внеурочное занятие "Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Перепёлкина Тамара Ивановна

Учащимися 6 класса вёлся сбор информации о птицах микрорайона № 2 г. Тары   .Участниками проекта был проведён опрос-анкетирование среди учащихся первых-седьмых классов  По результатам было выявлено, что все опрошенные знают о проблеме поиска корма у птиц в зимнее время. 65% -могут назвать птиц, зимующих в нашей местности, 12% приняли личное участие в подкормке птиц зимой и только 3 % делают это систематически.
Фактически выявилась следующая проблема: Недостаточно практико-ориентированных знаний у учащихся для решения проблемы зимующих птиц.
В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Лаборатория «Проектное бюро»

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

  •    Перепёлкина Тамара Ивановна, учитель географии,

              БОУ «Тарская СОШ № 5»

 


Цель проекта.

Воспитание экологической культуры школьников.

Задачи:

1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды.

2. Формирование экологических знаний, умений, навыков.

3. Обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

Цель деятельности детей: подружиться с птицами и помочь им зимой; больше узнать о жизни зимующих птиц; научиться делать кормушки для птиц и организовать в зимнее время птичью столовую.

Разработка проекта.

Деление класса на группы по интересам для выполнения проекта.

1. Приготовить сообщения о птицах, зимующих в нашей местности. Найти ответы на вопросы, чем питаются птицы зимой.

Выполняют задание: Иванов Слава, Шмунк Сергей, Кашира Кристина;

2. Заготовить корм для птиц (август, сентябрь).

3. Изготовить вместе с родителями кормушки для птиц.

Выполняют работу: Горбунов Кирилл, Жуков Илья, Березин Владимир;

4. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о зимующих птицах.

Горчакова Ангелина, Купш Светлана

5. Подобрать стихи о зимующих птицах.

Выполняют задание: Смоленцева Виктория, Нагаева Анастасия;

6. Подобрать материал о происхождении названий зимующих птиц.

Выполняют работу: Колотушкин Ефим, Иванов Владислав.

7. Нарисовать плакаты, рисунки, сделать поделки о жизни птиц зимой.

8. Написать сочинения об одной из зимующих птиц.

9. Распространение экологических листовок с просьбой помочь зимующим птицам.

10. Найти вопросы для КВН о птицах.

Выполнение проекта.

Учащимися 6 класса вёлся сбор информации о птицах микрорайона № 2 г. Тары   .Участниками проекта был проведён опрос-анкетирование среди учащихся первых-седьмых классов  По результатам было выявлено, что все опрошенные знают о проблеме поиска корма у птиц в зимнее время. 65% -могут назвать птиц, зимующих в нашей местности, 12% приняли личное участие в подкормке птиц зимой и только 3 % делают это систематически.
Фактически выявилась следующая проблема:
 Недостаточно практико-ориентированных знаний у учащихся для решения проблемы зимующих птиц.
В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.

Здравствуйте  ребята!

 Я рада видеть вас   на нашем занятии проектного бюро.

Прошу обратить внимание на слайд. В прошлом году была очень снежная зима. И вот какие гости появились у меня на рябине около моего дома . Я сфотографировала таких красивых птиц на память. А сегодня я хочу у вас спросить Какие ассоциации у вас возникают при рассматривании этой картинки, почему эта фотография послужила загадкой для обозначения темы нашего занятия!  

Итак, тема нашего занятия: Покормите птиц зимой. (читаю стих)

.

А. Яшин

…Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли, 
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

Мы должны будем за время нашего занятия создать проект по заданной теме. Скажите пожалуйста, а какую информацию мы внесем в проект и какой деятельностью мы будем заниматься?

План деятельности:

  1. Назовём птиц нашего микрорайона
  2. Среди раздаточного материала найдём картинки птиц и краткий рассказ о названных птицах.
  3. Подберём стихи, пословицы, загадки о птицах и поместим их в буклет.
  4. Рассмотрим виды кормушек и также поместим из на ватман.
  5. Листовка – информация для участников школьного сообщества.
  6. Совет – как подкармливать птиц.

7.Изготовление кормушки.

8. Социально-значимая акция для учащихся 1 класса – буклет передается для ребят , раздаются листовки, вывешиваются кормушки на деревьях в школьном саду.

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки.

В промышленных городах, окружающая среда сильно загрязнена. Загрязнение вредно сказывается на зелёные растения, дающих всем живым организмам необходимый кислород, защищающих нас от пыли, дающих нам тишину и покой. Для ослабленных внешним воздействием окружающей среды деревьям особо опасны насекомые-вредители.

Применение химических средств защиты растений от вредителей в городе нежелательно- это приводит к ещё большему загрязнению, такие средства могут вызывать аллергию, вредно сказаться на здоровье людей.

Верными защитниками растений от вредителей в городе становятся птицы.

Скворцы, дятлы, синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна городская синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама.

Но зима - трудное время для птиц. Больше всего зимой они гибнут не от холода, а от голода. Если мы, не поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение. Ведь городские птицы - это своеобразные посланники дикой природы.

Деятельностный этап

  1. Разделение на группы.
  2. Обозначение модератора группы.
  3. Составление плана по которому группа будет  работать.

1 группа

1.Выбрать из предложенного материала птиц нашего микрорайона и подобрать информацию о них.

2. Наклеить на ватман подобранный материал.

2 группа

  1. Выбрать из предложенного материала стихи, загадки, пословицы о птицах.
  2. Расположить найденный материал на ватмане.

3 группа

  1. Из предложенного материала смастерить кормушки для птиц.
  2. Повесить кормушки в школьном саду на деревья.

5. Конкурс загадок о зимующих птицах.

Я весь день ловлю жучков, 
Ем букашек, червячков, 
Зимовать не улетаю, 
Под карнизом обитаю. (Воробей)

Каждый год я к вам лечу – 
Зимовать у вас хочу.
Я еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит? (Клест)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

6. Пословицы и поговорки о птицах.

  • Против сотни воробьев довольно одного ястреба.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Громче всех сойка кричит, да редко права качает.
  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • Для дятла длинный язык – не порок.
  • Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
  • Дятлу без носа, как волку без ног.
  • Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
  • Спорила галка с вороном: кто черней?
  • Раззадорится воробей, так и кота не боится.

7. “Птичьи имена”.

Как и почему птицы получили свое название?

Клест

Название “клест” произошло от старорусского слова клестить, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен.

От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Эта птица еще необычна и тем, что зимой выводит птенцов. Эта птица зимородок.

Поползень

Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.

Воробей

Эту птичку знают все! Это самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детенышей воробьи насекомыми. А аппетит у воробья отменный. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

Но любит эта птичка и семечки, и зерна, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.

- Вора бей! Вора бей! – кричат люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Сорока

У сороки прозвище – белобока. И правда, по бокам у нее совсем белые перышки. А вот головка, крылья и хвост – черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.

Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит и ссорится – отсюда и название “сорока”.

8. Конкурс сочинений “Помоги птицам зимой”.

Сочинение

Синички.

Стоит чудесный зимний денек. Под моё окошко летят прелестные маленькие птички. Это синички. Вот они сели на ветки кудрявой берёзки. На голове черная шапочка. Спинка, крылья и хвостик - жёлтенькие. На коротенькую шейку птичка словно галстучек надела. Грудка ярко-жёлтенькая, будто жилеточка. Красивая птичка!

Клювик у птички тоненький.

Синички очень любят сало. Не забудьте об этих птичках зимой. Пусть зима для них будет доброй!

 

Сочинение

Помоги птицам зимой.

Все с нетерпением ждут зимы. Вот она и пришла - пора веселых игр и забав. Дети уже приготовили лыжи и санки. Весело ребятам зимой!

Везде много снега. В воздухе кружатся пушистые снежинкиНа ветвях деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки покачиваются, и снежная пыль сверкает в воздухе. Красиво зимой!

Но не забудьте зимой и про птиц! В это время зимующим птицам голодно. Землю и кусты замело снегом. Где достать корм? На помощь птицам должны приходить дети.

Помни, надо развесить кормушки, и каждый день приносить корм! Иначе, кто будет радовать песнями весной?

 

Сочинение

Снегири.

Только у одной прекрасной птицы снежное имя – это снегирь.

Много в лесу разных звуков. Среди них тихие посвисты. Красногрудые птицы сидят, на покрытых каплями влаги, ветках. У нас в огороде растет черемуха. Частые гости в это время на ней – снегири. Их хорошо можно рассмотреть. Красные грудки этих птиц ярко выделяются на заснеженных ветках, будто яблоки. Нет красивее птицы!

Зимой, особенно в сильные морозы, мы должны заботиться о птицах. Снегири – первые птицы, которые появляются в наших садах с наступлением холодов. Эти птички радуют нас своей красотой, помогают пережить долгую холодную зиму.

9. “Птичий КВН”.

  • Что положить в кормушку: синичке, снегирю, воробьям, клесту, зяблику, щеглам (сало, ягоды рябины, крупу и крошки, семена шишек, разные семена, семена чертополоха и репейника).
  • Узнай по картинкам птиц.
  • Кто зимой выводит птенцов?
  • Что птицам зимой страшнее: холод или голод?
  • Кто из птиц носом сажает дубы? (Cойки)
  • Какие птицы делают запасы на зиму? (Cойки)
  • У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
  • Где синицы вьют гнезда?
  • Какую пользу приносят синицы?

10. Распространение листовок среди населения с просьбой организовать зимой птичьи столовые.

Листовка.

Дети и взрослые! Помните!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут вашей помощи.

Развесьте кормушки и каждый день приносите корм.

Ведь птицы - наши друзья! Весной они вас отблагодарят.

Подведение итогов.

Ответьте на вопросы анкеты:

1. Удалось ли вам сделать то, что вы задумали, удалось ли достичь тех результатов, что вы выдвинули в начале проекта?

2. Что было сделано хорошо? Назовите такие дела.

3. Что не получилось или получилось не совсем так, как вы планировали?

4. Как вы думаете, могли бы сказать вам “спасибо” птицы за этот проект, если бы умели говорить?

5. Что нового вы узнали за время выполнения проекта? Чему научились?

6. Изменились ли вы в своем отношении к птицам? Как?

7. Испытали ли вы чувство радости, гордости, когда к вашей кормушке прилетели птички?

8. Захотелось ли вам сделать еще что-то доброе для птиц?

Не всегда просто ответить на эти вопросы самостоятельно, оценить самому свои действия и поступки, поэтому, отвечая на эти вопросы, посоветуйся со взрослыми и сверстниками. Пусть они расскажут, что думают о тебе и твоей работе.

Приступаем к выполнению нашего проекта.- звучит музыка

Наполняем наш буклет информацией. Проект готов. Подводим итоги. Отвечаем на вопросы анкеты. – рефлексия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Конкурс проектов «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Цели: Развивать у детей чувства симпатии ко всему живому. Создать оптимальные условия для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребёнка через организацию совместно...

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Воспитание бережного отношения к природе. Развитие познавательного интереса, экологических знаний о птицах в зимний период....

Сценарий итогового мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Итоговое мероприятие по акции "Поможем зимующим птицам"...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Конспект и презентация внеурочного занятия по биологии по теме " Птицы зимой"

В ходе занятия дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозо...