Урок литературы в 7 классе "Литературный герой и читатель"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Пятникова М.Г.
Тема урока: Литературный герой и читатель.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами аналитического чтения* /беседы.
Цели:
1) предметнные: познакомить с учебником литературы (авторы, структура, содержание и основные вопросы курса;
2) метапредметные:
- обучать чтению как средству формирования речевых умений;
- обучать навыкам аналитического чтения (чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание);
- развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы;
3) личностнные:
- актуализировать личный жизненный опыт учащихся;
- развивать навыки самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования;
- воспитывать любовь к художественной литературе и чтению;
- воспитывать культуру труда.
Методы: частично-поисковый (постановка проблемных вопросов).
Формы: коллективная.
Методические приемы: аналитическое чтение, слово учителя, работа по вопросам, эвристическая беседа.
Средства обучения: учебник литературы, толковый и энциклопедический словарь.
Структура урока:
1 этап - организационный (2 мин.).
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 15 мин.):
- актуализация ранее полученных знаний;
- знакомство учебником литературы (авторы, структура, содержание);
- постановка учебной цели.
3 этап – обучающий (20 мин.):
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (аналитическое чтение, аналитическая беседа).
4 этап - подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.).
5 этап – постановка домашнего задания (1мин.).
Ход урока
1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (2 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.
2 ЭТАП. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ,
ОСОЗНАННОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ (15 мин.).
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Какие из изученных в прошлом году произведений особенно запомнились вам и почему?
- Какие новые художественные произведения вы прочитали летом? О чём они? Что особенно запомнилось и почему?
Дополнительно:
- Назовите известные вам вечные темы литературы.
- Назовите роды литературы. В чём особенность каждого из них?
(эпос- повествование о событиях,
лирика- отражение жизни через переживание человека (лирического героя), его мысли и чувства,
драма (греч. Действие) - предназначен для постановки в театре (разговоры героев).
- Как изображается человек в каждом из этих родов литературы?
- Знакомство с учебником.
- Назовите авторов учебника литературы и год его издания.
- Рассмотрите обложку учебника, прочитайте его название. Как вы его понимаете?
- Как вы понимаете символический смысл рисунка на обложке?
- Назовите темы разделов учебника литературы.
- Выскажите свои предположения о содержании курса литературы 7 класса.
- Кто и что, по-вашему мнению, будет в центре нашего внимания на уроках литературы?
- Какой материал размещён в конце учебника и как можно его использовать в нашей работе?
Чтение обращения авторов учебника «Свои дела» с.4
- Что нового предлагают вам авторы учебника в этом учебном году?
- Постановка учебной цели.
Чтение эпиграфа (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») с.5
- О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Что, по-вашему мнению, значит выражение «История души человеческой»?
(чувства, мысли, переживания и сомнения человека, познание внутреннего мира (кто Я?, какой Я?).
ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ ( 20 мин.).
1. Чтение статьи «Вступление от авторов учебника» с.5
- Как вы думаете, все одинаковы, или внутренний мир каждого человека неповторим?
- Как вы думаете, существуют ли «обычные» люди? Аргументируй свой ответ.
- Как вы думаете, что такое личность?
2. Работа со словарём:
ЛИЧНОСТЬ | Толковый словарь Ожегова
- Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая личность. Роль личности в истории. Установить чью-нибудь личность. (узнать, что за человек, его имя).
ЛИЧНОСТЬ | Энциклопедический словарь
- Человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств
- Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?
- Что такое дневник как жанр литературы?
ЖАНР ДНЕВНИКА.
Разновидность автобиографической прозы. Дневник нацелен на выражение личности автора, его внутреннего мира (мыслей, чувств, переживания, отношения к самому себе и окружающим людям, к миру в целом).
- Почему считается неприличным читать чужие дневники и письма?
3. Чтение «Вступление от автора дневника» с.7
Аналитическая беседа:
- Из вступительной статья авторов учебника мы познакомились с автором дневника, который будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса литературы в этом году. Кто он? В чём поможет нам разобраться? (в понимании самих себя: свои мысли, чувства, поступки).
Чтение отрывка из дневника.
- Для чего Алексей решил вести дневник?
- Что Алексей называет «самым загадочным и необъяснимым»? (внутренний мир человека. Начинать изучать мир нужно со своего внутреннего мира – своей галактики).
- Для чего, по-вашему мнению, человеку необходимо знать и понимать себя? (для принятия правильных решений в любых жизненных ситуациях и самосовершенствования).
- Как вы понимаете термин самосовершенствование?
- Что помогает Алексею на пути самопознания и самосовершенствования? (жизненный опыт, общение с другими людьми (мудрыми и опытными) через их книги)
4 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ (2 мин.).
Итак, подведём самые первые итоги на пути нашего путешествия «к станции Я».
- Как вы думаете, для чего нужно изучать литературу, читать книги?
- Какие знания мы можем почерпнуть из художественной литературы?
Почему литература помогает человеку открывать мир вокруг и внутри себя?
5 ЭТАП – Д/З ( 1 мин.).
Выучить наизусть стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство» с.9
__________________________________________________________________________________* АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ - это чтение более глубокое, чем при репродуктивном восприятии текста, отражающем только развитие темы, присутствие понятий и идей. Это чтение перекрестное, сопоставляющее новую информацию с ранее полученной, сравнивающее между собой разные положения автора, это чтение с выработкой собственной оценки и отношений к прочитанному, рефлексирующее через прочитанное собственный опыт, это выявление скрытых смыслов текста. Это всегда чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание.Такое чтение, как правило, с конспектированием, использованием словарей, чтением в разумном темпе, с повторным обращением к прочитанному и т. д. Аналитическое чтение - наиболее высокий уровень чтения научной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".
ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...
Презентация к вводному уроку литературы по роману "Герой нашего времени"
Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при обобщающем повторении. На слайдах представлен материал по...
Формирование «таланта читателя» на уроках литературы
Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка. Разрабатывая свою методику, исходила из того, что: 1) необходимо формировать у детей коммуникативную потреб...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Урок литературы по теме "Герой художественного произведения"
Урок-путешествие по станциям: Басни, Герои, Крылатые слова, Сочиняй-ка. Урок построен в форме игры. Для учеников 6 класса игра еще интересна и актуальна. ...
Письменные работы на уроках литературы как путь воспитания вдумчивого читателя
В презентации представлены формы работы по развитию интереса учащихся к чтению. Материал носит практический характер и оринторован на педагогов....