Семья и школа - грани взаимодействия
статья по теме
Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Попытке найти эти связи отражены в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и школа – грани взаимодействия.
Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.
Место действия социального педагога— не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей.
И все-таки, в центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальный педагог может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае — невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.
Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ~ общаться с семьей, "трудиться" в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.
Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. Д.
Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.
Важнейшая сторона взаимодействия – семья.
Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто воспитывает - семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я почти не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И я не слышала, чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»
Обыкновенно говорят так: «Мы - школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их, почему она не воспитывает?»
Получается так, что желание захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого. Это на словах. А на деле получается даже так. Допустим, ученик плохо учится. Учитель вызывает мать или отца (правда, не каждый учитель так делает, но есть и такие) и говорят:
- Ваш сын плохо учится, примите меры.
- Есть принять меры.
Это значит, что педагог думает: в моём распоряжении мало средств воспитания, а вот в распоряжении семьи этих средств больше. Отдельные педагоги считают, что семья – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем они. Правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к педагогу, и по отношению к ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый коллектив.
Важной составной частью руководства семейным воспитанием выступает психолого-педагогическая подготовка родителей, которая включает в себя, прежде всего просвещение. Активизация педагогических возможностей семьи достигается при условии разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
Практика показала: там, где педагог заблаговременно готовится к воздействию на родителей, там эффективнее влияние на воспитательный процесс в семье. Индивидуальная работа с родителями может быть успешной при соблюдении психолого-педагогических требований:
- целенаправленность избранных воздействий;
- взаимопонимание между учителем и родителями;
- опора на положительные стороны семейного воспитания;
- высокий педагогический такт в работе с каждым отцом, матерью.
Эффективность педагогического руководства семейным воспитанием во многом зависит от целенаправленности и согласованности действий учителя и родителей, от единства требований, предъявляемых ими к ребёнку, от педагогически продуманной системы воздействия на него.
Каждый раз, переступая порог дома своего ученика, педагог должен помнить, что главная его цель - сделать семью своим союзником в воспитании и обучении ребёнка.
В просвещении родителей особую роль играет родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы:
- Родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителями с задачами и итогами работы школы;
- родительские конференции, посвящённые обмену опытом семейного воспитания.
Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы:
- организационно - деятельностная и психологическая игра;
- собрание- диспут;
- родительский лекторий;
- семейная гостиная;
- встреча «за круглым столом»;
- вечера вопросов и ответов;
Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации, ведения занятий (приглашения на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Предлагаю примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях:
- Приоритет семьи в воспитании ребёнка.
а) Семья и её роль в воспитании детей:
- воспитательный потенциал семьи;
-традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье;
Б) Уклад в семейной жизни:
- современная семья: возможности и проблемы её уклада;
- необходимость семейных традиций в жизни ребёнка;
-значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях;
2. Семья и школа - партнёры в воспитании ребёнка.
А) Школа как открытая социально- педагогическая система:
- семья на пороге школьной жизни ребёнка;
- ребёнок в среде сверстников;
Б) Здоровый ребёнок - здоровое общество:
- понятие физического, психологического и духовного здоровья, их взаимосвязь;
3. Особенности детской и подростковой психологии:
- Что такое личность? Иерархическое строение личности;
- необходимость внимания к индивидуальности ребёнка, его душевному и духовному развитию;
4. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей:
- права и обязанности родителей на этапе вхождения ребёнка дошкольного возраста в систему образования;
- правовая и экономическая защита личности ребёнка;
- проблема воспитания правовой культуры у детей.
Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет.
Можно использовать традиционные организационные формы:
- родительский лекторий, «»родительские университеты» - формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются школы родителей, занятия которых проводятся в параллели классов. Это даёт возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл в 1 (5, 9, 11) класс?» Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться.
Презентация семейного опыта; родительские чтения – формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Особенность родительских чтений – анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Школа для родителей, малые академии родителей – дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей, позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.
В «Школе молодого родителя» можно построить работу с родителями так. Игра знакомств «Давайте познакомимся».
- Деловая игра «Поможем детям учиться».
- Дискуссия «Поощрения и наказания в семье: польза и вред».
- Практикум «Развитие речи и общения детей».
-Размышления родителей о воспитании. «Педагогические рецепты».
«Круглый стол», педагогический треугольник, родительский ринг - подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в классном коллективе.
На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем анализируются различные точки зрения.
Дискуссионные клубы; собрания-диспуты – нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Совместные собрания вместе с детьми – формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям увидеть «с другой стороны».
- Способности и таланты ребёнка.
- Мы и наши таланты.
- Взгляни на меня другими глазами.
- Вот мы и стали на год взрослее.
Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей – помочь родителям и правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребёнка в позитивной самореализации родителей.
Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
- в улучшении отношений с родителями;
-в том, какое место занимает ребёнок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищённым и находится ли в безопасности;
-в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности;
-в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
-в проявлении родительской солидарности, сплочённости, активности в учебно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"
Материал для выступления на родительском собрании ....
Презентация "Семья и училище: грани взаимодействия"
Презентация к семинару "Семья и училище: грани взаимодействия"...
"Семья и школа:грани сотрудничества"
Родительское собрание...
Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"
Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"...
СЕМИНАР на тему: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях»
Программа проведения семинара социальных педагогов по теме: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях». Цель: определение оптимальных форм совместной работы школы и ...
Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"
Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"...
Школьная конференция "Семья и школа - грани сотрудничества"
Школьная конференцияСемья и школа – грани сотрудничества...