Кружок "Творческий калейдоскоп"
рабочая программа на тему
Программа курса внеурочной деятельности для 1-5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_1-5_kl.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю
МО учителей предметников с зам. директора по УВР Директор МБОУ «Брин-
Протокол № от …………Полидаускене Л.В. Наволоцкая СШ»
Руководитель МО ……….. . .………..С.В.Юркина
Программа курса
внеурочной деятельности
«Творческий калейдоскоп»
для обучающихся 1-5 классов
Попова Анастасия Александровна
учитель технологии
МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»
п. Брин-Наволок
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Необходимость в создании данного кружка существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель кружка: - развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Основные задачи кружка:
- обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;
- развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
- сформировать у учащихся обширное представление о рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
- развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
- воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Программа для обучающихся 1-5 классов, рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).
Срок реализации 1 год.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
1 раздел «Введение»
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий кружка. Презентация «Цель и задачи на год».
2 раздел «Лепим из солёного теста»
Материалы и инструменты. Основные этапы изготовления изделий из соленого теста. Замешивание теста. Лепка деталей. Обжиг. Раскрашивание изделий. Выставка работ.
3 раздел «Бумагопластика»
Знакомство с новым видом деятельности – торцевание. Изготовление изделия в технике торцевание. Выставка работ.
4 раздел «Бисероплетение»
История бисероплетения. Материалы и инструменты для работы. Изготовление изделий. Конкурс на лучшую работу.
5 раздел «Роспись по дереву»
Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение и композиция. Выполнение упражнений. Работа над росписью по ракульским мотивам. Работа над росписью по ракульским мотивам. Декоративное оформление деревянных изделий. Выставка работ.
6 раздел «Декупаж»
Современное декоративно-прикладное искусство Архангельской области. Из истории возникновения техники «Декупаж». Материалы и инструменты. Виды декупажа. Декорирование предметов. Оформление выставки.
7 раздел «Батик»
Батик. Техника росписи ткани «холодный батик». Выполнение эскиза росписи. Инструменты, оборудование и материалы для «батика». Подбор резерва, красителей, инструментов. Роль резерва и способы нанесения его на ткань. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань. Изготовление картины в технике «батик». Закрепление рисунка. Подготовка и оформление работ по итогам года. Выставка лучших работ.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
К концу обучения дети должны знать:
разнообразные техники выполнения работ, с использованием различного материала;
основные приёмы создания композиций через декоративное творчество;
алгоритм технологического процесса выполнения творческой работы;
термины и понятия предусмотренные программой.
К концу обучения дети должны уметь:
использовать различные технические приёмы при выполнении творческой работы;
работать с ножницами и другими инструментами;
планировать работу и организовывать своё рабочее место;
работать индивидуально, в группе, в коллективе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий | Дата по плану | Дата проведения фактич. |
1 | 1 | Вводное занятие. Правила ТБ при проведении занятий кружка. | Беседа, показ презентации | |||
2 | 1 | Материалы и инструменты. Основные этапы изготовления изделий из соленого теста. | Беседа, показ презентации. Изготовление изделия | |||
3 | 2 | Замешивание теста. Лепка мелких орнаментальных деталей. Обжиг. | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
4 | 3 | Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
5 | 4 | Объемные лепные фигурки | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
6 | 5 | Рамка с бабочкой | Изготовление изделия | КТД | ||
7 | 6 | Сложная композиция и панно на тему «В гостях у сказки». Выставка работ | Изготовление изделия. Оформление выставки | КТД | ||
8 | 1 | Знакомство с новым видом деятельности - торцевание | Беседа, показ презентации | |||
9 | 2 | Торцевание «Золотые рыбки» | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
10 | 3 | Торцевание «Золотые рыбки» | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
11 | 4 | Выставка работ обучающихся | Оформление выставки | КТД | ||
12 | 1 | Из истории бисероплетения. Материалы и инструменты для работы | Беседа, показ презентации | |||
13 | 2 | Простая цепочка. Цепочка с бугорками | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
14 | 3 | Цепочка «Зигзаг» | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
15 | 4 | Браслет и серьги «Цветочки» | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
16 | 5 | Фенечки из цепочки «Крестик» | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
17 | 6 | Изготовление браслета «Змейка» | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
18 | 7 | Конкурс на лучшую работу | Конкурс | КТД | ||
19 | 1 | Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Выполнение упражнений | Беседа, Выполнение упражнений | |||
20 | 2 | Работа над росписью Ракульская роспись как один из видов северодвинской росписи. | Беседа, показ презентации | Индивидуальная работа | ||
21 | 3 | Выполнение основных элементов росписи: завитки, усики, капельки, листочки, бордюры, ракульские птицы. | Роспись | Индивидуальная работа | ||
22 | 4 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Ракульской росписи. | Роспись изделия | Индивидуальная работа | ||
23 | 5 | Работа над росписью Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи - «розан» и «ромашка», «купавкой» и «бутоном» | Беседа, показ презентации | Индивидуальная работа | ||
24 | 6 | Знакомство с художественными элементами городецкой росписи – «листьями» и «кустиками» | Работа над росписью | Индивидуальная работа | ||
25 | 7 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца. Выставка работ. | Роспись изделия Оформление выставки | КТД | ||
26 | 1 | Современное декоративно-прикладное искусство Архангельской области | Беседа | |||
27 | 2 | Из истории возникновения техники «Декупаж». Материалы и инструменты | Беседа, показ презентации | Индивидуальная работа | ||
28 | 3 | Виды декупажа. Выбор предмета для декорирования | Беседа. Декорирование изделия | Индивидуальная работа | ||
29 | 4 | Техника работы с салфеткой. Декорирование бутылки. | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
30 | 5 | Декорирование цветочного горшка. Оформление выставки | Изготовление изделия Оформление выставки | КТД | ||
31 | 1 | Батик. Техника росписи ткани «холодный батик». Выполнение эскиза росписи | Беседа. Выполнение эскиза росписи | Индивидуальная работа | ||
32 | 2 | Роль резерва и способы нанесения его на ткань. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
33 | 3 | Изготовление картины в технике «батик». Закрепление рисунка | Изготовление изделия | Индивидуальная работа | ||
34 | 4 | Подготовка и оформление работ по итогам года. Выставка лучших работ. | Оформление выставки | КТД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по географии "Географический калейдоскоп"
Ученикам всегда интереснее изучать науку за пределами учебника...
План декады «Химический калейдоскоп»
План декады «Химический калейдоскоп»14.10.10 -24.10.10Девиз: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи)...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
"Музыкальный калейдоскоп"
Конспект игры по музыке в 3 классе....
Технология "Калейдоскоп"
Благодаря технологии "Калейдоскоп" в каждой малой группе в процессе взаимодействия образуется эффект синергии. Взаимодействуя в творческом союзе, ученики находятся в соотношени...
Сценарий "Калейдоскоп ТV"
Вас приветствует телевизионный канал «Калейдоскоп TV». Итак в эфире « Телеанонс». Сегодня в программе: «Там- Там новости», «Пока все в школе», «Счастливый школьный случай», «Очумелые ручк...
Спортивный калейдоскоп
Сценарий спортивного праздника в школе...
- Мне нравится (1)