Классный час "2014 - год культуры в России"
классный час (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
49228033038.ppt | 347 КБ |
konspekt_god_kultury.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д.С.Лихачёв – величайший гуманист и мыслитель Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны.… Сегодня, когда миру реально угрожает идеология экстремизма и террора, ценности гуманизма остаются одним из принципиальных средств противодействия этому злу. Президент РФ В.В.Путин
Д.С. Лихачев. Письма о добром. Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906 — 30 сентября 1999) — знаменитый русский филолог, действительный член (академик) АН СССР, затем Российской Академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы
Забота За заботу о себе дети [ со временем ] платят заботой о стариках-родителях…И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственность = сострадание Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, природой и т.д.). Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, за уважение к памяти. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
Быть веселым, но не смешным Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума Когда следует обижаться Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё. Излишняя обидчивость- признак недостатка ума или закомплексованности. Будьте умны.
Человек должен быть интеллигентен Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В [ Библии ] сказано: «Чти отца своего и мать свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью . Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
О воспитанности Воспитанный человек – это тот, кому общественная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», строго выполняет данные другим обещания и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе
О хороших и дурных влияниях Влияния бывают хорошие и плохие. … Плохих влияний следует опасаться. … Человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого
Как говорить? Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Как писать? Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.
Любите читать! Каждый человек обязан заботиться л своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопись. Классическое произведение – то, которое выдержали испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу.
Учитесь учиться Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не наполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
О памяти Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство
Путями доброты В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути и личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.
В дополнение к сказанному Любовь к Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. А семья издавна является основой воспитания человека та любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Каждый человек должен прикоснуться к этой великой культуре, осмыслить её, попробовать понять истину, принесённую нам предыдущими поколениями. Без этого он не сможет стать человеком . Д.С.Лихачев
www.youtube.com . Воспитание детей видео: "Одним словом "
Предварительный просмотр:
"ГОД КУЛЬТУРЫ В РОССИИ"
Цель: привлечение внимания учащихся к вопросу становления культуры в России через подготовленные сообщения и участие в викторине; обсуждение понятия «культурный человек» на основе цитат из произведения Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Задачи:
1) дать определения, что такое культура, что такое национальная культура; культурный человек и составляющие культуры личности;
2) подготовить сообщения по периодам формирования культуры в России;
3) принять участие в игровых заданиях и проверить знания из области русской культуры.
Форма проведения: беседа, викторина.
Оборудование: презентации, сообщения учащихся.
Ход мероприятия:
Классный руководитель: Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в России объявлен годом культуры. А что такое культура? Попытайтесь ответить на этот вопрос.
Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)
Классный руководитель: Трудно, не правда ли? Кого вы можете назвать культурным человеком? ... (Это человек, который имеет высшее образование, знает несколько языков, разбирается в кино, живописи, музыке и литературе? Или тот, кто все умеет делать своими руками, для кого никакая техника не представляет секрета?)
Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)
Классный руководитель: Да, вы правы. Это и первый, и второй, и третий.
Теперь мы близки к ответу на первый вопрос. Культура - это сумма знаний и умений, накопленных человечеством во всех областях деятельности людей (Слайд № 2). Согласитесь, что и далекие наши предки, крестьяне, не знавшие грамоты, могут быть названы культурными людьми. В конечном счете, культурный человек - это каждый из вас, если вы умеете самостоятельно думать и делать (создавать!) то, что нужно людям. То есть творить добро.
Классный руководитель: А что такое национальная культура?
Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)
Классный руководитель: Говоря научным языком, это то, что вместе с общностью языка, территории, традициями и обычаями составляет суть народа, выделяет его среди других народов (Слайд № 3).
Национальная культура повседневно входит в нашу жизнь. Вспомните, какие песни пела вам мама, какие сказки вам рассказывали и читали. Все это тоже явления национальной культуры, с ними вы вступили в жизнь, их для вас любовно хранили ваши предки.
Культура России формировалась на протяжении нескольких тысячелетий, и история ее может быть (хотя и достаточно условно) разделена на несколько периодов: древний, языческий, или дохристианский, средневековый - от момента принятия на Руси православия до эпохи преобразований Петра Великого: новый -объединяющий XVIII и XIX века; новейший - культура XX столетия (Слайд № 4). Ребята подготовили интересные сообщения о становлении культуры в России. Предоставляем им слово.
Учащийся 1: Многие исследователи считают, что до принятия христианства никакой культуры на Руси как бы и не было. Будь это так, Россия никогда не стала бы могучим государством. Наши языческие предки - славяне - умели прекрасно трудиться, обладали богатым воображением, тонко чувствовали природу, стремились к созданию собственного искусства, творчески перерабатывали заимствованные у соседей элементы культуры. Так и в славянскую культуру органично вплетались элементы древнегреческой, римской, индоарийской, византийской, тюркской и, некогда, общей славяно-германо-кельтской культур (Слайд № 5).
Учащийся 2: Обычно центрами экономики, культуры и языческой религии были города. Один из них - легендарный Аркона на острове Руген (Руян) в Балтийском море (Слайд №6). Здесь более тысячелетия поклонялись четырехголовому Свантевиту и Ран - супруге морского божества Эгер. (Аркона был разрушен в 1168 году.) Из многочисленных ранних славянских богов того времени позднее появился общеславянский Род. Жрецы, называвшиеся волхвами, создавали языческие ритуалы, возглавляли жертвоприношения и праздники.
Славяне, как и многие иные народы, наделяли магическими свойствами и деревья, особенно могучие дубы, и отдельные великолепные рощи, и некоторые камни, реки, озера, животных. Связано это было с весьма глубокой в то время зависимостью человека от природы, страхом перед неурожаем, болезнью скота, неудачной охотой или рыбной ловлей.
Учащийся 3: Следует отличать славянскую культуру от собственно русской, которая зародилась позднее праславянской вместе с появлением в VIII веке первых русских государств - Киевского и Новгородского княжеств - и обособлением русского языка. К началу правления в Киеве кн. Владимира уже существовал целый свод различных поверий, легенд, обычаев, а сами русы поклонялись очень сложному собранию богов. Здесь и громовержец Перун, и богиня плодородия Макошь, бог скотоводства Белес, богиня красоты Лада. Почитались Хоре и Вихрь - бог ветра, Сварог, бог-кузнец, и крылатый, с телом собаки, Семаргл (Слайд №7).
Классный руководитель: Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №7) и попробуйте определить, где какой бог.
Учащийся 4: В это же время сформировалась очень своеобразная русская орнаменталистика - способ украшения жилищ (всемирно известные деревянные кружева), одежды, утвари. Любимыми мотивами этих орнаментов были символы Солнца и Луны, Земли, Воды, Неба, а также птицы, петухи, драконы, кони и утко-кони, крылатые собаки и, конечно же, символы семян, ростков, плодов и самого поля. Ведь русы с древнейших времен считались прекрасными ратарями, или пахарями.
Учащийся 5: Вместе с принятием Православия, официально начавшегося на Руси в 988 г. с крещением св. кн. Владимира и жителей Киева, в нашу страну пришли лучшие достижения греческой и византийской культуры. В Святой Троице русские распознавали принципы славянского трибожия (Сварог-Дажбог-Семаргл), в Богоматери - богиню плодородия Макошь и т. д. Но в то же время христианская культура Византии была несомненно богаче знаниями, церковной канонической обрядностью, достижениями архитектуры, живописи (Слайд №9).
Учащийся 6: Первыми по-настоящему образованными людьми в Киевской Руси стали священнослужители, монахи. Они сами постигали Слово Божие и несли его людям.
И вот уже в 1037 г. Ярослав Мудрый начинает строительство киевского Софийского собора, великолепного памятника архитектуры, изукрашенного мозаиками и фресками. Строили его русские мастера под руководством греческих архитекторов (Слайд №10).
Следует знать и то, что при св. Владимире была основана в Киеве первая школа. Первыми книгами-учебниками стали букварь, часослов и псалтирь. С тех времен и вплоть до XX в. сохранялся в России обычай обучения по ним грамоте. В XI в. на Руси появляется церковная литература, обращенная к русской жизни. В конце XII в. появляется великий памятник русского и мирового поэтического искусства, наиболее значительное произведение литературы допетровской эпохи - "Слово о полку Игореве", повествующее о походе кн. Игоря на половцев. Сегодня "Слово... " переведено на десятки языков народов мира.
Учащийся 7: С начала татарского нашествия (40-е годы XIII в. ) начинается новый период в истории России и новый этап в развитии русской культуры.
В разгар татарского произвола св. Сергий Радонежский закладывает Троицкую обитель (Слайд №11), выросшую впоследствии в центр русской духовности - Троице-Сергиеву Лавру. Последователи великого старца - преподобные Кирилл и Ферапонт, продвигаясь на север, основывают монастыри, ставшие крупнейшими не только религиозными, но и культурными и научными центрами, с великолепными библиотеками рукописных книг и историческими архивами.
С падением татарского ига науки и искусства расцветают с новой силой. В 1555 году двое русских зодчих-самоучек - Барма и Постник - возводят в Москве Покровский собор, известный ныне как храм Василия Блаженного (Слайд №12).
Учащийся 8: Следующая эпоха в развитии русской культуры связана с именем Петра Великого. Начатые им масштабные преобразования затронули все сферы бытия народа. Дворцы новой столицы, Санкт-Петербурга, были великолепны, но выстроены в стиле итальянского барокко.
Военные победы, создание современной армии и флота, строительство столицы, развитие промышленности требовали огромных затрат. Известно, что на пушки переливались даже церковные колокола. Все это отозвалось застоем в культурной жизни на огромной территории Российской империи. В созданной Петром I Петербургской Академии наук долгое время не было ни одного русского человека (Слайд №13). Первым стал М. В. Ломоносов, поистине светоч русской науки и литературы. Его достижения легли в основу новой русской культурной традиции, принесшей мировую славу России в XIX веке.
Этот век справедливо можно назвать веком русской культуры. Созвездия гениев украшают историю нашей Родины во всех областях духовной культуры. В литературе это Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Чехов. В музыке - Глинка, Римский - Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. В науке - Пирогов, Менделеев, Лобачевский. В архитектуре - Росси. И многие, многие другие.
Учащийся 9: В "век просвещения" Екатерины II расцветает искусство русского театра. Основаны Александринский и Мариинский театры в Петербурге, Большой театр в Москве, созданы многочисленные театры в провинции (Слайд №14). На этих подмостках выросла и стала непревзойденной слава русского балета (Анна Павлова) и русской оперы (Шаляпин). Блестящее развитие получила в XIX в. русская религиозно-философская мысль, выросли крупнейшие историки, естествоиспытатели, путешественники.
К концу XIX века Россия - просвещенная мировая держава. Здесь находятся крупнейшие библиотеки (Московская государственная - около 40 млн. книг, Публичная в Петербурге - около 30 млн. книг, Академии наук - около 20 млн. книг). В Санкт-Петербурге созданы Государственный Эрмитаж с его всемирно известным собранием произведений искусства и Русский музей, в Москве - Третьяковская галерея, открыты для посетителей кремлевские Грановитая и Оружейная палаты. Богаты и собрания провинциальных музеев, огромные сокровища прикладного искусства собраны в монастырях (Слайд №15).
Ученик 10: И вот наступил век XX, век новых яростных поисков и открытий как в искусстве так и в науке. Достаточно произнести лишь три слова: кибернетика, космонавтика, кинематограф.
А начинался век относительно спокойно. В поэзии формируются новые течения - символизм, футуризм (Блок, Северянин, Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Есенин, Цветаева, Пастернак). Блистает Московский общедоступный театр (впоследствии МХАТ) Станиславского и Немировича-Данченко. Новые театры создают Мейерхольд и Вахтангов. В сокровищницу мирового искусства кино входят десятки русских фильмов. Достаточно назвать режиссеров Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского. Достижения отечественной науки несомненны и впечатляющи.
Классный руководитель: Да, достижения отечественной культуры впечатляющи.
А теперь небольшая викторина. Внимательно прослушайте информацию об одном из великих представителей культуры нашей страны и назовите, кто это.
1. Русский баснописец, сатирик, автор многих трагедий и комедий. Автор более 300 басен, в которых высмеивал личные и общественные пороки: глупость, зависть, бахвальство. Его известные басни: «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки» и др. (Крылов Иван Андреевич).
2. Великий русский поэт и писатель, справедливо считающийся создателем современного русского литературного языка. За сравнительно недолгую жизнь - он погиб в 37 лет от раны, полученной на дуэли - им написаны сотни стихотворений, поэмы, ставшие классическими: "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник" и др., роман в стихах "Евгений Онегин", исторические драмы "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии", великолепные "Повести Белкина", "Капитанская дочка" и "Дубровский" - в прозе, его сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» (Пушкин Александр Сергеевич).
3. Один из великих представителей сатирического жанра. Известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки". К лучшим произведениям Гоголя относятся его бессмертная комедия "Ревизор", роман-поэма "Мертвые души", повести "Шинель", "Тарас Бульба", "Игроки" и др. (Гоголь Николай Васильевич).
4. Граф, гений русской словесности, автор множества рассказов, повестей, романов, сказок, философских и публицистических работ. Его главные произведения : "Казаки", "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Крейцерова соната" (Толстой Лев Николаевич).
5. Прекрасный художник-баталист. Участник многих сражений, погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" во время русско-японской войны. Наиболее известны его полотна "Апофеоз войны», «Смертельно раненый и др. (Верещагин Василий Васильевич)
6. Физик, химик, поэт, историк, художник, человек энциклопедических знаний. В далеком XVIII веке поле деятельности для человека такого масштаба было огромным. Он заложил основы физической химии и учения о цвете, высказал принцип сохранения материи и движения, открыл атмосферу на Венере. Он - автор многих трудов в области электричества, оптики, металлургии, экономики, горного дела. Основатель Московского университета и знаменитой фабрики фарфора под Петербургом. Возродил искусство мозаики (Ломоносов Михаил Васильевич).
7. Химик, открыл периодический закон химических элементов, составляющий фундамент современного учения о веществе (Менделеев Дмитрий Иванович).
8. Физик и электротехник, изобретатель радиосвязи (Попов Александр Степанович).
9. Основоположник космонавтики, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений (Циолковский Константин Эдуардович).
10. Конструктор ракетно-космических систем, и в истории освоения космического пространства с его именем связана эпоха первых замечательных достижений. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство (Королёв Сергей Павлович).
Классный руководитель: Молодцы. Спасибо за участие в викторине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час_ 2014 - год культуры в России
конспект урока«2014 год - год культуры России»Конспект классного часа. Цель занятия:Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и ро...
Конспект классного часа "2014 – год культуры в России"
Классный час "Год культуры в Российской Федерации"...
Классный час в 5 классе, посвященный Году культуры в России
Это мой первый классный час, первый разговор с моими новыми подопечными - 5 А классом....
Классный час на тему: "Год культуры в России"
классный час с презентацией в 5 классе...
Классный час посвященный ГОДУ КУЛЬТУРЫ в России
Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминируе...
Классный час ГОД КУЛЬТУРЫ в России
Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминируе...
Классный час "Год культуры в России"
"Год культуры в России"...