Методическая разработка по внеурочной деятельности с внедрением этнокультурного компонента "Ожерелье народного календаря". Посиделки Кузьминки
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Путкова Людмила Ивановна

Разработка предназначена для воспитанников 5-6 классов ООО. Создание творческого продукта усилиями детей (творческий проект – сценарий посиделок), игровая деятельность способствуют развитию их творческой активности и огромного потенциала творческих способностей, заинтересованности к фольклору народа коми.

   Методическая разработка направлена на достижение воспитательного результата – I, II, III уровня (углубляется и расширяется знаниевый компонент о коми народных праздниках, о календарной обрядовой культуре, коми народных играх, формируется ценностное отношение к культуре, традициям, обычаям и фольклору коми народа, формируется опыт действия через проектную, художественно постановочную и игровую деятельность – посиделки Кузьминки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная образовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе РК» имени Ю.А.Спиридонова

Методическая разработка по внеурочной деятельности

 с внедрением этнокультурного компонента по теме:

«Ожерелье народного календаря»

Посиделки Кузьминки / Кузьма да Демьян лун кузя рытпукалӧм.

Воспитатель: Путкова Людмила Ивановна

г. Сыктывкар, 2014

Пояснительная записка

   В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, этнического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Особенностью большинства контингента моих воспитанников является принадлежность к титульному этносу РК, поэтому в воспитательную работу включаю и этнокультурный компонент, что требует также и Программа воспитания и социализации воспитанников ООО, разработанная в соответствии с ФГОС ООО.

   Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, актерской игре. Участие детей в календарных обрядах - школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

   В данной методической разработке представлен коми народный обряд «Кузьминки». Внеклассное мероприятие «Ожерелье народного календаря. Посиделки Кузьминки» проводится в форме традиционных посиделок, то есть семейного вечера с приглашенными гостями¸ застольем, играми, песнями, небылицами, танцами. Актуальность данного мероприятия продиктована необходимостью возрождения народных традиций, пропаганды народного искусства, воспитания подрастающего поколения в духе любви к своей Родине, к традициям своего народа, предков, укрепления семьи как одной из важных основ государства.

   Разработка предназначена для воспитанников 5-6 классов, потому что именно в этот период младшие подростки готовы строить отношения с окружающими, учатся контролировать и регулировать свой внутренний мир. Будучи музыкантами, им хочется продемонстрировать себя, свои таланты и умения, быть публичными людьми. Создание творческого продукта усилиями детей (творческий проект – сценарий посиделок), игровая деятельность способствуют развитию их творческой активности и огромного потенциала творческих способностей, заинтересованности к фольклору народа коми.

   Методическая разработка направлена на достижение воспитательного результата – I, II, III уровня (углубляется и расширяется знаниевый компонент о коми народных праздниках, о календарной обрядовой культуре, коми народных играх, формируется ценностное отношение к культуре, традициям, обычаям и фольклору коми народа, формируется опыт действия через проектную, художественно постановочную и игровую деятельность – посиделки Кузьминки).

   Методическую разработку можно рекомендовать классным руководителям во внеурочной деятельности, воспитателям интернатных и дошкольных учреждений, а также музыкальным руководителям.

Цель: способствовать формированию ценностного отношения к национальному языку, культуре, традициям, обычаям коми народа через проектную, художественно постановочную и игровую деятельность – посиделки Кузьминки;

Задачи:

-дать представление о формах общения молодежи в начале прошлого века в родном городе Усть-Сысольске посредством ролевого моделирования посиделок;

-содействовать формированию представления о самобытности коми народа, выраженной в народном творчестве: играх, песнях, танцах; 

-освоить традиции и обычаи коми народа, связанные с народным праздником Кузьминки, посредством сбора и обобщения информации;

-развивать опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора коми народа через художественное творчество (постановка посиделок) и игровую деятельность, через совместное художественное действие;

-развивать познавательную, поисковую и творческую активность учащихся;

-воспитать уважительное отношение к национальному художественному наследию, народным традициям и обычаям коми народа;

-способствовать формированию коммуникативных навыков: эффективному межличностному общению, умению работать в группе, вступать в диалог.

Прогнозируемый воспитательный результат:

Воспитанники:

-имеют представления о формах общения молодежи в начале прошлого века в родном городе Усть-Сысольске, о народном творчестве;

-имеют представления о традициях и обычаях коми народа;

- умеют искать, систематизировать и обобщать собранный материал;

- умеют создавать продукт совместной творческой деятельности – постановка посиделок;

- умеют общаться, вступать в диалог, распределять роли.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

-формирование и развитие ценностного отношения к фольклору, традициям и обычаям коми народа;

Направление внеурочной деятельности:  игровая деятельность, художественное творчество, познавательная деятельность, досуговое общение.

Форма занятия: посиделки «Кузьминки» (фольклорный театр, игра с ролевым акцентом, творческий проект).

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Место проведения: гостиная, оформленная в виде коми избы.

Реквизит: стол, скатерть, самовар, угощение (шаньги), матерчатые куклы, лошадки, покровители Кузьма и Демьян, лодыжки (шег), скамейки, самотканные половики, прялки, платок, шапка-ушанка, коми народные костюмы и др.

Этапы занятия

Ход занятия

УУД, выполняемые учащимися на данном этапе

Орг. момент и целеполагание

(3 мин)

- Видза оланныд! Здравствуйте, гости, коллеги, ребята!

Мне очень приятно видеть вас на нашем занятии.

 Вспомним правила работы: не выкрикивать, не перебивать другого, слушаем говорящего.

Обратите внимание на экран, глядя на эти фотографии, можно ли догадаться о чем пойдет речь на нашем занятии?

Слайды 3-7. Фото народные гуляния в гимназии.

(Коми народные игры, праздники, календарные обряды, традиции и обычаи).

Скажите, пожалуйста, как вы молодые, перспективные, талантливые дети в наше время столь развитых информационно-коммуникационных технологий проводите свое свободное время, общаетесь ли с друзьями и как?

А как вы думаете, как молодые и взрослые  общались в то время, когда не было компьютера, интернета, телевизора, телефона?

(Устраивали посиделки).

А как вы понимаете слово ПОСИДЕЛКИ?

(Слайд 8): Заглянем в словарь Ожегова Зимняя вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой. В коми посиделки называли РЫТ ПУКАЛӦМ, ВОЙПУКӦМ.

Совершим фантастическую телепортацию, попадем в прошлое  коми народа, в наш город в середине прошлого века (Усть-Сысольск).

А зачем мы это будем делать? (чтобы прочувствовать, как молодые и взрослые общались вечерами, в какие игры они играли, как проводили свой досуг).

Нужно ли вам современным детям, да и нам взрослым,  изучать традиции и обычаи нашего народа?

(Мы обязаны знать свои корни. Забыть – значит оторваться от родной земли, от своего народа. Древо с оборванными корнями чахнет, не приносит плоды. Уважение к своему народу основывается на уважении к его истории, к его культурным ценностям. Обратите внимание  на цитату: «Без прошлого нет будущего».

Но возврат в прошлое невозможен.

-регулятивные УУД:определять цель деятельности с помощью педагога;

учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с педагогом;

-коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций;

умение слушать и вступать в диалог;

-личностные УУД:

формирование ценностных установок;

Актуализация знаний (5 мин)

Давайте вспомним, какие народные праздники коми вы уже знаете? (Пӧкров, Рӧштво, Чомӧр, Масленича, Иван лун, Илья Лун, Пасха, Троича и др.) 

Как вы думаете, почему на свете у коми существовало такое количество различных праздников?

 Почему бы им не отмечать только один праздник, например Новый год?

У народа коми был обрядный календарь, связанный с трудовой деятельностью и сменой явлений в природе.

Также коми люди жили по церковному православному календарю.

Слайды 9-17. Давайте попробуем упорядочить наши праздники. Я называю по-русски, а вы постарайтесь перевести на коми язык.

Слайд 17.На что похожа наша картинка? Какие ассоциации у вас возникли?

Известный коми ученый Илья Васильевич Лыткин писал:

«В прошлом люди год не делили на месяцы, а вели счет по праздникам».  Такое восприятие хода времени можно образно представить в виде ожерелья, состоящего из ярких, красочных бусин-праздников, которые нанизаны на нить будних дней. 

Отмечаются ли коми праздники в нынешнее время?

(да, мы – современники тоже отмечаем эти праздники, но, наверное, не все).

Сегодня мы к нашему ожерелью добавим еще один самоцвет-бусину, Кузьминки. А в вашей семье отмечается  праздник Кузьминки?

(Добавляем в слайд 18 бусинку «Кузьминки»).

познавательные УУД:

умение структурировать знания;

осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-регулятивные УУД: выделение и осознание воспитанниками того, что уже усвоено;

- коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог;

Постановка учебной цели и проблемы

 (2 мин)

 Напомните, какое домашнее задание было у вас к этому занятию?

Вам было дано задание, найти информацию о празднике Кузьминки, попытаться окунуться в мир прошлого народа коми и продемонстрировать творческий продукт - вечерние посиделки.

--познавательные УУД:

умение структурировать знания;

-коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог;

Проверка домашнего задания

 Обобщение и систематизация знаний.

 

(интерактивная игра, делимся на 2 команды)

(5 мин)

Праздник «Кузьминки» – традиционный русский народный праздник, который отмечался 14 ноября как день проводов осени и встречи зимы, как день, когда отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. У коми народа в день Кузьмы и Демьяна (14 ноября) повсеместно устраивались складчины. Организаторами вечеринок были девушки. Они приносили в дом продукты (мясо, муку), готовили угощение. Потом приходили парни, и после трапезы начиналось веселье.

Предлагаю в игре проверить ваши знания (за правильный ответ выдаю лодыжку (шег), который можно будет обменять на шаньги, сладости).

Слайды 19-29

Вопросы:

  1. В честь каких чудотворцев повсеместно в Коми крае устраивали посиделки Кузьминки:

-Кузьмы и Демьяна;

-Космы и Дамиана;

-Кузьминишны Асийской;

2. Какими покровителями они считались у коми?

-покровителями кур;

-покровители семейного очага;

- мастера и труженики.

3.В какое время года устраивались Кузьминки?

-поздней осенью;

-летом;

-весной.

4. Кто обычно веселился на Кузьминках у коми?

- только девушки;

- девушки и парни;

-девушки, парни, взрослые и дети.

5.Сколько дней продолжалось это веселье в нашем городе Усть-Сысольске?

-1 день;

-3 дня;

-неделю.

Как происходило это веселье, мы увидим из вашего выступления.

 Возьмитесь все за скамейку, меняем угол направления скамейки, произнося заклинание: «ӧтик, кык, куим, нель, кӧнi мэ?»

Усть-Сысольск, рытпукалӧм Кузьма да Демьян лун кузя Вова Марья ордын.

-коммуникативные УУД:

умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество;

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задания;

--познавательные УУД:

умение структурировать знания;

происходит оценивание усвоенного материала;

-регулятивные УУД:

Выполнять действие по заданному образцу (тест);

 Применение знаний и умений в новой ситуации

(постановочная деятельность – посиделки-готовый творческий продукт, созданный усилиями детей)

(20 мин)

См. сценарий. Приложение 1.

--познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

- коммуникативные УУД:

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи;

-регулятивные УУД:

выполнять действие по созданному сценарию;

Рефлексия

(5 минут)

Возвращаемся в город Сыктывкар.

Сыктывкар, Иван Люся ордын.

 Итак, вы сегодня были участниками посиделок, что вы прочувствовали, какие эмоции испытали, успешно ли выполнили работу (прочувствовали, как на посиделках развлекалась молодежь, играли в различные коми игры, пели песни, частушки, рассказывали небылицы, давали прозвища, танцевали, девушки выбирали парней, парни - девушек).

 Можем ли мы с вами сохранить такой праздник?

-регулятивные УУД:

умение определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех;

- коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог;

-личностные УУД:

формирование ценностных установок;

Слайд 30.Мне бы хотелось закончить занятие, смастерив свое ожерелье:

-если вам удалось пережить и прочувствовать то время и тот быт народа, при этом у вас возникли положительные эмоции, вам было интересно - выберите и вденьте красную бусинку;

-если вам было немного затруднительно – желтую;

-если совсем ничего не понятно и не интересно – зеленую.

Литература:

  1. Власова В.В., .Жеребцов И.Л. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.- 432 с.
  2. Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные календарные обряды.-Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993.-128 с.
  3. Несанелис Д.А. Раскачаем мы ходкую качель.- Сыктывкар, 1994.-168 с.
  4. Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Заговорные слова.-М.: Дружба народов, 1992.-176 с.
  5. Сорокин П.А. Этнографические этюды: статьи.-Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999.-128 с.
  6. Филиппова В.В. Фольклор народа коми: Хрестоматия.-Сыктывкар, 2007.-220 с.

Приложение 1

Сценарий Посиделки Кузьминки (детский проект).

Кузьминки встреча зимы. Кузьминки - об осени поминки

Дети на полу играют в куколки, лошадок (4 чел).  

Две девочки сидят за прялками, все поют песню «Бать пу»:

1-я: «У хозяюшки у нашей супрядна была гуртовая».

2-я: «Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!»

Хозяйка: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок. (Все принялись за работу - прядут). Раздаётся стук.

Третья девочка: «Вечер, добрый хозяюшка, ох и припозднилась я».

Хозяйка: «Проходи, и тебе урок дадим».

Садится со всеми рядом, хозяйка даёт лён, приговаривает:

 «Батюшка Кузьма – Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними девицами».

Хозяйка возле стола прибирается.

-Приходят парни, 1 мальчик играет на баяне, поют частушки:

Катится горошинка,

Идет моя хорошенька;

Катится, катается,

Идет моя красавица.

(Девочка подхватывает):

Уж как наши-то ребята

Издали – что короли!

Надели красные рубахи,

С лакировкой сапоги!

С плясками Хозяйка подпевает:

Чтобы печка разгоралась ,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась,

Надо пляской помогать (коми тропа).

Все становятся в круг и поют по одной частушке.

 У меня на сарафане

 Петушки да петушки.

Скоро вырасту большая,

Приезжайте женишки!  

   Сарафан мой, сарафан,

 Огненные маки,

Первый раз из-за меня

На деревне драки.

   У меня на сарафане

Голубые бантики

Меня в этом сарафане

Любят наши мальчики.

   У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа

Косолапы женихи

Мальчики: Если так, сейчас уходим,

Обойдемся и без вас.

Не нужны нам хороводы,

Только видели вы нас.

Хозяйка:

-Локтӧй гӧстьяс, рытпукавны, Кузьмаӧс да Демьянӧс казьтавны да гажӧдчыны!

Девочки по очереди причитают, обращаясь к куклам Кузьме и Демьяну:

Кузьма-Демьян молодец,

Кузьма-Демьян удалец.

Тебе мы песню поем.

Тебе мы честь отдаем.

Станем мы тебя хвалить, не ругать,

Станем мы тебя хвалить, не бранить.

Приведи нам зимушку морозную!

Приводи нам зимушку с заносами!

Девочка: «Кузьма и Демьян любили, чтобы их кормили кашей. Поэтому их иногда именуют «Кашниками» (сажает кукол на стол).

-Вай ворсыштам! (Давай поиграем)

1 игра. Колечко / «Гизь, гизь, горань». (Девочки играют в «Колечко, а мальчики в «Лодыжки /шег») 

Из числа игроков выбирают водящего и «кизь пуктальысь» (прячущего пуговицу). Игроки садятся на стулья, лавку или становятся полукругом и перед собой прижимают ладони, образуют «лодочку». Прячущий пуговицу берёт в свои ладони пуговицу (щепку, горошек, монету) и начинает раскрывать ладони остальных, чтобы тайно от водящего кому-то оставить. Прячущий может оставить пуговицу и у себя. Водящему можно смотреть за движениями руки. Когда водят руками, все поют:

Гизь-гизь, горань,

И батюшка Еремей,

Прикрывайте, закрывайте,

Ищите, узнавайте,

У кого моя гизянь?

Если водящий узнает, у кого находится пуговица, тогда сам становится её прячущим, у кого нашли пуговицу — водящим, а прячущий встаёт к остальным. Если водящий не отгадает, ему говорят «тiрс-торс, одного зуба нет». Если трижды не отгадает, он «остаётся без трёх зубов», ему дают задание спеть, потанцевать и т.д. Прежде на молодёжных посиделках проигравшего вынуждали сообщить имя любимого или любимой. Если отказывался, его брали за руки и ноги и подбрасывали вверх до потолка.

2 игра. “Кто засмеётся?” 

Девочка: Что же вы от нас убежали, идите-ка сюда?!

Все играющие берутся за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:

Из собственных рук

Ручка жернова.

У кого первого покажутся зубы –

Тому десять тычков,

Тому десять щелчков.

Тьфу! Тьфу! Тьфу!

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает. Кто-нибудь всё равно не выдержит и первым засмеётся. Тогда все дают ему щелчок по лбу и тычок по спине.

3 игра. Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)

У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

Шапка-тотарка, закрыты,

Если хочешь, ищи,

Но только не поймаешь!

Или:

Ступу лови,

Пест лови,

А меня не лови!

4 игра. «Сдоволен»

Парни садились кругом, а у них на коленях произвольно рассаживались девушки, а водящий спрашивал кого-нибудь из парней:

 «Доволен или нет?»

Если парень был недоволен, к нему на колени садилась другая девушка, которую он называл.

Раздается стук.

Хозяйка: «Кого-то там еще бес несет».

Все: «О! Лав Вась, проходи!» ты у нас долгожданный гость. Ну-ка посмеши нас небылицами».

Лав Вась рассказывает небылицы:

«Удивительная штука раз со мной, миляги, приключилась… Шел я домой с охоты. Дело было ночью. Иду себе и попеваю. Дошел благополучно до «Большой Сосны». Сами знаете, больно уж лешие-то любят это место. Вдруг как налетит на меня что-то, как подхватит меня за шиворот и закружилось, миляги, у меня в голове и в глазах зарябило. И сосны, и дорога, все заплясали и запрыгали, как белка на ели…  Очухался я, смотрю, что за диво! Как настоящий коршун лечу в воздухе. Да еще как лечу-то! Ни одна галка, ни один ворон не мог бы поспеть за мной… словно жерди частокола мелькают деревни и села…  Ну, носился, носился, долго ли, коротко ли, кто его знает. Только вдруг это просветлело у меня в голове. «А, да это ведь леший меня таскает. Погоди же, брат, сделаю тебе я штуку, живо отпустишь меня». Сунул руку в карман, вынул кисет, сгреб пригоршню махры, да как дуну ему в лицо, слышу, завыл и меня отпустил. Как камень лечу это я вниз. Ну, думаю, конец пришел, расшибусь вдребезги и шабаш… Хвать - ничего. Летел, летел, да и бухнулся в Вычегду. Вот, миляги, какие чудеса бывают с Лав-Васем! Ну-ка, девицы, порадуйте меня своими танцульками!»

Хозяйка: «Кадриль йӧктам, оз ков тшӧктӧм, коклябӧрӧн тук да тук».

 Танец кадриль.

 Расходятся парами, обнимаются, целуются, все становятся в ряд, кланяются.

Лав Вась: «Ох, и красиво вы танцуете! Был бы я Майбыром, пригласил бы вас в Летний сад, да яблочками наливными угостил, но нет у меня ни яблочков, ни пряников заморских. Поэтому вон у хозяйки попросите кусочек хлеба!»

Хозяйка: «Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили!»

Приложение 2.

Презентация «Ожерелье народного календаря» (см. Папка 3.3. Приложение 3.3.2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"

Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...

Методическая разработка по внеурочной деятельности. Математический бой.

Игра для учащихся 6-7 классов, проходит по аналогии КВНа. Предназначена для использования во внеклассной работе по математике.Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к...

Методическая разработка "Организация внеурочной деятельности"

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...