Разработка внеклассного мероприятия "День птиц"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Черепахина Нина Геннадьевна

Мероприятие расчитано на учащихся 5-7 классов.Способствует развитию любознательности, кругозора, речи, наблюдательности, интереса к народным традициям, воспитанию бережного отношения к птицам, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «День птиц»

Цели: 

1. Обобщить и расширить знания детей о птицах, познакомить с народными традициями встречи весны и перелётных птиц;

2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;


3. Воспитывать  бережное отношение к птицам.

Оборудование:

плакаты: "Птицы – наши друзья!", "Ребята, любите и охраняйте птиц!", иллюстрации, выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц", аудиозаписи голосов птиц, мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия

Учитель.

         Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись    холод,   мороз. Все мечтают о том, как тепло прогонит холод. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.

        Наступает весна, но робки и не уверенны бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд – закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорей растопить снег, прогнать зимний холод. Этот обряд справляли  22 марта, в день весеннего солнцеворота. Сегодня мы познакомимся с ним.

Ученики.

  1. Благослави, мати, зиму проважати,

             Зиму провожати, весну закликати.

             Пусть зима уходит впрок,

             Весну пустит на порог!

           

  1. Весна, весна, проснись со сна!

                            А ты, зима, ступай за моря,

                            Надоела ты нам и наскучила,

                            Наши рученьки приморозила.

  1. Нам, зима, ты надоела,

              И весь хлеб у нас поела,

              Все дрова у нас прожгла,

              С крыш солому унесла.

Учитель.        В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или                овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощения.

  1. Мороз – Красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся

Подобру – поздорову.

Учитель. 

                                                                                                                                      Люди верили, что мороз, наевшись хлеба и зерна до будущего года уйдёт в чужедальные края и уведёт с собой Зиму

   

  Ученик

                                                                                                                            Зима недаром злится –                 И всё засуетилось,

Прошла её пора.                        Всё нудит зиму вон.

Весна в окно стучится                И жаворонки в небе

И гонит со двора.                        Уж подняли трезвон.

                                                           (Ф. Тютчев)

Ведущий.                                                                                                                       Сначала о приближении весны мы догадываемся потому,  что день становится всё длиннее, температуры воздуха выше.  А ещё нам об это возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стра к себе домой.

                          - Каких птиц – вестников весны вы знаете?

                            (грачи, жаворонки, ласточки, кукушки

Ученик.           Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

                        В ярком золоте день утопает,

 И ручьи по оврагам шумят.

   Скоро гости к тебе соберутся

               Сколько гнезд понавьют, посмотри!

         Что за звуки, за песни польются

                                            День деньской от зари до зари.

Учитель.

Каждый год птицы приносят нам на своих крыльях весну. Они  – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Первыми к нам прилетают грачи. А вслед за грачами прилетают скворцы. Сначала прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

            С 1924 года  1 апреля         отмечается в нашей стране День птиц

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать. Поэтому мы с вами сейчас отгадаем загадки.

Отгадайте загадки о птицах.   (Демонстрация слайдов)                                                                                   1. Маленький мальчишка, в сером армячишке. По дворам шныряет, крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)                                        2.Встали братья на ходули, ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти. (Журавль)                                                                                      3.Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. И еще красней зимой, ярко-красный галстук мой. (Снегирь)                                                                                          4. Не король, а в короне , Не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, А время знает. (Петух)                                                                                                5.Спереди- шильце, сзади - вильце, сверху - синее суконце, снизу - белое полотенце. (Ласточка)                                                                                                            6. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)                                                                                                              7.Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду - чужим сбуду. (Кукушка)                                                                                                                        8.Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Филин)                                                                             9. На два, на три километра, поднимаюсь и кружу. С высоты огромной этой, даже мышь я разгляжу. (Орел)                                                                                                                         10.Это старый наш знакомый:

он живет на крыше дома - длинноногий, длинноносый. Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, за лягушками к болоту. (Аист)                                                                  11. Он верен морю, как матрос, предвестник бури… (Альбатрос)                                         12.Другой такой птицы вы не найдете - вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)                                                                                                                     13.Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

Учитель.

К сожалению, многие птицы находятся в настоящее время на грани уничтожения. Это многие хищные птицы, пеликаны, кавказский тетерев, черный аист, дрофа и многие другие.(Демонстрация слайдов) Как вы думаете, чем мы можем помочь  птицам?

(ответы детей: не разорять гнезда, развешивать скворечники и кормушки)

Ребята, а вы знаете, что птицы разговаривают друг с другом и с нами? Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.                                        (Звучат записи голосов птиц)

- Синь – синь! – посвистывает синица.

- Чи – чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

- Гра – гра! - представляется грач.

- Сквор – сквор! – поют скворцы.

- Ку –ку! Ку- ку! – зовёт кукушка.

Учитель:    Теперь вы должны с  помощью стрелок показать, кто как разговаривает.

Гуси             крякают

Соловьи      кричат

Журавли      гогочут

Утки            свистят

Вороны       ухают

Ласточки    воркуют

Голуби        каркают

Синицы      щебечут

Совы           пищат

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Учитель. Давайте поиграем. Конкурс знатоков. Кто из вас отгадает больше всего птиц, получит сегодня звание  и медаль «Знаток птиц».

1.У какой птицы самый длинный язык? (Дятел-15 см)

2.Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих хвостов? (Зимородок)

3.Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка)

4.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин) 

5. Какая птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)

6.Какая птица не умеет летать? (Страус)

7.У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез)

8.О какой птице говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (Павлин)

9.Каких птиц больше всего на свете? (Воробьев) 

10.Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков? (Беркут)

11.Какая птица поет хвостом? (Бекас)

12.Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова)

13.Птица, питающаяся падалью (Гриф)

14.Ползающие птицы? (Поползень) 

15.Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

16.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

17.Какая птица любит нырять в прорубь? (Оляпка)

18.Кто летает быстрее всех? (Стриж)

19.Кто летает дальше и выше всех? (Орел)

20.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики)

Учитель.

     22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме   пекли из теста птичек – жаворонков, мазали их мёдом. Дети выходили на улицу, поднимали вверх руки с птичками и пели специальные песенки – заклички. Давайте и мы возьмём своих жаворонков в ладони, будем поднимать их вверх и петь песенку – закличку.

                                              Заклички.

     

  1. Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите.

Принесите весну на своём хвосту,

На сохе, бороне, на овсяном снопе.

  1. Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму, а нам отдай весну!

Возьми себе сани, а нам отдай телегу!

Принесите весну тёплую,

Прогоните зиму холодную!

Учитель.     И весна будто откликалась на зов людей – становилось

                      теплее, пробуждалась жизнь на полях и лугах,

                     прорастала первая зелень, появлялись первоцветы.

             Сегодня мы отмечали день встречи весны и приближающийся праздник – День птиц.

Ученик.

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

Разработка внеклассного мероприятия "Праздник птиц"

Данная разработка позволяет: Расширить знания учащихся о птицах;Прививать любовь к природе, птицам;Расширять кругозор и словарный запас учащихся;Развивать творческие способности учащихся;Ра...

Разработка внеклассного мероприятия "День птиц"

Разработка представлена конкурсом в ходе которого можно проконтролировать знания учащихся о мире птиц, способствовать повышению интереса....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Помоги птицам зимой"

Материалы для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 7 классов. Игра по станциям....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День птиц"

  Телевизионные передачи дают нам, учителям, огромное поле деятельности для выбора формы внеклассных мероприятий. Мероприятие «День птиц» основано на правилах телевизионных игр, в разное в...

Конспект разработки внеклассного мероприятия «Экология. День птиц»

Конспект  внеклассного мероприятия предназначен для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с требованиями ФГОС....