Методическая разработка по внеурочной деятельности. Математический бой.
методическая разработка по алгебре (6, 7 класс) на тему

Безрукова Валентина Викторовна

Игра для учащихся 6-7 классов, проходит по аналогии КВНа. Предназначена для использования во внеклассной работе по математике.

Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной  войны, к армии. Воспитание интереса к истории Отечества. Знакомство с вкладом математиков в усиление оборонной мощи нашей страны. Способствовать развитию логического мышления учащихся, сноровки и смекалки.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Бишевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района

 Республики Татарстан

Методическая разработка по внеурочной деятельности.                                  

                                       Математический бой.

                                                 Автор: Безрукова Валентина Викторовна,  

                                        учитель математики,

                                                        1 квалификационной категории

                                          Бишево, 2014 год.

Пояснительная записка.

Игра для учащихся 6-7 классов, проходит по аналогии КВНа. Предназначена для использования во внеклассной работе по математике.

Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной  войны, к армии. Воспитание интереса к истории Отечества. Знакомство с вкладом математиков в усиление оборонной мощи нашей страны. Способствовать развитию логического мышления учащихся, сноровки и смекалки.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Программа:

-Встреча с представителями Вооружённых Сил, участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла.

-Беседа «Математика на службе армии».

-Математический бой между командами 6 и 7 классов.

-Подведение итогов.

Домашнее задание командам.

-Название команды. Девиз. Приветствие.

-Доклад на тему: «Математика и армия».

-Сценка из армейской жизни «На привале».

Домашнее задание болельщикам.

-Плакаты с высказываниями о математике, армии.

-Лозунги  в поддержку команд.

-Концертные номера на тему: «Стихи и песни военных лет».

1.(Слайд 1,2) - Ежегодно  9 мая наша страна  отмечает  годовщину Победы в Великой Отечественной войне с фашизмом.
Много  лет прошло с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье Победы, счастье мира. Но сколько бы лет ни было позади, в памяти десятков народов Европы навсегда останется великий  подвиг советского народа. (Слайд 3,4,5) Готовясь отметить День  Победы, мы вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашистские полчища вероломно, без объявления войны хлынули через наши границы. Сто девяносто дивизий, тысячи самолётов, танков и орудий были брошены на нашу землю с одной изуверской целью - давить, сжигать, беспощадно уничтожать всё, что встретится на пути. «Всё для фронта, всё для победы!»- было призывом для каждого жителя нашей страны, которые стремились помочь Родине в борьбе с врагом. С этим призывом на фронт уходили тысячи добровольцев, формировались дивизии народного ополчения, партизанские отряды. Женщины, старики, подростки заменяли уходящих на заводах и колхозных полях, на строительстве оборонительных сооружений.

Сегодня на наш вечер мы пригласили ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Эти уважаемые люди  расскажут вам, ребята, о том суровом времени, когда им пришлось воевать, работать, жить.

Слово представляем  нашим уважаемым гостям.


2. (Слайд 6) 1418 долгих дней и ночей длилась эта страшная война. Приблизить час Победы стремились все. История военных лет показала, что роль математики в военном деле велика. Обратимся к фактам прошлого. Великая Отечественная война…
Математический институт страны разработал штурманские таблицы для авиации дальнего действия, которые нашли применение уже в 1943 году. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения.
Шла жестокая война.
 (Слайд 7)  Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров. Его теория вероятностей использовалась для определения местоположения самолетов и подводных лодок противника, для определения пути, позволяющего избежать встречи с подводными лодками. Ученые математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолетам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всем этом большая заслуга  Андрея Николаевича Колмогорова.  

(Слайд 8)  Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент АН СССР Николай  Гурьевич Четаев. Он рассчитал выгодную крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность и устойчивость снарядов при полёте.
(Слайд 9) Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при этом возникла проблема  разрушения самолетов из-за вибрации. Эту задачу решила группа ученых во главе с российским математиком Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Самолеты были обеспечены надежной защитой от вибрации.
(Слайд 10) Видная роль в деле обороны страны принадлежит выдающемуся математику Алексею Николаевичу Крылову. Он создал таблицу непотопляемости кораблей, в зависимости от затопления тех или других отсеков корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь материальные ценности.
(Слайд 6) После войны оружие стало очень сложным, мощным. Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических вычислений. Поэтому не только командиры должны иметь хорошие математические знания, уметь хорошо использовать вычислительные средства, но и каждый солдат.

3. – Уважаемые гости! Дорогие ребята! Перед вами открыты двери клуба весёлых и находчивых. Сегодня вы станете свидетелями необыкновенных соревнований.

                                Математический бой.

Вед.1.  Как воздух, математика нужна,  самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена,  могучими ударами металла.
Вед.2. И воину припомнилось на миг, как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых, о яростном порыве наступленья.
Вед.1.   Но строг учитель был, и каждый раз он обрывал мальчишку грубовато: — Мечтать довольно, повтори рассказ.   О свойствах круга и углах квадрата.
Вед.2.  И воином любовь сохранена,  к учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна,  сегодня офицеру молодому.

Вед.1.   Чтоб спорилось нужное дело, чтоб в жизни не знать неудач,
В поход отправляемся смело, в мир загадок и сложных задач.

 Вед.2.   Сноровку, смекалку и ловкость, мы взяли сегодня с собой,

 Весёлый, но жаркий и грозный, сейчас начинается бой.

 Вед.1.  А ну-ка болельщики, дружно!  Пусть звонкий ваш смех не смолкает,

 Ведь только задорный и только весёлый,  всегда в КВН побеждает.

  Вед.2.  Пусть лица ваши алеют,  пусть греет тепло этих стен,

 А ну-ка ребята, зорче!  Внимание, начнём КВН!

- И так, мы начинаем наш математический бой. Команды, займите свои места.

-Успехи и неудачи команд будет судить строгое жюри в составе:________

-Ребята, представьте, что вы всего лишь небольшой отряд воинов Российской Армии. И вам предстоит задача: победить врага. Для этого необходимо будет преодолевать препятствия. Наше путешествие по фронтовым дорогам мы совершим в виде конкурсов. За победу в каждом конкурсе, капитаны команд  будут награждены  медалью. А в конце игры  мы подведем итоги. Та команда, которая получит больше  медалей, получит и  более высокое воинское звание, ведь какой солдат не мечтает стать генералом? А еще мы проверим, действительно ли  нужны знания по математике, для воинов нашей армии. Итак, в путь по фронтовым дорогам с математикой!

1 конкурс-представление. Слово для приветствия предоставляется команде 6 класса, команде 7 класса.

2 конкурс докладчиков. Командам заранее было дано домашнее задание: подготовить доклад на тему: «Математика и армия». И так, слушаем доклады представителей отрядов.

Лучший докладчик награждается медалью.

- Музыкальная минутка.

3 конкурс смекалистых. ( Задачи- шутки читаются вслух, отряд совещается, отвечает.  Если ответ неверный, помогают болельщики).

  1-му отряду: «Во время прилива»: Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 40 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы? (0 мин)

   2-му отряду: «Из Москвы в Тулу»: В полдень, из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем  автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы? (Все пассажиры  и велосипедист будут на одинаковом расстоянии от Москвы.)

Самому смекалистому отряду - медаль.

4.  Нет в мире солдата, честнее и смелее, чем солдат России. Об этом немало книг написано и песен сложено. Посмотрите, какие  пословицы и поговорки сложены о солдатах. Прежде чем мы начнём следующий конкурс, давайте  их прочитаем. (Слайд 11)

1.Российский солдат сметкой богат, умом порешит, штыком подкрепит.

2. Солдат бьёт врага в поле, а моряк- в море.

3. Офицер – доблести пример.
4. Солдат честь не кинет, хоть головушкой сгинет.
5. Где есть дисциплина, там враги показывают спину.

6.Солдат шилом бреется, дымом греется.
7. Крепкий флот – Родины оплот.
8. Наша армия готова разгромить врага любого.

9. Солдат, что муха: была бы щель - везде пролезет.

 Конкурс  «Кто решит раньше?»  Перед  отрядами на стол кладут листки с арифметическими  примерами. По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки отряда, каждый из них берёт из своей стопки листок, решает пример и кладёт листок обратно. За ним бегут следующие игроки и т.д. Побеждает отряд, выполнивший задание первым, при условии, что все примеры решены правильно. Самому быстрому отряду - медаль.

- Музыкальная минутка. (Слайд 12)

5 конкурс  «На привале».  Одержав победу над противником отряды располагаются на отдых - это время разговоров, шуток, песен. Изобразите сценку из  армейской  жизни.

 Болельщикам - загадки-шутки.

- Что легче:  один килограмм ваты или один килограмм железа? (равны)

- Петух, стоя на одной ноге весит 2кг. Сколько он весит , стоя на двух ногах? (2)

- Сколько получится десятков, если 3 десятка умножить на 3 десятка? (90)

- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

- В 2 часа дня в селе Бишево шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов? (Нет, будет 12 часов ночи).

- Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц? (3 мин)

6 конкурс «Конструкторское бюро». С первых дней войны наша армия почувствовала превосходство армии противника в вооружении. Перед страной встала задача обеспечить Советскую армию современным оружием и боевой техникой. Вся промышленность, конструкторские бюро стали работать на армию.
Итак, перед вами задача: используя старинную игру Танграм, когда квадрат разрезан на 7 частей, составить из них боевую технику для армии (самолеты, корабли, танки, ружья…)
Лучший конструктор награждается медалью.

А  с болельщиками конкурс    « Кто первым  скажет  «100».

Называть можно числа, не превышающие 10. Выигрывает тот,  кто первым скажет  «100».

Например: если первый скажет , например, «7», а второй  «10», то  получится «17»; затем первый говорит, например,  «5»,  получится  «22». Победителем будет тот, кто ·первый получит  «100». Великодушно ведущий предлагает желающему ученику быть первым. Чтобы победить, надо  помнить  « ключевые» числа: 1;  12;  23;  34;   45;   56;  67;  78;   89.  Если же первым будет ведущий, то он непременно должен начать с числа «1». По окончании  игры следует раскрыть   «секрет»  ребятам.

7 конкурс командиров «Секретная переписка». В военное время донесения зашифровывались так, чтобы, случайно попав к врагу, оно было не прочитано.Во время войны изобретали все новые и новые шифры. Лучшие математики воюющих стран занимались этой работой.
Задание: расшифровать донесение  (решить кроссворд).
Лучший командир награждается медалью.

А с остальными участниками игра - «Кто самый внимательный».

Участвуют по 1 человеку от каждой команды.

Расскажу я вам рассказ,  в  полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово «три», приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали. Распотрошили, а внутри.

Рыбешек мелких увидали, и  не одну, а целых ….. две.

Мечтает мальчик закаленный, стать олимпийским чемпионом

Смотри на старте не хитри,  а  жди команду: раз, два,… , марш.

Когда стихи запомнить хочешь.  Их не зубри до поздней ночи.

А про себя их повтори.  Разок, другой. Но лучше…… пять.

Недавно поезд на вокзале,   мне три часа пришлось прождать

Ну что ж друзья вы приз не взяли,  когда была возможность взять?

- Музыкальная минутка.

8 конкурс. «Пройти болото».  Пока солдаты отдыхают, командир посылает связного в штаб Армии с донесением. Но путь лежит через болото. Чтобы пройти болото, нужно проходить по кочкам - листочкам бумаги, затем тем же путём вернуться обратно. Выигрывает тот, кто быстрее вернётся в штаб. Самый быстрый связной награждается медалью.

9 конкурс. «Меткий стрелок». На  доску крепятся фигурки самолетов, танков, кораблей. С помощью дротиков необходимо поразить цель. Каждый участник игры имеет право на три выстрела.
Лучший стрелок награждается медалью.

- Музыкальная минутка.

Заключительное слово жюри.

Награждение.

Вручение ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла поделок, сделанных руками учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ежегодно 9 мая наша страна отмечает годовщину Победы в Великой Отечественной войне с фашизмом. Много лет прошло с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье Победы, счастье мира. Но сколько бы лет ни было позади, в памяти десятков народов Европы навсегда останется великий подвиг советского народа.

Слайд 7

Андрей Николаевич Колмогоров (1903—1987) — выдающийся русский советский математик, основоположник современной теории вероятностей, также работал в области топологии, логики, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов и лингвистики. С 1931 профессор Московского Государственного Университета. С 1939 — академик Академии Наук СССР.

Слайд 8

Четаев Николай Гурьевич - (6.12.1902—17.10.1959) род. с. Карадули , ныне Лаишевского района Республики Татарстан — советский математик и механик. Член корреспондент АН СССР. Окончил Казанский университет. Доктор физико-математических наук, профессор.

Слайд 9

Келдыш Мстислав Всеволодович (10.02.1911—24.06.1978) — знаменитый советский ученый в области математики и механики, академик АН СССР , трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и 2 Сталинских премий, действительный и почетный член многих иностранных академий.

Слайд 10

КРЫЛОВ Алексей Николаевич — (1863- 1945) российский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР , академик Петербургской АН , академик РАН, Герой Социалистического Труда.

Слайд 11

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОЛДАТАХ. 1.Российский солдат сметкой богат, умом порешит, штыком подкрепит. 2. Солдат бьёт врага в поле, а моряк- в море. 3. Офицер – доблести пример. 4. Солдат честь не кинет, хоть головушкой сгинет. 5. Где есть дисциплина, там враги показывают спину. 6.Солдат шилом бреется, дымом греется. 7. Крепкий флот – Родины оплот. 8. Наша армия готова разгромить врага любого. 9. Солдат, что муха: была бы щель - везде пролезет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"

Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...

Методическая разработка по внеурочной деятельности с внедрением этнокультурного компонента "Ожерелье народного календаря". Посиделки Кузьминки

Разработка предназначена для воспитанников 5-6 классов ООО. Создание творческого продукта усилиями детей (творческий проект – сценарий посиделок), игровая деятельность способствуют развитию их творчес...

Методическая разработка "Организация внеурочной деятельности"

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).

Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...