Классный час "Возрождение казачества"
классный час (7 класс) на тему
Классный час в форме устного журнала направлен на воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ и формированию у учащихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества.
Первая страница журнала «История казачества», повествует о истории Донского казачества от 16 века до 1919 года, о массовом Красном терроре и репрессиях против казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства, о массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков.
На второй странице «Культура казачества» рассказывается о том, как казаки организовывали свою жизнь, обустраивали быт, в какую одежду одевались, и как берегли и уважали традиции своих отцов и дедов.
Листая третью страницу «Верный друг», ребята узнают, что особое, почетное место в домашнем хозяйстве занимала лошадь, так как у казака она была главным животным. Казаки говорили, что конь и человек должны любить друг друга. Они не просто друзья, но товарищи по оружию. И жизнь одного зависит от жизни другого. У каждого казака была памятка о том, как необходимо обращаться с лошадью.
На четвёртой странице «Семья казака» учащиеся познакомятся с основами воспитания в казачьей семье. Это труд, уважение к старикам, любовь к Родине, родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_istoriya_ka.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение казачества – это не ребячество.
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1.Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Ход классного часа.
Учитель: 24 января 1919 года было подписано циркулярное письма оргбюро ЦК РКП (б) «О расказачивании». Этот документ положил начало массовому террору на Дону. Было уничтожено более двух с половиной миллионов казаков. На Тихом Дону практически не осталось казачьих семей, которые так или иначе не коснулась эта кровавая политика геноцида.
- Что означает слово «казак»?
-«Казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
- Давайте полистаем странички истории казачества.
1 страница «История казачества»
На окраинах феодально-крепостного государства в XVI начинает складываться донское казачество. С самого начала среди казачества не было равенства, а в XVII веке оно распалось на две социальные группы: домовитых и голутвенных казаков. Очень скоро домовитые заняли главенствующее положение в Войске Донском, стали тем слоем «зажиточного» казачества, на которое стало опираться правительство при проведении своей политики на Дону.
Затем из среды казачества начинают выделяться вожди-атаманы. В XVI-XVII веках эти должности еще выборные, но уже в первой половине XVIII века войсковой и станичный атаманы настолько отделились от общей казачьей массы, что их начали именовать старшинами.
Постепенно понятие "старшина" приобрело социальный смысл. Отличительным признаком старшины становится не военный опыт и личные качества, а занимаемая должность и накопленное богатство.
В XVIII веке начинается переход старшин в дворянское сословие. Важнейшим условием такого перехода было превращение старшин в крупных земельных собственников. Используя свою военную и гражданскую власть на Дону и опираясь на поддержку правительства, они вторгались в карты, давно закрепленные за той или иной станицей и заселенные казаками, строили хутора и поселяли на них своих людей.
Но в 1917 года началась революция.
Среди населения началась острая борьба. В станицах и хуторах стали возникать союзы и объединения. Один назывался "Союз спасения Дона". Возникают они и среди бедняков.
Учитель: 11 ноября 1917г после принятия декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» началась политика расказачивания большевиками и постановления СНК от 9 (22) декабря 1917: началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившиеся в истребление казаков.
Расказа́чивание — проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны политика — массовый Красный террор и репрессии против казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства. Политика расказачивания заключалась в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков. Довольно часто это связывают также с директивой Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. В процессе расказачивания проводилась также реквизиция домашнего скота и сельскохозяйственных продуктов, переселение иногородней бедноты на земли, ранее принадлежавшие казачеству, в сочетании с действиями по формальной ликвидации казачества.
Таким образом в 1918 году вооруженным путем была установлена Советская власть в округе. Не всем была она по душе. Началась гражданская война.
Три года продолжалась она. После ее окончания еще долго разгуливало 28 повстанческих групп. Самыми крупными были Вакулина и Фомина. Срочно создаются отряды ЧОН. С их помощью за 2,5 года с повстанческими группами в крае было покончено.
14 января 1920 года со специальным агитпоездом на Дон прибыл М.И. Калинин. Он выступил в окружном Доме культуры и призвал жителей упорно трудиться и подчиниться большевикам. Так окончательно установилась советская власть, казакам пришлось подчиниться.
Приоритетными направлениями возрождения казачества являются:
• Сохранение и развитие казачьей культуры;
• Организация несения государственной службы и всемирная помощь казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы;
• Восстановление традиций казачьего самоуправления;
• Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Отечеству.
Программа направлена на формирование целостной системы казачьего образования и военно-патриотического воспитания. Планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержку образовательных учреждений со статусом «казачьи», являющихся основой современной системы образования и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи. Предполагается проведение разнообразных мероприятий, учитывающих наиболее полно потребности современной казачьей молодежи: спортивных, связанных с историей и этнографией, культурой, ролевых игр, отдыха по военно-патриотическим программам и т.д. Будет начата подготовка казачьих призывников к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
-турнир по многоборью памяти атамана Каледина
- участие в городских, окружных, областных соревнованиях;
проведение рейдов по охране общественного порядка
- организация и проведение смотра дружинников МКД;
Учитель: Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно культуру казачества.
2 страница "Культура казачества»
И разговор пойдет о том, как казаки организовывали свою жизнь, обустраивали быт, в какую одежду одевались, и как берегли и уважали традиции своих отцов и дедов.
Казаки жили в глинобитных, саманных, турлучных хатах без фундамента, с четырехскатной соломенной или камышовой крышей, а современные дома у казаков очень добротные, кирпичные, красивые, их уже не назовешь хатами. В каждой казачьей хате обязательно был «красный» угол, в котором находилась икона Казанской божьей матери, обрамленная рушником. Казаки были очень набожными людьми. Икона служила для благословения сыновей на военную службу, дочерей, когда они выходили замуж, при рождении ребенка и других знаменательных событий. В комнате стоял стол покрытый кружевной скатертью, связанной крючком. На нем самовар, патефон. На стенах развешены семейные фотографии в рамках. Возле окна на стене зеркало в деревянной рамке. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу установлена деревянная прялка с веретеном, а рядом люлька для ребенка.
Одежда у казаков была особая: казачка казак
приталенная блуза казачий чекмень
вышивка орнаментом черкеска с патронными газырями
широкая книзу юбка высокие сапоги красного или
ожерелье, браслеты из желтого сафьяна
жемчуга, золота шаровары с лампасами
платок барашковые шапки
туфли на ремне кинжал
По праздникам после обедни молодежь, а нередко и старые казаки бились на кулаках, ходили стена на стену, играли в игры, доставали на всем скаку платки и монеты, стреляли в цель и рубили столбики и ветки. Бывалые казаки давали наставления, рассказывали случаи из своей жизни.
До 1914 года ежегодно в станицах проходили смотры казаков. Присутствовали на смотре станичный атаман и его правление. Летом на площади пред зданием казачьего правления выстраивались казаки от 15 до 45 лет, стоящие на учете Войска Донского. Перед казаком был вещевой сундук, позади лошадь. Одевались в строю по форме сезона.
Самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Взрослые казаки считали, что необходимым элементом обучения и воспитания казака являются игры. И относились к детским играм серьезно, поощряли их проведение. Донские казачата любили игры с коновязью, чехарду, нагайку и кнут, городки, лапту, прыгалку через веревочку.
Учитель: В культуре казаков 3 правила.
-Старикам- уважение.
-Гостю – всё почтение.
- А женщине – любовь.
1. Почитание родителей-
Всех правил изумительней.
Авторитет отца и матери
Самым главным казаки ставили.
Крестная мама дочку хозяйству обучала,
Пока родная - по дому хлопотала.
Ну а крестный отец
Сына военному искусству обучал,
Чтобы тот был храбрый боец
И знал « по чем фунт лиха», наконец.
Величали мать и отца на «Вы».
Казачата,
будьте уважительны ко взрослым и вы!
Отношение к старшим.
Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.
Уважали и старшую сестрицу.
Она мать заменяла,
возилась с детьми,
была мастерицей.
Детям, тем, кто баловался и бил баклуши,
Мог и посторонний казак надрать уши.
Казаки и гости.
Гость считался божьим посланцем,
Никто его не мог тронуть и пальцем.
Гостя любили, уважали,
На лучшее место за столом сажали.
Казаки должны помогать друг другу:
Накормить, обогреть, напоить гостя,
Подтянуть коню подпругу.
При этом ценилась в казаках честность и сила духа.
Учитель: Казачьи заповеди.
Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.
1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"
4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ
6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ
9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА
10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
Учитель
Соблюдайте правила и обычаи казачества.
А еще силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем.
Сильнее этой дружбы на всем свете нет.
3 страница «Верный друг»
Особое, почетное место в домашнем хозяйстве занимала лошадь, так как у казака она была главным животным. Казаки говорили, что конь и человек должны любить друг друга. Они не просто друзья, но товарищи по оружию. И жизнь одного зависит от жизни другого. У каждого казака была памятка о том, как необходимо обращаться с лошадью.
Конь и казак.
Коня и казака не разделяют,
Вместе живут и вместе умирают.
Казачка коня к казаку подводила
И тихо ему пред войной говорила:
«На этом коне уезжаешь, казак,
На этом коне и домой возвращайся,
поступить ты иначе не можешь никак!
Он твоего отца родного
Носил в огонь и из огня.
Конь боевой всего дороже,
И ты, родной, им дорожи.
И лучше сам ты ешь похуже,
Коня же в холе содержи!»
Несмотря на некоторые различия в обрядах у казаков различных казачьих войск, одно, несомненно: все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.
В три года казачата свободно сидели на лошади;
в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном;
в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь,
14-15 летние подростки могли джигитовать, т.е. преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.
С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.
В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.
Учитель.
4 страница «Семья казака».
А семьи у казаков были большие. Глава большой 3-4 поколенной казачьей семьи из 20-30 человек (дед, отец или старший брат) был ее руководителем, распределял ее работу и доходы. В казачьих семьях умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работа считалась грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь – место духовного общения
Рождение пяти-семи детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению мальчика и девочки. Но мальчику радовались больше: сын – продолжатель рода, будущий казак, воин. Община выдавала на него надел земли. Новорожденному мальчику все друзья, знакомые отца приносили подарки. Они были непременно военные: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку или ружье. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, выносливости. Внушали молодым: главное в любой ситуации не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой, не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе, так как безвыходных положений не бывает.
Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, рачительному ведению домашнего хозяйства, рукоделию. Дети в казачьих семьях рано приобщались к труду. Труд, уважение к старикам, любовь к Родине, родному краю лежали в основе воспитания.
5.Итог мероприятия.
Учитель: Вот и прочитана последняя страничка нашего альбома. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.
Возрождение казачества –
это вовсе не ребячество
И не месть, хоть униженных не счесть!
Может, в этом есть лихачество,
Но ведь здесь и суть казачества:
Никому не преклоняться, за родную землю драться,
Крепко Родину любить, если надо – защитить!
Честно жить, работать дружно –
Вот казачеству что нужно!
Что жизнь коротка - не беда,
В ней можно успеть очень много.
Лишь мирно бы солнце светило всегда,
Сияло над каждым порогом.
Мир дому вашему!
Мир краю нашему
Живи и процветай, Донской край!
Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Казачество было, казачество есть, казачество будет!
Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....
Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».
Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества....
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Разработка классного часа Тема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»
Разработка классного часаТема: «Первая мировая война в судьбе кубанского казачества»Цель классного часа: раздвинуть рамки представлений учащихся об истории малой родины и роли земляков в данном ...
Классный час "Традиции терского казачества"
Классный час позволяет детям окунуться в традиции терского казачества, узнать чем дорожили казаки, как строилось управление. Итогом классного часа могут быть выборы казачьего правления в классе....
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Евсеева С. И.
Спасибо за очень интересный материал. Очень пригодился в работе.