Мастер-класс
материал на тему
Мастер-класс по внеурочной деятельности проведен среди учителей гимназии. Учитель делится опытом внекласной работы по немецкому языку. Вниманию учителей предложены также игры на знакомства, сплочение, внимание, коммуникативное взаимодействие, которые можно использовать как во внеурочной деятельности с детьми, так и с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I, II.
Добрый день, уважаемые коллеги!
С помощью слов, которые вы видите на плакате, задайте мне вопросы так, чтобы я могла на них ответить только «да» или «нет». (Слова на плакате: Надежда, гимназия, дважды, 1981, ландыш, немецкий язык, голубой, 25)
… замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне урока.
В.А.Сухомлинский
Итак, сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом внеклассной работы по немецкому языку. Во внеклассной работе по предмету заложен огромный потенциал.
Внеклассная работа способствует формированию внутренней мотивации в изучении иностранного языка, развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения, чтения, аудирования, письма, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, повышению языковой культуры, развитию их креативных способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.
Выстраивая внеклассную работу по предмету, я учитываю психолого-педагогические особенности учащихся, а именно:
1. Специфические особенности учащихся разных возрастов (я работаю с 8,9-клaссниками и с учащимися 11 класса);
2. Особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе;
3. Индивидуальные особенности учащихся.
Внеклассная работа по иностранному языку, как и любая другая работа, строится на определённых принципах. При организации внеклассной работы мною были учтены следующие принципы: научность, добровольность, массовость, увлекательность, связь с жизнью, комплексность воспитательного процесса, единство обучения, воспитания и развития, активность, самодеятельность и инициатива ребят, систематичность и последовательность, личностная индивидуализация и новизна.
Внеклассная работа по немецкому языку даёт возможность моим учащимся использовать иностранный язык как средство общения. Так, изучая тему «Приятного аппетита!», учащиеся учатся понимать на слух содержание интервью, застольную беседу; рассказывать о вкусах, привычках и пристрастиях в еде; комментировать статистические данные о потреблении продуктов питания; понимать содержание кулинарного рецепта с опорой на интернациональные слова, словообразовательные элементы и знание этого типа текста, составлять и записывать рецепты.
В прошлом учебном году с учащимися 8 класса мы работали над проектом «ФРГ. Достопримечательности и знаменитые личности». Изучая Германию и Европу, федеральные земли Германии, памятники архитектуры, памятники великим людям, учащиеся совершенствовали знания и умения, полученные на уроке. Учащиеся работали как индивидуально, так и в парах и группах. В группах было подготовлено 2 проекта: «Творческий портрет Альбрехта Дюрера» и «Шубертиада». Шубертиада проводилась совместно с учителем музыки. Ведущие рассказали о жизни и творчестве Франца Шуберта. Учащиеся исполнили вальс «Си-минор», «Музыкальный момент», песню «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Ave Maria!».
Внеклассная работа по немецкому языку проводится в системе. Традиционными стали у нас такие праздники, как Рождество и Пасха. В этом году проводилась большая подготовительная работа к этим праздникам. Составлены сценарии. Ребята готовили друг другу рождественские подарки. Так, 8-классники разукрашивали и подписывали 11-классникам рождественские открытки, а 11-классники готовили 8-классникам ёлочные сувениры. Непременный символ немецкого рождества «Аdvеntskгаnz»-рождественский венок также был изготовлен самими ребятами. На Пасху дети готовили пасхальные сувениры, вкладывая в своё искусство частичку своей души. Это и «Писанки» (раскрашенное яйцо), скопированные по мотивам обрядовой немецкой живописи, пасхальная корзиночка, пасхальная салфетка, пасхальное дерево, пасхальный заяц, картины на пасхальные мотивы.
Большое внимание во внеклассной работе уделяю театральной деятельности. На протяжении 11 лет в гимназии существует театральная студия «Unser kleines Theater» («Наш маленький театр»), который сотрудничает с народным театром «Жёлтое окошко». Руководитель театра П.М.Зубарев и актриса Е.В. Зубарева являются режиссёрами нашей студии.
Актёры театральной студии живут под девизом: «Чтобы сделать жизнь лучше, достаточно изменить мир вокруг себя!».
Целью деятельности студии является расширение представления молодёжи о немецкой культуре, её возрождение и распространение. Основные задачи - прививать интерес и любовь к немецкому языку, развивать драматические и творческие способности ребят, повышать общую языковую культуру, совершенствовать речевые умения.
Театральная студия дарит зрителям добрые немецкие сказки братьев Гримм «12 месяцев», «Белоснежка», «Золушка», «Волк и 7 козлят», датчанина Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», знакомит их со средневековым героем - борце за справедливость Тиле Уленшпигеле: «Чудо-доктор», «Искусство чистой правды». В анонсе её программы также «Мистерия рождения Иисуса Христа».
«Наш маленький театр» награждён грамотами, дипломами и благодарственными письмами за участие в городских театральных конкурсах, областных, международных фестивалях, постоянный участник Дней немецкой культуры в городе Мариинске.
2002г. - Областной фестиваль немецкого языка и литературы
(г. Кемерово)
2002г. - Городской конкурс театральных коллективов (1 место)
2003г. - Ассамблея народов Кузбасса (г. Кемерово)
2004г. - Международный фестиваль «Германия. Вехи культурного и исторического развития» (г. Кемерово)
2005г. - 10ый театральный фестиваль Весна-2005 (г. Новосибирск)
2006г. - VI региональный фестиваль немецкой культуры (г. Ленинск-Кузнецкий)
2007г. - 12ый театральный фестиваль Весна-2007 (г. Новосибирск)
2007г. - Лауреат I степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2007г.»
«Наш маленький театр» не останавливается на достигнутых результатах, прибывает в постоянном творческом поиске, совершенствует своё мастерство, пропагандирует духовное богатство немецкой и русской культуры в многонациональном городе Мариинске и за его пределами.
Таким образом, участие учеников во внеклассной работе влияет и на развитие той или иной стороны личности учащихся, в частности, на развитие таких способностей, как речевые, художественные, музыкальные, драматические, способности к общению.
Занимаясь со своими детьми внеклассной работой по немецкому языку, я поняла одну простую вещь. Даже если мои ученики не станут специалистами со знанием иностранного языка, то в их сердцах и умах останется доброе, приятное воспоминание о нашей внеурочной деятельности и о гимназии вообще.
III.
А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу предложить вашему вниманию игры на знакомство, сплочение, внимание, коммуникативное взаимодействие, которые пригодятся вам как во внеурочной работе с детьми, так и с родителями.
(Прошу всех встать в круг!)
1.Приветствие.
а) официально;
б) доброжелательно или дружески (можно интимно);
2.Пожатия.
Задумайте количество пожатий (от 1 до 10). Хаотично двигаясь по классной комнате, пожмите любому участнику руку столько раз, сколько задумали. (Какие у вас были ощущения?)
3.Знакомство.
Попрошу всех встать в круг и гордо назвать своё имя. (Запомнили все имена? Пожалуйста, ещё раз!)
4.А сейчас я попрошу вас выстроиться:
а) по алфавиту;
б) по росту;
в) по дате рождения (начиная с меньшего).
5. «Миш-маш».
Поставьте стулья в круг и займите места! Если я называю слово «Слева!» и показываю на какого-либо участника, то этот участник называет имя соседа, сидящего слева от него. Если я называю слово «Справа!», то участник, на которого указал ведущий, называет имя соседа, сидящего справа от него. Если я говорю: «Миш-маш!», то все участники обмениваются местами, а задача ведущего занять свободное место.
6. Напишите по вертикали своё имя и охарактеризуйте себя с помощью предложений, которые начинаются с букв вашего имени.
7. А сейчас попрошу вас образовать 2 круга: внешний и внутренний (встаньте напротив друг друга). Играем с партнёром:
Я – Надежда, ты – … .
У меня нос, у тебя нос.
У меня красные щёки, у тебя красные щёки.
У меня сладкие губы, у тебя сладкие губы.
У меня симпатичные уши, у тебя симпатичные уши.
Мы два друга. Мы любим друг друга.
8. Попрошу всех сесть и закрыть глаза. Я сейчас буду называть вас по имени. Те участники, чьи имена я назову, должны встать с закрытыми глазами и обменяться местами, а остальные участники открывают глаза и словами помогают обменивающимся местами дойти до своего места. (Какие у вас были ощущения?).
9. «Тихая почта»
(Встаем в круг, беремся за руки, необходимо пожатием передать пожелание, чтобы не заметил ведущий). «Я посылаю наилучшие пожелания …...
Я получила пожелания. (Задача ведущего – заметить пожатие и схватить за руку, перехватив почту).
10. «Сороконожка»
Встаньте в круг друг за другом, возьмите за талию своего соседа. «Вперед, марш! Раз, два, левой – 2 раза. Стой! На шаг ближе!» (Берем за талию уже не соседа, а следующего участника»).
11. «Подмигни»
Встаньте в круг парами друг за другом. (Ведущий становится в круг) Тот, кому я подмигну, должен перебежать ко мне, а стоящий за ним старается его удержать.
12. «Мышиный писк»
Сядьте на стулья. Одному участнику завязываем глаза, раскручиваем его и садим к кому-либо на колени. Тот, к кому сел участник, издает звук «Пи-пи-пи!». Участник должен угадать, кто это издал звук.
13. «Буби, крести, черви, пики».
(Все сидят на стульях). Возьмите карту, запоминая вытянутую масть. Ведущий вытягивает карты, называя масть. Тот, чья масть названа, пересаживается на следующее место справа. Выигрывает тот, кто вперед всех окажется снова на своем месте.
14. «Auf der Pferderennbahn» - «На скачках»
Репортаж со скачек, зрители сидят в кругу.
Услышав слово:
«der Galopp» , стучим ногами;
«die Rechtskurve / die Linkskurve», все наклоняются вправо/влево;
«die Zuschauertribüne», все подскакивают, руки поднимают вверх, возглас ликования;
«die Fotografen», все встают и щелкают фотоаппаратами;
«der Wassergraben», Бр-р-р-р, бр –р-р-р-«пальцем по губам»;
«die Einerhürde / die Zweierhürde / die Dreierhürde», подскакивают 1,2,3 раза
IV.
А сейчас я назову вам какое-либо животное. Издавая звуки этого животного, найдите свою группу (кошка, корова, коза). Первая и вторая группы проводят игры для детей с затруднениями в общении, третья группа – на снятие страхов и повышение уверенности в себе.
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
В этой главе описываются игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Общение требует и широкого круга участников. Некоторые упражнения родители могут выполнять сами со своим ребенком, но большая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения и больше общайтесь!
«Клубочек» (для детей с 4 лет)
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Ветер дует на...» (для детей 5—10 лет)
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Найди друга» (для детей с 5 лет)
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет» (для детей с 6 лет)
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Рукавички» (для детей с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)
Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.
Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.
«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)
Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Дракон» (для детей с 5 лет)
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
«Поварята» (для детей с 4 лет)
Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
«Дотронься до...» (для детей с 5 лет)
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Комплименты» (для детей с 4 лет)
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Предупреждение:
- Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
- Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Строим цифры» (для детей с 6 лет)
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.
Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
«Строим ответ» (для детей с 7 лет)
Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».
«Ворона» (для детей с 4 лет)
Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:
«Ворона сидит на крыше, Ощипывает она свои крылышки.
Сирлалала, сирлалала!»
Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет?»
Затем: «А кто раньше встанет?»
Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры.
«Есть или нет?» (для детей с 5 лет)
Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
- Есть ли в поле светлячки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у норы?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли ключ у скрипки?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибки?
«Тень» (для детей с 5 лет)
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
«Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Замечание:
- Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
- Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)
В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
«Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
Замечание:
- Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
- Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.
«Запрещенное движение»
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.
Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.
«Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)
На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
«Гнездышко» (для детей с 4 лет)
Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.
«Передай мячик» (для детей с 4 лет)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.
Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
«Зеркало» (для детей с 5 лет)
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Сиамские близнецы» (для детей с 6 лет)
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
«Поводыри» (для детей с 6 лет)
Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.
Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Однако они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают свому чаду глазки: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься.
И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего. А ротик завяжем – не дай бог, что-то не то скажешь, тебя обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем – мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя сами отведем, куда надо. А самое главное это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце. Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!»
Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе?
Кроме умного лобика да еще небольшой части тела, свободного у ребенка нет ничего.
Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример. Но задумайтесь над ним, любящие родители! Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страдами, быть уверенным в себе.
Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные в этой главе игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.
А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Так не бойтесь!
«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
Предупреждение:
- Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.
- Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
«Кораблик» (для детей с 5 лет)
Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
«Качели» (для детей с 4 лет)
В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.
Предупреждение: Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
Затем участники меняются местами.
«Неваляшка» (для детей с 6 лет)
Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.
«Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
«Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Предупреждение: Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.
«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
Замечание: Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».
«Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)
Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и предубеждениями.
Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.д.
Замечание: После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.
Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
«Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.
Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.
Совет: После игры хорошенько отмойтесь.
«Жмурки» (для детей с 4 лет)
Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.
Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
«Маски» (для детей с 6 лет)
Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
Совет: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.
«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.
«Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
Количество участников – не менее 2-х человек.В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.
Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.
Замечание: Объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.
«Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6.
Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.
Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.
«Медвежонок» (для детей с 4 лет)
Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:
Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он не опасен,
Будьте осторожны:
Вы такому шалуну
Не верьте никогда.
«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
«Чехарда» (для детей с 6 лет)
Играют 3 – 5 участников. Один стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника. Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.
V.
Рефлексия
VI.
В завершении мастер-класса, я хотела бы, чтобы мы высказали пожелания друг другу. «Я желаю всем вам полета фантазии». Ведущий выходит в круг, поднимает большой палец правой руки. Участники подходят в любой очередности, например 2-ой берет за палец ведущего и поднимает свой палец и высказывает свои пожелания. Когда все это сделали, и круг пальцев замкнулся, ведущий говорит: «Опустите руку вниз, посмотрите, какой красивый круг. Попробуйте освободить свою руку. Посмотрите, какие мы сильные вместе. А теперь поднимите руку вверх. Посмотрите, на что это похоже (На солнышко). А вы все лучики этого солнышка. И пусть это солнышко светит вам и согревает вас весь этот учебный год!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...