Урок литературы в 10 классе "Раскольников как идеологический герой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Печелийская Ольга Альбертовна

Урок- аналитическая беседа с классом сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ideol_geroy_dost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 10 классе

учителя Шелыгановой Т.В.

Тема урока: «Лестница Раскольникова»

 (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель: Подвести учеников к  ответу на вопрос: «В чем преступление

             Раскольникова»?

Задача: Проанализировать структуру первой части романа, показать особенности  

              символического письма Достоевского, дать понятие» идеологический            

              роман».

Форма проведения: Урок-беседа на основе внимательного чтения первой части

               романа   «Преступление и   наказание».

Примечание: Это седьмой урок по роману, своего рода промежуточный итог

               разговора о произведении. Принципиальное требование к учащимся  -  работа

                с полным текстом романа. Это примерный конспект урока, в канву которого

                вставлены реальные ответы ребят на уроке.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили об особенностях героя Достоевского. Увидели, что роль практически всех персонажей романа осмысляется прежде всего через их соотношение с Раскольниковым. Собственно, можно сказать, что остальные персонажи нужны Достоевскому, чтобы прояснить что-то в трактовке главного героя. В этом смысле «Преступление и наказание» – одногеройный роман. Но обратим еще раз свое внимание на название произведения. Оно  ведь не названо, несмотря на выше мною сказанное, именем главного героя.

*Почему так?

 Один из ответов ребят: Достоевскому важно действия героя, его мысли, его состояние. НЕ сам он важен, а идея, которая в нем есть.

Учитель: Да, конечно. Название романа «Преступление и наказание» указывает не на героя, а на то, что он совершил и что в результате свершилось с ним. К обсуждению этого главного вопроса романа мы и подошли вплотную на прошлом уроке.

   Итак, перед нами почти детективный сюжет о преступлении. Но роман начинается не с преступления, а заканчивается,  не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)?

   Вспомним, что все происходящее в романе ( кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав?    Да, из семи глав. Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый  событийный круг романа (Вспомним, что Достоевский особое внимание уделял цифровой символике).

*Определим главные события каждой главы первой части. (Коллективная работа класса).

1 – «Проба», видим героя глазами автора.

2 -  Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея угнетенного человека). Это  аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.

3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.

     Две темы – еще один аргумент в пользу  идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.

4 -  Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и  двойственное отношение к ней Раскольникова:  он спасает девушку, делает добро, потом отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.

  1. - Сон Раскольникова о лошади.
  2. -  Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор?)
  3. -Убийство старухи и Лизаветы.

   За 60-лет до появления  романа Гегель сказал: «Биение сердца для блага человечества переходит в неистовство безумного самомнения». *Можно ли считать это высказывание эпиграфом к первой части романа?

Ответы: Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит  Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все  перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление (не считая свое действо таковым),  - убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь Соне, Дуне, девочке с бульвара. Все эпизоды  - это импульсы, ускоряющие его действия, отголоски его мыслей и идей, но нечетко сформулированные.

*Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера Раскольников решается на убийство? Почему именно в даном месте первой части расположен этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?

Ответы:

- Может быть потому, что он вдруг  из уст других услышал свои мысли.

- Не случайно, наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы    

второе «я» героя.

Учитель: Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается  логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.  

«-Конечно, она недостойна жить, заметил офицер, - но ведь тут природа. /…/ Вот ты теперь тут говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?

-Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…

-А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет туту никакой справедливости!»

   Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХ веке!).

 

*Что значит в высказывании офицера: «Тут природа»?     

Ответы:

-Природа - то, что есть в человеке, заложено с рождения – нравственный закон.  Достоевский считал, наверное, что человек по природе своей все-таки добр.

 - Эпиграф к «Капитанской дочке»  Пушкина – «Нравственность в природе вещей»,

 кажется, имеет какое-то отношение к этому вопросу?

Учитель: Да, Достоевский считал, что «..есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон».  Сон – то, что не зависит от человека, но от чего он зависит!

  Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам! Напомните эти «литературные сны»

Ответ: Сон Обломова.

Учитель: Да, помните, мы говорили о нем? Это сон-воспоминание об Обломовке, о потерянном рае.

Ответ: Сон Веры Павловны.

Учитель: Это сон-предсказание, мечта, утопия.

Ответ: Сон Татьяны Лариной

Учитель: Это сон-ассоциация и одновременно вещий сон.

Ответ: Сон Раскольникова в 5 главке и еще один сон – о мухе.

Учитель:*А какой их названных снов можно назвать психологически верным, т.е.

   действительно напоминающим настоящий сон – со всей его нелогичностью, иррациональностью?

Ответ: Сон Обломова – он явно рациональный, мы даже говорили, как он сделан (напоминает текст Библии).

Учитель: Да, это скорее условный сон, нежели реальный.

Ответ: Сон Веры Павловны тоже не настоящий какой-то. Это трактат о будущем. Сон здесь все равно что мечта, т.е. в этом значении слово используется.

Учитель: Да, согласна.

Ответ: На реальный сон похожи сон Татьяны и сон Раскольникова.

Учитель: Да, Сон Раскольникова ( и один и другой) – это  отражение его душевного состояния.

«Сны, кажется, стремит  не рассудок, а желание, не голова, а сердце…». В снах отражаются истинные мотивы действий. Сон уничтожает всяческий самообман. Сон – это обнаженная совесть.  И.Брянчаников – духовный писатель 19 века -  писал следущее:6 «Совесть – чувство духа человеческого, различающее добро ото зла. Это чувство яснее различает добро ото зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум. С обольщенным умом долго борется совесть»

*О чем  первый сон Раскольникова? Когда он ему снится? Где находится герой?

 Ответы:

-Раскольников уходит на острова, стремясь уйти от себя самого, от идеи, которая его мучает своей ужасностью.

-Раскольникову снится сон о его детстве. Это одновременно сон-воспоминание и сон-предсказание.

-В сне отражена борьба, внутренняя борьба, происходящая в душе героя.

-Можно сказать, что во сне Раскольникова и мучает совесть, она сопротивляется идее.

-Обстановка города, которую вспоминает Раскольников двойственная: тут рядом кабак и церковь.

-Главный эпизод сна – как Миколка забивает насмерть лошадь, а маленький Родион плачет от горя.

-Этот сон как бы предостерегает Раскольникова – нельзя совершать то, что он задумал, потому что его душа человечна, как в детстве, и  не способна на преступление.

Учитель:  Этот сон – крик человеческой природы против убийства.

Показательно в этом смысле, что именно образ лошади, несчастного животного, является чуть ли не традиционным, когда речь идет о проснувшейся человечности, о сострадании. Лошадь – символизирует всех несчастных и униженных. Характерно, что немецкий философ Ницше, под влияние идей которого попал Раскольников,  однажды  на улице расцеловал  замученную лошадь, после чего был увезен в сумасшедший дом, где и окончил сои дни. Очевидно, природа человеческая действительно не выдерживает экспериментов над собой. Вспомним стихотворение Некрасова из цикла «О погоде»:

 

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну! – погонщик  полено схватил

(Показалось кнута ему мало) –

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

И глядела..(так люди глядят,

Окоряясь неправым нападкам)….

 Перед нами почти цитата из романа Достоевского. Ну, предположим, Некрасов и Достоевский очень близкие по духу писатели.

А вот Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»:

«Лошадь, слушайте –

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немного лошади,

Каждый  из нас по-своему лошадь»…  

Учитель: Таким образом, мы видим, что сон занимает ключевое место в композиции первой главы и всего романа в целом. Сон можно назвать и символическим явлением.

   Именно через события, происходящие с героем во сне, мы  можем уловить истинное состояние его души, почувствовать биение сердца и крик совести, и значит герою дана еще возможность на преодоление в себе зла которое несет в себе его абстрактная идея любви к человечеству. Уже в первой части романа Достоевский дает нам это почувствовать.

   Идея – абстрактна, истину же дано почувствовать только любящему сердцу.  Эту возможность и предоставит Раскольникову автор в последующих частях романа.

   Поэтому можно прислушаться, наверное, к мнению  одного зарубежного исследователя, называвшего Достоевского, вопреки традиции, «светлым писателем».    Это нам предстоит подтвердить    или опровергнуть на следующих уроках по роману.

Д\З Вторая часть романа, Основные события, Новые герои и их идеи. Второй круг событий.

Образ урока

7 глава. Убийство

6 глава. Разговор студента и офицера

5 глава. Сон

4 глава. Девочка на бульваре

3 глава. Дуня. Письмо матери

2 глава Мармеладов, Соня

1 глава «Проба»

                             Это было полтора месяца назад

Странно, что перед нами лестница, по которой Раскольников поднимается, чтобы совершить убийство. Лестница – это восхождение. Но и нисхождение. Важно другое: Раскольников идет на преступление как на казнь. Это его Голгофа.  Восхождение на Голгофу. Раскольников объединяет в себе двух преступников, которые были распяты вместе с Христом: один не верил в Христа, издевался над ним, а другой – уверовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы: Н.В.Гоголь. Эпический герой в повести «Тарас Бульба»

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" заставляет обучающихся задуматься о сложных нравственных вопросах...

Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...

Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами би...

Конспект урока по литературе "Раскольников как человек идеологический"

Урок по литературе  в 10 классеТема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственн...