Танец и песня как инструмент воспитания гражданственности
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Опыт работы по использованию благодатного  музыкального материала с целью сохранения народных традиций и воспитанию патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanets_i_pesnya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Танец и песня как средство воспитания гражданственности.

Тема гражданско-патриотического воспитания одна из сложнейших.

Если в математике мы должны выучить таблицу умножения, а затем всю жизнь с благодарностью ее применяем, если в русском языке мы  усваиваем правила, следуем им, и даже  испытываем чувства неловкости и неудобства, осознавая, что они нарушаются, то в вопросе гражданско-патриотического воспитания не все так линейно.

Ибо не такой уж редкостью является ситуация, когда человек рождается в одной стране, а умирает в другой. При этом жизнь им прожита на одной и той же земле, хотя называться она стала иначе. Однако, как всегда, находятся некие главные, определяющие вехи. Вот одна из методик, позволяющая растить гражданина.

Ты, гражданственность, - флаг, а не флюгер. 
Флюгер слишком усердно скриплив. 
Тот, кто Родину подлинно любит, 
тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище,-
ведь прохожих нелепо хватать 
и, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: "Я люблю свою мать!" 

Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
не булгаринствующие врали, 
и замешана ты не на квасе, 
а заквашена на крови. 

Боль гражданства - не в собственной боли. 
Тот, кто истинный гражданин, 
защищает собою всё поле, 
даже если он в поле один. 

Все мы порознь как в чаще тропинки 
и дорога, когда мы одно. 
Все мы порознь как в поле травинки, 
ну а вместе - Бородино. 

Показной героизм - криводушен. 
Вы, не чувствуя собственных ран, 
защищайте Россию, как Тушин, 
незаметный её капитан. 

Защищайте её от двуличных 
подхалимов и клеветников 
и от "умников" заграничных 
и отечественных дураков. 

Защищайте леса и озера, 
прикрывая их грудью своей, 
от губительного разора... 
Не забудьте защиту людей! 

Защищайте, как наши высоты, 
нашей совести рубежи, 
наших женщин - от хамства чьего-то 
и детей - от безверья и лжи. 

Крикуны исчезают бесследно, 
но, как совести внутренний глас, 
на защиту России - бессмертно 
поднимает гражданственность нас.

Автор Е. Евтушенко.

Мы в своей работе стремимся пользоваться этими правилами: готовим почву, закладываем зерна гражданственности и потихоньку растим их. Жизненный опыт, ценности старших поколений постепенно передаются школьникам. Это позволяет формировать у них  готовность к выполнению функций гражданина. Используя вербальные, визуальные, технические приемы, личный пример, взаимодействие и партнерство как методы воспитания, конкурсы, театрализованные праздники, выставки как формы воспитания,  мы активизируем усилия наших воспитанников по усвоению ими основных социально-ролевых функций. Мы ищем новые подходы, позволяющие эффективно строить процесс гражданско-патриотического воспитания. Уникальный педагог Георгий Струве обращал внимание на то, что музыкальное образование «это, прежде всего, гражданское дело. Это по-настоящему педагогическое дело в самом большом смысле – средствами музыки воспитать человека». К сожалению, ему не удалось донести эту мысль до всех педагогов, мы также не способны использовать все богатство его методик, но стараемся не отступать от намеченного пути.  С целью воспитания гражданственности силами учащихся была подготовлена концертная программа «О важном – просто». Каждый ее номер  не случаен. Стихи, песни и танцы подобраны так, чтобы дети прочувствовали важность осознания себя гражданином. Конечно, гражданином  не как юридическое лицо, а как незаменимой, очень важной части целого, Родины малой и Родины великой.

С недавних пор на здании бывшей 22-й школы, где теперь размещается наша «Надежда», появилась мемориальная доска, увековечивающая память об Александре Николаевиче Клинове. Он жил в Коломне, учился здесь в школе и училище, стал офицером. Служил в горячих точках, погиб в Чечне, выполняя свой профессиональный долг.  Ветераны-афганцы, объединившие в городе участников всех локальных войн, приходят в школу, мы рассказываем ребятам об Александре Николаевиче, и память о земляке живет.

В концертной программе прочное место заняли песни. В музыке заключаются немалые потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания, поскольку музыка воздействует на чувства и настроение учеников, а ее многовековой опыт просто бесценен: народные песни образны, мелодичны, имеют неоспоримые интонационные достоинства, легко усваиваются. Песня «Вспомним, братцы» живет не одно столетие, но до сих пор способна воодушевить слушателей. Фольклорный ансамбль  школы стал нашей визитной карточкой, репертуар его постоянно расширяется,  ансамбль пополняется инструментами. А сколько выдумки и труда вложено в костюмы!

Рассказывая ученикам о родном городе, знакомя с основными вехами его истории, мы даем детям и музыкальный образ Коломны. Песни, которые пишут коломенские композиторы, хорошо принимаются школьниками, становятся любимыми.

В память о героях, отдавших жизнь за Родину, поются  песни «Вечный огонь» и «Маленький трубач». Эти песни исполняются с особым чувством. Начинается подготовка к выступлению не с разучивания песни, а с истории, в ней рассказанной. Говоря о том, что важно искать общие темы для бесед детей и родителей, можно заметить, что песни могут связать во едино несколько поколений.  Так однажды мы стали свидетелями детского восторженного рассказа  о маленьком трубаче родителям. Родители проявили заинтересованность и радость, ведь им песня оказалась знакома,  ее можно было спеть вместе. Совместное с родителями пение дело традиционное, хотя и не слишком частое. Не так давно родители наших учеников стали полноправными участниками праздника «Последний звонок». Для массовых школ это уже пройденный этап, а нам родителей приходится постепенно приучать к тому, что они не только участники образовательного процесса, а партнеры.

Идея партнерства, ставшая ключевой в работе школы не так давно, изменила ситуацию. В какой-то мере партнерство пришло взамен шефства. Но если шефы больше делали для школы, то теперь можно говорить о том, что нас вовлекают в городские процессы. В этом учебном году мы стали участниками областной акции «Посади дерево». И очень важно, что к нам отнеслись не как к слабому звену, а поддержали фразой: «Вы с работой справитесь сами, без волонтеров». Нет сомнений, мы справились!

Танец для наших учеников давно уже стал необходимостью, ни один концерт не обходится без него.  Танец – это не просто движение под музыку, это проявление индивидуальности и неповторимости. Но вместе с тем, это и  возможность стать более глубокой личностью, а в конечном счете – гражданином. Откуда такая уверенность? Коллективная работа  заставляет детей быть внимательнее, тактичнее, гасить желание выйти вперед, затмить соседа. Танец просто не получится, если каждый будет сам по себе, объясняем мы детям. И они приучаются радоваться общему результату. Танцы гражданской тематики занимают особое место в наших занятиях. «Журавли»- всем хорошо известная мелодия. Печаль, сострадание, понимание трагизма войны – вот что пытаются передать танцем девушки – старшеклассницы.

Танец «Ситцы» - наша дань старине. Так же, как и в разучивании песен, наши танцы предваряются историями о танцевальных миниатюрах, это помогает детям раскрывать в танце сюжетные линии. «Ситцы» - не просто попытка красиво расположить полотна, а уважение к традиционному русскому материалу, яркому, податливому, необходимому. «Коломенская кадриль», имеющая второе название «Афоня», это танец для класса. Второй год мы разучиваем танцы всем классом, не отделяя способных к танцам от не способных. Наверное, это самый важный танец, потому что именно он, танец класса, учит  ребят сопереживанию, коллективизму, умению слушать партнера, обращать внимание на особенности друг – друга. Поверьте, убрать стеснение, пробудить уверенность в своих силах  и добиться слаженности гораздо труднее, нежели научить танцевальным движениям. И ни одного ученика мы не позволяем себе исключить из танца за неумение красиво двигаться, отсутствие природной грации. Решаем проблемы, разрешаем конфликты, не жалеем слов для похвалы. Мы объясняем детям, что танец требует больших, в том числе и физических усилий, но без труда ничего не получится. Конечно, мы понимаем, что точность движений, их выразительность, будут постоянно требовать самого пристального внимания, но радость процесса, радость достижения результата – залог успеха.

В заключение следует отметить, что танцевальный и песенный репертуар хореографического и вокального коллектива  способствуют воспитанию любви к Родине и помогают формированию гражданской позиции учащихся. Воспитание – процесс непрерывный, проблемы становления гражданина есть и у нас. Есть много болевых точек, в частности, связанных с захлестнувшей страну ненормативной лексикой. Недавнее замечательное для города событие – Мировой чемпионат мира, показало не только хорошее. Гости в приватных беседах отмечали и то, что на улицах города часто слышали нецензурные слова. Так что эта проблема еще требует от всех больших усилий. И таких, на первый взгляд, мелких вопросов, немало, что только подчеркивает необходимость поиска путей взаимодействия  в целях воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ

Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...

Методическая разработка концерта для родителей "Танец и песня в фортепианной музыке"

Данная работа содержит разработку сценария отчётного концерта для родителей, представленного в форме лекции-беседы на тему использования жанров песни и танца в фортепианной музыке...

Статья "Русский народный танец как инструмент воспитания уважения к культуре и традициям своей страны".

Народный танец – одна из высших духовных ценностей народа, а также эффективное средство всестороннего воспитания и сохранения национальной хореографической культуры народов.Изучение хореографиче...