Воспитательное занятие "Беседа о толерантности".
классный час на тему

Собянина Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_tolerantnosti.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие.

«Учимся быть толерантными»

Провела:  Собянина С. В.

Цель: формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
Образовательные:
расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;
Коррекционно-развивающие:
научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;
развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения
развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:

воспитывать уважительное отношение к друг другу;
воспитывать чувство толерантности к окружающим людям

Оборудование:
мультимедийная презентация,
сигнальные карточки (зеленые, красные),
бумага, фломастеры, шариковые ручки,
булавки, камушек,
конверт с вопросами,                                                                                                 2 коробки (красная, черная).

Ход занятия:

Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу

I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)
Воспитатель: Здравствуйте девочки и уважаемые гости! Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.


Упражнение «Знакомство».
Воспитатель:  Я сегодня проведу у вас занятие. Но для начала, давайте необычно познакомимся. Ребята, давайте образуем круг. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику, а следующий  должен повторить слова соседа и назвать свое. Меня зовут Светлана Владимировна, первая буква моего имени С, я справедливая  (далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику). Очень приятно познакомиться.

II. Сообщение темы и цели:
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на эпиграф.
- Как вы понимаете слова Б.Шоу? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас. И название нашего занятия
    «Учимся быть толерантными».



III. Основная часть:
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам послушать  китайскую притчу «Ладная семья».

«Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Как вы думаете, какие это были слова? (ответы детей)

Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Воспитатель:  Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей группе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани.

 И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

- Что означает слово толерантность?

 Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

 Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В русском языке  – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительность.

В испанском языке толерантность означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В китайском  языке – быть по отношению к другим великодушным;

В арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

 Воспитатель: А что же объединяет эти определения? (Ответы) На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова).

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.          

Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…»

Когда отмечают День Толерантности?

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Воспитатель: Давайте попробуем выяснить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
Т - терпение.
О - ответственность.
Л - любовь.
Е - единство.
Р - радость.
А - активность.
Н – надежность.
Т - товарищество.
Н – нравственность.
О - общение.
С - сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т - терпимость.
Ь

Воспитатель: Как вы думаете, почему в наше время стоит говорить о толерантности?

В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Ответы учащихся)

Войны, теракты, конфликты ….

Множество мирных жителей, таких стран, как  Афганистан. Ирак, Сирия, Ливия – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Мы должны проявлять милосердие!

Но чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать окружающих людей, друзей, одноклассников.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Воспитатель: Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.

Упражнение «Конверт откровений»
Воспитатель:
 А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.)
Если бы ты могла перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это.
Если бы ты смогла на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрала? Почему?
Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелала?
Если бы ты в течение одного дня был невидим), то как бы ты этим воспользовался?
По каким критериям ты выбираешь себе друга?
В какой стране ты хотела бы жить?
Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
Если бы ты поймала золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадала?
Воспитатель: Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо.

Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми? Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми? А вам в группе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего? Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.

Упражнение «Мелочи жизни».
У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).

Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?
Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это ...
Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это ...
Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это ...
Плакать по пустякам – это …
Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это ...
Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это ...
Глотать наспех завтрак  – это …
Вы опоздали на запланированную встречу – это…                                   Вовремя выполнять домашнее задание – это…                                                          



Воспитатель: Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

 Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (Ответы детей).

А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами? (Ответы детей)

Упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».
Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.

Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Упражнение «Камушек в ботинке».
Выходят дети 1 или 2 человека по желанию. Воспитатель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)
Воспитатель: Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек)

Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках….

Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь).

Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Упражнение «Жемчужина в раковине».
Воспитатель:
Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей. Это и будет вашим первым шагом воспитания толерантности.

Упражнение: «Эмблема толерантности».

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам пофантазировать и проявить творческие способности. Перед вами листы бумаги  фломастеры, карандаши.  Ваша задача нарисовать эмблему толерантности. ( Дети рисуют и представляют свои работы).

В заключение хочу прочитать слова писателя  М.М.Рощина

 «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

 

Одним словом выберете – Толерантность, вот тогда вы будете толерантной личностью.  А наша группа будет сильной, дружной и  сплоченной.

А сейчас Наташа в завершении нашего занятия прочитает стихотворение: 

Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений

Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и  формирования  межкультурной и межконфессиональной толерантности  в образовательном учреждении....

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья.  Основа воспитательно процесса- формирование...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

воспитательное мероприятие "Путешествие по островам толерантности"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №37»               Воспитате...

Реализация учителем толерантного поведения в воспитательно-образовательном процессе школы

Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.01 - общая педагогика, теория и история педагогики....

Воспитательная программа "Я - толерантная личность для учащихся 7 - 9 класса"

Воспитательная программа разработана на три года. Включает в себя методические рекомендации по работе с обучающимися и примерное помесячное планирование мероприятий (классных часов, психологических тр...

Сценарий воспитательного мероприятия "День толерантности"

Сценарий воспитательного мероприятия "День толерантности"...