Методическая разработка "Люди разные, а страна одна!"
методическая разработка (5 класс) на тему
Цель: познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_raznye_a_strana_odna.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Панаевская школа-интернат»
Автор-составитель: Г.Б. Лаптева
воспитатель школы-интерната
с. Панаевск
2015
«Люди разные, а страна одна»
Час общения
Цель: Познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев.
Задачи:
1. Формирование познавательной активности воспитанников;
2. Развитие у детей самостоятельности мышления;
3. Воспитание толерантности по отношению к культуре другого народа.
Целевая аудитория: начальное звено
Планируемые результаты. Воспитанники получат возможность научиться сравнивать фольклор русских и ненцев.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Звучит музыка «Дорогою добра» (М.Минков – Ю.Энтин).
Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто бы вы держите его в руках. Почувствуйте, как добро входит в вас как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра.
II. Сообщение темы и цели.
Тема нашего занятия: “ Люди разные, а страна одна”.
-Как, вы, думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
-Как называется наша страна? Как вы думаете, от какого слова пошло название «Россия»?
Рассказ воспитателя:
Когда то в древние времена, жили племена – россы, и по названию этих племен стали называть и территорию, на которой они ж или.
-Какие народы проживают у нас в ЯНАО?
-А как название нашего региона связано с проживающим в нем народом?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя:
Неизвестным и загадочным был Крайний Север в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – ханты, манси, ненцы и другие – кочевали по необъятным просторам.
Русские появились здесь более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами.
Русские и ненцы жили дружно и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.
-Что относится к фольклору?
Ответы детей.
III. Основная часть занятия.
-Мы сегодня поговорим о фольклоре русских и ненцев. Обратимся к сказкам, пословицам, играм.
- Давайте составим план работы.
План:
- Сравнение сказок.
- Сравнение игр.
- Сравнение пословиц.
1. Сравнение сказок.
- Сказки есть у каждого народа. Послушайте ненецкую легенду «Почему у глухаря брови красные» (Пересказывает подготовленный воспитанник).
Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.
Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза и брови у него покраснели.
Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.
Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.
«Сказка о том, как северные олени рогатыми стали» (Пересказывает подготовленный ученик)
В давние времена олени у ненцев были безрогие. Жил в тундре веселый и добрый ненец по имени Хаер – Ю – что значило солнечный узел. И довелось ему как то спасти человека, найденного в снегу. Отогрел его Хаер – Ю, стрелу из тела вынул. А оказался то не человек, а добрый дуй, Владыки Неба племянник.
И спросил добрый дух: Что хочешь Хаер – Ю, за спасение мое?
Ничего не просил Хаер – Ю.
И увидел добрый дух, что Хаер – Ю не жаден одарил оленей ненца рогами. С тех пор рога эти во всем ненцу и оленю помогают.
-О ком эти ненецкие сказки?
-А есть ли сказки о животных у русских людей? Назовите их.
-Почему ненцы и русские сочиняли сказки о животных? (Жили на одной земле)
-Чему учат сказки и ненцев и русских?
2. Сравнение игр.
- Давайте поиграем в ненецкую народную игру “Волк и олени”.
В игре участвуют мальчики и, девочки.
Из числа играющих выбирается «волк». Он находится в начерченном кругу на одной стороне площадки. Все остальные дети – «олени», они «пасутся» на другой стороне площадки. По сигналу «волк» выходит из своего «логова» и пытается поймать «оленей». Пойманного «оленя» уводит в свое «логово»
-На какую русскую народную игру похожа эта ненецкая игра? («Волк и зайцы»)
-Отличаются ли правила?
-Давайте сравним ещё одну игру.
Ненецкая игра “Парнэко' не” (Ведьма).
Все дети держатся друг за друга. Впереди стоит «Я' небя» - Мать тундра, которую они выбрали в начале игры. Все они прячутся за «матерью» и друг за друга.
Приходит «ведьма» и говорит «матери»: Где твои дети?» - «Гуляют», - отвечает мать. «А где?» - «В лесу». «Ведьма» уходит в лес искать «детей», но никого не находит, возвращается и говорит, что никого не нашла. Тогда «мать» повторяет, что не знает, где «дети». «Ведьма» спрашивает, что у нее за спиной. Увидев опасность, «дети» убегают. «Мать тундра» пытается их защитить. «Ведьма», поймав «детей» уносит их в тундру.
-Какая русская игра похожа на эту ненецкую игру? («Волк и семеро козлят»)
-Давайте поиграем в эту игру.
– Что у нас по плану следующее?
3. Сравнение пословиц.
-О чем мы еще не поговорили? (О пословицах)
-Прочитайте пословицы про себя. (Работа в группах)
-Прочитайте вслух ненецкие пословицы.
Не оставляй на завтра сегодняшнее дело
Песец сам в мешок не полезет
Со злым поведешься – добра не наберешься
-Прочитайте вслух русские пословицы.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
С кем поведешься, от того и наберешься
-Найдите к русской пословице ненецкую, близкую по смыслу. Докажите.
-Чему учат нас эти пословицы?
Не оставляй на завтра сегодняшнее дело | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня |
Песец сам в мешок не полезет | Без труда не выловишь и рыбку из пруда |
Со злым поведешься – добра не наберешься | С кем поведешься, от того и наберешься |
Ответы детей.
IV. Рефлексия.
- Мы сегодня поговорили о сходстве двух народов. Что у них общего?
Ответы детей.
Поиграем в одну игру.
«Друзья, не похожие на меня»
Мне хочется, чтобы каждый из вас описал сейчас своего друга (подругу), который не похож на него самого. Возможно, у него другая национальность или религия, возможно, он старше или моложе тебя. Быть может, твой друг любит читать книги, а ты предпочитаешь смотреть телевизор. Может он собирает марки, а ты значки. Может у твоего друга есть какая-то иная особенность. Пожалуйста, не называй нам его имени, а расскажи, чем он от тебя отличается, и почему он тебе дорог.
-Есть ли что-нибудь хорошее в том, что твой друг или подруга от тебя отличается? Почему?
Ответы детей.
И хотелось бы закончить наше с вами мероприятие фразой оного известного мультипликационного героя.
«Люди разные, а страна одна».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все мы разные, но мы - одна семья
Классный час...
Инновационный проект «Народов много – страна одна»
1. Полное название проектаНародов много – страна одна2. Автор проектаавторский коллектив:Шаталова Татьяна ВладимировнаСеменова Светлана ВладимировнаЯлин...
Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).
О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...
Четыре страны – одно королевство
Конспект урока – защиты проектов в 10 классе...
Час общения «Мы такие разные, но мы одна семья»
Час общения«Мы такие разные, но мы одна семья»...
Внеклассные мероприятия для проведения Дня Здоровья в рамках "Фестиваль ГТО «Одна страна - одна команда»".
В октябре - декабре 2017 года в школе проводились спортивно-массовые мероприятия в рамках фестиваля ГТО....
Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps
Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...