Конспект и презентация внеурочного занятия по биологии по теме " Птицы зимой"
материал по биологии

Любовь Михайловна Курганская учитель биологии и химии

В ходе занятия дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозор; прививать любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Зимний лес»; картинки с изображением зимующих птиц; кормушки для птиц; граммзаписи «Голоса птиц» , Петр Ильич Чайковский «Времена года» ; костюмы снегиря, снежинки, лесовичка; кедровые шишки; доклады о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Птицы зимой» - 5 класс

Подготовила и провела : Курганская Л.М.

Тема: Птицы зимой.

Цель: дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозор; прививать любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Зимний лес»; картинки с изображением зимующих птиц; кормушки для птиц; граммзаписи «Голоса птиц» , Петр Ильич Чайковский «Времена года» ; костюмы снегиря, снежинки, лесовичка; кедровые шишки; доклады о птицах.

Ход урока:

  1. Организация учащихся на работу.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

( Ф. И. Тютчев )

- Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в зимний лес и понаблюдаем, действительно ли он уснул сказочным сном.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

  1. Работа с календарем природы и труда.

- Какое сейчас время года?

-Назовите зимние месяцы.

-Какой сейчас месяц?

Февраль- месяц лютый, спрашивает, как обутый.

-Какое сегодня число и день недели?

-Какая сегодня температура воздуха?

-Осаки?

-Облачность?

-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

( Постоянный снеговой покров; замерзание почвы и водоемов; низкая температура воздуха.)

Итак, соответственно оделись потеплее. Я смотрю , все ли готовы. Вышли из школы. Весело дошли до леса. Мальчики впереди. Они прокладывали дорогу для девочек сквозь глубокий снег.

  1. Обратите внимание на красоту зимней природы. ( П. И. Чайковский «Времена года» )

С хороводом искристого снега, с морозами, с кружевным инеем на ветках деревьев, с голубоватым прозрачным льдом на реках пришла зима.

По – хозяйски прошла она по земле. Побелел, сгорбился кустарник, изогнулась березка. Снег набился ей в косы и притянул до самой земли. А под маленькой елочкой сугроб. По самые плечи ушла мохнатая в снег, словно присела на корточки.

- Дети, обратите внимание, какие необыкновенные снежинки, точно сказочные балерины, танцуют в воздухе.

- А какие снежинки? ( шестигранные )

- Да, снежинки, несмотря на все их разнообразие имеют шестигранную форму.

Наши снежинки не простые. Это снежинки – жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы. За ответ на более сложные вопросы вы получите серебристую снежинку, которая будет равна двум жетонам.

Мы с вами вошли в лес. Чтобы себя правильно вести в нем, надо многое знать о нем и его обитателях.

Надо вести себя в лесу тихо, спокойно, чтобы не спугнуть его обитателей. Тогда мы будем здесь незванными пришельцами, а желанными гостями.

- Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений зимой?

- Как зимуют лиственные растения?

- Как зимуют хвойные растения?

- Как зимуют растения под снегом?

- Почему эти растения не замерзают?

- Какова же роль снежного покрова в жизни растений? ( охрана от морозов, влага, утаптывание снега)

Много снега – много хлеба.

Снег помогает растениям переносить низкие температуры. Он прикрывает их пуховой периной. Им там тепло и уютно. Снег помогает растениям.

- А как он помогает животным? ( Укрывает медведю берлогу, зарываются в снег рябчики, тетерева, куропатки).

- Как называется плотная корка, которая образуется на снегу после оттепели? ( наст ).

- Много ли на растениях плодов и семян? ( мало ).

- Можно ли встретить насекомых зимой? ( нет. Они спрятались в кору деревьев и уснули ).

- Все ли птицы могут найти себе корм? ( многие улетели на юг, т.к. не могут зимой найти себе корм ).

- Как называют этих птиц? (перелетные).

- Видели ли вы зимой птиц? ( да ).

- Почему же эти птицы не улетели в теплые края? ( они находят себе корм зимой).

Звучат голоса зимующих птиц.

Прислушайтесь , оказывается, лес не спит.

Воздух морозен и пуст. И кажется, все кругом погружено в непробудный сон. Но в трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мертвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Под мертвой личиной снега они таят могучую силу жизни – силу расти и цвести. Сосны и ели хранят свои шишки, полные скрытых семян. Животные с холодной кровью, затаясь, застыли, но тоже не умерли, даже такие нежные, как мотыльки.

У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку, могут даже птенцов выводить среди зимы, если еда обеспечена. ( В. Бианки ).

В лесу ведем себя очень тихо и осторожно, чтобы не спугнуть его обитателей, не нарушить их покой.

В нашем лесу необычное дерево. На него сегодня должны слететься зимующие птицы, но для этого вам необходимо узнать их. В этом нам помогут наши экскурсоводы, которые приготовили интересные рассказы о птицах.

Ученик . Ворон и ворона ( рассказ ребенка ).

Много народных примет связано с воронами.

Вороны летают и кружатся – к морозу.

Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.

Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.

Ворон и ворона- санитары леса. Каких еще санитаров леса вы знаете? (дятел, орел, волк ). Эти санитары непохожие. Почему? ( дятел лечит деревья, ворон очищает лес от падали. Его можно сравнить с орлом и волком. Они также поедают слабых и больных животных ).

- Найдите ворону и посадите на наше дерево. Почему нет ворона? (он дикая птица).

Сорока.

Учитель:

Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю я всем в лесу рассказать, где была.

Как называют сороку? ( «Сорока-белобока» - белые бока. «Сорока-воровка» - связано с тем, что сорока неравнодушна к незнакомым, а особенно блестящим предметам. «Болтлив , как сорока» - стрекотание сороки служит сигналом тревоги для других обитателей леса. Оно выражает беспокойство птицы при приближении человека или животного).

Ученик.

Снегирь. ( муз. загадка ). Рассказ ученика.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой.

Учитель.

Свиристели.

Есть еще птицы, которые появляются в наших лесах на зиму, привлеченные рябиной. Это свиристели. Время, которое они робудут у нас, зависит от урожая рябины, калины, шиповника. Они очень прожорливы и питаются весь день. Если всю зиму много рябины, они вообще зимуют у нас.

Ученик.

Синица. (рассказ ученика).

Грудка желтенькая, на крыльях голубой цвет, она тоненько попискивает.

Ученик.

Поползень. (рассказ ученика).

Узнай птицу: с короткими лапками. Она очень хорошо и быстро ползает по дереву как вверх, таи и вниз.

- А какие еще птицы делают на зиму запасы? ( сойка, кедровка ).

Учитель. Кедровка.

Кедровка – запасливая птица – не столько съест орехов, сколько спрячет. Есть у кедровки подъязычный мешочек. И помещается в нем – не поверите – до 160 кедровых орешков!

Под древесную кору, в дупла, мох, а главное, в лесную подстилку засовывает кедровка свои трофеи. Конечно, не все отыщет потом. Прорастут орешки. Молодой зеленой порослью подернется тайга. Поэтому и считают лесоводы кедровку своим неизменным другом.

Ученик. Клесты. ( рассказ ).

- Какие птицы выводят птенцов зимой?

- Какие птицы помогают человеку в посадке, омоложении лесов? ( кедровка, сойка, клест ).

Учитель. Воробей.

Видали вы его не раз.

Он скачет в двух шагах от вас,

Чирик- чирик, чирик- чирик.

Кто к этой песенке привык?

Дятел.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Дятел – едок экономный. Сорванные шишки не разбрасывает, а выбирает из них орехи до конца. Дятел – санитар леса, лесной доктор. Он лечит деревья.

  1. Подведение итогов экскурсии.

Старичек – лесовичек.

-Ох, ребята, крепко я спал в своем дупле. Слышу разговоры, рассказы, птицы запели. Думал – это мне снится. А, нет! Это ребятишки в лес пришли. Молодцы, много вы о зимующих птицах знаете. А знаете ли вы, что страшней всего зимой для птиц?

- Да, птицам зимой страшней всего голод. Сытой птице мороз не страшен.

- Ну-ка , поднимите руки, кто повесил кормушку для птиц?

- А скажите, ребята, чем вы подкармливаете зимующих птиц?

Учитель.

Дети, скажите, для кого мы в кормушку положим сало, рябину?

- Сейчас я с вами поиграю. Если я назову зимующую птицу-вы присядете, а перелетную-вы стоите.

Молодцы, правильно. Спасибо вам от меня и от моих пернатых друзей.

Ученик. Стихотворение «Покормите птиц».

-Ну что ж, старичок-лесовичек. Отдыхай до весны. Недолго тебе осталось, а нам возвращаться пора.

  1. Оценки за урок.

Набравшие 4 жетона – «5»

Получившие наибольшее количество жетонов (3 человека), в подарок от щедрой птички кедровки, получают по кедровой шишке.

Александр Яшин.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна,-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

  1. Задание на дом.

Дети, дома вы еще раз вспомните, что мы узнали о птицах, повторите о них на страницах 63-67, а на следующем уроке мы пойдем с вами на экскурсию в парк, проверим наши кормушки, поэтому не забудьте захватить с собой птицам корм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

Конспект и презентация учебного занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Лекарственные - ядовитые растения" 5 класс

Разработка учебного материала  содержит информацию о ядовитых лекарственных растениях. Может быть использована во внеурочной деятельности, внеклассной работе....

Урок развития речи в 1 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида на тему "Птицы зимой"

Урок развития речи был проведён на городском семинаре-практикуме учителей начальных классов. Это система занимательных речевых упражнений, направленная на закрепление учебного материала по по данной т...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс

Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия:  создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...

Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...

Внеурочная деятельность 5 класс. Тема: «Птица счастья»

Внеурочная деятельность 5 класс. Тема: «Птица счастья»Учитель  биологии и химии Волохова И.В.МАОУ Кутарбитская СОШПрактическая последовательность выполнения оригами «Птица счаст...