ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ
план-конспект занятия (музыка) на тему
Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sycheva_m.n.-_scenariy.doc.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ»
2 класс III четверть
Сычева Марина Николаевна, учитель музыки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№92 с углубленным изучением отдельных предметов» города Кемерово
Цель урока:
Введение и ознакомление младших школьников через восприятие различных типов танца и песни – танца в балет и оперу
Задачи урока:
1. Углубить представление детей о взаимопроникновении простых музыкальных жанров в сложные сферы музыкально-сценического искусства;
2. Подвести к выводу о песнях танцевального характера и их превращении в мелодии оперного или балетного спектакля;
3. Накопление слухового опыта детей на различение особенностей музыкальных жанров, особенностей строения музыкальной речи;
4. Развитие навыка легкого и отрывистого звуковедения при исполнении песен;
5. Расширение музыкального кругозора детей.
Оборудование:
Компьютер, фортепиано, диск с музыкальными фрагментами и фонограммами
Наглядный материал:
1. иллюстрация оперного и балетного спектаклей на презентации;
2. изображение отдельных инструментов симфонического оркестра.
Раздаточный материал:
Шумовые инструменты: бубны, музыкальные треугольники, металлофоны.
Музыкальный материал:
- «Летка-Енка»:
а) Фортепианное исполнение
б) Оркестровая минусовая фонограмма
- «Уж, как по мосту - мосточку»
а) Вокально-инструментальное исполнение
б) Фрагмент из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского
- «Неаполитанская песенка»
а) Пьеса из «Детского альбома» П.И. Чайковского
б) Оркестровый фрагмент из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
- «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
- Отдельные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Ход урока:
- Приветствие детей и учителя
- Звучит «Летка-Енка» (инструментальный вариант в записи)
Учитель (У): К какому музыкальному киту имеет отношение эта музыка?
Дети (Д): К танцу
У: А могла ли получиться песня на мелодию, которую мы сейчас услышали?
Д: Да
У: А что для этого нужно?
Д: Нужно придумать слова
У: Дело в том, что сейчас никто и не помнит, как же было c самого начала. Сочиняли ли слова, а потом танцевали, или же сначала танцевали, а пели?
Главное, чтобы получилась активная, задорная и веселая песня-танец или танец-песня.
Давайте с вами разучим слова песни сначала в ритме без музыки, и четко проговорим эти слова, а затем ее исполним с аккомпанементом
Дети исполняют песню «Летка-Енка»
- У: На предыдущих уроках мы с вами тоже пели песню, которая требовала танцевальных движений, может быть назовете эту песню?
Дети затрудняются
У: Сейчас я наиграю вам мелодию, а вы постарайтесь вспомнить
Звучит песня «Уж, как по мосту - мосточку» в фортепианном исполнении.
Д: Узнали!
Дети встают с мест и исполняют с танцевальными движениями песню «Уж, как по мосту - мосточку» (Слайд 2)
У: А теперь мы с вами услышим что-то незнакомое, но когда прозвучит мелодия этой песни, поднимите руку (звучит фрагмент из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского)
У: В каком исполнении прозвучала эта песня? Кто сопровождал мелодию? (Слайд 3)
Звучали ли отдельные голоса солистов хора? Скажите, как называется спектакль, в котором голоса исполнителей хора и отдельных солистов звучат в сопровождении симфонического оркестра?
Д: Такое происходит в опере
У: Итак, этой песней П.И. Чайковский проложил как бы «мостик» в сложное музыкально-сценическое произведение, называемое оперой.
- У: Мы с вами недавно смотрели очень красочный мультипликационный фильм.
С именем какого композитора он связан? И как называется это произведение?
Д: Это произведение П.И. Чайковского, и называется оно «Детский альбом» (Слайд 4)
У: Мы можем рассмотреть несколько картинок, имеющих отношение к «Детскому альбому» (Слайды 5-11)
У: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай мелодию». Будут звучать разные пьесы из «Детского альбома». Вам нужно по характеру музыки и принадлежности к музыкальному жанру отгадать эти пьесы. Названия пьес указаны на слайде. (Слайд 12)
А) «Марш деревянных солдатиков»
Б) «Игра в лошадки»
В) «Вальс»
Г) «Полька»
Д) «Баба-Яга»
Е) «Сладкая греза»
У: Прозвучавшую пьесу мы не будем говорить вслух, а будем записывать нужную букву, под которой в слайде записана данная пьеса.
У: Итак, подведем итоги. Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
5. У: Среди пьес «Детского альбома» есть пьесы связанные с поездками П.И. Чайковского по разным зарубежным странам. Среди них особенно любимой стала Италия. Особенно поразил композитора город Неаполь: его красота, карнавал, необыкновенная живость, артистизм людей этого города. Под этим впечатлением родилась «Неаполитанская песенка» (Слайд 13)
У: И сейчас мы услышим эту необыкновенную мелодию в исполнении фортепиано (Учитель наигрывает мелодию «Неаполитанской песенки»)
У: Можно ли двигаться под эту мелодию?
Д: Да
У: А какие движения могут подойти?
Дети встают, и пробую показать
У: А сейчас мы вместе с движениями, придуманными вами напоем мелодию без слов
Дети вместе с учителем напевают мелодию
У: Сейчас выполним другое задание. Мы представим себя в роли музыкантов-исполнителей и поиграем в шумовой оркестр.
Мальчикам раздаются бубны. Перед девочками на столах лежат металлофоны и музыкальные треугольники.
У: На сильное ударение в музыке, т.е. акцент, вступают мальчики. Девочки с треугольниками вступают на слабое ударение. А во второй части этой пьесы при изменении темпа играют девочки приемом «Глиссандо».
- У: А сейчас мы с вами услышим, как звучит «Неаполитанская песенка» в другом варианте
Звучит музыка «Неаполитанского танца» из балета «Лебединое озеро»
У: Что изменилось? Изменилась ли мелодия, характер, голоса инструментов?
Д: Да
У: А жанр «песня» остался, или тоже изменился
Д: Изменился
У: И как же теперь назвать эту «Неаполитанскую песенку»?
Д: «Неаполитанский танец»
У: А заметил ли кто-нибудь из вас какой инструмент солировал? То есть вел или исполнял мелодию?
Д: Это духовой инструмент
У: Какой именно духовой инструмент? (Слайд 14)
Д: Труба
У: А почему именно этому инструменту композитор поручил сыграть главную мелодию?
Д: Потому что голос трубы делает музыку танца ярче, сильнее и решительнее
У: Такое необыкновенное превращение мелодии песенки в мелодию танца сделал П.И. Чайковский неслучайно. Дело в том, что «Неаполитанский танец» - это один из самых известных фрагментов его же балета «Лебединое озеро». Обратите внимание на слайд (Слайд 15)
По сюжету этой сказки во время бала приезжают итальянские гости, и П.И. Чайковский не стал придумывать новую музыку, а воспользовался уже написанной из «Детского альбома»
У: А что вы представляете, когда слышите слово «балет»
Д: Сцена в театре, спектакль, балерины, танцовщики, танцы, музыка
У: Так куда же приводили нас мелодии песен-танцев?
Д: Сначала в оперу, а потом – в балет
У: Музыка какого композитора звучала сегодня на уроке?
Д: П.И. Чайковского
У: Хотелось бы завершить наше музыкальное путешествие одним из самых известных фрагментов из сказочного балета «Щелкунчик» «Вальсом цветов». Обратите внимание на некоторые сцены из балета (Слайды 16-20)
Дети рассматривают слайды
У: Слушая музыку «Вальса цветов», представим себе огромную цветочную поляну, летний полдень, легкий ветерок, под дуновение которого покачиваются на тоненьких ножках цветочки, а потом тянутся к солнышку. Наши руки – это лепестки цветочков. Наше тело – это как стебелек цветка.
Дети жестами и движениями рук и корпуса тела передают полетность, взволнованность музыки, динамические нарастания, устремленность к мелодической вершине, то есть к кульминации. Подобный прием «свободного дирижирования» позволяет увидеть насколько эмоционально откликаются учащиеся на изменение в музыке, как переживают ее содержание [1, 2].
У: Сегодня мы стали сами как бы исполнителями балета – замечательного музыкального спектакля. Впереди нас ждут другие открытия. Все вы сегодня молодцы.
До свидания.
Список литературы:
1. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя – М: Просвещение,1985.
2. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе – Москва, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. 3 класс "Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость".
Данная презентация является сопровождением урока музыки в 3 классе по программе Д. Кабалевского. В презентации использованы красочные картинки к балету "Конек - Горбунок", портрт композитора Родиона Щ...
Урок музыки во 2 классе "Театр оперы и балета"
Разработка урока (технологическая карта, викторина и карточка минипроекта "Вакансии театра") по музыке для 2 класса по УМК Критская, Сергеева и т.д....
Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема «Культурные достопримечательности г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета», подготовительная к школе группа компенсирующей направле
Цель:Формирование у детей знаний о Самарском оперном театре, опере. Развитие творческой и познавательной активности. Обогащение и накопление вокального, двигательного опыта у детей. Задачи:...
Опера и балет в Саратовской области
История развития культуры в Саратовской области...
Театр оперы и балета. «Волшебная палочка» дирижера.
Конспект урока дл второго класса...
Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс...