Урок Знаний в 9 «А» классе Тема: «2014 – год культуры в России».
Классный руководитель Давыдова Н.И. Цели: Образовательная: познакомить с указом Президента России о том, что 2014 год в РФ объявлен годом культуры, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; Развивающая: развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость. Ход классного часа: Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире. Культура охватывает такие значимые стороны жизни, как язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку, - всё то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа. Ребята, а как вы понимаете слово «культура», какое значение этого слова? Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. А вот что об этом говорят выдающиеся личности Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих)— русский художник, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. "Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими в времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими". Поль Ланжеве́н — французский физик и общественный деятель. "Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества". Дми́трий Серге́евич Лихачёв — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, 1-й Председатель правления Советского фонда культуры "Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам Материал из Википедии. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Мы узнали много о значение слова «культура», но вернёмся снова к указу президента РФ: «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире…» В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации. Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье». Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России». К числу важнейших задач и деле сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важной роли Православной церкви. Современная культура в целом по-прежнему остается светской и покоится в основном на науке и разуме. Однако религия вновь становится важной и неотъемлемой частью культуры, а культура восстанавливает свои исторические связи с религиозными истоками. Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление храма Христа Спасителя. Ещё большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму. Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVI I I в. — XIX в. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе. Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII в. они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX в. стал золотым веком русской культуры. Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, вековыми традициями и обычаями, жизнью крестьян и простого народа. Элементы высокой культуры — богатые библиотеки, прекрасные коллекции картин, домашние театры — органически переплетались с элементами народной культуры. Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. К задаче сохранения русских усадеб тесно примыкает другая не менее важная задача - возрождение и развитие малых городов России. В настоящее время их насчитывается более 3 тыс. с населением около 40 млн человек. Как и усадьбы, они воплощали истинно русский уклад жизни, выражали душу и красоту России. Каждый из них имел неповторимый, уникальный облик, свой стиль жизни. При всей своей скромности и непритязательности малые города были щедрыми на таланты. Из них вышли многие великие писатели, художники и композиторы России. Вместе с тем в течение долгого времени малые города находились в забвении и запустении. В них угасла активная, созидательная и творческая жизнь, они все больше превращались в глухую провинцию и захолустье. Теперь ситуация постепенно меняется, и малые города вновь оживают. Тамбовская земля несет в себе богатейшее культурно-историческое наследие. Самое главное богатство любого края и всей нашей страны в целом – это люди. Наш край за последние столетия подарил Родине множество выдающихся людей, вписавших яркие страницы в славную летопись отечественной истории и культуры. В Тамбовской области жили и творили великие люди России. Державин Гавриил Романович – крупнейший поэт 19 века. С 1786 по 1788 – правитель Тамбовского края. За период проживания на Тамбовской земле успел создать ряд од, стихотворений, драм. Корни рода А .Пушкина – на Тамбовской земле. Один из его предков был Тамбовским воеводой. В основу сюжета романа «Дубровский» положены подлинные события, произошедшие в Козловском уезде Тамбовской губернии, а история помещиков тамбовских имений Большое и Малое Гагарино воплотилось в повести «Барышня – крестьянка». Поэт Евгений Баратынский родился в имении Мара Кирсановского уезда. В деревне Ивановке Тамбовского уезда с 1890 по 1917 год почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил пианист и композитор Сергей Рахманинов. Поэма М. Лермонтова «Тамбовская казначейша» содержит достоверное описание мест Тамбова. Заметный след в истории Тамбова оставил купеческий род Асеевых. Родился Михаил Васильевич в Рассказове 1 ноября 1858 года, закончил Московский университет, имел степень лекаря и звание уездного врача. В наследство Михаил Васильевич получил Арженскую суконную фабрику и постоянно занимался усовершенствованием и расширением ее производственных мощностей, став одним из крупнейших поставщиков сукна для российской армии. Возросшие финансовые возможности позволили М.В.Асееву открыть при Арженской фабрике больницу для рабочих, народный дом, приют для детей, родители которых получили увечье на фабрике. Следуя традициям российского купечества, М.В.Асеев немалые средства жертвовал храмам. Являясь старостой Варваринской церкви в Тамбове и почетным членом "Варваринского братства", имевшего целью оказание помощи бедным прихожанам, он выделял деньги на содержание храма, дарил книги для церковной библиотеки, содержал церковно приходскую школу. Весьма многочисленны были общественные обязанности Михаила Васильевича: он был попечителем Тамбовской мужской гимназии, попечителем Тамбовского Дома трудолюбия, где обучались сироты, старостой Александро-Невской церкви при мужской гимназии, почетным смотрителем Толмачевского училища, членом правления Купеческого клуба в Тамбове, членом дирекции Тамбовского отделения Русского музыкального общества. Во всех общественных организациях он был деятельным членом, и словом, и делом помогая городу. Набережную реки Цны доныне украшает дом-дворец, построенный М.В.Асеевым в 1905 году (Ныне там располагается кардиологический санаторий), окруженный старым парком. Прилегающая городская территория была благоустроена также за его счет: замощены улицы Набережная, Варваринская(Первомайская), Солдатская (Тельмана), 1-я Комендантская (Гоголя). На территории своей усадьбы Михаил Васильевич выстроил дом для талантливого художника, портретиста Н.М.Шевченко (дом не сохранился). Не мало сделал М.В.Асеев для города, будучи избранным гласным Тамбовской городской Думы, возглавляя финансовую, водопроводную комиссии, занимаясь проблемой замощения улиц. В годы Первой мировой войны Михаил Васильевич предоставил свой доходный дом в Тамбове под инфекционный лазарет для солдат. После октябрьской революции, всё имущество семьи Асеевых, включая и тамбовскую усадьбу, было национализировано. В ней последовательно располагались различные детские воспитательные учреждения, отделение Пролеткульта, кавалерийское подразделение, туберкулёзный санаторий, военный эвакуационный госпиталь. Президент Владимир Путин распорядился сохранить историческое здание дома Асеева в Тамбове после того, как его об этом попросили тамбовчане. Теперь в здании усадьбы будет размещен филиал Государственного музея-заповедника «Петергоф». В реставрацию усадьбы Асеева было вложено более 500 млн бюджетных средств. Особое место в охране культурного наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел. • К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Используя технику низкого рельефа, холмогорские косторезы создают уникальные произведения декоративного искусства — гребни, кубки, ларцы, вазы. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом. • Широкое распространение в России получила миниатюра. Один из известных ее центров находится в с. Федоскино Московской области. Федоскинская миниатюра — живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Рисунок выполняется в реалистической манере на черном лаковом фоне. С федоскинской перекликается палехская миниатюра, представляющая собой живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары, украшения). Для нее характерны яркие краски, плавный рисунок, обилие золота. • Заслуженную известность в России и за рубежом получила гжельская керамика — изделия из фарфора и фаянса, покрытые синей росписью. Упомянутые, а также другие художественные промыслы и ремесла в целом продолжают свою жизнь и деятельность, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем. Вместе с тем все они нуждаются в серьезной помощи. Многие из них требуют существенной реконструкции, результатом которой должно стать создание современных условий труда для народных умельцев и творцов. Некоторые из них нуждаются в возрождении и восстановлении. Дело в том, что с течением времени эти промыслы и ремесла претерпели существенные изменения: они были слишком осовременены. Изменена была тематика и сюжеты, нарушена технология, искажена стилистика. Как вы думаете, ребята, легко ли в современном мире сохранить наше культурное достояние? Что мы можем сделать для сохранности культурного достояния? Как нам в современном мире остаться культурными? Закончить наш классный час хочется важной мыслью: «Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее». |