Конспект и презентация внеурочного занятия по биологии по теме " Птицы зимой"
материал по биологии
В ходе занятия дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозор; прививать любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация «Зимний лес»; картинки с изображением зимующих птиц; кормушки для птиц; граммзаписи «Голоса птиц» , Петр Ильич Чайковский «Времена года» ; костюмы снегиря, снежинки, лесовичка; кедровые шишки; доклады о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_zimoy.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Птицы зимой» - 5 класс
Подготовила и провела : Курганская Л.М.
Тема: Птицы зимой.
Цель: дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозор; прививать любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация «Зимний лес»; картинки с изображением зимующих птиц; кормушки для птиц; граммзаписи «Голоса птиц» , Петр Ильич Чайковский «Времена года» ; костюмы снегиря, снежинки, лесовичка; кедровые шишки; доклады о птицах.
Ход урока:
- Организация учащихся на работу.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
( Ф. И. Тютчев )
- Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в зимний лес и понаблюдаем, действительно ли он уснул сказочным сном.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
- Работа с календарем природы и труда.
- Какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы.
-Какой сейчас месяц?
Февраль- месяц лютый, спрашивает, как обутый.
-Какое сегодня число и день недели?
-Какая сегодня температура воздуха?
-Осаки?
-Облачность?
-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
( Постоянный снеговой покров; замерзание почвы и водоемов; низкая температура воздуха.)
Итак, соответственно оделись потеплее. Я смотрю , все ли готовы. Вышли из школы. Весело дошли до леса. Мальчики впереди. Они прокладывали дорогу для девочек сквозь глубокий снег.
- Обратите внимание на красоту зимней природы. ( П. И. Чайковский «Времена года» )
С хороводом искристого снега, с морозами, с кружевным инеем на ветках деревьев, с голубоватым прозрачным льдом на реках пришла зима.
По – хозяйски прошла она по земле. Побелел, сгорбился кустарник, изогнулась березка. Снег набился ей в косы и притянул до самой земли. А под маленькой елочкой сугроб. По самые плечи ушла мохнатая в снег, словно присела на корточки.
- Дети, обратите внимание, какие необыкновенные снежинки, точно сказочные балерины, танцуют в воздухе.
- А какие снежинки? ( шестигранные )
- Да, снежинки, несмотря на все их разнообразие имеют шестигранную форму.
Наши снежинки не простые. Это снежинки – жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы. За ответ на более сложные вопросы вы получите серебристую снежинку, которая будет равна двум жетонам.
Мы с вами вошли в лес. Чтобы себя правильно вести в нем, надо многое знать о нем и его обитателях.
Надо вести себя в лесу тихо, спокойно, чтобы не спугнуть его обитателей. Тогда мы будем здесь незванными пришельцами, а желанными гостями.
- Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений зимой?
- Как зимуют лиственные растения?
- Как зимуют хвойные растения?
- Как зимуют растения под снегом?
- Почему эти растения не замерзают?
- Какова же роль снежного покрова в жизни растений? ( охрана от морозов, влага, утаптывание снега)
Много снега – много хлеба.
Снег помогает растениям переносить низкие температуры. Он прикрывает их пуховой периной. Им там тепло и уютно. Снег помогает растениям.
- А как он помогает животным? ( Укрывает медведю берлогу, зарываются в снег рябчики, тетерева, куропатки).
- Как называется плотная корка, которая образуется на снегу после оттепели? ( наст ).
- Много ли на растениях плодов и семян? ( мало ).
- Можно ли встретить насекомых зимой? ( нет. Они спрятались в кору деревьев и уснули ).
- Все ли птицы могут найти себе корм? ( многие улетели на юг, т.к. не могут зимой найти себе корм ).
- Как называют этих птиц? (перелетные).
- Видели ли вы зимой птиц? ( да ).
- Почему же эти птицы не улетели в теплые края? ( они находят себе корм зимой).
Звучат голоса зимующих птиц.
Прислушайтесь , оказывается, лес не спит.
Воздух морозен и пуст. И кажется, все кругом погружено в непробудный сон. Но в трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мертвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Под мертвой личиной снега они таят могучую силу жизни – силу расти и цвести. Сосны и ели хранят свои шишки, полные скрытых семян. Животные с холодной кровью, затаясь, застыли, но тоже не умерли, даже такие нежные, как мотыльки.
У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку, могут даже птенцов выводить среди зимы, если еда обеспечена. ( В. Бианки ).
В лесу ведем себя очень тихо и осторожно, чтобы не спугнуть его обитателей, не нарушить их покой.
В нашем лесу необычное дерево. На него сегодня должны слететься зимующие птицы, но для этого вам необходимо узнать их. В этом нам помогут наши экскурсоводы, которые приготовили интересные рассказы о птицах.
Ученик . Ворон и ворона ( рассказ ребенка ).
Много народных примет связано с воронами.
Вороны летают и кружатся – к морозу.
Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.
Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.
Ворон и ворона- санитары леса. Каких еще санитаров леса вы знаете? (дятел, орел, волк ). Эти санитары непохожие. Почему? ( дятел лечит деревья, ворон очищает лес от падали. Его можно сравнить с орлом и волком. Они также поедают слабых и больных животных ).
- Найдите ворону и посадите на наше дерево. Почему нет ворона? (он дикая птица).
Сорока.
Учитель:
Как сажа черна, как сметана бела.
Люблю я всем в лесу рассказать, где была.
Как называют сороку? ( «Сорока-белобока» - белые бока. «Сорока-воровка» - связано с тем, что сорока неравнодушна к незнакомым, а особенно блестящим предметам. «Болтлив , как сорока» - стрекотание сороки служит сигналом тревоги для других обитателей леса. Оно выражает беспокойство птицы при приближении человека или животного).
Ученик.
Снегирь. ( муз. загадка ). Рассказ ученика.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
Учитель.
Свиристели.
Есть еще птицы, которые появляются в наших лесах на зиму, привлеченные рябиной. Это свиристели. Время, которое они робудут у нас, зависит от урожая рябины, калины, шиповника. Они очень прожорливы и питаются весь день. Если всю зиму много рябины, они вообще зимуют у нас.
Ученик.
Синица. (рассказ ученика).
Грудка желтенькая, на крыльях голубой цвет, она тоненько попискивает.
Ученик.
Поползень. (рассказ ученика).
Узнай птицу: с короткими лапками. Она очень хорошо и быстро ползает по дереву как вверх, таи и вниз.
- А какие еще птицы делают на зиму запасы? ( сойка, кедровка ).
Учитель. Кедровка.
Кедровка – запасливая птица – не столько съест орехов, сколько спрячет. Есть у кедровки подъязычный мешочек. И помещается в нем – не поверите – до 160 кедровых орешков!
Под древесную кору, в дупла, мох, а главное, в лесную подстилку засовывает кедровка свои трофеи. Конечно, не все отыщет потом. Прорастут орешки. Молодой зеленой порослью подернется тайга. Поэтому и считают лесоводы кедровку своим неизменным другом.
Ученик. Клесты. ( рассказ ).
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Какие птицы помогают человеку в посадке, омоложении лесов? ( кедровка, сойка, клест ).
Учитель. Воробей.
Видали вы его не раз.
Он скачет в двух шагах от вас,
Чирик- чирик, чирик- чирик.
Кто к этой песенке привык?
Дятел.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Дятел – едок экономный. Сорванные шишки не разбрасывает, а выбирает из них орехи до конца. Дятел – санитар леса, лесной доктор. Он лечит деревья.
- Подведение итогов экскурсии.
Старичек – лесовичек.
-Ох, ребята, крепко я спал в своем дупле. Слышу разговоры, рассказы, птицы запели. Думал – это мне снится. А, нет! Это ребятишки в лес пришли. Молодцы, много вы о зимующих птицах знаете. А знаете ли вы, что страшней всего зимой для птиц?
- Да, птицам зимой страшней всего голод. Сытой птице мороз не страшен.
- Ну-ка , поднимите руки, кто повесил кормушку для птиц?
- А скажите, ребята, чем вы подкармливаете зимующих птиц?
Учитель.
Дети, скажите, для кого мы в кормушку положим сало, рябину?
- Сейчас я с вами поиграю. Если я назову зимующую птицу-вы присядете, а перелетную-вы стоите.
Молодцы, правильно. Спасибо вам от меня и от моих пернатых друзей.
Ученик. Стихотворение «Покормите птиц».
-Ну что ж, старичок-лесовичек. Отдыхай до весны. Недолго тебе осталось, а нам возвращаться пора.
- Оценки за урок.
Набравшие 4 жетона – «5»
Получившие наибольшее количество жетонов (3 человека), в подарок от щедрой птички кедровки, получают по кедровой шишке.
Александр Яшин.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна,-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Задание на дом.
Дети, дома вы еще раз вспомните, что мы узнали о птицах, повторите о них на страницах 63-67, а на следующем уроке мы пойдем с вами на экскурсию в парк, проверим наши кормушки, поэтому не забудьте захватить с собой птицам корм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
Тема: Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи: Коррекционно-образова...
Конспект и презентация учебного занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Лекарственные - ядовитые растения" 5 класс
Разработка учебного материала содержит информацию о ядовитых лекарственных растениях. Может быть использована во внеурочной деятельности, внеклассной работе....
Урок развития речи в 1 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида на тему "Птицы зимой"
Урок развития речи был проведён на городском семинаре-практикуме учителей начальных классов. Это система занимательных речевых упражнений, направленная на закрепление учебного материала по по данной т...
Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.
Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных слов при помощи дв...
План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс
Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия: создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...
Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...
Внеурочная деятельность 5 класс. Тема: «Птица счастья»
Внеурочная деятельность 5 класс. Тема: «Птица счастья»Учитель биологии и химии Волохова И.В.МАОУ Кутарбитская СОШПрактическая последовательность выполнения оригами «Птица счаст...