Конспект урока по литературе "Раскольников как человек идеологический"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Печелийская Ольга Альбертовна

Урок по литературе  в 10 классе

Тема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)

Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 

Задачи урока:

  • раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
  • показать ответственность человека  за совершенное преступление;
  • помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
  • на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
  • развивать умение работать в группах, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskolnikov_kak_chelovek_ideologicheskiy.docx35.79 КБ
Office presentation icon raskolnikov.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе  в 10 классе

Тема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)

Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока:

  • раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
  • показать ответственность человека  за совершенное преступление;
  • помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
  • на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
  • развивать умение работать в группах, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность.

 Методы обучения:  аналитическая работа с текстом, работа в группах, аналитическая беседа, подготовленные сообщение учащихся, дискуссия на основе проблемного вопроса,  самостоятельная работа,  чтение эпизодов

Оборудование. Презентация

Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.

  1. Кадр из фильма Льва Кулиджанова (1969 г.)
  2. Беседа:

- Удалось ли режиссеру уловить колорит романа Достоевского? Какую атмосферу рисуют начальные кадры фильма?

-  Согласны ли вы с трактовкой образа Георгия Тараторкина? На каких деталях внешности героя акцентируют внимание создатели фильма?

  1. Слово учителя Слайд 1

В черновиках к роману  Ф.М. Достоевский писал: «…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство» И Виктор Борисович Шкловский (24 января 1893 — 5 декабря1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист писал: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления».

 Но роман начинается не с преступления, а заканчивается  не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)? Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а что толкнуло героя на этот путь слайд 2

 И начнём, пожалуй, с главного героя романа.

Кто такой Родион Раскольников? Слайд 3

  1 группа:

  • Кто такой Раскольников? Что его отличает от предшествующих героев в русской литературе?
  • Портретная характеристика «странного» молодого человека ( сравнить с полицейским описанием Дубровского
  • Смысл фамилии и имени
  • Авторская характеристика (ч3 гл 2)

2 группа

 «Теория Раскольникова»

- Кто является прототипами героя?

- В каком эпизоде мы с ней знакомимся?

- Основные положения теории

- Каковы принципы деления людей на 2 разряда

_Какова цель автора этой теории?

Возможные ответы учащихся:

Для справки

Ликург  — древнеспартанский законодатель.

Соло́н (между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции

МУХАММЕД — (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет Магомед) (ок. 570 632), основатель ислама, почитается как пророк.

Наполео́н I Бонапа́рт ( 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821,Лонгвуд,  остров Святой Елены) — император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

1.Общество  и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению.

2.Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради благоденствия других.

3.«Тварь ли я дрожащая или право имею» - желание помочь обездоленным превращается в эксперимент над собой.

4.Теория сильной личности, которая может «для своей идеи перешагнуть… через кровь».

5.Проверка теории осуществима лишь через практику, но душевные муки начинаются еще до преступления и безнадежны попытки избавиться от них.

Каковы принципы деления людей на 2 разряда?

Возможные ответы учащихся:

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

«Имеющие дар или талант сказать в среде

своей новое слово».

Живут в послушании.

 

Переступают закон во имя лучшего.

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».

Если ради своей идеи таким людям необходимо

будет переступить «через труп, через кровь»,

 то они «внутри себя, по совести» могут

 «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон –

«необыкновенные» люди, давали

 новые законы жизни, меняли жизнь,

 разрушая старое, не останавливаясь перед

 необходимостью пролития крови.

Вывод. Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

3 группа: Сон о забитой лошади. (Учащиеся в группе обсуждают сон Раскольникова, в случае затруднения им даётся план анализа данного эпизода по нижеприведённым вопросам).

— О чём этот сон? (Краткий пересказ.)

Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».

Читается отрывок из стихотворения Некрасова.

— В чём различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?

(У Некрасова рассказчик — посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского — детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)

— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?

(Кабак и церковь.)

— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?

(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи — следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)

— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?

(Кабака он страшится, а церковь любит…)

И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он расколот надвое.)

— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого? Каковы точки соприкосновения?

(1. Когда Раскольников “идёт на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную телегу с ломовой лошадью и какого-то пьяного.

2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” молитвы у отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)

— Какова роль этого эпизода в романе?

(Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям — Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)

4 группа Вспомните, пожалуйста, хронологию событий:

все происходящее в романе  ( кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав?    Да, из семи глав. Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый  событийный круг романа (Вспомним, что Достоевский особое внимание уделял цифровой символике).

Определим главные события каждой главы первой части. (Коллективная работа класса).

1 – «Проба» -  видим героя глазами автора.

2 -  Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, знакомство с Мармеладовыми -все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея угнетенного человека). Это  аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.

3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.

     Две темы – еще один аргумент в пользу  идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.

4 -  Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и  двойственное отношение к ней Раскольникова:  он спасает девушку, делает добро, потом отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.

  1. - Сон Раскольникова о лошади.
  2. -  Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор?)
  3. -Убийство старухи и Лизаветы.
  4. Расположите их в хронологическом порядке.
  5. Зачем Достоевский разводит фабулу и сюжет?

Ответы: Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит  Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все  перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление (не считая свое действо таковым),  - убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь Соне, Дуне, девочке с бульвара. Все эпизоды  - это импульсы, ускоряющие его действия, отголоски его мыслей и идей, но нечетко сформулированные.

Какие из этих эпизодов подталкивают Раскольникова к преступлению?

5 группа

- Почему вы так считаете?

1. Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны

2. Письмо матери

3.  Разговор офицера и студента в трактире про убийство

Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера Раскольников решается на убийство? Почему именно в данном месте первой части расположен этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?

Ответы:

- Может быть потому, что он вдруг  из уст других услышал свои мысли.

- Не случайно, наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы    

второе «я» героя.

Учитель: Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается  логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.  
4. Разговор мещанина с Лизаветой

Вопрос к размышлению.

 Так почему же Раскольников совершил преступление? Какой вывод мы можем сделать?

Какой мотив убийства  является ведущим? Почему? Обсудите в группах. 

Пытаясь обосновать необходимость убийства, Раскольников формулирует целую систему мотивов, убеждая себя и нас, что убить старуху-процентщицу необходимо, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, помочь матери, спасти сестру от брака с Лужиным и от притязаний Свидригайлова, чтобы закончить университет и, став благодетелем человечества, помочь таким, как Сонечка и Лизавета, и этим искупить свою вину.

На этот вопрос вместе с вами отвечают исследователи творчества Достоевского, но отвечают, разумеется, по-разному. Попробуйте установить, какая из них более точно интерпретирует авторскую концепцию. Обсуждение в группах.

Высказывания критиков

Н. Н. Страхов: «Главный корень, из которого выросло чудовищное намерение Раскольникова, заключается в некоторой теории, которую он неоднократно и последовательно развивает; само же убийство произошло из непременного желания приложить к делу свою теорию».

Д. И. Писарев: «Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления… Эта теория отразила только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей… Настоящею и единственною причиною являются тяжелые обстоятельства…»

В. Я. Кирпотин: « Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить вопрос: кто он- тварь дрожащая или Наполеон. И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив закон враждебного человеку общества, прийти к счастью…Достоевский выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор все время подменяет один мотив другим».

В. В.  Набоков: « Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности…

Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек… а  личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности и во  имя благой цели (помощь своей семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей  нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так как он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств»

Николай Николаевич Страхов (1828 — 1896) — русский философпублицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889).

Дмитрий Иванович Писарев (1840 — 1868) — русский публицист и литературный критикреволюционный демократ.

 

Валерий Яковлевич Кирпотин (1898 — 1997) — советский литературовед, критик, заслуженный деятель науки РСФСР (1969).

Владимир Владимирович Набоков (1899— 1977) — русский и американский писательпоэтпереводчиклитературовед и энтомолог

Домашнее задание

1. Письменная работа:  прочитайте мнения критиков и  литературоведов  разных эпох об истоках преступления Раскольникова. Подтвердите или опровергните эти оценки.

2. Вторая часть романа. Основные события. Новые герои и их идеи. Второй круг событий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родион - это имя с древнегреческого переводится как «геройский». Покровитель имени –святой Родос, монах, проживший много лет в одиночестве на далёком острове. Он хотел искупить грехи людей, предающихся земным радостям, не заботящихся о душевном состоянии. О монахе узнали уже после его смерти –по записям, которые он вёл. В имени Родион явственно ощущается твёрдость и уравновешенное спокойствие, что определяет человека самостоятельного и довольно выдержанного. Вряд ли с самого детства Родион будет отличаться чрезмерной подвижностью , он нетороплив и достаточно рассудителен, не склонен к излишней общительности, хотя и замкнутым его никак не назовёшь. Самолюбие Родиона редко бывает болезненным, Родион знает себе цену и при случае может постоять за себя.

Слайд 2

Внешность в романе определена как красивая, но нервическая. Тёмные глаза, тёмно-русые волосы, рост выше среднего, тонок и строен.

Слайд 3

«…я не человека убил, я принцип убил…эстетическая я вошь…да ещё скверней чем она…». Раскольникова волнует вопрос: «...вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?». «…осмелиться захотел…убил для себя…просто захотел…хотел узнать вошь я или человек…», «…есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой!», «…повинуйся дрожащая тварь, и – не желай, потому – не твоё это дело!.. О, ни за что, ни за что не прощу старушонке!», «Мать, сестра, как любил я их! Отчего я их теперь ненавижу?», «…оставьте меня одного! Я так решил, ещё прежде…». «…Преступление? Какое преступление?...то, что я убил гадкую, зловредную вошь…которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это преступление!». «…конечно, так и должно быть…»

Слайд 4

Бедный студент, ведёт полунищенское существование. Его семья также очень бедна и не в состоянии помогать ему. Его образование не закончено, но не только из-за нехватки средств. Он мог бы найти деньги, подрабатывая уроками, как это делает его товарищ Разумихин. Раскольникова что-то заставляет сидеть в своей комнате, «похожей на гроб», целыми днями, ему что-то мешает жить как все, изыскивать средства, решать свои проблемы, устраивать свою жизнь. Одежда Раскольникова, похожая на рубище, позволяет увидеть эту отрешённость, причина которой кроется в нём самом.

Слайд 5

Речь Раскольникова в основном монологична, в ней последовательно излагаются теоретические воззрения. Временами на смену монологу приходят краткие реплики как реакция на вопросы следователя. Наконец, композиция диалога осложнена внутренними монологами-размышлениями героя, стремительно оценивающего создавшуюся каждую минуту новую ситуацию, что придает диалогу в целом напряженность и драматизм.

Слайд 6

«…В бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в течение полугода…» Спас пьяную девочку, преследуемую неким господином. Раскольников совершает преступление, убивает старуху и Лизавету топором, грабит квартиру. Раскольников во время пожара вынес из загоревшейся квартиры двух маленьких детей, был обожжен.

Слайд 7

Герой прибывает на каторге в Сибири. В эпилоге рассказывается о сложных духовных испытаниях Раскольникова. В остроге он переоценивает свои действия и не находит в них ничего неправильного, в том числе, и в своей теории. Совесть его спокойна. Единственно, в чем он себя винит, это в явке с повинной. Тяжелая болезнь Раскольникова и увиденные им страшные грезы заставляют его по выздоровлении по-новому взглянуть на окружающий мир, и прежде всего на Соню. Раскольников боялся религиозных разговоров Сони, но он держал под подушкой Евангелие. Он думал, что искупит страдания Сони своей бесконечной любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова"

Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и ...

Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...

Конспект урока для 6 класса "Человек и информация"

Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями....

Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"

Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....

Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"

Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....

Конспект урока биологии "Мочевыделительная система человека"

Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...