Конспект урока по литературе "Раскольников как человек идеологический"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок по литературе в 10 классе
Тема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)
Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи урока:
- раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
- развивать умение работать в группах, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskolnikov_kak_chelovek_ideologicheskiy.docx | 35.79 КБ |
raskolnikov.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 10 классе
Тема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)
Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи урока:
- раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
- развивать умение работать в группах, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность.
Методы обучения: аналитическая работа с текстом, работа в группах, аналитическая беседа, подготовленные сообщение учащихся, дискуссия на основе проблемного вопроса, самостоятельная работа, чтение эпизодов
Оборудование. Презентация
Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.
- Кадр из фильма Льва Кулиджанова (1969 г.)
- Беседа:
- Удалось ли режиссеру уловить колорит романа Достоевского? Какую атмосферу рисуют начальные кадры фильма?
- Согласны ли вы с трактовкой образа Георгия Тараторкина? На каких деталях внешности героя акцентируют внимание создатели фильма?
- Слово учителя Слайд 1
В черновиках к роману Ф.М. Достоевский писал: «…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство» И Виктор Борисович Шкловский (24 января 1893 — 5 декабря1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист писал: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления».
Но роман начинается не с преступления, а заканчивается не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)? Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а что толкнуло героя на этот путь слайд 2
И начнём, пожалуй, с главного героя романа.
Кто такой Родион Раскольников? Слайд 3
1 группа:
- Кто такой Раскольников? Что его отличает от предшествующих героев в русской литературе?
- Портретная характеристика «странного» молодого человека ( сравнить с полицейским описанием Дубровского
- Смысл фамилии и имени
- Авторская характеристика (ч3 гл 2)
2 группа
«Теория Раскольникова»
- Кто является прототипами героя?
- В каком эпизоде мы с ней знакомимся?
- Основные положения теории
- Каковы принципы деления людей на 2 разряда
_Какова цель автора этой теории?
Возможные ответы учащихся:
Для справки
Ликург — древнеспартанский законодатель.
Соло́н (между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции
МУХАММЕД — (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет Магомед) (ок. 570 632), основатель ислама, почитается как пророк.
Наполео́н I Бонапа́рт ( 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821,Лонгвуд, остров Святой Елены) — император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
1.Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению.
2.Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради благоденствия других.
3.«Тварь ли я дрожащая или право имею» - желание помочь обездоленным превращается в эксперимент над собой.
4.Теория сильной личности, которая может «для своей идеи перешагнуть… через кровь».
5.Проверка теории осуществима лишь через практику, но душевные муки начинаются еще до преступления и безнадежны попытки избавиться от них.
Каковы принципы деления людей на 2 разряда?
Возможные ответы учащихся:
Обыкновенные люди | Необыкновенные люди |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». | «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
Живут в послушании.
| Переступают закон во имя лучшего. |
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». | Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. | Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. |
Вывод. Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
3 группа: Сон о забитой лошади. (Учащиеся в группе обсуждают сон Раскольникова, в случае затруднения им даётся план анализа данного эпизода по нижеприведённым вопросам).
— О чём этот сон? (Краткий пересказ.)
Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова «О погоде».
Читается отрывок из стихотворения Некрасова.
— В чём различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?
(У Некрасова рассказчик — посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского — детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)
— Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?
(Кабак и церковь.)
— Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?
(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи — следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)
— Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?
(Кабака он страшится, а церковь любит…)
И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он расколот надвое.)
— Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого? Каковы точки соприкосновения?
(1. Когда Раскольников “идёт на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную телегу с ломовой лошадью и какого-то пьяного.
2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” молитвы у отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)
— Какова роль этого эпизода в романе?
(Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям — Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)
4 группа Вспомните, пожалуйста, хронологию событий:
все происходящее в романе ( кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав? Да, из семи глав. Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый событийный круг романа (Вспомним, что Достоевский особое внимание уделял цифровой символике).
Определим главные события каждой главы первой части. (Коллективная работа класса).
1 – «Проба» - видим героя глазами автора.
2 - Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, знакомство с Мармеладовыми -все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея угнетенного человека). Это аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.
3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.
Две темы – еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.
4 - Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, делает добро, потом отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.
- - Сон Раскольникова о лошади.
- - Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор?)
- -Убийство старухи и Лизаветы.
- Расположите их в хронологическом порядке.
- Зачем Достоевский разводит фабулу и сюжет?
Ответы: Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление (не считая свое действо таковым), - убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь Соне, Дуне, девочке с бульвара. Все эпизоды - это импульсы, ускоряющие его действия, отголоски его мыслей и идей, но нечетко сформулированные.
Какие из этих эпизодов подталкивают Раскольникова к преступлению?
5 группа
- Почему вы так считаете?
1. Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны
2. Письмо матери
3. Разговор офицера и студента в трактире про убийство
Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера Раскольников решается на убийство? Почему именно в данном месте первой части расположен этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?
Ответы:
- Может быть потому, что он вдруг из уст других услышал свои мысли.
- Не случайно, наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы
второе «я» героя.
Учитель: Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.
4. Разговор мещанина с Лизаветой
Вопрос к размышлению.
Так почему же Раскольников совершил преступление? Какой вывод мы можем сделать?
Какой мотив убийства является ведущим? Почему? Обсудите в группах.
Пытаясь обосновать необходимость убийства, Раскольников формулирует целую систему мотивов, убеждая себя и нас, что убить старуху-процентщицу необходимо, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, помочь матери, спасти сестру от брака с Лужиным и от притязаний Свидригайлова, чтобы закончить университет и, став благодетелем человечества, помочь таким, как Сонечка и Лизавета, и этим искупить свою вину.
На этот вопрос вместе с вами отвечают исследователи творчества Достоевского, но отвечают, разумеется, по-разному. Попробуйте установить, какая из них более точно интерпретирует авторскую концепцию. Обсуждение в группах.
Высказывания критиков
Н. Н. Страхов: «Главный корень, из которого выросло чудовищное намерение Раскольникова, заключается в некоторой теории, которую он неоднократно и последовательно развивает; само же убийство произошло из непременного желания приложить к делу свою теорию».
Д. И. Писарев: «Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления… Эта теория отразила только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей… Настоящею и единственною причиною являются тяжелые обстоятельства…»
В. Я. Кирпотин: « Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить вопрос: кто он- тварь дрожащая или Наполеон. И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив закон враждебного человеку общества, прийти к счастью…Достоевский выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор все время подменяет один мотив другим».
В. В. Набоков: « Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности…
Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек… а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности и во имя благой цели (помощь своей семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.
Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так как он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств»
Николай Николаевич Страхов (1828 — 1896) — русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889).
Дмитрий Иванович Писарев (1840 — 1868) — русский публицист и литературный критик, революционный демократ.
Валерий Яковлевич Кирпотин (1898 — 1997) — советский литературовед, критик, заслуженный деятель науки РСФСР (1969).
Владимир Владимирович Набоков (1899— 1977) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог
Домашнее задание
1. Письменная работа: прочитайте мнения критиков и литературоведов разных эпох об истоках преступления Раскольникова. Подтвердите или опровергните эти оценки.
2. Вторая часть романа. Основные события. Новые герои и их идеи. Второй круг событий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внешность в романе определена как красивая, но нервическая. Тёмные глаза, тёмно-русые волосы, рост выше среднего, тонок и строен.
«…я не человека убил, я принцип убил…эстетическая я вошь…да ещё скверней чем она…». Раскольникова волнует вопрос: «...вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?». «…осмелиться захотел…убил для себя…просто захотел…хотел узнать вошь я или человек…», «…есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой!», «…повинуйся дрожащая тварь, и – не желай, потому – не твоё это дело!.. О, ни за что, ни за что не прощу старушонке!», «Мать, сестра, как любил я их! Отчего я их теперь ненавижу?», «…оставьте меня одного! Я так решил, ещё прежде…». «…Преступление? Какое преступление?...то, что я убил гадкую, зловредную вошь…которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это преступление!». «…конечно, так и должно быть…»
Бедный студент, ведёт полунищенское существование. Его семья также очень бедна и не в состоянии помогать ему. Его образование не закончено, но не только из-за нехватки средств. Он мог бы найти деньги, подрабатывая уроками, как это делает его товарищ Разумихин. Раскольникова что-то заставляет сидеть в своей комнате, «похожей на гроб», целыми днями, ему что-то мешает жить как все, изыскивать средства, решать свои проблемы, устраивать свою жизнь. Одежда Раскольникова, похожая на рубище, позволяет увидеть эту отрешённость, причина которой кроется в нём самом.
Речь Раскольникова в основном монологична, в ней последовательно излагаются теоретические воззрения. Временами на смену монологу приходят краткие реплики как реакция на вопросы следователя. Наконец, композиция диалога осложнена внутренними монологами-размышлениями героя, стремительно оценивающего создавшуюся каждую минуту новую ситуацию, что придает диалогу в целом напряженность и драматизм.
«…В бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в течение полугода…» Спас пьяную девочку, преследуемую неким господином. Раскольников совершает преступление, убивает старуху и Лизавету топором, грабит квартиру. Раскольников во время пожара вынес из загоревшейся квартиры двух маленьких детей, был обожжен.
Герой прибывает на каторге в Сибири. В эпилоге рассказывается о сложных духовных испытаниях Раскольникова. В остроге он переоценивает свои действия и не находит в них ничего неправильного, в том числе, и в своей теории. Совесть его спокойна. Единственно, в чем он себя винит, это в явке с повинной. Тяжелая болезнь Раскольникова и увиденные им страшные грезы заставляют его по выздоровлении по-новому взглянуть на окружающий мир, и прежде всего на Соню. Раскольников боялся религиозных разговоров Сони, но он держал под подушкой Евангелие. Он думал, что искупит страдания Сони своей бесконечной любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова"
Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и ...
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"
Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...
Конспект урока для 6 класса "Человек и информация"
Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями....
Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"
Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....
Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"
Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....
Конспект урока биологии "Мочевыделительная система человека"
Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...