«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
статья на тему

Эмирусейнова Алие Серверовна

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (Н. Брекман).

Здоровье необходимое условие для гармоничного развития. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества, отражающий не только постоянную ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, а значит, заменить их ничем нельзя».

Работа над данной проблемой особенно актуальна в нашей школе-интернате.

Дети с речевыми нарушениями, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического, нервно-психического развития, поражениями речевого аппарата.

Поэтому воспитание здорового школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья детей: нарушения осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения – одни из самых распространенных и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьников.

Научить детей заботиться о своем здоровье, управлять и совершенствовать его – важная задача, стоящая перед школой. И начинать решать ее необходимо как можно раньше.

Таким периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст. Это тот возраст, в котором происходит становление человека, и, как считал, В.А.Сухомлинский, период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»

(выступление из опыта работы на конкурсе «Воспитатель года – 2017»)

Воспитатель: Эмирусейнова А.С.

с. Ферсманово, 2017


Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (Н. Брекман).

Здоровье необходимое условие для гармоничного развития. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую невозможно.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества, отражающий не только постоянную ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, а значит, заменить их ничем нельзя».

Работа над данной проблемой особенно актуальна в нашей школе-интернате.

Дети с речевыми нарушениями, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического, нервно-психического развития, поражениями речевого аппарата.

Поэтому воспитание здорового школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья детей: нарушения осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения – одни из самых распространенных и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьников.

Научить детей заботиться о своем здоровье, управлять и совершенствовать его – важная задача, стоящая перед школой. И начинать решать ее необходимо как можно раньше.

Таким периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст. Это тот возраст, в котором происходит становление человека, и, как считал, В.А.Сухомлинский, период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.

Именно в младшем школьном возрасте (7 – 11 лет) целесообразно начать работу, направленную на воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью. Поэтому я решила работать над проблемой «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый фактор в воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи»

Главная цель, которую я перед собой поставила – воспитание ценностного отношения к здоровью у учащихся начальных классов.

Для достижения данной цели предлагается решить следующие задачи:

  • Формирование у младших школьников первоначальных пердставлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни».
  • Осознание значимости здоровья для полноценной жизни не только во время обучения в школе, но и в дальнейшей (взрослой) жизни.
  • Признание детьми младшего школьного возраста здоровья как одной из важнейших ценностей человеческой жизни.
  • Понимание ответственности за свое здоровье.

Для того, чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, вычленять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы их исправления.

Свою работу с обучающимися начала с дискуссии «Как я понимаю, что такое здоровье?», которая позволила выявить знание и понимание учащимися понятия здоровья, его составляющих, умение оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.

В ходе занятия совместно обсуждали, что такое здоровье, определили значимость здоровья для собственного развития, жизнедеятельности.

Именно в ходе проведения таких дискуссий ребята приходят к выводу, что здоровый образ жизни – это:

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- активная двигательная деятельность;

- закаливание;

- правильное питание;

- одевание по погоде (соблюдение температурного режима).

Совершенствуя санитарно-гигиенические умения и навыки детей, я веду сотрудничество с работниками медицинского кабинета, врачами, которые проводят с детьми беседы, практические занятия.

В спальнях у нас размещен «Уголок здоровья», где указаны основные правила здорового образа жизни.

Работа по совершенствованию у детей санитарно-гигиенических умений и навыков воспитывает в них дисциплинированную аккуратность, выдержку, терпение.

Важное место в деятельности привития школьникам навыков здорового образа жизни занимает работа по профилактике вредных привычек. С этой целью я организую экскурсии в различные учреждения, где ребята видят своими глазами, к чему приводят курение, употребление спиртных напитков, наркотиков: травматологическое отделение больницы, музей пожарных и т.п. С этой же целью даю обучающимся просмотреть тематические видеоролики.

Так в классе была проведена театрализованная игра «Два жадных медвежонка». Играя в эту игру, ребята выполняют движения, изменяя мимику, пантомиму жестов в процессе чтения сказки. А также разыгрывание стихотворения К.Чуковского «Доктор Айболит».

Одним из основных правил здорового образа жизни, воспитания здорового человека является правильное питание.

Была проведена игра «Здоровье на тарелке». Основная цель: развивать у учащихся стремление к оздоровлению своего организма, знакомство с основными правилами рационального питания.

Во внеурочное время проводились диспуты, такие как: «В стране Витаминия», «Свалка, которую мы носим в себе», памятка «Как питаться правильно», «О еде мы знаем…. все».

Такая работа учит детей питаться в определенное время, избегать различных перекусов в сухомятку, в результате чего станет меньше жалоб на боль в желудке, отсюда, как правило, хорошее настроение на протяжении всего дня.

Особую роль в укреплении здоровья играет вовлечение детей в спортивные секции. Организация подобных мероприятий способствует укреплению духовно-нравственного и физического здоровья детей.

Формированию, а затем сплочению детского коллектива, развитию добрых, товарищеских отношений среди детей способствуют подготовка к различным конкурсам, праздникам, ролевые игры, в которых дети учатся анализировать и оценивать поступки героев и вместе с тем свои поступки.

Воспитанию доброго, уважительного отношения ко всем членам своей семьи способствуют тематические классные часы, праздники, походы (например, «Я с бабушкой своей дружу давным давно», «Моя первоклассная мама», «Папа может все», «Мой лучший друг дедушка», «Пусть и сердце, и душа будут добрыми». )

Каждый человек должен знать историю того края, где он родился, рос, где живет. Без знания своих исторических корней нет человека. Историю нашего края не надо учить, она сама учит, воспитывает теми событиями, которые свершились на нашей земле, судьбами тех людей, которые эту историю создавали.

Наши ребята принимают активное участие в общественных акциях, например, «Ветеран живет рядом», «Подарок» (поздравления пожилых людей, ветеранов войны).

Такая работа способствует не только воспитанию нравственных качеств личности учеников: доброты, отзывчивости, чуткости, сочувствия, сопереживания, сострадания, но и развивает у них умение работать в команде, воспитывает чувство ответственности, самостоятельности, умение планировать свою деятельность. Участвуя в праздниках, торжественных мероприятиях, совершая экскурсии, знакомясь с интересными людьми, дети испытывают глубокое эмоциональное переживание, так формируется их духовно-нравственное здоровье.

Так учащиеся моего класса приняли участие в рамках «Года экологии» и Года особо охраняемых природных территорий, в конкурсе детского рисунка «Природа родного края». Целью конкурса было развитие интереса к экологической тематике и экологическим проблемам Земли.

Такая работа не просто учит ребят правилам поведения в природе, она заставляет их задуматься о том, к каким последствиям для человека может привести его потребительское отношение к природе. Дети выступают активными защитниками природы. У них вырабатывается активная жизненная позиция, умение обосновывать свою точку зрения. И еще: дети учатся понимать, что забота об окружающей среде влечет за собой заботу о собственном здоровье.

Немаловажным для воспитания здорового школьника являются проявления его эмоций, чувств, настроения. Поэтому одной из задач, стоящих перед взрослыми, стала задача научить детей управлять своими эмоциями, настроением, контролировать свои чувства.

Огромную роль в формировании эмоционального состояния играет аутотренинг. Ребята вырабатывают собственные приемы избавления от отрицательных эмоций, плохого настроения, тревоги, волнения, опираясь на знание своего организма, а также на литературу.

Кроме того, в работе я использую методы сказкотерапии и изотерапии. Данные методы учат детей преодолевать страх. Очень эффективно в период автоматизации и дифференциации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз использовать элементы драматизации. Дети с дизартрическим компонентом испытывают моторную неловкость, «застревают» на своих трудностях. Проявляют негативизм к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается. Использование на занятиях мелких кукол, деревянных фигурок, персонажей из «киндер-сюрпризов», специального пальчикового театра вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно, а также же способствует развитию мелкой моторики.

Новогодняя кукольная сказка «Приключения Кикиморы в Новогоднюю ночь».

Благодаря такой работе, у ребят воспитывается сила воли, выдержка, умение осуществлять самоконтроль, улучшается психо-эмоциональное состояние организма.

Пальчиковый игротренинг. Известно, что у некоторых детей с расстройством речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.

Упражнения:

  1. «Пальчики здороваются»
  2. «Руки здороваются»
  3. «Оса»
  4. «Хвост рыбки»
  5. «Улитка» и т.д.

Такая работа способствует снятию усталости, напряжения, позволяет повысить работоспособность, а также предотвратить заболевания.

В результате проводимой работы мои воспитанники, такие как Ходыко Р., Ефремов А., Абибулаев Д. стали уважительно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Все дети привыкли соблюдать режимные моменты, в том числе и дневной сон; научились контролировать свои действия, сдерживать отрицательные эмоции.

Таким воспитанникам, как Жидовцев Ш., Кришталь Н., Керимов И. в ходе проделанной работы удалось привить силу воли, выдержку, умение осуществлять самоконтроль, улучшить психоэмоциональное состояние организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается эффективность использования методов биоэнергопластики, кинезиологических упражнений  в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с тяжелыми на...