Методическая разработка по внеурочной деятельности с внедрением этнокультурного компонента "Ожерелье народного календаря". Посиделки Кузьминки
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Разработка предназначена для воспитанников 5-6 классов ООО. Создание творческого продукта усилиями детей (творческий проект – сценарий посиделок), игровая деятельность способствуют развитию их творческой активности и огромного потенциала творческих способностей, заинтересованности к фольклору народа коми.
Методическая разработка направлена на достижение воспитательного результата – I, II, III уровня (углубляется и расширяется знаниевый компонент о коми народных праздниках, о календарной обрядовой культуре, коми народных играх, формируется ценностное отношение к культуре, традициям, обычаям и фольклору коми народа, формируется опыт действия через проектную, художественно постановочную и игровую деятельность – посиделки Кузьминки).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственная образовательная школа-интернат
«Гимназия искусств при Главе РК» имени Ю.А.Спиридонова
Методическая разработка по внеурочной деятельности
с внедрением этнокультурного компонента по теме:
«Ожерелье народного календаря»
Посиделки Кузьминки / Кузьма да Демьян лун кузя рытпукалӧм.
Воспитатель: Путкова Людмила Ивановна
г. Сыктывкар, 2014
Пояснительная записка
В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, этнического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Особенностью большинства контингента моих воспитанников является принадлежность к титульному этносу РК, поэтому в воспитательную работу включаю и этнокультурный компонент, что требует также и Программа воспитания и социализации воспитанников ООО, разработанная в соответствии с ФГОС ООО.
Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, актерской игре. Участие детей в календарных обрядах - школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.
В данной методической разработке представлен коми народный обряд «Кузьминки». Внеклассное мероприятие «Ожерелье народного календаря. Посиделки Кузьминки» проводится в форме традиционных посиделок, то есть семейного вечера с приглашенными гостями¸ застольем, играми, песнями, небылицами, танцами. Актуальность данного мероприятия продиктована необходимостью возрождения народных традиций, пропаганды народного искусства, воспитания подрастающего поколения в духе любви к своей Родине, к традициям своего народа, предков, укрепления семьи как одной из важных основ государства.
Разработка предназначена для воспитанников 5-6 классов, потому что именно в этот период младшие подростки готовы строить отношения с окружающими, учатся контролировать и регулировать свой внутренний мир. Будучи музыкантами, им хочется продемонстрировать себя, свои таланты и умения, быть публичными людьми. Создание творческого продукта усилиями детей (творческий проект – сценарий посиделок), игровая деятельность способствуют развитию их творческой активности и огромного потенциала творческих способностей, заинтересованности к фольклору народа коми.
Методическая разработка направлена на достижение воспитательного результата – I, II, III уровня (углубляется и расширяется знаниевый компонент о коми народных праздниках, о календарной обрядовой культуре, коми народных играх, формируется ценностное отношение к культуре, традициям, обычаям и фольклору коми народа, формируется опыт действия через проектную, художественно постановочную и игровую деятельность – посиделки Кузьминки).
Методическую разработку можно рекомендовать классным руководителям во внеурочной деятельности, воспитателям интернатных и дошкольных учреждений, а также музыкальным руководителям.
Цель: способствовать формированию ценностного отношения к национальному языку, культуре, традициям, обычаям коми народа через проектную, художественно постановочную и игровую деятельность – посиделки Кузьминки;
Задачи:
-дать представление о формах общения молодежи в начале прошлого века в родном городе Усть-Сысольске посредством ролевого моделирования посиделок;
-содействовать формированию представления о самобытности коми народа, выраженной в народном творчестве: играх, песнях, танцах;
-освоить традиции и обычаи коми народа, связанные с народным праздником Кузьминки, посредством сбора и обобщения информации;
-развивать опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора коми народа через художественное творчество (постановка посиделок) и игровую деятельность, через совместное художественное действие;
-развивать познавательную, поисковую и творческую активность учащихся;
-воспитать уважительное отношение к национальному художественному наследию, народным традициям и обычаям коми народа;
-способствовать формированию коммуникативных навыков: эффективному межличностному общению, умению работать в группе, вступать в диалог.
Прогнозируемый воспитательный результат:
Воспитанники:
-имеют представления о формах общения молодежи в начале прошлого века в родном городе Усть-Сысольске, о народном творчестве;
-имеют представления о традициях и обычаях коми народа;
- умеют искать, систематизировать и обобщать собранный материал;
- умеют создавать продукт совместной творческой деятельности – постановка посиделок;
- умеют общаться, вступать в диалог, распределять роли.
Прогнозируемый воспитательный эффект:
-формирование и развитие ценностного отношения к фольклору, традициям и обычаям коми народа;
Направление внеурочной деятельности: игровая деятельность, художественное творчество, познавательная деятельность, досуговое общение.
Форма занятия: посиделки «Кузьминки» (фольклорный театр, игра с ролевым акцентом, творческий проект).
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
Место проведения: гостиная, оформленная в виде коми избы.
Реквизит: стол, скатерть, самовар, угощение (шаньги), матерчатые куклы, лошадки, покровители Кузьма и Демьян, лодыжки (шег), скамейки, самотканные половики, прялки, платок, шапка-ушанка, коми народные костюмы и др.
Этапы занятия | Ход занятия | УУД, выполняемые учащимися на данном этапе |
Орг. момент и целеполагание (3 мин) | - Видза оланныд! Здравствуйте, гости, коллеги, ребята! Мне очень приятно видеть вас на нашем занятии. Вспомним правила работы: не выкрикивать, не перебивать другого, слушаем говорящего. Обратите внимание на экран, глядя на эти фотографии, можно ли догадаться о чем пойдет речь на нашем занятии? Слайды 3-7. Фото народные гуляния в гимназии. (Коми народные игры, праздники, календарные обряды, традиции и обычаи). Скажите, пожалуйста, как вы молодые, перспективные, талантливые дети в наше время столь развитых информационно-коммуникационных технологий проводите свое свободное время, общаетесь ли с друзьями и как? А как вы думаете, как молодые и взрослые общались в то время, когда не было компьютера, интернета, телевизора, телефона? (Устраивали посиделки). А как вы понимаете слово ПОСИДЕЛКИ? (Слайд 8): Заглянем в словарь Ожегова Зимняя вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой. В коми посиделки называли РЫТ ПУКАЛӦМ, ВОЙПУКӦМ. Совершим фантастическую телепортацию, попадем в прошлое коми народа, в наш город в середине прошлого века (Усть-Сысольск). А зачем мы это будем делать? (чтобы прочувствовать, как молодые и взрослые общались вечерами, в какие игры они играли, как проводили свой досуг). Нужно ли вам современным детям, да и нам взрослым, изучать традиции и обычаи нашего народа? (Мы обязаны знать свои корни. Забыть – значит оторваться от родной земли, от своего народа. Древо с оборванными корнями чахнет, не приносит плоды. Уважение к своему народу основывается на уважении к его истории, к его культурным ценностям. Обратите внимание на цитату: «Без прошлого нет будущего». Но возврат в прошлое невозможен. | -регулятивные УУД:определять цель деятельности с помощью педагога; учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с педагогом; -коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций; умение слушать и вступать в диалог; -личностные УУД: формирование ценностных установок; |
Актуализация знаний (5 мин) | Давайте вспомним, какие народные праздники коми вы уже знаете? (Пӧкров, Рӧштво, Чомӧр, Масленича, Иван лун, Илья Лун, Пасха, Троича и др.) Как вы думаете, почему на свете у коми существовало такое количество различных праздников? Почему бы им не отмечать только один праздник, например Новый год? У народа коми был обрядный календарь, связанный с трудовой деятельностью и сменой явлений в природе. Также коми люди жили по церковному православному календарю. Слайды 9-17. Давайте попробуем упорядочить наши праздники. Я называю по-русски, а вы постарайтесь перевести на коми язык. Слайд 17.На что похожа наша картинка? Какие ассоциации у вас возникли? Известный коми ученый Илья Васильевич Лыткин писал: «В прошлом люди год не делили на месяцы, а вели счет по праздникам». Такое восприятие хода времени можно образно представить в виде ожерелья, состоящего из ярких, красочных бусин-праздников, которые нанизаны на нить будних дней. Отмечаются ли коми праздники в нынешнее время? (да, мы – современники тоже отмечаем эти праздники, но, наверное, не все). Сегодня мы к нашему ожерелью добавим еще один самоцвет-бусину, Кузьминки. А в вашей семье отмечается праздник Кузьминки? (Добавляем в слайд 18 бусинку «Кузьминки»). | познавательные УУД: умение структурировать знания; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; -регулятивные УУД: выделение и осознание воспитанниками того, что уже усвоено; - коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; |
Постановка учебной цели и проблемы (2 мин) | Напомните, какое домашнее задание было у вас к этому занятию? Вам было дано задание, найти информацию о празднике Кузьминки, попытаться окунуться в мир прошлого народа коми и продемонстрировать творческий продукт - вечерние посиделки. | --познавательные УУД: умение структурировать знания; -коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; |
Проверка домашнего задания Обобщение и систематизация знаний.
(интерактивная игра, делимся на 2 команды) (5 мин) | Праздник «Кузьминки» – традиционный русский народный праздник, который отмечался 14 ноября как день проводов осени и встречи зимы, как день, когда отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. У коми народа в день Кузьмы и Демьяна (14 ноября) повсеместно устраивались складчины. Организаторами вечеринок были девушки. Они приносили в дом продукты (мясо, муку), готовили угощение. Потом приходили парни, и после трапезы начиналось веселье. Предлагаю в игре проверить ваши знания (за правильный ответ выдаю лодыжку (шег), который можно будет обменять на шаньги, сладости). Слайды 19-29 Вопросы:
-Кузьмы и Демьяна; -Космы и Дамиана; -Кузьминишны Асийской; 2. Какими покровителями они считались у коми? -покровителями кур; -покровители семейного очага; - мастера и труженики. 3.В какое время года устраивались Кузьминки? -поздней осенью; -летом; -весной. 4. Кто обычно веселился на Кузьминках у коми? - только девушки; - девушки и парни; -девушки, парни, взрослые и дети. 5.Сколько дней продолжалось это веселье в нашем городе Усть-Сысольске? -1 день; -3 дня; -неделю. Как происходило это веселье, мы увидим из вашего выступления. Возьмитесь все за скамейку, меняем угол направления скамейки, произнося заклинание: «ӧтик, кык, куим, нель, кӧнi мэ?» Усть-Сысольск, рытпукалӧм Кузьма да Демьян лун кузя Вова Марья ордын. | -коммуникативные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задания; --познавательные УУД: умение структурировать знания; происходит оценивание усвоенного материала; -регулятивные УУД: Выполнять действие по заданному образцу (тест); |
Применение знаний и умений в новой ситуации (постановочная деятельность – посиделки-готовый творческий продукт, созданный усилиями детей) (20 мин) | См. сценарий. Приложение 1. | --познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера - коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; -регулятивные УУД: выполнять действие по созданному сценарию; |
Рефлексия (5 минут) | Возвращаемся в город Сыктывкар. Сыктывкар, Иван Люся ордын. Итак, вы сегодня были участниками посиделок, что вы прочувствовали, какие эмоции испытали, успешно ли выполнили работу (прочувствовали, как на посиделках развлекалась молодежь, играли в различные коми игры, пели песни, частушки, рассказывали небылицы, давали прозвища, танцевали, девушки выбирали парней, парни - девушек). Можем ли мы с вами сохранить такой праздник? | -регулятивные УУД: умение определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; - коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; -личностные УУД: формирование ценностных установок; |
Слайд 30.Мне бы хотелось закончить занятие, смастерив свое ожерелье: -если вам удалось пережить и прочувствовать то время и тот быт народа, при этом у вас возникли положительные эмоции, вам было интересно - выберите и вденьте красную бусинку; -если вам было немного затруднительно – желтую; -если совсем ничего не понятно и не интересно – зеленую. |
Литература:
- Власова В.В., .Жеребцов И.Л. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.- 432 с.
- Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные календарные обряды.-Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993.-128 с.
- Несанелис Д.А. Раскачаем мы ходкую качель.- Сыктывкар, 1994.-168 с.
- Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Заговорные слова.-М.: Дружба народов, 1992.-176 с.
- Сорокин П.А. Этнографические этюды: статьи.-Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999.-128 с.
- Филиппова В.В. Фольклор народа коми: Хрестоматия.-Сыктывкар, 2007.-220 с.
Приложение 1
Сценарий Посиделки Кузьминки (детский проект).
Кузьминки встреча зимы. Кузьминки - об осени поминки
Дети на полу играют в куколки, лошадок (4 чел).
Две девочки сидят за прялками, все поют песню «Бать пу»:
1-я: «У хозяюшки у нашей супрядна была гуртовая».
2-я: «Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?!»
Хозяйка: Старым старушкам шерсти клочок, а красным молодушкам белый ленок. (Все принялись за работу - прядут). Раздаётся стук.
Третья девочка: «Вечер, добрый хозяюшка, ох и припозднилась я».
Хозяйка: «Проходи, и тебе урок дадим».
Садится со всеми рядом, хозяйка даёт лён, приговаривает:
«Батюшка Кузьма – Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними девицами».
Хозяйка возле стола прибирается.
-Приходят парни, 1 мальчик играет на баяне, поют частушки:
Катится горошинка,
Идет моя хорошенька;
Катится, катается,
Идет моя красавица.
(Девочка подхватывает):
Уж как наши-то ребята
Издали – что короли!
Надели красные рубахи,
С лакировкой сапоги!
С плясками Хозяйка подпевает:
Чтобы печка разгоралась ,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка легче пелась,
Надо пляской помогать (коми тропа).
Все становятся в круг и поют по одной частушке.
У меня на сарафане
Петушки да петушки.
Скоро вырасту большая,
Приезжайте женишки!
Сарафан мой, сарафан,
Огненные маки,
Первый раз из-за меня
На деревне драки.
У меня на сарафане
Голубые бантики
Меня в этом сарафане
Любят наши мальчики.
У меня на сарафане
Косолапы петухи
Я сама не косолапа
Косолапы женихи
Мальчики: Если так, сейчас уходим,
Обойдемся и без вас.
Не нужны нам хороводы,
Только видели вы нас.
Хозяйка:
-Локтӧй гӧстьяс, рытпукавны, Кузьмаӧс да Демьянӧс казьтавны да гажӧдчыны!
Девочки по очереди причитают, обращаясь к куклам Кузьме и Демьяну:
Кузьма-Демьян молодец,
Кузьма-Демьян удалец.
Тебе мы песню поем.
Тебе мы честь отдаем.
Станем мы тебя хвалить, не ругать,
Станем мы тебя хвалить, не бранить.
Приведи нам зимушку морозную!
Приводи нам зимушку с заносами!
Девочка: «Кузьма и Демьян любили, чтобы их кормили кашей. Поэтому их иногда именуют «Кашниками» (сажает кукол на стол).
-Вай ворсыштам! (Давай поиграем)
1 игра. Колечко / «Гизь, гизь, горань». (Девочки играют в «Колечко, а мальчики в «Лодыжки /шег»)
Из числа игроков выбирают водящего и «кизь пуктальысь» (прячущего пуговицу). Игроки садятся на стулья, лавку или становятся полукругом и перед собой прижимают ладони, образуют «лодочку». Прячущий пуговицу берёт в свои ладони пуговицу (щепку, горошек, монету) и начинает раскрывать ладони остальных, чтобы тайно от водящего кому-то оставить. Прячущий может оставить пуговицу и у себя. Водящему можно смотреть за движениями руки. Когда водят руками, все поют:
Гизь-гизь, горань,
И батюшка Еремей,
Прикрывайте, закрывайте,
Ищите, узнавайте,
У кого моя гизянь?
Если водящий узнает, у кого находится пуговица, тогда сам становится её прячущим, у кого нашли пуговицу — водящим, а прячущий встаёт к остальным. Если водящий не отгадает, ему говорят «тiрс-торс, одного зуба нет». Если трижды не отгадает, он «остаётся без трёх зубов», ему дают задание спеть, потанцевать и т.д. Прежде на молодёжных посиделках проигравшего вынуждали сообщить имя любимого или любимой. Если отказывался, его брали за руки и ноги и подбрасывали вверх до потолка.
2 игра. “Кто засмеётся?”
Девочка: Что же вы от нас убежали, идите-ка сюда?!
Все играющие берутся за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:
Из собственных рук
Ручка жернова.
У кого первого покажутся зубы –
Тому десять тычков,
Тому десять щелчков.
Тьфу! Тьфу! Тьфу!
После этих слов все замолкают, никто не разговаривает. Кто-нибудь всё равно не выдержит и первым засмеётся. Тогда все дают ему щелчок по лбу и тычок по спине.
3 игра. Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)
У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:
Шапка-тотарка, закрыты,
Если хочешь, ищи,
Но только не поймаешь!
Или:
Ступу лови,
Пест лови,
А меня не лови!
4 игра. «Сдоволен»
Парни садились кругом, а у них на коленях произвольно рассаживались девушки, а водящий спрашивал кого-нибудь из парней:
«Доволен или нет?»
Если парень был недоволен, к нему на колени садилась другая девушка, которую он называл.
Раздается стук.
Хозяйка: «Кого-то там еще бес несет».
Все: «О! Лав Вась, проходи!» ты у нас долгожданный гость. Ну-ка посмеши нас небылицами».
Лав Вась рассказывает небылицы:
«Удивительная штука раз со мной, миляги, приключилась… Шел я домой с охоты. Дело было ночью. Иду себе и попеваю. Дошел благополучно до «Большой Сосны». Сами знаете, больно уж лешие-то любят это место. Вдруг как налетит на меня что-то, как подхватит меня за шиворот и закружилось, миляги, у меня в голове и в глазах зарябило. И сосны, и дорога, все заплясали и запрыгали, как белка на ели… Очухался я, смотрю, что за диво! Как настоящий коршун лечу в воздухе. Да еще как лечу-то! Ни одна галка, ни один ворон не мог бы поспеть за мной… словно жерди частокола мелькают деревни и села… Ну, носился, носился, долго ли, коротко ли, кто его знает. Только вдруг это просветлело у меня в голове. «А, да это ведь леший меня таскает. Погоди же, брат, сделаю тебе я штуку, живо отпустишь меня». Сунул руку в карман, вынул кисет, сгреб пригоршню махры, да как дуну ему в лицо, слышу, завыл и меня отпустил. Как камень лечу это я вниз. Ну, думаю, конец пришел, расшибусь вдребезги и шабаш… Хвать - ничего. Летел, летел, да и бухнулся в Вычегду. Вот, миляги, какие чудеса бывают с Лав-Васем! Ну-ка, девицы, порадуйте меня своими танцульками!»
Хозяйка: «Кадриль йӧктам, оз ков тшӧктӧм, коклябӧрӧн тук да тук».
Танец кадриль.
Расходятся парами, обнимаются, целуются, все становятся в ряд, кланяются.
Лав Вась: «Ох, и красиво вы танцуете! Был бы я Майбыром, пригласил бы вас в Летний сад, да яблочками наливными угостил, но нет у меня ни яблочков, ни пряников заморских. Поэтому вон у хозяйки попросите кусочек хлеба!»
Хозяйка: «Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили!»
Приложение 2.
Презентация «Ожерелье народного календаря» (см. Папка 3.3. Приложение 3.3.2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"
Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"
Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...
Методическая разработка по внеурочной деятельности. Математический бой.
Игра для учащихся 6-7 классов, проходит по аналогии КВНа. Предназначена для использования во внеклассной работе по математике.Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Музыкальная сказка"
Музыкальная сказка "Репка"...
Методическая разработка "Организация внеурочной деятельности"
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС...
Методическая разработка программы внеурочной деятельности "Прогулки по Петербургу", основанной на интерактивных технологиях
Данная программа разработана на основе технологии дополненной реальности....
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).
Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...