Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании «Семья и школа: грани сотрудничества»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о наиболее важных вопросах конструктивного взаимодействия учителя и родителей ученика.
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение школьных педагогов и домашних воспитателей , другими словами – родителей, имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена знаний, которые учитель и родители передают друг другу.
Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются и нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни - в школе, планомерно и обдуманно, другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.
Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины.
Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии.
Давайте же попробуем разобраться в причине возникновения помех, которые возникают в процессе общения учителя и родителей.
Видится разумным сопоставление наших общих и различных подходов. Что есть между нами общего по вопросу образования и воспитания наших детей?
Во-первых, все мы являемся участниками образовательного процесса.
Что еще нас объединяет? Наши общие цели. Все мы хотим видеть своих детей образованными, воспитанными, культурными.
Нас объединяет еще и то, что мы оказались в одном и том же месте в одно и то же время. Это школа №17 и год 2012 .
Все мы наделены правом иметь свое мнение и открыто высказывать его.
Мы с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребенка на любом уровне.
Нас объединяет педагогика и психология, в которой учитель- профессионал, а родитель – по своему родительскому предназначению тоже педагог и психолог.
Где же расходятся наши интересы, где начинаются помехи? Мне это видится так:
Показатели | Родитель | Учитель |
1. Количество детей | 1-3 ребенка | Хроническая «многодетность» ( в среднем 25 человек) |
2. Отношение к нормам | Неосведомленность в нормативно правовой базе | Осведомленность и безусловная необходимость принятия норм |
3. Различная информированность о ребенке | Родителям более известна жизнь их ребенка вне школы | Учителю известна учебная деятельность |
4. Ранжирование образовательных интересов | Бессистемный подход в ранжировании образовательных интересов: учись, а то дворником будешь! | Система в ранжировании образовательных интересов: -социальный запрос к образованию; -развитие умения учиться, а не просто обучение. |
5. Отношение к учителю | Родитель (иногда не без основания) критикует учителя при ребенке | Учитель претендует на авторитет хотя бы в глазах ребенка, которого учит и воспитывает. |
При подготовке к собранию я попыталась быть честной перед самой собой. Может быть, слишком резко обозначила некоторые противоречия. Но, тем не менее, то общее, что нас объединяет, качественно превосходит наши разногласия.
Вопрос в другом: как избежать конфликтов, которые являются безусловной помехой, в общем, самом важном нашем деле? Секрет, на мой взгляд, в правилах общения, которые мы можем на добровольной основе заключить друг с другом.
Если говорить образно, семья и школа- это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок должен оторваться от берега- ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.
Семья ребенку дает первичную подготовку к жизни, которую школа не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких и родных. А уже потом рождается чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.
Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и педагогов. Школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Мы- союзники, и должны идти навстречу друг другу.
На мой взгляд, пожалуй, самое главное- нам всегда следует помнить, что главной целью общения является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то ее нужно преодолевать во имя ребенка.
Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу , чтобы вашему ребенку было хорошо» А родителям хорошо бы в это поверить! Общение учителя и родителя выгодно обоим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников. Призываю нас всех к многолетнему плодотворному сотрудничеству!
И неслучайно, наша школа занимается реализацией программы «Семья и школа» уже несколько лет.
Работа классных руководителей, администрации школы с родителями учащихся направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, его психофизиологических особенностей.
Классные руководители в течение учебного года ведут систематическую работу по привлечению родителей к участию в воспитательном и учебном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствовало созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
Классные руководители организуют работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Но вместе с тем было отмечено, что интерес родителей к «школьной жизни», проблемам в последнее время несколько снижен, не все родители принимают активное участие в учебно – воспитательном процессе школы, неактивно посещают общешкольные и классные мероприятия, родительские собрания.
Но тем не менее при проведении Дня открытых дверей в начальной школе была высокая посещаемости ( около 45%).
Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социально- психолого-педагогическая служба. Направления деятельности работы психолога Белянушкиной Е.М. и социального педагога Чуватовой В.В. весьма разнообразны.
К ним относиться и организационная, научно-методическая работа, и и психологическая работа с детьми, находящими под опекой, и диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ.
Из года в год в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Классные руководители совместно с членами родительского комитета посещают семьи учащихся, которые оказались в жизненно-трудной ситуации. Родители приглашаются на заседания Совета профилактики. На учете в ПДН состоит 1 учащийся, на внутришкольном учете- . 12 семей состоят на учете как семьи находящиеся в социально-опасном положении.
С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.
В феврале в школе прошел месячник «Семья и школа». В ходе проведения месячника образовательными учреждениями проведены разноплановые мероприятия, направленные на укрепление авторитета семьи, пропаганду базовых семейных ценностей:
Папы учащихся начальной школы приняли участие в конкурсе «Супер-папа». Проигравших в зале не было, а все участники и болельщики получили массу положительных эмоций.
Мамы тоже не стали отставать от мужчин, они приняли активное участие в конкурсе «Дочки-матери».
Учащимся 9а и 9б классов надолго запомнится лыжная прогулка с родителями в Тат-Пишлиский лес.
Учащиеся 5- х классов и кл. руководители Зимина С.Ш. и Карпушина И.П. и музыкальный руководитель Мартышкин М.В. подготовили к международному женскому дню литературно-музыкальную композицию «Это нежное имя –МАМА!». А сколько любви и труда дети вложили в подарки, сделанные своими руками.
Кондратьева Ю.Н. провела круглый стол для родителей «Мода на здоровье», а Габдуллина Н.Г. пригласила родителей на чашку чая в валеокафе и тренажерный зал школы.
Учащиеся 8 классов ( кл. руководители Курмаева Д.Р. и Черентаева Л.А.) вместе с родителями побывали в муз драм театре в Саранске.
Будущим выпускникам школы , нынешним Одиннадцатиклассникам запомнится поездка в Киномакс Победа, кл. руководитель Курганова Ю.А.
Час семейного общения прошел в 9в классе. Классный руководитель Косырева Ю.А.
Родители наших первоклассников побывали на тренинговом занятии «Наше настроение», которое провела психолог школы Белянушкина Е.М.
Родители наших звездочек, победителей олимпиад различных уровней, участников конкурсов участвовали в заседании круглого стола « С нас начинается новая школа».
А сколько волнения испытали учащиеся 7 а и их родители при проведении общественного смотра знаний.
Председатели родительских комитетов классов стали настоящими помощниками и друзьями школы. Активная жизненная позиция председателя Совета школы Сомовой О.Ю. играет важную роль во взаимодействии семьи и школы.
Педагогический коллектив постоянно изучает мнение родителей о школе. В первую очередь нас интересовало мнение родителей выпускных классов каждой ступени обучения (4, 9 и 11-ые классы), для чего был проведено анкетирование родителей. Результаты получились следующие
Режим работы, уровень обучения и воспитания и стиль взаимоотношений в школе устраивают большую часть опрошенных (83%). 89% родителей считают, что их дети получают хорошие знания. Исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что у большей части родителей учащихся нашей школы имеется положительное отношение к школе. Подтверждением этому могут служить пожелания родителей: чтобы школа простояла 100 лет, а для этого ей необходим спонсор и хороший ремонт .Эти предложения и пожелания свидетельствуют о неравнодушии родителей к тому образовательному учреждению, где обучаются их дети.
Каковы наши планы на будущее:
1. Привлекать родителей в решение вопросов социальной защиты учащихся, снижение роста детской преступности и безнадзорности.
2. В целях пропаганды положительного опыта семейного воспитания, повышения ответственность родителей за воспитание детей активизировать в школе работу Совета отцов.
3. Есть старинная русская присказка: «Дети - наши руки, а внуки – наши пальцы». К сожалению, в городских семьях внуки и внучки проживают порой далеко от своих дедушек и бабушек. А они так нужны друг другу! Старый да малый всегда очень похожи, а про их взаимопонимание и говорить не приходится. Как прекрасно, что во многих семьях самым уютным, теплым домом является именно дом бабушки и дедушки. Там тебя всегда выслушают, поймут, пожалеют, дадут добрый совет. Там Ты всегда чувствуешь себя нужным, любимым. А для растущего человека так важно знать, что такое место у него есть. Еще Достоевский сказал: «У человека должно быть место куда пойти». Поэтому мы считаем, что в школе необходимо создать Совет бабушек и дедушек.
В заключении хочу процитировать слова Макаренко : «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе и слезы». И я желаю сегодня, чтобы наши дети были нашей гордостью.
Моя практика работы в школе показывает, что это возможно в том случае, когда между родителями и школой возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.
Всего Вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семья и школа:грани сотрудничества"
Родительское собрание...
Грани сотрудничества: семья и школа
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...
ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...
Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"
Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"...
СЕМИНАР на тему: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях»
Программа проведения семинара социальных педагогов по теме: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях». Цель: определение оптимальных форм совместной работы школы и ...
Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"
Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"...
Школьная конференция "Семья и школа - грани сотрудничества"
Школьная конференцияСемья и школа – грани сотрудничества...