Элективный курс"Сотвори свое будущее"
рабочая программа (9 класс) на тему

Кононова Галина Михайловна

В программе курса рассматривается становление «Я» каждого подростка, определение его гражданской позиции, определение духовно – нравственных ценностей. Курс призван выполнить также профилактическую функцию, он дает возможность вырабатывать адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру. В процессе занятий подростки постоянно общаются со сверстниками, оказываются в атмосфере утверждения духовно – нравственных ценностей, задумывается над собственным «Я», начинает ощущать заинтересованность других в собственной личности.

Задача курса – формировать грамотного, нравственно здорового, духовно богатого гражданина, умеющего мыслить, обосновывать и высказывать свою точку зрения на окружающую действительность. Критериями оценивания элективного курса станет интерес учащихся к изучаемому материалу, а также умение логически строить свои выступления. Завершится программа творческим калейдоскопом «Люди, милые, примите в человечество меня!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МОУ СОШ №3 г. Гусева «Средняя общеобразовательная  школа в п. Михайлово»

« Согласовано»                                                                                          « Утверждаю»

Заместитель директора по УВР                                           Директор СОШ в п. Михайлово

СОШ в п.Михайлово                                                              _________      Спирина Т.В.

________    Ващейкина Л.Н.                                                      Приказ № ______

«______»______   2014 г.                                                       От «___»_______       2014 г.

ПРОГРАММА

 Элективного курса «Этическая грамматика»

(продолжение курса «Сотвори свое будущее)

Автор:  КОНОНОВА   ГАЛИНА    МИХАЙЛОВНА

   учитель русского языка и литературы

 

                                                                                                  Рассмотрено на  заседании

                                                                                                  педагогического  совета

                                                                                                  протокол №____    от

                                                                                                  «____»______  2014г.

Пояснительная записка.

В данном курсе находят логическое обоснование разделы русского языка, этика общения, этикет, этика отношений к окружающему, этика отношений в коллективе учащихся. Данный элективный курс предполагает проникновение во внутренний мир подростков и призван помочь им в самоопределении, выборе жизненных позиций, осознания своих отношений с окружающим миром.

Вместе с тем курс развивает грамотное , логически обоснованное мышление, речь учащихся.С этой целью занятия строятся в  форме диалога, в процессе которого ученик может  «увидеть» и «открыть»  не осознавшиеся ранее процессы становления своего «Я», определить пути к нравственному взрослению и осмыслению самого себя как личности и как грамотного гражданина. Опираясь на тесную взаимосвязь знания, чувства и поведения курс способствует развитию эмоциональности ребенка, воспитанию в нем способности почувствовать другого человека, его проблемы. Его переживания.

Материал курса рассчитан на осмысление философских проблем бытия: для чего живет человек, как следует относится к жизни, что есть достоинство, честь, совесть и т.д.

Использование произведений известных мыслителей, писателей, мир афоризмов и изречений, устное народное творчество, стихотворения современных поэтов и поэтов – классиков ребята должны научиться строить свои суждения, аргументировано доказывать свою точку зрения на то или иное явление, использовать лексику различных стилей речи. Курс так же способствует противостоянию отрицательным явлениям окружающей жизни.

Основные цели курса:

  1. изучить основные стили русского литературного языка.
  2. развить навыки использования различных стилей в своей речи.
  3. 3. Помочь подросткам преодолеть одиночество, растерянность при определении нравственных ориентиров.
  4. 4. Помочь осознать , что каждый человек является частицей окружающего мира.
  5. 5. Помочь ребятам осознать себя как личность и гражданина.
  6. Познакомить учащихся с выдающимися произведениями  устного народного творчества, произведениями мировой сокровищницы, поднимающими проблему добра и зла.

Основные задачи курса:

  1. Научиться грамотно, логически обоснованно доказывать свою точку зрения.
  2. Научиться использовать в речи афоризмы, высказывания великих людей.
  3. Формировать свою личностную и гражданскую позицию, духовно – нравственные ориентиры.
  4. Научиться противостоять отрицательным явлениям окружающего мира.

Формы проведения занятий :

  1. Лекции и семинары с элементами дискуссии.
  2. Деловые игры, анализ жизненных поведенческих ситуаций, тесты.
  3. Конкурсы рефератов, выступлений, авторской песни, стихотворений собственного сочинения.

Форма аттестации:

Творческий калейдоскоп.

Содержание курса:

Элективный курс «Этическая  грамматика» является своеобразным продолжением курса «Сотвори свое будущее». В углубленной форме рассматривается становление «Я» каждого подростка, определение его гражданской позиции, определение духовно – нравственных ценностей.

 В соответствии с возрастными особенностями и достаточной подготовленностью учащихся к восприятию этических категорий, серьезных нравственных проблем в данном курсе усложняются формы предполагаемых занятий и материал для рассмотрения.

Этический диалог «учитель-ученик» строится как совместное действие педагога и детей, педагога и отдельно взятого ученика, учащихся друг с другом. В ходе диалога вкрапляются важные составные компоненты: жизненные ситуации и задачи, решение которых поможет осмыслению своего «Я». Игровые приемы, способствующие правильному нравственному выбору школьника: психологические тесты, углубляющие познание собственного внутреннего мира, творческие приемы, помогающие раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Материал, предполагаемый к рассмотрению, затрагивает эмоциональную сферу учащегося, чтобы он смог понять и почувствовать человека, живущего рядом с ним, смог увидеть его проблемы, попытаться помочь ему. Приводя противоположные точки зрения на проблему, на основе данного курса попробовать побудить ребят к аргументированным и глубоким размышлениям и суждениям. Обращение к художественной литературе, философским трудам, письмам и высказываниям в адрес молодого человека показывают подросткам высокие образцы человеческих помыслов и устремлений.

Курс призван выполнить также профилактическую функцию, он дает возможность вырабатывать адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру.

В процессе занятий подростки постоянно общаются со сверстниками, оказываются в атмосфере утверждения духовно – нравственных ценностей, задумывается над собственным «Я», начинает ощущать заинтересованность других в собственной личности.

Задача курса – формировать грамотного, нравственно здорового, духовно богатого гражданина, умеющего мыслить, обосновывать и высказывать свою точку зрения на окружающую действительность. Критериями оценивания элективного курса станет интерес учащихся к изучаемому материалу, а также умение логически строить свои выступления. Завершится программа творческим калейдоскопом «Люди, милые, примите в человечество меня!»

                                    Программа  курса:

  1. Вводное занятие:  «Мы родились, чтобы оставить след…»

2.  Раздел №1 « Культура    общения – способ организации жизни».

     а)  Роскошь и нищета общения.

     б)  Психологический практикум общения.

     в)   Как чувство наше отзовется…,  Нам сочувствие дается, как нам   дается благодать (Ф.И.Тютчев)

     г)   Отойди от зла и сотвори добро.  «Не добро быти человеку единому».

3.   Раздел № 2. Этикет в нашей жизни.

     а)   «Из чаши мудрости испей.  « Азы народного этикета.

     б)   «Об истинно высоком праве судить мы по манерам вправе. »

     г)    Приходим не наедаться, а повидаться.

     д)    Важные мелочи повседневного этикета.

  1. Раздел №3.   « Глаголь добро – добро есть жизнь…»

а)      Добродетель требует усилий. Жить с достоинством – что это значит.

б)      Интеллегентус – понимающий…

в)      Если слышать голос совести.

г)      Жизнь как деяние.

д)      Живая душа о жизни думает.

е)       Судьба и Родина едины.

  1. Раздел№4  Человек – мера всему.

а)       Полюби себя – полюбишь другого.

б)       Быть благодарным – ценить добро.

в)       Такт – это разум сердца.

г)        Сберечь обязаны различья данные природой.

д)     Сущность свою храните навек.

е)     Опасайтесь потерять друзей.

Итоговое занятие :  « Люди, милые, примите в человечество меня».

             

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

Элективный курс "Математика для будущих банкиров и предпринимателей"

Разработка учебного проекта “Математика для будущих банкиров и предпринимателей” для учащихся 9-11-х классов, является одним из шагов на пути изменения учебного процесса в сторону повышения его ...

Сотвори свое будущее

Конспект занятия по профориентации для 8-9 классов...

Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...