Роль примера семьи в воспитательном процессе.
статья (8 класс) на тему

Низамиева Фагима Каримовна
 
Статья на участие в Региональной (заочной) научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования»
 
Название направления: "Семейная педагогика и домашнее воспитание"
Тема: " Роль примера семьи в воспитательном процессе"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_primera_semi_v_vospitatelnom_protsesse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на участие в Региональной (заочной) научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования»

Название направления: "Семейная педагогика и домашнее воспитание"

Тема: " Роль примера семьи в воспитательном процессе"

Работу выполнила: учитель татарского языка и литературы,

классный руководитель Низамиева Фагима Каримовна

Роль примера семьи в воспитательном процессе.

   Как известно, семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Это основной институт формирования, социализации личности ребенка, это первый коллектив, обеспечивающий социализацию ребенка, защищающий от проблем, существующих в обществе.

   Семья на сегодня является многогранным и сложно исследуемым феноменом. Ее изучает множество наук. Например – педагогика, представляющая собой на сегодня систему научных отраслей (возрастная педагогика, педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика, семейная педагогика и т.д.). Все эти отрасли имеют один предмет исследования. Они изучают сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но при этом каждая из отраслей занимается изучением сущности воспитания под своим конкретным вектором. Из глубокой древности мы можем выделить две ветви воспитания. Это воспитание в семье и общественных учреждениях. Они имеют много общего, но и очень много различий. Попробуем разобраться подробнее.

   Семейная педагогика- это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребёнка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.

   В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены её объект и предмет изучения. Объект семейной педагогики - состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного  института. Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребёнка.

   Цель воспитания ребёнка в семье - всестороннее развитие личности. В семье воспитательный процесс идёт постоянно и на примере и авторитета взрослых, семейных традиций. Тут не бывает чётких, конкретных форм как в школе. Воспитание идёт через жизнедеятельность семьи путём воздействия на ребёнка.

   В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной  значимости процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей среды, овладение навыками индивидуальной  и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Исследователи уже доказали, воспитывающийся в семье ребёнок, активен, инициативен, открыт. Он проявляет высокий уровень любознательности. Но к сожалению, не во всех семьях дети могут раскрыться благодаря своим родителям. Этому способствует конфликтная ситуация в семье. Дети чувствуют себя не комфортно, когда они живут в стрессовых условиях. Становится понятно, ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не помогают компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы в семье. Только при полном доверии и взаимопонимании у ребёнка проявляется желание показать все лучшие качества характера, ума  и способностей. В пример хочу принести семью Зариповых. У них сын учится в 8 классе 7й школы. Бабушка мальчика работала в школе, сейчас на пенсии. Родители его очень ответственные люди. И всей семьей они прививают это мальчику. Видны результаты: Раис является победителем в соревнованиях по шахмату, занимает призовые места на олимпиадах муниципального уровня. Он всегда готов к урокам. И, что немаловажно, у него прекрасный почерк. На вопрос "Как вы достигаете этого?", мама ответила:"И внушением, беседами, личным примером пытаемся формировать те или иные качества. Главное, чтобы вектор движения был правильным. То есть, педагоги задают тон, а мы его поддерживаем. Так в тандеме и шагаем дружно."

   После этого хочется сказать, побольше бы таких семей. И тогда в обществе были побольше людей, способных правильно оценить ситуации и принять верные решения.

 

Использованная литература:

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. — СПб.: Вектор, 2011. — 400 с.

2. Беленьнкая, А. С. Слагаемые авторитета / А. С. Беленьнкая. — М.: Просвещение, 1983. — 119 с.

3. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста М: Просвещение,2000. — 30–43 с.

4. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. — М.: Сфера, 2009. — 256 с.

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. ...

Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...

Роль стимулирования в учебно-воспитательном процессе.

Организация форм и методов стимулирования в учебно-воспитательном процессе школы VIII вида....

Эссе на тему: «Роль личности педогога в воспитательном процессе»

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому осно...

Роль кабинета в учебно-воспитательном процессе

Роль кабинета в учебно-воспитательном процессе...

Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ.

Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ. Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ....

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...