Урок литературы в 10 классе "Раскольников как идеологический герой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок- аналитическая беседа с классом сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ideol_geroy_dost.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 10 классе
учителя Шелыгановой Т.В.
Тема урока: «Лестница Раскольникова»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель: Подвести учеников к ответу на вопрос: «В чем преступление
Раскольникова»?
Задача: Проанализировать структуру первой части романа, показать особенности
символического письма Достоевского, дать понятие» идеологический
роман».
Форма проведения: Урок-беседа на основе внимательного чтения первой части
романа «Преступление и наказание».
Примечание: Это седьмой урок по роману, своего рода промежуточный итог
разговора о произведении. Принципиальное требование к учащимся - работа
с полным текстом романа. Это примерный конспект урока, в канву которого
вставлены реальные ответы ребят на уроке.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили об особенностях героя Достоевского. Увидели, что роль практически всех персонажей романа осмысляется прежде всего через их соотношение с Раскольниковым. Собственно, можно сказать, что остальные персонажи нужны Достоевскому, чтобы прояснить что-то в трактовке главного героя. В этом смысле «Преступление и наказание» – одногеройный роман. Но обратим еще раз свое внимание на название произведения. Оно ведь не названо, несмотря на выше мною сказанное, именем главного героя.
*Почему так?
Один из ответов ребят: Достоевскому важно действия героя, его мысли, его состояние. НЕ сам он важен, а идея, которая в нем есть.
Учитель: Да, конечно. Название романа «Преступление и наказание» указывает не на героя, а на то, что он совершил и что в результате свершилось с ним. К обсуждению этого главного вопроса романа мы и подошли вплотную на прошлом уроке.
Итак, перед нами почти детективный сюжет о преступлении. Но роман начинается не с преступления, а заканчивается, не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)?
Вспомним, что все происходящее в романе ( кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав? Да, из семи глав. Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый событийный круг романа (Вспомним, что Достоевский особое внимание уделял цифровой символике).
*Определим главные события каждой главы первой части. (Коллективная работа класса).
1 – «Проба», видим героя глазами автора.
2 - Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея угнетенного человека). Это аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.
3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.
Две темы – еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.
4 - Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, делает добро, потом отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.
- - Сон Раскольникова о лошади.
- - Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор?)
- -Убийство старухи и Лизаветы.
За 60-лет до появления романа Гегель сказал: «Биение сердца для блага человечества переходит в неистовство безумного самомнения». *Можно ли считать это высказывание эпиграфом к первой части романа?
Ответы: Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление (не считая свое действо таковым), - убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь Соне, Дуне, девочке с бульвара. Все эпизоды - это импульсы, ускоряющие его действия, отголоски его мыслей и идей, но нечетко сформулированные.
*Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера Раскольников решается на убийство? Почему именно в даном месте первой части расположен этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?
Ответы:
- Может быть потому, что он вдруг из уст других услышал свои мысли.
- Не случайно, наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы
второе «я» героя.
Учитель: Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.
«-Конечно, она недостойна жить, заметил офицер, - но ведь тут природа. /…/ Вот ты теперь тут говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?
-Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…
-А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет туту никакой справедливости!»
Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХ веке!).
*Что значит в высказывании офицера: «Тут природа»?
Ответы:
-Природа - то, что есть в человеке, заложено с рождения – нравственный закон. Достоевский считал, наверное, что человек по природе своей все-таки добр.
- Эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина – «Нравственность в природе вещей»,
кажется, имеет какое-то отношение к этому вопросу?
Учитель: Да, Достоевский считал, что «..есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон». Сон – то, что не зависит от человека, но от чего он зависит!
Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам! Напомните эти «литературные сны»
Ответ: Сон Обломова.
Учитель: Да, помните, мы говорили о нем? Это сон-воспоминание об Обломовке, о потерянном рае.
Ответ: Сон Веры Павловны.
Учитель: Это сон-предсказание, мечта, утопия.
Ответ: Сон Татьяны Лариной
Учитель: Это сон-ассоциация и одновременно вещий сон.
Ответ: Сон Раскольникова в 5 главке и еще один сон – о мухе.
Учитель:*А какой их названных снов можно назвать психологически верным, т.е.
действительно напоминающим настоящий сон – со всей его нелогичностью, иррациональностью?
Ответ: Сон Обломова – он явно рациональный, мы даже говорили, как он сделан (напоминает текст Библии).
Учитель: Да, это скорее условный сон, нежели реальный.
Ответ: Сон Веры Павловны тоже не настоящий какой-то. Это трактат о будущем. Сон здесь все равно что мечта, т.е. в этом значении слово используется.
Учитель: Да, согласна.
Ответ: На реальный сон похожи сон Татьяны и сон Раскольникова.
Учитель: Да, Сон Раскольникова ( и один и другой) – это отражение его душевного состояния.
«Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце…». В снах отражаются истинные мотивы действий. Сон уничтожает всяческий самообман. Сон – это обнаженная совесть. И.Брянчаников – духовный писатель 19 века - писал следущее:6 «Совесть – чувство духа человеческого, различающее добро ото зла. Это чувство яснее различает добро ото зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум. С обольщенным умом долго борется совесть»
*О чем первый сон Раскольникова? Когда он ему снится? Где находится герой?
Ответы:
-Раскольников уходит на острова, стремясь уйти от себя самого, от идеи, которая его мучает своей ужасностью.
-Раскольникову снится сон о его детстве. Это одновременно сон-воспоминание и сон-предсказание.
-В сне отражена борьба, внутренняя борьба, происходящая в душе героя.
-Можно сказать, что во сне Раскольникова и мучает совесть, она сопротивляется идее.
-Обстановка города, которую вспоминает Раскольников двойственная: тут рядом кабак и церковь.
-Главный эпизод сна – как Миколка забивает насмерть лошадь, а маленький Родион плачет от горя.
-Этот сон как бы предостерегает Раскольникова – нельзя совершать то, что он задумал, потому что его душа человечна, как в детстве, и не способна на преступление.
Учитель: Этот сон – крик человеческой природы против убийства.
Показательно в этом смысле, что именно образ лошади, несчастного животного, является чуть ли не традиционным, когда речь идет о проснувшейся человечности, о сострадании. Лошадь – символизирует всех несчастных и униженных. Характерно, что немецкий философ Ницше, под влияние идей которого попал Раскольников, однажды на улице расцеловал замученную лошадь, после чего был увезен в сумасшедший дом, где и окончил сои дни. Очевидно, природа человеческая действительно не выдерживает экспериментов над собой. Вспомним стихотворение Некрасова из цикла «О погоде»:
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
«Ну! – погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) –
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
И глядела..(так люди глядят,
Окоряясь неправым нападкам)….
Перед нами почти цитата из романа Достоевского. Ну, предположим, Некрасов и Достоевский очень близкие по духу писатели.
А вот Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»:
«Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немного лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»…
Учитель: Таким образом, мы видим, что сон занимает ключевое место в композиции первой главы и всего романа в целом. Сон можно назвать и символическим явлением.
Именно через события, происходящие с героем во сне, мы можем уловить истинное состояние его души, почувствовать биение сердца и крик совести, и значит герою дана еще возможность на преодоление в себе зла которое несет в себе его абстрактная идея любви к человечеству. Уже в первой части романа Достоевский дает нам это почувствовать.
Идея – абстрактна, истину же дано почувствовать только любящему сердцу. Эту возможность и предоставит Раскольникову автор в последующих частях романа.
Поэтому можно прислушаться, наверное, к мнению одного зарубежного исследователя, называвшего Достоевского, вопреки традиции, «светлым писателем». Это нам предстоит подтвердить или опровергнуть на следующих уроках по роману.
Д\З Вторая часть романа, Основные события, Новые герои и их идеи. Второй круг событий.
Образ урока
7 глава. Убийство |
6 глава. Разговор студента и офицера |
5 глава. Сон |
4 глава. Девочка на бульваре |
3 глава. Дуня. Письмо матери |
2 глава Мармеладов, Соня |
1 глава «Проба» |
Это было полтора месяца назад
Странно, что перед нами лестница, по которой Раскольников поднимается, чтобы совершить убийство. Лестница – это восхождение. Но и нисхождение. Важно другое: Раскольников идет на преступление как на казнь. Это его Голгофа. Восхождение на Голгофу. Раскольников объединяет в себе двух преступников, которые были распяты вместе с Христом: один не верил в Христа, издевался над ним, а другой – уверовал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Урок литературы в 7 классе "Литературный герой и читатель"
По учебнику Бунеева...
Урок литературы: Н.В.Гоголь. Эпический герой в повести «Тарас Бульба»
Урок литературы в 8 классе по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" заставляет обучающихся задуматься о сложных нравственных вопросах...
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами би...
Конспект урока по литературе "Раскольников как человек идеологический"
Урок по литературе в 10 классеТема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственн...