сценарий экологического внеклассного мероприятия "Птицы - наши друзья"
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КВН
«Птицы – наши друзья»
Цель: познакомить учащихся с многообразием пернатых. Задачи: Образовательная: закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку; Развивающая: прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе; развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывающая: воспитывать аккуратность, упорство. Оформление и оборудование: Стенды «Птицы - наши друзья», «Птицы - нашего края»; картинки, фотографии, рисунки птиц; выставка кормушек; грамзапись «Голоса птиц»; картины художников о весне; крупа (пшено, греча, рис), листы бумаги; кроссворды. Участники: учащиеся 1-4 классов
Ведущий. Здравствуйте ребята. Ежегодно с 1925 года 7 апреля празднуется «День птиц». Разве можно представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц?! А сколько пользы приносят птицы человеку. Их весёлое пение, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу. Без птиц природа мертва. Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Я рада видеть вас всех на сегодняшней игре. Тема нашего КВНа – «Птицы – наши друзья!» Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Но вначале я хочу вам рассказать немного о красной книге. Много разных птиц и зверей истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили и клочка леса. Немало исчезло и растений. Наконец люди поняли, если не помочь природе, животные и растения будут продолжать гибнуть дальше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу.
Красный цвет книги – символизирует - стоп, остановись. Дальше так нельзя.
В Красную книгу уже записано – 295 видов животных, 312 видов птиц. Но записать, это не значит сохранить. Сохранять и заботиться должен человек.
Красная книга состоит из цветных страниц:
· Черные страницы – те звери которых мы больше не увидим.
· На красных - редкие, исчезающие виды.
· На желтых – животные, количество которых быстро снижается.
· На белых – те животные, численность которых всегда была невелика.
· На серых – те животные, которые до сих пор мало изучены.
· На зеленых – те животные, которых удалось сохранить.
Главная наша забота, чтобы не одно живое существо больше не попало на черные страницы.
Идея красной книги – спасти всех животных и растительный мир планеты.
Свой первый шаг во имя спасения птиц вы уже сделали смастерив кормушки для птиц. Теперь им будет легче перезимовать. Они с удовольствием будут обедать в столовых которые вы подготовили, главное не забывайте их кормить.
Наши участники сегодняшней игры – знатоки пернатых из 2 – 4 классов. И теперь я хочу представить команды. Итак, встречаем:
Команда 2 класса………………...
Команда 3 класса…………………
Команда 4 класса…………………
Ведущая. Для того, чтобы быть объективными за ходом игры будет следить жюри в составе ……( представление жюри) Каждая из команд должна представить себя, поэтому пришла пора объявить первый конкурс . Конкурс 1. Визитка «Давайте познакомимся» Представление команд (название- птица, девиз). Рассказ о своей птице (1 мин.)
Ведущая. Одним из чудес природы являются птицы. Кто еще может так долго парить в воздухе, преодолевать большие расстояния, радовать нас своими голосами Конкурс 2. Разминка. Проговорить скороговорку хором, быстро, выразительно, эмоционально.
- Дятел дерево долбит, день – деньской кору дробит.
- Три свиристели еле – еле свистели на еле.
- Галка села на палку, палка ударила галку.
Конкурс 3. «Объясни пословицу» Про птиц существует множество пословиц. Каждую пословицу можно расшифровать, понять ее смысл, ее значение для человека. Каждой команде по одной пословице, ваша задача расшифровать ее значение.
1 команда (2 класс) – «Всяк кулик свое болото хвалит».
2 команда ( 3 класс) – «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»
3 команда (4 класс) - «Слово не воробей вылетит не поймаешь.»
Ведущая. Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу, в парке нужно знать. Конкурс 4. «Найди лишнюю птицу» (каждая команда высказывает свою версию, почему она в данной группе лишняя)
Ворона, дятел, попугай, грач, сорока, скворец.
Ведущая. Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному. - Давайте послушаем голоса птиц. Закройте глаза. Представьте, что вы маленькая птичка. - Подумайте, о чем они поют? (грамзапись «Голоса птиц»)
Конкурс 5 «Птичьи разговоры» С помощью стрелок показать, кто как разговаривает.
Гуси крякают Вороны кричат Голуби гогочут Синицы свистят Совы воркуют Утки каркают Ласточки пищат Журавли ухают Соловьи щебечут
Конкурс 6. Отгадайте кроссворд «10 птиц». Задача участников – написать 10 названий птиц, которые начинаются с буквы «с». (Сова, сорока, страус, синица, скворец, снегирь, соловей, стрепет, свиристель, сизоворонка).
Ведущий: Пока ребята работают, я с болельщиками поиграю в игру «Птицы прилетели». Я называю птиц. Если вы услышите не название птицы, то можно хлопать или топать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. …………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны …………………..
Прилетели птицы:
Голуби, куницы, …………………..
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи. ……………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки. …………………….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. ……………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Ведущая. Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю,
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону,
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Обижать не стану я.
Конкурс 7. Собери картинку. Участникам предстоит собрать в течение 1 минуты картинку, состоящую из пазлов: сорока, аист, дятел
И пока наши участники выполняют задание, мы поиграем со зрителями- отгадаем загадки.
Загадки для болельщиков
1. Не король, а в короне, не гусар а при шпорах. На часы не смотрит, а время знает. (петух)
2. Спереди шильце, сзади вильце, сверху синие суконце, снизу белое полотенце. (ласточка)
3. Крылатый, горластый, красные ласты. (гусь)
4. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (филин)
5. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)
6. И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих. Мыши прячутся дрожа! Очень уж суровы филины и (совы) 7. Прилетает к нам с теплом. Путь, проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка) 8. Эта птица никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает (кукушка)
Ведущая. Теперь пришло время объявить 8 Конкурс- капитанов. Прошу капитанов команд подойти ко мне.
Белобокая сорока
Прилетела издалека
Не сказала где была, но зато она ребятки, очень хитрые загадки на хвосте нам принесла: Итак, капитаны, вперед!
1. Он в берете ярко-красном
В черной курточке атласной,
Он на дереве сидит
И стучит, стучит, стучит… (дятел)
2. Днем слепа, а ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот.(сова)
3. каждый год я к вам лечу,
зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
4. Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В поле ночует, коноплю ворует. (воробей)
5. Скажите мне какой чудак и днем и ночью носит фрак. (пингвин)
6. Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая. Известная персона, зовут ее … (ворона)
7. Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома. Длинноногий, длинношеей, длинноносый. Голоса нет. Летает на охоту за лягушками в болото. (аист)
8. Он серенький на вид, но песней знаменит. (Соловей)
музыкальная пауза песня « Кукушка»
Ведущая. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Следующий Конкурс 9 «Пословицы о птицах». Нужно соединить первую часть пословицы с другой. (каждая команда составляет по три пословицы)
• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ.
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
• СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
• ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
• ГЛУПА ТА ПТИЦА… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.
• ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
Ведущая: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела
наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы? Вы должны за 2 минуты составить названия птиц, используя данные буквы.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е Д (Аист, ястреб, стриж, цапля, )
Музыкальная пауза - «Танец маленьких утят»
Ведущая: Многие птицы прилетают очень рано, когда еще на полях лежит снег, а насекомые спрятались в щелях и под корой деревьев. Поэтому птицы испытывают голод. И заключительный Конкурс нашей игры называется «Подарок противнику».
Почти все птицы насекомоядные. Лучшим лакомствам для них будет какое-либо насекомое, которое вы должны приготовить на обед своему противнику из крупы (каждая команда выкладывает на листе бумаги насекомое: стрекозу, бабочку, жука, используя пшено, гречку, рис). А пока команды выполняют задание, жюри может подвести итоги нашей игры.
Подведение итогов, награждение
Ведущая: Молодцы ребята! Спасибо вам за активное участие в игре. А закончить игру я хочу словами М.Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Человеку – нужна Родина. А охранять природу, значит охранять Родину.
Не привыкайте к чудесам! Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам! Тянитесь к ним, тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Присматривайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам- Ничто не повторится! За мигом миг, за часом час Впадайте в удивление, Все будет так и все не так Через одно мгновение!
Сценарий разработала Герасимова Г.Н. педагог-организатор МБОУ «СОШ пос.Молодежный»
Данная разработка может использоваться и для учащихся 5-6классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....
Экологический КВН "Птицы - наши друзья"
Внеклассное мероприятие для 4 класса....
Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"
Сценарий игры «Наши пернатые друзья».7-8 классы Учитель биологии и экологии: Воротнева Наталья АндреевнаЦели:1. Обобщение биологических и экологических знаний по теме «Птицы.2. Воспитание экологическо...
Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"
Цель: Формирование познавательного интереса обучающихся и бережногоотношения к природе.Задачи: - Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках б...
Конспект экологического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Птицы наши друзья»
Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.Задачи:1. Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;2. Прививать любовь и бе...
Сценарий экологического праздника «Лес - наше богатство».
Цель: повышение экологической культуры обучающихся и воспитание у них ответственного отношения к лесам в интересах нынешнего и будущих поколений.Задачи:- формирование представлений о значении и пробле...
Экологическая игра-викторина "Наши пернатые друзья"
Экологическая игра-викторина "Наши пернатые друзья" для учащихся 3 классов...