конспект занятия " Сотвори своё будущее".
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Конспект занятия для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по нравственному воспитанию | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сотвори свое будущее»
Цели и задачи: помочь учащимся ориентироваться во взрослой жизни. дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Оборудование: тест, пазлы, презентация гостя, плакат "Лестница счастья", ручки, памятка, проектор.
Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выучить стихотворение.
Ход мероприятия
- Здравствуйте дети и гости нашего открытого занятия.
1. Вступительное слово:
В детстве весь мир — словно мать молодая,
Вечно жалеет нас, все тормошит,
Все наши глупости вмиг оправдает,
Каждую прихоть исполнить спешит...
Возраст подростка.
О, мир изменился —
Смотрит теперь как суровый отец...
Как он пристрастен! И так изострился,
Словно гравера искусный резец...
Вы – на пороге взрослой жизни. Пришло время задуматься над целью вашей жизни, над своим призванием. «Слово «призвание» родилось от слова зов. Прежде всего – зов собственного сердца.» (К. Паустовский)
Поиск себя лучшие люди Земли всегда начинали с решения главных вопросов:
Сначала – каким быть, а потом уже – кем быть.
2. Мозговой штурм . Послушайте басню Сергея Михалкова
Муха и пчела
Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала —
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...
«Летим со мной! — так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая.
— Я угощу тебя! Там — в доме, на столе —
Такие сладости остались после чая!
На скатерти — варенье, в блюдцах — мед.
И все — за так! Все даром лезет в рот!»
«Нет! Это не по мне!» — ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» — лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...
Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
- О чем говорится в этой басне? В какой из ролей вам хотелось бы прожить жизнь? Можете ли вы привести примеры к этой басне из жизни, из литературы?
-«Сотвори свое будущее» - означает суметь самому себя воспитать, сформировать свою готовность к реальной послешкольной жизни.
3. Диспут. - В молодости Л.Толстой сделал такую запись: «… имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часа и для минуты, жертвуй низшие цели высшим».
- Что имел в виду Л.Толстой?
-Легкомысленное отношение к своему будущему может стать необратимым. Нужно научиться правильно распоряжаться своим временем, разработать для себя разумный план деятельности. Каждому, кто заканчивает школу, надо хотеть, надо сметь, надо брать на себя груз ответственности за собственное будущее.
Сегодня на нашем занятии присутствует гость неоднократный чемпион мира по подводному плаванию в ластах, мастер спорта России международного класса, обладатель звания Томич года в 2016 году, студент 3-го курса Политехнического университета Дмитрий Журман. Дима присоединится к нашему диспуту и поделится своим жизненным опытом.
вопросы к гостю
гость предлагает ученикам сделать с ним физминутку
-Зачастую бывает, что стремишься к одному, а получаешь совсем другое. Едва ли найдется человек, который бы не стремился к успеху. Хотят все, но добиваются не многие. Почему так много молодых людей безуспешно пытаются войти в послешкольную жизнь, теряют веру в свое будущее и плывут по течению.
Тест «Мои ценности».
-Сейчас я предлагаю вам пройти тест. Вы должны проставить рядом с каждым обсуждением цифру, которая будет обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, втором, третьем и т.д. Итак, перечень возможных ценностей:
Цифра (от 1 до 12), обозначающая важность ценности по вашему мировозрению | |
материально обеспеченная жизнь; | |
счастливая семейная жизнь; | |
здоровье; | |
творчество; | |
наличие хороших и верных друзей; | |
свобода как независимость в действиях и поступках; | |
любовь; | |
уверенность в себе; | |
интересная работа; | |
красота природы и искусства; | |
познание, стремление к новому; | |
активная, деятельная жизнь. |
Воспитатель предлагает желающим зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей.
- «Как вы думаете, отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей?»
4. Домашнее задание
-Я предлагаю вам провести дома мини исследовательскую работу: «Ценности детей и родителей» ( всем учащимся необходимо протестировать своих родителей по методике «Мои ценности». На следующем занятии мы с вами сравним результаты тестирования родителей и ваши и проанализируем, какие ценности чаще встречаются на первых/последних местах в ответах родителей, детей, какие совпадают, какие нет и т. д.).
5. диспут.
-Что нам должно помочь для достижения цели?
Есть такая порода — пройдет невредимый
Меж любых жерновов, перетерших муку...
А другой человек робок неодолимо
— Этот — не хозяин и собственному куску.
Есть такой, что па льва разъяренного вспрыгнет,
Да еще и добьется, чтоб тот его вез...
А другой — только серую мышку увидит —
Прочь поводья, а воз между тем под откос...
Этот неистребимо живучий и цепкий,
А другому достатка вовек не узнать,
Тот — как дуб, а вот этот — как хлипкая щепка...
Зреньем ястреба третий привык щеголять...
Души одних подобны реке полноводной,
Дух других вознесен выше горных окраин...
Да,-воистину, всяк у природы свободной —
Самая важная тайна из тайн!..
(Айдын Ходжиева)
- Как вы поняли это стихотворение?
-Почему же так получается? Хотят одного, а достигают другого?
- Я предлагаю вам написать на пазлах те качества какие помогут лично вам для достижения своей цели.
А теперь из наших пазлов должен получиться ключ, открывающий путь к нашему достойному будущему.
Дети собирают пазл в виде ключа и зачитывают качества.
Гимнастика для глаз .
6. Проект «Лестница к счастью»
-Итак, мы увидели, что истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:
• ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
• ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
• ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
- Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?
(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 2 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)
7. Заключительное слово
В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.
- Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
- Я строю храм! - гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
8. Подведение итогов (рефлексия)
Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:
- Разговор о ценностях был очень полезным.
- Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.
- Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.
- Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.
- Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления. Я хочу подарить вам памятку с универсальной формулой
Хочу – учитывает желания, пристрастия, увлечения;
Могу – учитывает возможности и способности;
Надо – востребованность в обществе.
9. заключение
-Молодому человеку, имеющему цель в жизни и потенциал бояться нечего. Он всегда найдет в себе силы освоить новое и быть востребованным и успешным.
Тестовый материал
Список ценностей:
- РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)
- ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)
- СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)
- УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
- СВОБОДА (свобода мыслей и действий)
- ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)
- ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)
- ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)
- СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)
- ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)
- БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)
- НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)
- САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)
- УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)
- КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)
- МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)
- УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)
- ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)
- САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)
- ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)
- БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)
- СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)
- ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)
- ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)
- МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)
- АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)
- ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)
- МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)
- СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых) Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.
- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)
- СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
- ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)
- ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)
- ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
- СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
- СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)
- ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)
- ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)
- УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)
- ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)
- ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)
- СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)
- ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)
- ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)
- СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)
- ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)
- УМНЫЙ (логичный, мыслящий)
- ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)
- НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)
- БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)
- ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)
- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)
- СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)
- УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)
- ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
- ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)
Источник: http://psycabi.net/testy/322-test-tsennosti-shvartsa-tsennostnyj-oprosnik-tso-shvartsa-metodika-shvartsa
Тест «Мои ценности».
Цифра (от 1 до 12), обозначающая важность ценности по вашему мировозрению | |
материально обеспеченная жизнь; | |
счастливая семейная жизнь; | |
здоровье; | |
творчество; | |
наличие хороших и верных друзей; | |
свобода как независимость в действиях и поступках; | |
любовь; | |
уверенность в себе; | |
интересная работа; | |
красота природы и искусства; | |
познание, стремление к новому; | |
активная, деятельная жизнь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"
Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....
Конспект занятия по актерскому мастерству "Сотвори себя сам"
Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие "Сотвори себя сам"!...
Акция «Шар-шоу «Сотвори своё будущее»
В последнее время много внимания уделяется именно молодежи, даже на самом высоком официальном уровне. Ведь от нового поколения будет зависеть будущее России. Каждый из вас ...
программа Сотвори своё будущее сам
Программа по социальной адаптации воспитанников школы-интерната....
Элективный курс"Сотвори свое будущее"
В программе курса рассматривается становление «Я» каждого подростка, определение его гражданской позиции, определение духовно – нравственных ценностей. Курс призван выполнить также профилактическую фу...
программа по внеурочной деятельности " Сотвори своё здоровье"
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...
конспект занятия " Сотвори своё будущее".
Занятие направлено помочь учащимся уметь различать истинные и мнимые ценности: побуждать к самосовершенствованию,саморазвитию.Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни....
- Мне нравится (1)