ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моделист - конструктор»
рабочая программа (7 класс) на тему

Забродин Александр Владимирович

Выполнил Забродин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_modelist-_konstruktor.docx54.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

            Рассмотрено на заседании МО           «Согласовано»                              «Утверждено»                      

            Протокол №  _____                           зам. директора  УВР                          приказом № ____                                                                                                      

           « ____» _______2015 г                         /И.А.Чемакина/                              «____» _______2015г.

             Руководитель МО.                               ______________

              ______________                                                          

            «___»______2015г.

         ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО

«Моделист - конструктор»

                                                                                                                                                                                                                                 

Составитель:  Забродин А.В.                                                                                                                                                                              

                                                                                                                педагог дополнительного образования,

 первая  квалификационная категория

        

                                                                                                   

 

                                                                                                       

п. Пионерский

                                                                                                                                       2015год

  1. Пояснительная записка.

     Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

      Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем  

      выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся,  

      осуществляемая во второй половине дня.

      Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений

      Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является  

      неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную

      деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы  

      обучения.

          Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с

      классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном  

      досуге (праздники, вечера, походы и т. д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной

      деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет  

      педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их  

       реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения    

       учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-

       педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров,

       кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые

       акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных

      отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания

      ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой

       внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников,

        способствовать решению задач нравственного воспитания.

      Программа внеурочной деятельности «Моделист - конструктор» составлена на основе  

      Программы «Кружок юных автомоделистов» З.Я. Псахис, и методического  пособия «программа  

      кружка «Моделист – конструктор» для общеобразовательной  школы», Григорьев Д. В.  Внеурочная  

      деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.:  Просвещение,  

      2010 (Стандарты второго поколения).

 Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов федерального уровня:

- закон РФ «Об образовании»;

- приказ МОиН от 06.10.2009 №373 «Об утверждении ФГОС»/ изм.;

 - письмо МОиН РФ от 12.05.20011 №03

 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования; - Конституции РФ;

 - типовом положении об общеобразовательном учреждении.    

   Адаптация  программа заключается в уменьшении количества часов на изучение некоторых тем. Изменения были внесены с учётом особенностей ОУ, режима деятельности и уровня подготовки детей, и не затрагивают концептуальных аспектов программы.

 В основу программы внеурочной деятельности технической направленности положены идеи и положения Федерального государственного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России.

   Человек, сколько он помнит себя, всегда старался облегчить свой труд, создавая различные инструменты и приспособления. А в дальнейшем и машины с механизмами, которые полностью или частично заменяли бы его на производстве. Этому свидетельство достигнутый в настоящее время научно-технический прогресс.

   В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.

   Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах деятельности.

   Кружковые объединения, типа «Моделист – конструктор», «Сделай сам», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включится в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.

   Актуальность и практическая значимость данной программы обуславливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути. Овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своей трудовой деятельности. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

   В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса, распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчёт необходимых материалов и времени, выбор инструментов и приспособлений, рациональных приёмов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.

    Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели- копии устройства по образцу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.

   Техническое творчество, таким образом, через создание технического объекта способствует получению обучающимися углублённых знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.      

   Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это   прежде всего  отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о её состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.

   Результативность программы. Возможно, В результате посещения занятий кружка не все обучающиеся станут настоящими мастерами и из-под их резца не выйдет произведение искусства.  Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребёнок научился по-новому видеть мир. Видеть красоту не только золота, но и черного метала, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значить уметь видеть! Если ребёнок попробовал быть и мастером и художником и постарался немного украсить мир – значит, занятия в кружке не прошли для него даром.

    Программа рассчитана на обучение детей от 12 до 16 лет (обучающихся общеобразовательных школ). Данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность. Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического с художественными темами.

 Цель программы:

1. Сформировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;

 2. Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;

3. Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;

4. Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи программы.

Образовательные: 

1. Овладение учащимися знаниями элементарных приёмов работы;

2. Овладение учащимися знаниями о различных конструкционных материалах;

3. Формирование навыков работы, создание собственных конструкций;

4. Освоение смешанных техник.

5. Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей;

 6. Формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные: 

1. Воспитание любви и уважения к традициям, культуре и достижениям родной земли; 2. Формирования культуры общения в группе;

3. Формирование правильной позитивной оценки своих возможностей.

Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:

1. Уважение к личности ребёнка;

2. Признание права ребёнка на ошибку;

3. Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;

 4. Справедливость;

5. Сохранение здоровья детей.

6. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;

7. Система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, черчение, труд);

Особенности методики обучения. Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребёнка. При планировании и проведении занятий применяется личностно – ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей. Чёткая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребёнка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного конструкционного материала, методики проведения занятий. Программа «Моделист – конструктор» способствует расширению и углублению знаний в области технического и художественно-прикладного труда. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объём и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

Форма и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Общеучебные умения, навыки способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Моделист-конструктор» на этапе основного общего образования являются:

 использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

 выделение характерных причинно-следственных связей;

 творческое решение учебных и практических задач;

 сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

 самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

 соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

 использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Таким образом, в результате учебного курса «Моделист-конструктор» учащиеся должны:

знать/иметь:

- основные сведения о древесине и древесных материалах;

- породы древесины и их свойства, пороки древесины;

- ручной деревообрабатывающий инструмент и способы его применения; - приёмы обработки древесины различными инструментами;

- какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

 - способы соединения деталей и заготовок;

- основы конструирования моделей;

- общее представление о техническом рисунке, эскизе и чертеже;

- общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали;

 - рациональную организацию рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;

- простейшие способы технологии отделки древесины;

 - источники и носители информации, способы получен6ия, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию,

- представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека. уметь:

 - использовать приобретённый в результате занятий опыт в повседневной жизни;

- читать простейшие технические рисунки и чертежи, - понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

- пользоваться ручным деревообрабатывающим инструментом;

- осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей; \

- производить простейшие отделочные работы.

Показатели сформированности метапредметных результатов.

Планируемые результаты.

В результате изучения курса должны быть достигнуты и сформированы следующие УУД.

  1. Личностные УУД отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка:

 эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

 чувство гордости за технические достижения Родины;

 уважительное отношение к памятникам технического достижения своего народа;

 понимание особой роли техники и технологий в жизни общества и каждого отдельного человека;

 сформированность эстетических чувств, творческого технического мышления, наблюдательности фантазии;

 потребности в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

умение обсуждать и анализировать собственную творческую техническую деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

  1. Познавательные УУД характеризуют уровень сформированности универсальных  

способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  умение видеть и воспринимать проявления технического творчества в окружающей жизни;

 использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного технического материала, выполнение творческих проектов при конструировании изделия;

 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

  самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;  умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Регулятивные УУД характеризуют способность учащихся к организации своей  

деятельности (планированию, контролю, оценке):

 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных технических творческих задач;

 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;

 умение проявлять саморегуляцию, как способность к мобилизации сил, энергии;

  способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  1. Коммуникативные УУД характеризуют способность учащихся к взаимодействию,    

умение учитывать позиции партнёра по деятельности, умение сотрудничать с окружающими:

 понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

 уважать иную точку зрения;

 учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное;

 уметь договариваться, находить общее решение;

 уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

 сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

 осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

 способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

II. Учебно – тематический план.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

0

2

Основные сведения о древесине и древесных материалах.

2

1

1

3

Ручная обработка древесины.

3

1

2

4

Способы соединения деталей и заготовок.

5

1

4

5

Основы конструирования моделей

12

2

10

6

Моделирование из фанеры

8

1

7

7

Отделка моделей из древесины и фанеры

2

1

1

8

Итоговое занятии и выставка работ учащихся

1

0

1

Итого

34

8

26

  1. Содержание программы.

Тема 1. «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности».

Цель: мотивировать учащихся к занятиям техническим творчеством, конструированию.

Занятие 1. «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности». Создание комфортных условий для творческого труда. Объяснение задач технического творчества учащихся и способов достижения поставленных целей. Проведение инструктажа по технике безопасной работы при выполнении работ. Практическая работа: Ознакомление учащихся с различными видами моделей машин и механизмов. Выбор учащимися моделей для дальнейшего изготовления. Изготовление технических рисунков и чертежей выбранных моделей.

Тема 2. «Основные сведения о древесине и древесных материалах»

Цель: научить учащихся различать породы существующей древесины. Определять пороки древесины. Различать виды пиломатериалов.

Занятие 2и3. «Основные сведения о древесине и древесных материалах» Доводятся сведения о существующих породах древесины и видах древесных материалов. Рассматриваются возможности применения в конструкциях машин и механизмов различных пород древесины и древесных материалов. Разбор пороков древесины.

Практическая работа: подбор материалов для изготовления выбранной модели. Тема 3. «Ручная обработка древесины». 

Цель: дать понятия учащимся о всех вида ручного деревообрабатывающего инструмента.

 Занятие 4, 5 и 6. «Ручная обработка древесины» Рассматривается конструкция и назначение всех видов ручного деревообрабатывающего инструмента. Частично рассматривается ручной электроинструмент для деревообработки.

Практическая работа: подбор деревообрабатывающего инструмента для изготовления выбранной модели. Начало изготовления модели (начало изготовления основной детали модели).

Тема 4. «Способы соединения деталей и заготовок».

 Цель: научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.

 Занятие 7 – 11. «Способы соединения деталей и заготовок» Рассматриваются различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов (металла и пластмассы). Практическая работа: соединение изготовленных деталей в узлы, сборка составных частей модели и механизмов.

Тема 5. «Основы конструирования моделей». 

Цель: дать учащимся основные принципы конструирования различных видов моделей из разных конструкционных материалов.

Занятие 12 – 23. «Основы конструирования моделей» Рассматриваются основные принципы конструирования различных видов моделей из различных конструкционных материалов. Рассмотрение изготовления сборных и монолитных конструкций моделей. Изготовление моделей копий различных машин и механизмов.

Практическая работа: изготовление выбранной модели машины с учётом полученных знаний. Достижение сходности и соответствия чертежу изготавливаемой модели.

Тема 6. «Моделирование из фанеры». 

Цель: научить учащихся применять фанеру для изготовления различных изделий. Занятие 24 - 31. «Моделирование из фанеры» Даются характеристики фанеры и рассматриваются существующие виды фанеры. Рассматриваются способы изготовления деталей моделей из фанеры и способы соединения этих деталей в различных узлах моделей. Разработка изготовление моделей полностью из фанеры. Практическая работа: изготовление необходимых деталей выбранной модели из фанеры. Изготовление не сложного изделия для домашнего пользования из фанеры с целью получения навыков выпиливания.

Тема 7. «Отделка моделей из древесины и фанеры». 

Цель: научить учащихся завершать изготовление моделей отделкой. Научить пользоваться различными лакокрасочными материалами.

Занятие 32 – 33. «Отделка моделей из древесины и фанеры» Даются сведения о различных лакокрасочных материалах и способах их применения. Рассматриваются технологии нанесения лакокрасочных материалов и отделки моделей.

Практическая работа: заключительная сборка модели, подготовка модели к отделке. Окраска модели согласно карте окраски по технической документации. Завершение работы над моделью.

Тема 8. «Итоговое занятие и выставка работ учащихся» 

Цель: подвести итоги работы учащихся, произвести разбор ошибок при работе, учесть пожелания учащихся в последующей работе. Стимулировать занятия учащимися техническим творчеством.

Занятие 34 «Итоговое занятие» Разбор работы учащихся за год. Выявление ошибок. Выявление пожеланий учеников в дальнейшей работе.

Практическая работа: отбор лучших законченных работ для представления на выставках. Проведение выставки в школе или в городских мероприятиях, награждение победителей .

1V. Тематическое планирование.

п/п

Дата проведения

Тема

час

Тео рия

Пр акт ик а

Виды деятельности

Личностные результаты

Метапредме тные результаты

1

1 неделя сентября

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

0

Объяснение задач технического творчества и способов достижения поставленных целей. Инструктаж по ТБ.

Узнать основные этапы работы при конструировании моделей различных машин, правила безопасного труда во время работы в мастерской.

Понимать особую роль техники и технического моделирования в жизни человека, знать виды машин.

2

2 неделя сентября

Основные сведения о древесине.

1

0,5

0,5

Научить учащихся различать виды существующей древесины. Объяснение свойств различных видов древесины и их особенностей

Уметь определять виды древесины, Знать свойства древесины

Осозновать стремление к получению новых знаний, уметь организовывать место занятий.

3

3 неделя сентября

Основные сведения о древесных материалах

1

0,5

0,5

Дать сведения учащимся о существующих древесных материалах, способах их получения и назначения.

Узнать виды древесных материалов, способы их получения и назначения.

Осознавать стремление к получению новых знаний, уметь организовывать место занятий.

4

4 неделя сентября

Ручная обработка древесины.

1

1

0

Дать понятия учащимся о всех видах ручного деревообрабаты- вающего инструмента. Об операционном назначении каждого вида инструмента.

Узнать конструкцию и назначение всех видов ручного деревообрабатыва- ющего инструмента.

Осознавать стремление к получению новых знаний, уметь организовывать место занятий.

5

1 неделя октября

Ручная обработка древесины

1

0

1

Научить учащихся пользоваться ручным деревообрабаты- вающим инструментом

Узнать принципы работы ручным деревообрабатыва- ющим инструментом. Приобрести навыки работы им.

Уметь пользоватьс я ручным деревообра-батывающим инструментом.

6

2 неделя октября

Ручная обработка древесины

1

0

1

Научить учащихся пользоваться ручным деревообрабаты- вающим инструментом

Узнать принципы работы ручным деревообрабатыва- ющим инструментом. Приобрести навыки работы им.

Уметь пользоваться ручным деревообра- батывающи м инструментом.

7

3 неделя октября

Способы соединения деталей и заготовок

1

1

0

Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.

Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов

Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей.

8

4 неделя октября

Способы соединения деталей и заготовок

1

0

1

Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.

Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов

Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей.

9

5 неделя октября

Способы соединения деталей и заготовок

1

0

1

Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.

Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов

Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей.

10

2 неделя ноября

Способы соединения деталей и заготовок

1

0

1

Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.

Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов

Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей.

11

3 неделя ноября

Способы соединения деталей и заготовок

1

0

1

Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.

Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов

Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей.

12

4 неделя ноября

Основы конструиро- вания моделей

1

1

0

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

13

11 неделя декабря

Основы конструиро- вания моделей

1

1

0

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

14

2 неделя декабря

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

15

3 неделя декабря

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

16

4 неделя декабря

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

17

2 неделя января

Основы конструиро вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

18

3 неделя января

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

19

4 неделя января

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

20

5 неделя января

Основы конструиро- вания

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать  моделей  чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

21

1 неделя февраля

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

22

2 неделя февраля

Основы конструиро- вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

23

3 неделя февраля

Основы конструиро -вания моделей

1

0

1

Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей.

Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей.

Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей

24

4 неделя февраля

Моделирова-ние из фанеры

1

1

0

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных изделий.

Узнать характеристики фанеры и её виды, способы изготовления деталей из фанеры и способы соединения этих деталей.

Уметь различать виды фанеры, способы изготовления деталей из неё. Знать способы соединения деталей из фанеры.

25

1 неделя марта

Моделирова-ние из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

26

2 неделя марта

Моделиро-вание из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

27

3 неделя марта

Моделирова-ние из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

28

1 неделя апреля

Моделирова-ние из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

29

2 неделя апреля

Моделирова-ние из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

30

3 неделя апреля

Моделирова-ние из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

31

4 неделя апреля

Моделирова-ние из фанеры

1

0

1

Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий.

Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их.

Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий.

32

1 неделя мая

Отделка моделей из древесины и фанеры

1

1

0

Научить учащихся завершать изготовление моделей отделкой.

Узнать виды лакокрасочных покрытий и их особенности.

Уметь самостоятельно производит ь подборку лакокрасочн ых покрытий по цвету и фактуре.

33

2 неделя

 мая

Отделка моделей из древесины и фанеры

1

0

1

Научить учащихся окрашивать готовое изделие согласно карте окраски.

Узнать способы окрашивания готовых моделей лаками и красками.

Уметь самостоятельно определять цветовую гамму при отделке модели.

34

3 неделя мая

Итоговое занятие.

1

0

1

Научить учащихся подводить итоги проделанной работы, выявлять допущенные ошибки и устранять их

Уметь анализировать проделанную работу, выявлять допущенные ошибки и устранять их.

Иметь эмоциональ но - целостное отношение к результатам своего труда.

V. Методическое обеспечение программы.

Систематизирующим методом является выделение четырёх основных видов технического творчества учащихся при изготовлении моделей:

- авиамоделирование;

 - судомоделирование;

- автомоделирование;

 - поделки для дома.

  Рабочая программа внеурочной деятельности предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков теоретической подготовки.

  Также в процессе внеурочной деятельности может применяться и коллективный подход к решению поставленных задач. Коллективные формы работы могут быть разнообразными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть деталей для общей модели. Совместная творческая деятельность учить детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

   Организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут использоваться как экспонаты школьного музея.

  1. Формы занятий.

Все занятия по курсу «Моделист-конструктор»  проводятся во вне урочной форме и строятся по схеме:

1. теория;

2. выполнение практических работ.

 При изучении всех разделов программы основная часть занятий проходит в форме познавательных бесед, практического изготовления изделий. Данная программа практических занятий для формирования учебной установки использует близкие и доступные детям формы.

  1. Методы и приёмы.

Данная программа предполагает использование следующих методов получения знаний на занятиях:

Словесный метод 

 беседа, рассказ,

 демонстрация готовых изделий,

 технологические карты, чертежи.

Практический метод 

 упражнения,

 практическая работа,

 самостоятельное выполнение задания.

Метод получения новых знаний 

 это основы теоретических знаний по обработке материалов,

  практический опыт работы с материалами.

Методы закрепления знаний

  формирует навыки по работе с различными конструкционными материалами на уровне их практического применения.

Методы контроля 

 выполнение самостоятельной работы по завершению учебной темы,

 участие в тематических и итоговых выставках.

3. Дидактическое и техническое оснащение.

А) Пособие для детей:

 набор чертежей моделей,

 образцы готовых изделий,

 технологические карты изготовления деталей моделей.

Б) Пособие для педагогов:

 книга «Техническое конструирование» Горский В.А - М., 2010г.,

 журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Сделай сам»,

  индивидуальные карточки- задания.

Во время работы необходимы материалы и инструменты для изготовления моделей и поделок.

  1. 1V. Методика проведения  итоговых занятий
  2. Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся мастер классы и конкурсы с показом их работ. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней (внутренних и выездных). Состязания проводятся по следующему регламенту. Заранее публикуются правила, материал которых соответствует пройденным темам на занятиях. На нескольких занятиях с учащимися проводится подготовка к состязаниям, обсуждения и тренировки. Как правило, в состязаниях участвуют команды по 2 человека. В день состязаний каждой команде предоставляется конструктор и необходимые дополнительные детали, из которых за определенный промежуток времени необходимо собрать работу.
  1. Формы подведения итогов. Контрольные испытания

В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной преподавателем). При этом тематические состязания работ также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета.

По окончании курса учащиеся защищают творческий проект,  требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.

По окончании каждого года проводится переводной зачет, а в начале следующего для вновь поступающих входной тест.

Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на открытых конференциях,  конкурсах и состязаниях, куда направляются наиболее успешные ученики.

Основные из таких конференций – школьная Малая и Большая научно-практическая  конференция,  конкурсы, фестивали и выставки.

Ведется организация собственных выставок, мастер-классов и  открытых состязаний   с привлечением участников из других учебных заведений. 

Способы определения результативности

Изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.

Используемая литература.

1. Горский В.А. «Техническое конструирование» - М., 2010г.

2. «Сделай сам. Энциклопедия». – М., 2008г.

3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Сделай сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор задач по теме Пирамида

В данной публикации описаны виды деятельности учащихся при решении задач по теме Пирамида....

Microsoft Access 2010. Создание таблицы в режиме конструктора

В данном материале представлена практическая работа по созданию таблицы в режиме конструктора в программе Microsoft Access 2010. Содержит задания и комментарии по их выполнению....

конспект урока на тему: "Создание сюжетов мультфильма в конструкторе мультфильмов «Незнайка и все, все, все»"

Учебник: "Мой инструмент компьютер",  3 класс, А.В.  Горячев   Раздел: Создание мультфильмов или живых картинок...

Создание тестов с помощью конструктора

С помощью конструктора тестов можно создать компьютерный тест,  (используя программу ASSIST2). Чтобы тест получился, необходимо руководствоваться инструкцией  "Как оформить тест", и обязател...

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов  RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать  им первоначальные...

КОНСТРУКТОР УРОКА

С ЕГО ПОМОЩЬ МОЖНО СТРОИТЬ ПЛАН УРОКА, А МОЖНО УЧИТЬСЯ СТРОИТЬ УРОКИ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТЯМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ УРОКИ ПРОХОДИЛИ НА ВЫСОКОМ ГРАДУСЕ ПОНИМАНИЯ!...

Конспекты принципиальных схем для работы с конструктором в объединении "Юный конструктор"

Направленность программыПрограмма считается программой раннего творческого и технического развития детей. Программа «Юный конструктор» предназначена для детей, интересующихся современной э...