Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами биографии поэта, читают стихи, определяют характер лирического героя через портреты М.Ю.Лермонтова в исполнении разных художников. Все это способствует проявлению интереса к творчеству поэта, формированию гуманистического мировоззрения учащихся. Приложение к уроку - презентация "Портрет М.Ю.Лермонтова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе по теме « Лирический герой М.Ю. Лермонтова»
Тип урока : комбинированный
Форма проведения : урок – портрет
Цели урока : познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта , чтение стихов , определить характер лирического героя ; развивать навыки работы с лирическими произведениями , видеть , чувствовать и понимать лирического героя; воспитывать интерес к творчеству поэта , формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование :
- Слова В.Г.Белинского.
- Презентация « Портрет М.Ю.Лермонтова».
- Музыка Г.Свиридов. Романс mp3
- Аудиозапись. На смерть поэта. mp3
Ход урока
- Завязка урока . Учитель читает слова В.Г.Белинского : «…что ж еще сделал бы ? Какие поэтические тайны унес с собою в могилу? Кто разгадает их ?... содержание , добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинский взмах , демонический полет – с небом гордая вражда – все это лишилось в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина»
- Задача урока : через портрет Лермонтова и чтение стихов раскрыть богатство внутреннего мира лирического героя . Знакомство начинается с портрета Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка работы художника Будкина в 1834г , выполненный по заказу Е.А.Арсеньевой сразу по производству внука в корнеты ( слайд № 1 )
- ( слайд № 2 ) Портреты художников П.Е.Заболотского, А.И.Клюндера, автопортрет. ( Портреты одного человека , но разные , действительно, многие художники хотели написать портрет поэта и уловить выражение его глаз , их глубину , но не всем удалось, не перед каждым он был откровенен.
- Поэтому и мнение о М.Ю.Лермонтове было разным (слайды № 3.4 5 )
- Кто же может рассказать правду о нем ? ( слайд № 6)
- Проблемный вопрос Кто ? ( конечно, сам поэт своим творчеством , своими стихами)
- Слово учителя М.Ю.Лермонтов вошел в поэзию стремительно , мощно , не было ,пожалуй ,ни одного поэта , который бы вошел в мир поэзии с такими зрелыми стихами . Первые стихи и поэмы «Корсар» и «Кавказский пленник» написаны в 14 лет. Особое чувство у Лермонтова было к А.С.Пушкину, он хотел и не смог решиться показать стихотворение «Бородино» , хотелось не только поделиться своими замыслами , но и рассказать о своей жизни , но оробел, , просто прошел мимо . Второго раза не было , была дуэль. (слайд № 7 , 1837 год )
- Монолог ученика «Что я наделал , пропустил единственный случай высказать ему преданность , признательность, любовь. А теперь ? Я стоял в толпе , не открывая глаз от окон пушкинской квартиры. Через несколько минут на крыльцо вышел человек в черном сюртуке, с бледным лицом . – В два часа сорок минут пополудни…. Под глазами стало влажно , то ли от слез , то ли от хлопьев растаявшего снега. Я вдруг увидел , как много в толпе обнаженных голов, как неподвижна и безмолвна улица. Я почувствовал , что сейчас вот-вот закричу,. не надевая шапки вышел из толпы . Кто-то сказал : «Отомстить за Пушкина надо!»
- Лермонтов вернулся домой , закрылся в комнате , долго не выходил ,
друзья терпеливо ждали, ( слайд № 7 , а) портрет поэта через некоторое время вошел в гостиную , держа в руках несколько листов бумаги.. Ни с кем не здороваясь , не поднимая головы, подошел к столу и негромким , но очень внятным голосом сказал:
- Стихи на смерть поэта
( слайд № 7 б) Погиб поэт ….
9. Чтение стихотворения «На смерть поэта» , ( слайд № 7 …..)
10. Стихи должна читать вся Россия ! Друзья переписывали стихи , через несколько дней их читали по всей России , они повторялись вместе с именем Лермонтова , а самого поэта на другой день ждал обыск и арест.
12. Итак , каким вы видите лирического героя ?
( слайд № 8….. )
13. Чтение стихов
- «Родина»
- «Выхожу один я на дорогу»
- «Нет , не тебя так пылко я люблю..»
- «Пророк»
- «Листок»
- «Вечер после дождя»
- «Ангел» стихотворение написано в 17 лет . Ангел – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток , отразивший в себе и родные Тарханы , и Кавказ , и звезды , и облака , и луну , плывущую по небу, но сам родник , сам источник вот он – стихотворение «Ангел». Это постоянная любовь к матери , память о песнях , которые пела она ему.
15. Рефлексия ( слайд 9 ) Каким же получился лирический герой
М.Ю.Лермонтова ?
Кому мы верим больше ? Самому поэту!
16. Чтение слов В.Г.Белинского : «… что ж еще сделал бы ….
17. Чтение стихов, которые выбрали дома , обосновать выбор .
18 Домашнее задание : приготовить чтение наизусть (на
выбор) , одного стих-я подробный анализ
( желательно с историей написания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...
Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...
Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова"...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого....

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Конспект урока литературы в 9 классе "Загадки Печорина" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
урок литературы в 9 классе...