Классный час в 5 классе, посвященный Году культуры в России
классный час (5 класс) на тему

Цветкова Ольга Александровна

Это мой первый классный час, первый разговор с моими новыми подопечными - 5 А классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_1_sentyabrya.docx25.89 КБ
Файл 2014_god_-_god_kultury_v_rf.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа ко Дню Знаний, посвящённый Году культуры в России «Культура – культ Света»

5 класс 01.09.2014

Цель мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с целью проведения Года культуры в России.
  2. Приобщить учащихся к историческому культурному наследию воспитания детей в дворянской семье Брянчининовых в19 веке.
  3. Побудить учащихся к размышлению о собственной культуре и воспитанности.
  4. Поговорить о культуре и правилах поведения в школе и других общественных местах.

 Оборудование: 1. компьютер, проектор, экран

2. видеофильм «Прелестное Покровское»

Оформление: класс празднично украшен цветами, шарами.

Ход мероприятия:

 Дети поднимаются с торжественной линейки в кабинет и занимают свои места за партами.

  1. Вступительное слово классного руководителя. Слайд 1.

Дорогие ребята! Вы вновь переступили порог школы для того, чтобы начать новый учебный год. Теперь вы учащиеся среднего звена, вы – пятиклассники! И дальше по дороге нашей школьной жизни мы пойдём вместе. Надеюсь, что путь наш будет широкой ровной дорогой. И мы вместе дружно, пойдём по ней, помогая и поддерживая друг друга. Вместе мы могучая сила, нам всё будет по плечу.  Поздравляю вас с началом нового пути, с праздником 1 сентября!

Прежде, чем мы начнём наш первый урок, давайте представимся. Назовите себя, добавив одно-два слова для своей характеристики. Давайте я начну с себя: Цветкова Ольга Александровна, любящая школу, детей, с чувством юмора. Давайте начнём с новеньких ребят.

Дети представляются по очереди. 

  1. Классный руководитель: Вот мы и познакомились снова! Очень приятно!  Так всегда поступают культурные, воспитанные люди. Сегодня мы много будем разговаривать о культуре.

Будем входить в класс в грязной обуви? (Нет.)

Будем вытирать руки о  шторы? (Нет.)

Нельзя писать прямо на стенах? (Нет.)

Нужно носить сменную обувь? (Да.)

Нужно драться на переменах? (Нет.)

Не будем опаздывать на урок? (Нет.)

Будем стараться хорошо учиться? (Да.)

  1. Классный руководитель: - Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, а теперь пришло время дать клятву пятиклассника и быть верным данной клятве все годы учебы.

Всегда приходить в класс на первый урок

Еще до того, как проснется звонок. (Дети хором – Клянемся!)

Быть на уроке активным и нужным,

Запоминать и учить все, что нужно. (Клянемся!)

Чтоб грамотным и умным стать,

Будем учиться читать и писать. (Клянемся!)

Учебники, книжки, пенал и тетрадки

Всегда содержать в идеальном порядке. (Клянемся!)

Друзьями хорошими, верными стать,

Друг другу во всем и всегда помогать. (Клянемся!)

А лень, неопрятность, подсказки, вранье

Мы в класс не возьмем никогда, ни за что. (Клянемся!)

Классный руководитель: - Ученики клятву давали, теперь осталось дать клятву мне, вашей учительнице. Вот какая моя учительская клятва:

 Клянусь:

 Вас так буду я обучать,

Чтоб много Вы могли узнать.

Учеников не обижать,

Мальчишкам, девчонкам –

 всем помогать.

Любимчиков в классе не заводить,

 Детей одинаково, равно любить.

Всех научить на английском говорить,

Стихи сочинять и крепко дружить!

  1. Тема сегодняшнего урока «Культура – культ Света». Слайд 2.

Вы, наверное, слышали, что 2014 год объявлен Годом культуры. Слайд 3.

Наш президент В.В.Путин подписал указ в Кремле 23 апреля 2013 г. Слайд 4.

Как вы думаете, для чего?

Целью такого шага стала необходимость повысить внимание к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире. Слайд 5.

У нас есть в этой связи большая проблема в стране. Важно, чтобы возродились и сохранялись музеи, памятники старины, клубы, библиотеки, народное творчество, чтобы дети знали истоки своей культуры и любили свой национальный характер, много читали и были культурными людьми. Слайд 6.

  1. Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА?

Ответы детей.

Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

Давайте по порядку.

Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского

означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем- это не

просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность.

Есть ещё одно толкование слова «культура» - культ Ра, где культ означает «поклонение, почитание», а Ра –древнеегипетский бог Солнца, верховное божество древних египтян. Не зря наш классный час называется «Культура – культ Света!» Попробуйте теперь объяснить слова в таком ключе «вера» -знание света, «радуга», «образование», боевой клич «Ура!» означает «У Ра! У Солнца, у Бог взявший и потому непобедим!» 

 Отсюда произошло слово Культурный-- правильный.

  Слайд 7.

 Культура – это культ солнцепоклонников, но не просто почитание небесного объекта под название Солнце, а чистые помыслы, чистые деяния, чистая речь, чистые взаимоотношения.

  1. Что значит Культ-у-Ра у древних славян? 

Всё построено на двух великих принципах:

1. Свято чтить Богов и Предков своих.

2. Жить по Совести и в гармонии с Природой.

Что значит Культ-у-Ра у древних славян?

Культ солнца Ярилы — культ Света древлян

Культура от Прави к ним с Верой пришла,

В гармонии с Природой народам дана!

Культура не шоу, театр, балет

Культура несёт в мир Божественный свет

Свет истинной правды, как в космосе жить,

Как в мире под солнцем народам дружить!

Культурный — кто с Верою к Свету идёт,

Культурный — кто Истину людям несёт.

Культура заложена в каждом из нас -

Духовная совесть космических рас!

Где нет той культуры, во мраке живут,

Невежество ложное людям несут.

Отец у них дьявол, там властвует тьма

Их свет — это блеск золотого тельца!

Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры».

Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или

водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе.

Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Культура делиться на материальную культуру, включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

Существует много разных видов духовной культуры: политическая- это идеалы и жизненные ценности людей в государстве; правовая- законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения

Особый вид духовной культуры - мораль-система норм и ценностей,

регулирующих поведение людей. Слайд 8.

  1. Какого человека можно назвать культурным?

Дети высказываются.

Послушайте слова   Дмитрия Сергеевича Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот черта истинно культурного человека».

Слайд 9. Чего ждёт от нас страна?

Слайд 10. Личностной уверенности и осознания собственной значимости, целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей.

Слайд 11. Опрятности, вкуса к красивым вещам, умения отличать хорошее от плохого.

Слайд 12. Развитой речи и интеллектуальных способностей, заботливого отношения к окружающему миру.

Слайд 13. Уважения к старшими забота о младших. Адекватности и умения общаться в коллективе.

Слайд 14. Стремление к ЗОЖ. Самоуважения себя как культурного человека.

  1. Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было назвать культурным?

 Слайд 16.

Давайте в форме «да-нет» теста! Только с вашими комментариями.

1.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?

 (Итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование культуры человека)

2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он культурный?

(Надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из показателей культуры человека)

3.Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?

 (Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в обществе)

4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?

(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на формирование внутренней культуры человека)

А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с его многогранным определением культурного человека?

  1. А теперь предлагаю Вам коллективно создать свою модель культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться. Слайд 16. Черты культурного человека. Ответственный. Образованный. Способный к сопереживанию и уважению. Стремящийся к духовному обогащению. Патриот. Знающий и сохраняющий обычаи своего народа.
  2. Я надеюсь, что все вы будете интересоваться произведениями искусства, много читать, осмыслите свои жизненные ценности, будете активно участвовать в жизни класса, школы, города, региона и даже страны, будете стремиться к общению, т.е. будете культурными людьми. И я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека зависит культура всей нации. Спасибо за работу.

Слайд 18. Быть культурным – хорошо!»

Слайд 19. Выбираем высказывание о культуре.

  1. Смотрим видеофильм «Прелестное Покровское»

2. Классный час по теме: «Семья и семейные традиции».

  Классный руководитель: - Тема нашего классного часа: «Семья и семейные традиции». Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто  дорог вам больше всего на свете.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:(Классный руководитель ведет классный час использую слайды из презентации, которая была сделана специально с использованием картинок из мультика «Шрек», учитывая возраст детей.)

СЛАЙД 1: То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

СЛАЙД 2: Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

СЛАЙД 3: В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи.

СЛАЙД 4: Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

СЛАЙД 5: Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций.

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня.

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

СЛАЙД 6: Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

СЛАЙД 7: Во многих семьях есть традиция совместного проведения свободного времени.

СЛАЙД 8: Во многих семьях есть традиция  проведения совместного отпуска.

СЛАЙД 9:

•         Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанна с днем рождения,  отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения".

•         Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!»

•         Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин.

•         Можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен.

СЛАЙД 10: Семейные традиции:

•         Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

•         У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему, живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

•         Отмечать семейные праздники – то же традиция.

•         Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

•         Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

•         Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.      

СЛАЙД 11: Семейные традиции:

Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

СЛАЙД 12: Семейные традиции:

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться Ваши дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

•             повторяющееся событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;

•             традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

•             стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше,  

          а не осложняют ее.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

СЛАЙД 13: Выступает ребенок (стихотворение была дано заранее, после переклички репетировали.)

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

На этой сказочной земле.

  Классный руководитель: - А теперь перейдем к викторине.

СЛАЙД 14, 15:

•         Скажите по латыни  «семья».                           (Фамилия.)

•         А теперь скажите «семья» по-итальянски.      (Мафия.)

•         Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

                                                                                    (Выносит сор из избы.)

•         Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

                                                             (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

•         Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

                                                                           («Яблоко от яблони недалеко падает».)

•          Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?                                                    (Мать-и-мачеха.)

•         Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?             (Алфавит.)

СЛАЙД 16: Выступает ребенок со стихотворением (стихотворение была дано заранее, после переклички репетировали):

•         Семья – это счастье, любовь и удача,

•          Семья – это летом поездки на дачу.

•          Семья – это праздник, семейные даты,

•          Подарки, покупки, приятные траты.

•          Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

•          Мечты о хорошем, волнение и трепет.

•          Семья – это труд, друг о друге забота,

•          Семья – это много домашней работы.

•          Семья – это важно!

•          Семья – это сложно!

•          Но счастливо жить одному невозможно!

•          Всегда будьте вместе, любовь берегите,

•          Обиды и ссоры подальше гоните,

•          Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

•          Какая хорошая НАША семья!

  Классный руководитель:  - Дорогие ребята, уважаемые родители и гости, я всех благодарю за участие в нашем первом учебном дне, благодарю за прекрасные цветы! Наш первый день в школе подходит к концу. С нетерпением буду ждать вас в понедельник. До встречи!

        

                

                

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать снова в школу! ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5А КЛАССА!

Слайд 2

Тема урока: «Культура – культ Света»

Слайд 4

Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год будет объявлен в стране Годом культуры.

Слайд 5

Целью данного шага является привлечение внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире ЭМБЛЕМА

Слайд 6

ПРОБЛЕМА Национальная культура нуждается в самой высокой поддержке! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВСЕ РОССИЯНЕ НАДЕЮТСЯ, ЧТО … -возродятся сельские клубы и библиотеки - получит новый стимул для развития народное творчество -дети будут знать истоки родной культуры и любить все то, что определяет национальный характер -явятся миру новые меценаты, которые путем финансовых вливаний смогут поднять культуру на высокий уровень- -молодежь будет воспитываться в духе миролюбия и оптимизма А главное… - повысится личная культура каждого россиянина!

Слайд 7

Определение слова «культура» Термин “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Всем известны такие понятия, как «культура речи», «культура человеческих отношений», «культура общения», «культура рабочего и свободного времени», «культура здорового образа жизни», «информационная культура», «физическая культура» и другие.

Слайд 8

«Истинный показатель цивилизованности - не уровень богатства... не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Р.Эмерсон

Слайд 9

ЧЕГО ЖДЁТ ОТ НАС СТРАНА?

Слайд 10

-личностной уверенности и сознания собственной значимости -целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей

Слайд 11

-опрятности, вкуса к красивым вещам - умение отличать хорошее от плохого Хорошо! Плохо!

Слайд 12

-развитой речи и интеллектуальных способностей -заботливом отношении к окружающему миру

Слайд 13

-уважения к старшим и заботе о младших -адекватности и умения общаться в коллективе

Слайд 14

-стремления к здоровому образу жизни -самоуважения себя, как культурного человека

Слайд 15

Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Культура – творческая деятельность , осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества . Культура – практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей.

Слайд 16

Черты культурного человека Ответственный Образованный Способный к сопереживанию и уважению Стремящийся к духовному обогащению Патриот Знает и сохраняет обычаи своего народа

Слайд 17

МЫ НАДЕЕМСЯ ,ЧТО ВСЕ НАШИ УЧАЩИЕСЯ … начнут интересоваться произведениями искусства переосмыслят свои жизненные ценности приобретут опыт общения с художественным творчеством активнее станут участвовать в культурной жизни страны, региона, города, школы

Слайд 18

«Быть культурным - хорошо !!!»

Слайд 19

1. Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Искандер Фазиль 2. Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Шукшин В. 4. Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто. Эррио Эдуар 5. Культура начинается с запретов. Лотман Юрий 6. Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать. Мальро Андре 7. Без умственной культуры не может быть и утонченных чувств. Франс Анатоль 10.Если культура - это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно. де, Ротшильд Надин 11.Истинный показатель цивилизованности - не уровень богатства... не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной. Р.Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-х классов, посвященное 200-летию победы России в Отечественой войне 1812 года

Мероприятие проводится в виде игры-соревнования по командам. 4 этапа. В сопровождение презентация. В конце игры личное первенство....

План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России

Приобщение  учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его  как культурного феномена и языка русской нации....

Классный час, посвященный Году Культуры

В материале представлена разработка и презентация для проведения классного часа, посвященного Дню Знаний по теме "Год Культуры в России", с использованием различных методических приемов....

Классный час посвященный ГОДУ КУЛЬТУРЫ в России

Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминируе...

Классный час к Году Культуры в России

Классный час к году Культуры в России...

Спартакиада для учащихся 5-8 классов посвященная году экологии в России

Спартакиада  для учащихся 5-8 классов посвященная году экологии в России...

Классный час, посвященный Году театра в России

Классный час для учащихся 5 класса...