программа духовно-нравственного развития
рабочая программа на тему
материал для заместителей директоров по ВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_nasha.docx | 78.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Истинная нравственность растёт из сердца.
Её мерило не слова, а практическая деятельность.
В. Г. Белинский
1. Паспорт программы
Название программы | Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Души прекрасные порывы» |
Автор | Громенкова Светлана Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе |
Заказчик | Управление образования администрации г. Железногорска, администрация Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №5» |
Срок реализации программы | Сентябрь 2012года – май 2017 года |
Краткое изложение идеи программы | Программа духовно-нравственного развития направлена на организацию нравственного уклада лицейской жизни, включающее воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемой в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни. |
2. Актуальность проблемы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании РФ», Федеральный образовательный стандарт, Конституция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Программа направлена на организацию нравственного уклада лицейской жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что определяет смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий принцип обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы педагогического коллектива школы с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Цели и задачи Программы
Целью программы является развитие и воспитание грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
- физическое развитие обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный (2012 – 2013 учебный год)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2013 – 2016 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (2016 – 2017 учебный год)
Обработка и интерпретация за 5 лет. Соотношение результатов реализации Программы с поставленными целью и задачами.
Участники Программы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ориентирована на все возрастные группы обучающихся школы, коллектив педагогов и родителей.
Основополагающие принципы, на которых строится Программа
- Принцип научности и гуманизма.
- Принцип системности, открытости.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип природосообразности.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций.
Содержание программы.
- Основные направления и ценностные основы программы
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям
Направление | Ценности |
1. Твори добро - воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
2. Я и Отечество - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
3.Труд для себя и для других - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
|
4. В здоровом теле здоровый дух - воспитание здорового образа жизни |
|
5. Моя планета - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
6. Красота спасёт мир - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Твори добро
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
·различение хороших и плохих поступков;
·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
·бережное, гуманное отношение ко всему живому;
·знание правил этики, культуры речи;
·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Я и Отечестов
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
·представления о символах государства — Флаге, Гербе России;
·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
·уважение к защитникам Родины;
·умение отвечать за свои поступки;
·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Труд для себя и других
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
·элементарные представления об основных профессиях;
·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
·умение соблюдать порядок на рабочем месте;
·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
В здоровом теле – здоровый дух
Воспитание здорового образа жизни:
- осмысление целей и смысла жизни, усвоение ценностей как основы сформированности мировоззрения;
- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
- знание и соблюдение правил личной гигиены;
- знание особенностей физического, физиологического развития своего организма;
- умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.
Моя планета
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
·элементарный опыт природоохранительной деятельности;
·бережное отношение к растениям и животным.
Красота спасет мир
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·представления о душевной и физической красоте человека;
·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
·интерес к занятиям художественным творчеством;
·стремление к опрятному внешнему виду;
·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
- Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Твори добро
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
·участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
·усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
·получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
·расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Я и Отечество
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
·ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
·знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах;
·участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
·получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
·участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Труд для себя и для других
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
·участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
·узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
·учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе взаимодействующих с образовательным учреждением учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
·приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
В здоровом теле – здоровый дух
Воспитание здорового образа жизни
- знакомство с правилами здорового образа жизни;
- укрепление здоровья физического, психического, здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дл (спортивные праздники, подвижные игры, туристические походы, классные часы, беседы, КТД, экскурсии, встречи – беседы с интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни, игры на свежем воздухе, Дни здоровья, видеолектории).
Моя планета
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
·получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).
Красота спасет мир
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
·обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
·обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
·получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);
·участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
·получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
·участие в художественном оформлении помещений.
План реализации программы
1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по духовно – нравственному развитию и воспитанию
2. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи, общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию.
3. Повышение педагогической культуры родителей
- Твори добро
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
№ п/п | Содержание | Класс | Сроки | Ответственный |
5 – 7 классы | ||||
1 | Часы общения: -«Как ты с классом встретишься, так и проживешь»; -«Поговорим о толерантности»; -«Творить добро, не видя в том заслуги». | 5 кл. 6 кл. 7 кл. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
2 | Беседы: - «Вирус сквернословия»; -«Шаг в будущее»; «»Познай самого себя». | 5 6 7 | Декабрь Декабрь Декабрь | кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
3 | Сюжетно – ролевая игра: -«Забавя ли….?»; -«Я – герой»; -«Как себя защитить?». | 6 5 7 | Январь Январь январь | кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
4 | Праздник «Мама, милая моя!». | 5 | март | кл. руководители |
5 | Творческий конкурс «Семья в моей жизни». | 5 – 7 кл. | май | кл. руководители |
6 | Дискуссия «Так ли безобидны детские прозвища?». | 5 – 7 кл. | Апрель | кл. руководители |
8 – 11 классы | ||||
1 | Дискуссии: -«Домострой: вчера, сегодня, завтра»; -«Прекрасное и безобразное в нашей жизни»; -«Воспитанный человек – какой он?»; -«Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен». | 10 кл. 9 кл. 8 кл. 11 кл. | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | кл. руководители кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
2 | Праздник последнего звонка. | 9 – 11 кл. | май | кл. руководители 9 – 11 кл., зам. директора по ВР |
3 | Выпускной вечер «Нет, не забудет никто никогда….». | 11 кл. | Июнь | кл. руководитель 11 кл., зам. директора по ВР |
- Я и Отечество
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
№ п/п | Содержание | Класс | Сроки | Ответственный |
5 – 7 классы | ||||
1 | Проекты к созданию музея: - «Как все начиналось»; -«Выпускники школы»; «Педагогический коллектив». | 5 6 7 | сентябрь сентябрь сентябрь | кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
2 | Посещение городского краеведческого музея «История Железногорья» | 5 – 6 кл. | октябрь | кл. руководители 5 – 6 кл. |
3 | Поэтический конкурс «Россия – Родина моя». | 5 – 7 кл. | ноябрь | кл. руководители 5 – 7 кл., шк. библиотекарь |
4 | Информационный час «Защита прав ребенка в нашей стране». | 7 кл. | декабрь | кл. руководители, инспектор ОДН |
5 | Экскурсии в школьный музей «Его имя носит наша школа». | 5 – 6 кл. | декабрь | кл. руководители 5 – 6 кл, рук. музея |
6 | Акция милосердия «Защитить сердцем». | 5 – 7 кл. | В течение года | кл. руководители 5-7 кл., старшая вожатая |
7 | Фестиваль патриотической песни «Песни наших дедов и отцов». | 5 – 7 кл. | февраль | кл. руководители, учитель музыки, зам. директора по ВР |
8 | Беседа – презентация «Утро космической эры». | 5 кл. | Апрель | кл. руководители |
9 | Час общения «Поклонимся великим тем годам». | 5 – 7 кл. | Май | кл. руководители 5 – 7 кл. |
10 | Поэтическая гостиная мастеров художественного слова «Этих дней не смолкнет слава». | 5 – 6 кл. | май | кл. руководители 5 – 6 кл., школьный библиотекарь |
8 – 11 классы | ||||
1 | Проекты к созданию музея: - «Учителя - ветераны»; -«Выпускники лицея - медалисты»; «Лицей сегодня, завтра». | 8 кл. 9 кл. 10-11 кл. | сентябрь | кл. руководители 8 – 11 кл., |
3 | Неделя правовых знаний. Цикл бесед: -«Закон и правопорядок» | 8 кл. | декабрь | кл. руководители, инспектор ОДН |
4 | Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг». | 10-11 кл. | декабрь | кл. руководители 10 – 11 кл, инспектор ОДН, социальный педагог |
5 | Нравственно – правовой час «Услышим друг друга» | 8 – 9 кл. | декабрь | кл. руководители 8-9 кл. |
6 | Смотр боевой готовности, посвященный Дню Защитника Отечества. | 9 – 11 кл. | февраль | кл. руководители 9-11 кл., учителя физвоспитания |
7 | Конкурс «А ну-ка, мальчики». | 8 кл. | февраль | кл. руководители 8 кл., учителя физвоспитания |
8 | Встреча с воинами локальных войн. | 8 – 11 кл. | май | зам. дир. по ВР, рук. музея |
- Труд для себя и для других
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
№ п/п | Содержание | Класс | Сроки | Ответственный |
5 – 7 классы | ||||
1 | Экологический десант «Лицейский двор» | 5 – 7 кл. | Октябрь ноябрь | кл. руководители, 5 – 7 кл. |
2 | Экскурсия в школу народных промыслов «Артель». | 5 кл. | ноябрь | кл. руководители 5-х классов |
3 | Акция «Уют – своими руками». | 5 – 7 кл. | В течение года | кл. руководители 5 – 7 кл., родители |
4 | Дежурство в классе, школе. | 5 – 7 кл. | В течение года | кл. руководители 5 – 7 кл., совет класса |
5 | Час профориентации: -«Профессии наших родителей»; -«Кем быть». | 5 кл. 7 кл. | Март Март | кл. руководители, шк. библиотекарь |
6 | Экскурсии на производство: - МГОК; -пожарная часть; -дежурная часть полиции. | 6 – 7 кл. 5 кл. 7 кл. | В течение года | кл. руководители 5 – 7 кл, зам. директора по ВР |
8 – 11 классы | ||||
1 | Экологический десант «Школьный двор» | 8 – 11 кл. | Октябрь май | зам. директора по ВР, кл. руководители 8 – 11 кл. |
2 | Неделя профориентации: 1.Профессии, которые мы выбираем. Встреча с работниками центра занятости города. 2.Час профориентации «Трудовые династии в моей семье». 3.Экскурсии на предприятия города: - ГОТЭК; -хлебозавод. | 10-11 кл. 8 кл. 10-11 кл. 9 кл. 8 кл. | Март Март Март | кл. руководители, совет класса |
3 | Дежурство по классу, школе. | 8 - 11 кл. | В течение года | кл. руководители, инспектор ОДН |
4 | Групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга «Мои профессиональные намерения». | 9-11 кл. | Апрель | психолог |
- В здоровом теле – здоровый дух
Воспитание здорового образа жизни.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Беседы: «Школьный завтрак»; «Как и куда одеваться»; «Гигиена девочки и мальчика»; «Спорт в жизни человека»; «О вредных привычках». | 5 – 6 классы в течение года | кл. руководители 5 – 6 классов |
2 | Беседы: «Что такое здоровье»; «Гармония тела»; «Культура питания подростка»; «Культура одежды, уход за телом»; «Подросток и никотин»; «Подросток и алкоголь». | 7 - 8 классы в течение года | кл. руководители 7 – 8 классов |
3 | Дискуссии: «Как устоять от соблазна «попробовать»?»; «Четыре ступени, которые ведут в ад»; «Алкоголь – наркотик –преступление»; «Как одеваться стильно, модно, богато, красиво?». | 9 - 11 классы в течение года | кл. руководители 9 – 11 классов, педагог – психолог, зам. дир. по ВР, социальный педагог |
4 | Конкурс рисунков «Моё здоровье». | 5 – 6 классы октябрь | кл. руководители 1 – 6 классов, учитель ИЗО |
5 | Конкурс плакатов «Я за здоровый образ жизни». | 8 – 11 классы октябрь | кл. руководители 8 – 11 классов, старшая вожатая |
6 | Конкурс фотогазет «В объективе – здоровье» | 5 – 11 классы октябрь | кл. руководители 5 – 11 классов, старшая вожатая |
7 | Выставка – подборка книг в школьной библиотеке «Наше здоровье – в наших руках». | апрель | Школьный библиотекарь |
8 | Всероссийский урок здоровья. Тематические беседы по ЗОЖ. | 5 – 11 классы апрель | кл. руководители 1 – 11 классов |
9 | КВН «Будем здоровы». | 9 – 11 классы апрель | зам. дир. по ВР |
- Моя планета
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
№ п/п | Содержание | Класс | Сроки | Ответственный |
5 – 7 классы | ||||
1 | Экскурсии в краеведческий музей, дендрарий, на станцию юных натуралистов. | 5 – 7 кл. | В течение года | кл. руководители, 5 – 7 кл., родители |
2 | Час общения «Любить природу – любить Родину». | 5 кл. | октябрь | кл. руководители 5-х классов |
3 | Фотоконкурс «Любимые уголки города». | 5 – 7 кл. | ноябрь | Старшая вожатая |
4 | Экологический КВН. | 6 – 7 кл. | Апрель | Школьный библиотекарь |
5 | Игра «Хранители леса». | 5 кл. | апрель | кл. руководители 5-х классов |
6 | Беседа «Я в мире» | 7 кл. | май | кл. руководители 7 кл, |
8 – 11 классы | ||||
1 | Круглый стол «Цифры и факты: экологические катастрофы» | 9 – 11 кл. | апрель | зам. директора по ВР, специалисты экологического центра |
2 | Конкурс экологических плакатов «Земля у нас одна» | 8-11 кл. | Апрель | кл. руководители 8 – 11 кл., учитель ИЗО |
- Красота спасет мир
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях
№ п/п | Содержание | Класс | Сроки | Ответственный |
5 – 7 классы | ||||
1 | Участие в городских выставках детского творчества: -«Природа и мы»; -«Моя планета – Родина, Земля»; | 5 – 7 кл. | В течение года | Руководители кружков, учителя технологии |
2 | Посещение выставок в краеведческом музее (выставки картин, фотографий, рукоделия). | 5 – 7 кл. | В течение года | кл. руководители 5-7-х классов, родители |
3 | Праздник «Учителями славится Россия». | 5 – 7 кл. | Октябрь | зам. директора по ВР, кл. руководители 5-7х классов |
4 | Конкурс осенних букетов «Осенняя рапсодия» | 5 – 7 кл. | Октябрь | кл. руководители 5-7-х классов, старшая вожатая |
5 | Рыцарский турнир Дон Кихотов. | 7 кл. | Февраль | кл. руководители 7-х классов, учителя физвоспитания |
6 | Праздник «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» | 5 - 6кл. | Март | кл. руководители 5-6 кл, школьный библиотекарь |
7 | Фотоконкурс «Остановись, мгновенье!» | 5- 7 кл. | Апрель | зам. директора по ВР |
8 | Творческий конкурс «Мир глазами детей» | 5 – 7 кл. | апрель | кл. руководители 5-7-х классов, старшая вожатая |
9 | Рисование открыток, изготовление сувениров к Пасхе. | 5- 6 кл. | Апрель | кл. руководители 5-6-х классов, старшая вожатая |
10 | Выставка творческих работ, посвященная Пасхе. | 5 – 6 кл. | Апрель | кл. руководители 5-6-х классов, старшая вожатая |
8 – 11 классы | ||||
1 | Посещение ТЮЗ в г. Орле с последующим обсуждением спектакля. | 9 – 11 кл. | В течение года | кл. руководители 9-11-х классов, родители |
2 | Конкурс экологических плакатов «Земля у нас одна» | 8-11 кл. | Апрель | кл. руководители 8 – 11 кл., учитель ИЗО |
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности
№ п/п | Содержание | класс | Сроки | Ответственный |
1 | Экскурсии в краеведческий музей, дендрарий, на природу. | 5 – 11 кл. | В течение года | кл. руководители, родители |
2 | День Знаний. | 5 – 11кл. | Сентябрь | кл. руководители, родители, зам. директора по УВР |
3 | «Эти прекрасные седины». Встреча с бабушками и дедушками. | 5 - 6 кл. | Октябрь | кл. руководители, родители |
4 | Творческий проект «Улицы нашего города» | 7 - 8 кл. | Декабрь | кл. руководители 3-4 кл., родители |
5 | Праздник для мам и бабушек. | 5 - 11 кл. | Март | кл. руководители, родители, родители |
6 | Выставка «Мир моих увлечений». | 5 - 6 кл. | Октябрь | кл. руководители, старшая вожатая, родители |
7 | Акция «Уют своими руками» | В течение года | кл. руководители, родители | |
8 | Подготовка и проведение Рождественской елки | 5 –11 кл. | Декабрь | кл. руководители, родители, учитель музыки |
9 | Проект «Мои домашние питомцы. Уход, питание, здоровье». | 5 кл. | Март | кл. руководители, родители, родители |
10 | Праздник «Светлое воскресение» |
| Апрель | кл. руководители, родители |
11 | Праздник «Спортивная семья» | 5 - 6 кл. | май | кл. руководители, родители, учителя физкультуры |
12 | Праздник последнего звонка «Звенит звонок, грустит о школьной жизни». | 9 – 11 кл. | Май | кл. руководители, родители 9 – 11 кл., зам. директора по ВР |
13 | Выпускной вечер | 11 | Июнь | кл. руководители, родители 11 кл., зам. директора по ВР |
Планируемые результаты программы духовно-нравственного развития и воспитания «Души прекрасные порывы»
По каждому из направлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общего образования предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
«Твори добро»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
«Я и Отечество»
Воспитание гражданственности/патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
« Труд для себя и для других»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
«Моя планета»
Воспитание ценностного отношения к природе/окружающей среде
(экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
«Красота спасет мир»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Мониторинг реализации программы
№ п/п | Критерии | Показатели | Диагностические средства |
1 | Выявление нравственной воспитанности обучающихся | - сформированность основных нравственных качеств «отношений личности ребенка». | -тест «Размышляем о жизненном опыте»; -методика «Пословицы». |
2 | Изучение духовно – нравственной атмосферы в классном коллективе | - сформированность духовно-нравственных ценностей классного коллектива; -критическое отношение к себе и своим товарищам. | - игры; -«Магазин» (О.В. Соловьев). |
3 | Сформированность культуры экологических знаний | - воспитание любви к малой «родине», формируется культурное отношение к природе родины. | - тест - рисунок «Моя Родина – это…»; -недописанный тезис «Мой любимый уголок в городе»; - методика исследования самооценки «В.П. Шуркова, С.Г. Якобсон). |
4 | Изучение социальной адаптированности | - сформированность социальной активности обучающихся. | Методика М.И. Рожкова «социализированность личности обучающихся». |
5 | Изучение уровня сформированности гражданственности у обучающихся | Знание основных прав и обязанностей, норм поведения гражданина. | Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности |
Ресурсное обеспечение программы.
Ресурсы, которыми располагает школа, способствуют эффективности решения поставленных целей и задач.
11.1. Методические ресурсы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»,
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России.
5.Е.В. Базаркина «Беседы о нравственности», Волгоград, 2008 г.
6. Л.С.Литвинова, О.Е. Жиренко, «Нравственно – экологическое воспитание школьников», Москва, 2005 г.
7. «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание», Москва, 2009 г., 5 – 11 кл.
8. О.В. Лебедева «Классные часы и беседы по воспитанию нравственности», 2005 г.
9. М.Н. Недвицкая, «Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи», Москва, 2009 г.
10. Г.Н. Головинова, «Семья – забота общая», Москва, 2010 г.
11. Н.И. Дереклеева, «Новые родительские собрания,1-4-е классы», Москва, 2006г.
12. Н.И. Дереклеева, «Новые родительские собрания,5-11-е классы», Москва, 2006г.
Материально – технические ресурсы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» была основана в 1969 году. В 1996 году школа получила статус лицея.
В 1970 году в школе был открыт зал Боевой Славы. Здесь оформлены экспозиции о Великой Отечественной войне, современных вооруженных силах, истории города и школы. Зал Боевой Славы является центром патриотического воспитания детей.
Здание построено по типовому проекту, оснащено центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, занимает 5407,2 м2.
В лицее имеется актовый зал на 180 посадочных мест, хорошо оборудованные и отремонтированные кабинеты, в том числе компьютерные классы. Большинство учебных кабинетов находится в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии, соответствуют правилам и нормам ТБ, оснащены необходимой мебелью. В кабинетах физики, химии, биологии созданы необходимые условия для выполнения практической части программы. Имеется большая зона для активных игр и отдыха обучающихся, творческая комната, теннисные столы, лекционный зал, кабинеты иностранного языка, кабинеты домоводства, библиотека и читальный зал.
Для оказания психолого-социальной помощи и поддержки обучающимся в школе функционируют специализированные кабинеты:
- психологический;
-кабинет социального педагога.
Библиотека насчитывает в своем фонде более 19300 наименований художественной, научно-популярной литературы, учебно-методических пособий.
В школе имеется игровой спортивный зал 173,5 м2, оборудованный в соответствии с требованиями и нормативами СаНПин; спортивный зал – 112 м2.
Рядом со школой расположен стадион, который полностью предоставляется для организации и проведения образовательного процесса и внеурочной деятельности. На территории школы оборудованы:
- футбольное поле;
- беговая дорожка;
- баскетбольная площадка;
- линия НВП.
В школе работает персонал, обеспечивающий психолого-медико-социальное сопровождение обучающихся:
- педагог-психолог;
- социальный педагог.
В школе действует традиционная классно-урочная система обучения, призванная обеспечить успешную реализацию нового содержания образования на каждой ступени обучения учащихся.
Начало учебного года – 1 сентября.
Продолжительность учебного года:
II ступень – 5-8 классы – до 30 мая;
9 классы – до 25 мая;
III ступень – 10 классы – до 30 мая;
11 классы – до 25 мая.
Режим работы лицея:
- шестидневная рабочая неделя на II и III ступени (5-11 классы).
Продолжительность уроков: 45 минут – в основной и средней школе.
Среднее количество уроков в день:
II ступень –не более 6-ти уроков;
III ступень – не более 7-ти уроков.
Учебные занятия проходят в одну смену.
С целью удовлетворения познавательных интересов, склонностей и способностей обучающихся в школе на бесплатной основе функционирует 9 творческих объединений, спортивных секций:
-декоративно-прикладного искусства;
-художественно-эстетического цикла;
-спортивно-туристические;
-экологические;
-библиотечные.
11.3. Кадровые ресурсы:
- Директор лицея;
- Заместители директора по учебно-воспитательной, научно-методической и воспитательной работе;
- Преподаватель – организатор ОБЖ;
- Педагоги лицея;
- Педагог – психолог;
- Социальный педагог;
- Библиотекарь;
- Воспитатели ГПД;
- Медсестра;
- Заместитель директора по АХР;
- Повара;
- Обслуживающий персонал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Программа духовно-нравственного развития.
Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства», общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа. ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения
Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...