
- исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
- Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
- Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
- Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
- Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- Научить импровизировать.
Цели и задачи программы целям и задачам программы дополнительного образования МБОУ СШ № 85 в плане обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
На ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемыеприемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, творческие отчеты
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игры на длительности и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодий.
9.Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный подход в решении поставленных задач. Последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием конкретными задачами.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла:
- на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимые слова в сочетании, умение соблюдать правильную интонацию при произношении;
- на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать, сравнивать образную систему, средства художественной выразительности;
- на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Реализациюцелевого назначения программы обеспечивают следующиеиспользуемыеметоды и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
Предпочтительными формами организации вокальной деятельности обучающихся 2 класса являются музыкальные занятия, занятия – концерты. Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам в следующей форме:
- бесед, где излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
- практических занятий, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов;
- занятий-концертов, которые проводятся для самих детей, педагогов, гостей и родителей.
Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков преподавателем проводится анализ выполнения детьми творческих заданий. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса, анкетирования обучающихся и их родителей. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Требования к уровню освоения программы «Мир вокального искусства»
Обучение вокалуобеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественно-эстетических проектах школы, культурных событиях города, региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- формирование культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентностей;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
В результате изучения курса обучающиеся научатся знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова: «петь мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты (названия нот, скрипичный ключ, нотный стан, мажор, минор);
- особенности народного творчества (народные песни)
К концу года обучающиеся должныуметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения (не форсировать звук);
- на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы одну фразу из песни (с сопровождением и без сопровождения);
По итогам года обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | кол-во часов | дата проведения | примечание |
ТБ «О правилах пения». Введение «Летние впечатления» Голосовой аппарат. Звук и его свойства | 2 | 3.09 | ||
Звук. Тембр звука. Вокально-хоровая работа. | 2 | 10.09. | ||
Детские песни в нашей жизни. Музыкальная викторина | 2 | 17.09 | ||
Репетиция концерта, посвященного дню учителя | 2 | 24.09 | ||
Русский фольклор. Работа над фразировкой | 2 | 1.10 | ||
Упражнения на развитие унисона. Песни из мультфильмов | 2 | 8.10 | ||
Великие вокалисты. Формы и жанры вокальной музыки | 2 | 15.10 | ||
Репетиция к празднику «День Семьи» | 2 | 22.10 | ||
Индивидуальная вокальная работа. Вокальная позиция. Работа над песней. | 2 | 29.10 | ||
Песни нашего края. Вокально-хоровая работа | 2 | 5.11 | ||
Подготовка к концерту, посвященному Дню Матери | 2 | 12.11. | ||
Репетиция к празднику «День рождения школы» | 2 | 19.11 | ||
Подготовка к фестивалю искусств. | 2 | 26.11 | ||
Выступление на школьном фестивале искусств | 2 | 3.12 | ||
Знакомство с репертуаром для новогодних праздников | 2 | 10.12 | ||
Новогодние песни-игры. Музыкальная история Нового года | 2 | 17.12 | ||
Выступление на новогодних праздниках. Музыка Рождества | 2 | 24.12 | ||
Выступление на новогодних праздниках. | 2 | 31.12 | ||
Звуковедение. Формирование гласного звука. Работа над песней. | 2 | 14.01 | ||
Дикция вокальных звуков. Работа над песней. | 2 | 21.01 | ||
Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок. Вокально-хоровая работа | 2 | 28.01 | ||
Развитие диапазона. Чистота интонации. Работа над песней | 2 | 4.02 | ||
Подготовка к концерту, посвященному Дню защитника Отечества | 2 | 11.02 | ||
Участие в концерте, посвященном Дню защитника Отечества | 2 | 18.02 | ||
Подготовка к концерту, посвященному международному женскому дню | 2 | 25.02 | ||
Участие в концерте, посвященном международному женскому дню | 2 | 4.03 | ||
Выступление на празднике Масленицы | 2 | 11.03 | ||
Регистры. Вокально-хоровая работа | 2 | 18.03 | ||
Сценическое мастерство. Вокально-хоровая работа | 2 | 25.03 | ||
Подготовка и выступление на городском конкурсе «Юные таланты Ульяновска» | 2 | 1.04 | ||
Знакомство с вокализами. Вокально-хоровая работа | 2 | 8.04 | ||
Кантиленное пение. Пение с речитативом. Работа над песней | 2 | 15.04. | ||
Динамические оттенки. Интонационная работа. | 22.04 | |||
Подготовка к концерту для жителей микрорайона «Фейерверк Победы» | 2 | 29.04 | ||
Концерт для жителей микрорайона «Фейерверк Победы» | 2 | 6.05 | ||
Открытое занятие для родителей | 2 | 13.05 | ||
Репетиция концертных номеров для праздников, посвященных окончанию учебного года | 2 | 20.05 | ||
Выступления на праздниках, посвященных окончанию учебного года | 2 | 27.05 | ||
итого | 76 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...