ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моделист - конструктор»
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании МО «Согласовано» «Утверждено»
Протокол № _____ зам. директора УВР приказом № ____
« ____» _______2015 г /И.А.Чемакина/ «____» _______2015г.
Руководитель МО. ______________
______________
«___»______2015г.
внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО
«Моделист - конструктор»
Составитель: Забродин А.В.
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
п. Пионерский
2015год
- Пояснительная записка.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем
выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся,
осуществляемая во второй половине дня.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы
обучения.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с
классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном
досуге (праздники, вечера, походы и т. д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной
деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет
педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их
реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения
учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-
педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров,
кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые
акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных
отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания
ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой
внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников,
способствовать решению задач нравственного воспитания.
Программа внеурочной деятельности «Моделист - конструктор» составлена на основе
Программы «Кружок юных автомоделистов» З.Я. Псахис, и методического пособия «программа
кружка «Моделист – конструктор» для общеобразовательной школы», Григорьев Д. В. Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение,
2010 (Стандарты второго поколения).
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов федерального уровня:
- закон РФ «Об образовании»;
- приказ МОиН от 06.10.2009 №373 «Об утверждении ФГОС»/ изм.;
- письмо МОиН РФ от 12.05.20011 №03
– 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования; - Конституции РФ;
- типовом положении об общеобразовательном учреждении.
Адаптация программа заключается в уменьшении количества часов на изучение некоторых тем. Изменения были внесены с учётом особенностей ОУ, режима деятельности и уровня подготовки детей, и не затрагивают концептуальных аспектов программы.
В основу программы внеурочной деятельности технической направленности положены идеи и положения Федерального государственного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался облегчить свой труд, создавая различные инструменты и приспособления. А в дальнейшем и машины с механизмами, которые полностью или частично заменяли бы его на производстве. Этому свидетельство достигнутый в настоящее время научно-технический прогресс.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.
Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах деятельности.
Кружковые объединения, типа «Моделист – конструктор», «Сделай сам», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включится в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.
Актуальность и практическая значимость данной программы обуславливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути. Овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своей трудовой деятельности. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса, распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчёт необходимых материалов и времени, выбор инструментов и приспособлений, рациональных приёмов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.
Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели- копии устройства по образцу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.
Техническое творчество, таким образом, через создание технического объекта способствует получению обучающимися углублённых знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.
Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о её состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.
Результативность программы. Возможно, В результате посещения занятий кружка не все обучающиеся станут настоящими мастерами и из-под их резца не выйдет произведение искусства. Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребёнок научился по-новому видеть мир. Видеть красоту не только золота, но и черного метала, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значить уметь видеть! Если ребёнок попробовал быть и мастером и художником и постарался немного украсить мир – значит, занятия в кружке не прошли для него даром.
Программа рассчитана на обучение детей от 12 до 16 лет (обучающихся общеобразовательных школ). Данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность. Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического с художественными темами.
Цель программы:
1. Сформировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;
2. Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
3. Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
4. Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи программы.
Образовательные:
1. Овладение учащимися знаниями элементарных приёмов работы;
2. Овладение учащимися знаниями о различных конструкционных материалах;
3. Формирование навыков работы, создание собственных конструкций;
4. Освоение смешанных техник.
5. Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей;
6. Формирование эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к традициям, культуре и достижениям родной земли; 2. Формирования культуры общения в группе;
3. Формирование правильной позитивной оценки своих возможностей.
Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:
1. Уважение к личности ребёнка;
2. Признание права ребёнка на ошибку;
3. Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
4. Справедливость;
5. Сохранение здоровья детей.
6. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;
7. Система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, черчение, труд);
Особенности методики обучения. Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребёнка. При планировании и проведении занятий применяется личностно – ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей. Чёткая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребёнка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного конструкционного материала, методики проведения занятий. Программа «Моделист – конструктор» способствует расширению и углублению знаний в области технического и художественно-прикладного труда. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объём и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
Форма и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Общеучебные умения, навыки способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Моделист-конструктор» на этапе основного общего образования являются:
∙ использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
∙ выделение характерных причинно-следственных связей;
∙ творческое решение учебных и практических задач;
∙ сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
∙ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
∙ самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
∙ соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
∙ использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Таким образом, в результате учебного курса «Моделист-конструктор» учащиеся должны:
знать/иметь:
- основные сведения о древесине и древесных материалах;
- породы древесины и их свойства, пороки древесины;
- ручной деревообрабатывающий инструмент и способы его применения; - приёмы обработки древесины различными инструментами;
- какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
- способы соединения деталей и заготовок;
- основы конструирования моделей;
- общее представление о техническом рисунке, эскизе и чертеже;
- общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали;
- рациональную организацию рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;
- простейшие способы технологии отделки древесины;
- источники и носители информации, способы получен6ия, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию,
- представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека. уметь:
- использовать приобретённый в результате занятий опыт в повседневной жизни;
- читать простейшие технические рисунки и чертежи, - понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
- пользоваться ручным деревообрабатывающим инструментом;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей; \
- производить простейшие отделочные работы.
Показатели сформированности метапредметных результатов.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса должны быть достигнуты и сформированы следующие УУД.
- Личностные УУД отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка:
∙ эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
∙ чувство гордости за технические достижения Родины;
∙ уважительное отношение к памятникам технического достижения своего народа;
∙ понимание особой роли техники и технологий в жизни общества и каждого отдельного человека;
∙ сформированность эстетических чувств, творческого технического мышления, наблюдательности фантазии;
∙ потребности в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
умение обсуждать и анализировать собственную творческую техническую деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
- Познавательные УУД характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
∙ умение видеть и воспринимать проявления технического творчества в окружающей жизни;
∙ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного технического материала, выполнение творческих проектов при конструировании изделия;
∙ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
∙ самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; ∙ умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Регулятивные УУД характеризуют способность учащихся к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке):
∙ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных технических творческих задач;
∙ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;
∙ умение проявлять саморегуляцию, как способность к мобилизации сил, энергии;
∙ способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Коммуникативные УУД характеризуют способность учащихся к взаимодействию,
умение учитывать позиции партнёра по деятельности, умение сотрудничать с окружающими:
∙ понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
∙ уважать иную точку зрения;
∙ учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное;
∙ уметь договариваться, находить общее решение;
∙ уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
∙ сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
∙ осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
∙ способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
∙ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
∙ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
∙ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
II. Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 0 |
2 | Основные сведения о древесине и древесных материалах. | 2 | 1 | 1 |
3 | Ручная обработка древесины. | 3 | 1 | 2 |
4 | Способы соединения деталей и заготовок. | 5 | 1 | 4 |
5 | Основы конструирования моделей | 12 | 2 | 10 |
6 | Моделирование из фанеры | 8 | 1 | 7 |
7 | Отделка моделей из древесины и фанеры | 2 | 1 | 1 |
8 | Итоговое занятии и выставка работ учащихся | 1 | 0 | 1 |
Итого | 34 | 8 | 26 |
- Содержание программы.
Тема 1. «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности».
Цель: мотивировать учащихся к занятиям техническим творчеством, конструированию.
Занятие 1. «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности». Создание комфортных условий для творческого труда. Объяснение задач технического творчества учащихся и способов достижения поставленных целей. Проведение инструктажа по технике безопасной работы при выполнении работ. Практическая работа: Ознакомление учащихся с различными видами моделей машин и механизмов. Выбор учащимися моделей для дальнейшего изготовления. Изготовление технических рисунков и чертежей выбранных моделей.
Тема 2. «Основные сведения о древесине и древесных материалах»
Цель: научить учащихся различать породы существующей древесины. Определять пороки древесины. Различать виды пиломатериалов.
Занятие 2и3. «Основные сведения о древесине и древесных материалах» Доводятся сведения о существующих породах древесины и видах древесных материалов. Рассматриваются возможности применения в конструкциях машин и механизмов различных пород древесины и древесных материалов. Разбор пороков древесины.
Практическая работа: подбор материалов для изготовления выбранной модели. Тема 3. «Ручная обработка древесины».
Цель: дать понятия учащимся о всех вида ручного деревообрабатывающего инструмента.
Занятие 4, 5 и 6. «Ручная обработка древесины» Рассматривается конструкция и назначение всех видов ручного деревообрабатывающего инструмента. Частично рассматривается ручной электроинструмент для деревообработки.
Практическая работа: подбор деревообрабатывающего инструмента для изготовления выбранной модели. Начало изготовления модели (начало изготовления основной детали модели).
Тема 4. «Способы соединения деталей и заготовок».
Цель: научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов.
Занятие 7 – 11. «Способы соединения деталей и заготовок» Рассматриваются различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов (металла и пластмассы). Практическая работа: соединение изготовленных деталей в узлы, сборка составных частей модели и механизмов.
Тема 5. «Основы конструирования моделей».
Цель: дать учащимся основные принципы конструирования различных видов моделей из разных конструкционных материалов.
Занятие 12 – 23. «Основы конструирования моделей» Рассматриваются основные принципы конструирования различных видов моделей из различных конструкционных материалов. Рассмотрение изготовления сборных и монолитных конструкций моделей. Изготовление моделей копий различных машин и механизмов.
Практическая работа: изготовление выбранной модели машины с учётом полученных знаний. Достижение сходности и соответствия чертежу изготавливаемой модели.
Тема 6. «Моделирование из фанеры».
Цель: научить учащихся применять фанеру для изготовления различных изделий. Занятие 24 - 31. «Моделирование из фанеры» Даются характеристики фанеры и рассматриваются существующие виды фанеры. Рассматриваются способы изготовления деталей моделей из фанеры и способы соединения этих деталей в различных узлах моделей. Разработка изготовление моделей полностью из фанеры. Практическая работа: изготовление необходимых деталей выбранной модели из фанеры. Изготовление не сложного изделия для домашнего пользования из фанеры с целью получения навыков выпиливания.
Тема 7. «Отделка моделей из древесины и фанеры».
Цель: научить учащихся завершать изготовление моделей отделкой. Научить пользоваться различными лакокрасочными материалами.
Занятие 32 – 33. «Отделка моделей из древесины и фанеры» Даются сведения о различных лакокрасочных материалах и способах их применения. Рассматриваются технологии нанесения лакокрасочных материалов и отделки моделей.
Практическая работа: заключительная сборка модели, подготовка модели к отделке. Окраска модели согласно карте окраски по технической документации. Завершение работы над моделью.
Тема 8. «Итоговое занятие и выставка работ учащихся»
Цель: подвести итоги работы учащихся, произвести разбор ошибок при работе, учесть пожелания учащихся в последующей работе. Стимулировать занятия учащимися техническим творчеством.
Занятие 34 «Итоговое занятие» Разбор работы учащихся за год. Выявление ошибок. Выявление пожеланий учеников в дальнейшей работе.
Практическая работа: отбор лучших законченных работ для представления на выставках. Проведение выставки в школе или в городских мероприятиях, награждение победителей .
1V. Тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема | час | Тео рия | Пр акт ик а | Виды деятельности | Личностные результаты | Метапредме тные результаты |
1 | 1 неделя сентября | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 0 | Объяснение задач технического творчества и способов достижения поставленных целей. Инструктаж по ТБ. | Узнать основные этапы работы при конструировании моделей различных машин, правила безопасного труда во время работы в мастерской. | Понимать особую роль техники и технического моделирования в жизни человека, знать виды машин. |
2 | 2 неделя сентября | Основные сведения о древесине. | 1 | 0,5 | 0,5 | Научить учащихся различать виды существующей древесины. Объяснение свойств различных видов древесины и их особенностей | Уметь определять виды древесины, Знать свойства древесины | Осозновать стремление к получению новых знаний, уметь организовывать место занятий. |
3 | 3 неделя сентября | Основные сведения о древесных материалах | 1 | 0,5 | 0,5 | Дать сведения учащимся о существующих древесных материалах, способах их получения и назначения. | Узнать виды древесных материалов, способы их получения и назначения. | Осознавать стремление к получению новых знаний, уметь организовывать место занятий. |
4 | 4 неделя сентября | Ручная обработка древесины. | 1 | 1 | 0 | Дать понятия учащимся о всех видах ручного деревообрабаты- вающего инструмента. Об операционном назначении каждого вида инструмента. | Узнать конструкцию и назначение всех видов ручного деревообрабатыва- ющего инструмента. | Осознавать стремление к получению новых знаний, уметь организовывать место занятий. |
5 | 1 неделя октября | Ручная обработка древесины | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся пользоваться ручным деревообрабаты- вающим инструментом | Узнать принципы работы ручным деревообрабатыва- ющим инструментом. Приобрести навыки работы им. | Уметь пользоватьс я ручным деревообра-батывающим инструментом. |
6 | 2 неделя октября | Ручная обработка древесины | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся пользоваться ручным деревообрабаты- вающим инструментом | Узнать принципы работы ручным деревообрабатыва- ющим инструментом. Приобрести навыки работы им. | Уметь пользоваться ручным деревообра- батывающи м инструментом. |
7 | 3 неделя октября | Способы соединения деталей и заготовок | 1 | 1 | 0 | Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов. | Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов | Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей. |
8 | 4 неделя октября | Способы соединения деталей и заготовок | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов. | Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов | Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей. |
9 | 5 неделя октября | Способы соединения деталей и заготовок | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов. | Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов | Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей. |
10 | 2 неделя ноября | Способы соединения деталей и заготовок | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов. | Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов | Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей. |
11 | 3 неделя ноября | Способы соединения деталей и заготовок | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся производить соединения деталей и заготовок из различных материалов. | Узнать различные способы соединения деталей и заготовок из древесины и древесных материалов, а также других конструкционных материалов | Уметь производит ь сборку узлов и изделия из готовых деталей. |
12 | 4 неделя ноября | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 1 | 0 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
13 | 11 неделя декабря | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 1 | 0 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
14 | 2 неделя декабря | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
15 | 3 неделя декабря | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
16 | 4 неделя декабря | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
17 | 2 неделя января | Основы конструиро вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
18 | 3 неделя января | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
19 | 4 неделя января | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
20 | 5 неделя января | Основы конструиро- вания | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать моделей чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
21 | 1 неделя февраля | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
22 | 2 неделя февраля | Основы конструиро- вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
23 | 3 неделя февраля | Основы конструиро -вания моделей | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся основным принципам конструирования различных видов моделей. | Узнать основные принципы конструирования и изготовления различных видов моделей. | Уметь читать чертёж изделия, знать способы изготовления различных моделей |
24 | 4 неделя февраля | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 1 | 0 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных изделий. | Узнать характеристики фанеры и её виды, способы изготовления деталей из фанеры и способы соединения этих деталей. | Уметь различать виды фанеры, способы изготовления деталей из неё. Знать способы соединения деталей из фанеры. |
25 | 1 неделя марта | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
26 | 2 неделя марта | Моделиро-вание из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
27 | 3 неделя марта | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
28 | 1 неделя апреля | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
29 | 2 неделя апреля | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
30 | 3 неделя апреля | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
31 | 4 неделя апреля | Моделирова-ние из фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся применять фанеру для изготовления различных деталей моделей и изделий. | Уметь проектировать изделия и детали из фанеры и изготавливать их. | Уметь самостоятельно находить применение фанеры для изготовления различных изделий. |
32 | 1 неделя мая | Отделка моделей из древесины и фанеры | 1 | 1 | 0 | Научить учащихся завершать изготовление моделей отделкой. | Узнать виды лакокрасочных покрытий и их особенности. | Уметь самостоятельно производит ь подборку лакокрасочн ых покрытий по цвету и фактуре. |
33 | 2 неделя мая | Отделка моделей из древесины и фанеры | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся окрашивать готовое изделие согласно карте окраски. | Узнать способы окрашивания готовых моделей лаками и красками. | Уметь самостоятельно определять цветовую гамму при отделке модели. |
34 | 3 неделя мая | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 | Научить учащихся подводить итоги проделанной работы, выявлять допущенные ошибки и устранять их | Уметь анализировать проделанную работу, выявлять допущенные ошибки и устранять их. | Иметь эмоциональ но - целостное отношение к результатам своего труда. |
V. Методическое обеспечение программы.
Систематизирующим методом является выделение четырёх основных видов технического творчества учащихся при изготовлении моделей:
- авиамоделирование;
- судомоделирование;
- автомоделирование;
- поделки для дома.
Рабочая программа внеурочной деятельности предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков теоретической подготовки.
Также в процессе внеурочной деятельности может применяться и коллективный подход к решению поставленных задач. Коллективные формы работы могут быть разнообразными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть деталей для общей модели. Совместная творческая деятельность учить детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут использоваться как экспонаты школьного музея.
- Формы занятий.
Все занятия по курсу «Моделист-конструктор» проводятся во вне урочной форме и строятся по схеме:
1. теория;
2. выполнение практических работ.
При изучении всех разделов программы основная часть занятий проходит в форме познавательных бесед, практического изготовления изделий. Данная программа практических занятий для формирования учебной установки использует близкие и доступные детям формы.
- Методы и приёмы.
Данная программа предполагает использование следующих методов получения знаний на занятиях:
Словесный метод
∙ беседа, рассказ,
∙ демонстрация готовых изделий,
∙ технологические карты, чертежи.
Практический метод
∙ упражнения,
∙ практическая работа,
∙ самостоятельное выполнение задания.
Метод получения новых знаний
∙ это основы теоретических знаний по обработке материалов,
∙ практический опыт работы с материалами.
Методы закрепления знаний
∙ формирует навыки по работе с различными конструкционными материалами на уровне их практического применения.
Методы контроля
∙ выполнение самостоятельной работы по завершению учебной темы,
∙ участие в тематических и итоговых выставках.
3. Дидактическое и техническое оснащение.
А) Пособие для детей:
∙ набор чертежей моделей,
∙ образцы готовых изделий,
∙ технологические карты изготовления деталей моделей.
Б) Пособие для педагогов:
∙ книга «Техническое конструирование» Горский В.А - М., 2010г.,
∙ журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Сделай сам»,
∙ индивидуальные карточки- задания.
Во время работы необходимы материалы и инструменты для изготовления моделей и поделок.
- 1V. Методика проведения итоговых занятий
- Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся мастер классы и конкурсы с показом их работ. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней (внутренних и выездных). Состязания проводятся по следующему регламенту. Заранее публикуются правила, материал которых соответствует пройденным темам на занятиях. На нескольких занятиях с учащимися проводится подготовка к состязаниям, обсуждения и тренировки. Как правило, в состязаниях участвуют команды по 2 человека. В день состязаний каждой команде предоставляется конструктор и необходимые дополнительные детали, из которых за определенный промежуток времени необходимо собрать работу.
- Формы подведения итогов. Контрольные испытания
В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной преподавателем). При этом тематические состязания работ также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета.
По окончании курса учащиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
По окончании каждого года проводится переводной зачет, а в начале следующего для вновь поступающих входной тест.
Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на открытых конференциях, конкурсах и состязаниях, куда направляются наиболее успешные ученики.
Основные из таких конференций – школьная Малая и Большая научно-практическая конференция, конкурсы, фестивали и выставки.
Ведется организация собственных выставок, мастер-классов и открытых состязаний с привлечением участников из других учебных заведений.
Способы определения результативности
Изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.
Используемая литература.
1. Горский В.А. «Техническое конструирование» - М., 2010г.
2. «Сделай сам. Энциклопедия». – М., 2008г.
3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Сделай сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктор задач по теме Пирамида
В данной публикации описаны виды деятельности учащихся при решении задач по теме Пирамида....
Microsoft Access 2010. Создание таблицы в режиме конструктора
В данном материале представлена практическая работа по созданию таблицы в режиме конструктора в программе Microsoft Access 2010. Содержит задания и комментарии по их выполнению....
конспект урока на тему: "Создание сюжетов мультфильма в конструкторе мультфильмов «Незнайка и все, все, все»"
Учебник: "Мой инструмент компьютер", 3 класс, А.В. Горячев Раздел: Создание мультфильмов или живых картинок...
Создание тестов с помощью конструктора
С помощью конструктора тестов можно создать компьютерный тест, (используя программу ASSIST2). Чтобы тест получился, необходимо руководствоваться инструкцией "Как оформить тест", и обязател...
Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»
Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные...
КОНСТРУКТОР УРОКА
С ЕГО ПОМОЩЬ МОЖНО СТРОИТЬ ПЛАН УРОКА, А МОЖНО УЧИТЬСЯ СТРОИТЬ УРОКИ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТЯМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО, ЧТОБЫ УРОКИ ПРОХОДИЛИ НА ВЫСОКОМ ГРАДУСЕ ПОНИМАНИЯ!...
Конспекты принципиальных схем для работы с конструктором в объединении "Юный конструктор"
Направленность программыПрограмма считается программой раннего творческого и технического развития детей. Программа «Юный конструктор» предназначена для детей, интересующихся современной э...