Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ.
статья (5 класс) по теме

Страшко Светлана Павловна

Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ. Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат VIII вида»

                   Страшко Светлана Павловна воспитатель.

Роль народного творчества в воспитательном процессе детей с ОВЗ.

В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  VIII вида, мы стараемся, как можно точнее скорректировать отклонение в развитие ребенка. В этом случае в помощь педагогу приходит  работа по развитию творческих способностей и воображения  у детей. Результатом работы  могут быть не только творческие работы воспитанников, но и развитие мышления и речи детей. Одним из путей развития творческого воображения, может стать использование народных сказок.

Сказка – это особый род литературного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действительностью, своеобразная композиция, необычная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при всей своей конкретности всегда предполагает широкую направленность:  каким надо быть, а каким не надо, что является злом, а что – добром.

В ходе воспитательных мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию, есть занятия: читаем вместе, литературная беседа, на которых с детьми мы знакомимся с творчеством Воронежских мастеров – наших соотечественников. Это увлекательное путешествие посвящено родной воронежской стороне. Сказки Воронежского края – это сказки о животных, сказки волшебные и бытовые. В них отражены народная мудрость, представления о добре и зле, о любви и верности, о народной смекалке.

Методика проведения чтения сказки:

1. Подготовка к чтению.

2. Чтение сказки.

3. Анализ поступков сказочных персонажей.

4. Вывод о главной мысли сказки.

Вместе с тем  требуется соответствующий, жизненный опыт детей, их знания о животных, о сказочных героях, о волшебниках и волшебстве.

В своей работе с детьми 5 группы, использую сборник сказок  Воронежского края, который знакомит с творчеством крупного мастера русской сказки Анны Куприяновны Барышниковой, более известной под именем Куприянихи. По объему качеству сказочного материала Куприяниха занимает одно из первых мест среди русских сказочников. Куприяниха- крестьянка Землянского района Воронежской области, но несмотря на то, что мы проживаем в Бутурлиновском районе в городе Бутурлиновка, речевые обороты нам понятны и дети с пригородных сел Козловка, Клеповка с удовольствием объясняют другим  детям значение некоторых слов.

«На третий день убираються опять братья итить.» или «Только жена Семенова прогутарила так-то, на Михаила проворчала и посулила тогда…». Содержание сказки мы обсуждаем и  в беседе о поведении главных героев, сравниваем их, выражаем свое отношение к ним. Неизменно сказки вызывают у детей интерес и, конечно, чаще всего после прочтения, дети хотят изобразить героев или интересный сюжет.

Воспитателю необходимо владеть умением красиво писать, рисовать, выразительно и эмоционально читать стихи, сказки, рассказы, подчас быть актером и уметь перевоплощаться в героев тех персонажей, о которых мы пытаемся рассказать на мероприятиях и иметь музыкальные навыки. Подготовка воспитателя и его компетентность в различных видах искусства побуждают в детях потребность к искусству.

Без развития способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя  в столь богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуре.

                                              Литература:

А.М. Новикова и И.А. Оссовецкий «Сказки Воронежского края». – Воронеж 2005

Д.И.Бойков, С.В.Бойкова Обучение воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. ...

Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...

Роль стимулирования в учебно-воспитательном процессе.

Организация форм и методов стимулирования в учебно-воспитательном процессе школы VIII вида....

Эссе на тему: «Роль личности педогога в воспитательном процессе»

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому осно...

Роль кабинета в учебно-воспитательном процессе

Роль кабинета в учебно-воспитательном процессе...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст–является одним из первых этапов формирования экологической направленности личности ребенка. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действител...