Методическая разработка внеклассного мероприятия "День птиц"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Короткова Екатерина Николаевна

    Телевизионные передачи дают нам, учителям, огромное поле деятельности для выбора формы внеклассных мероприятий. Мероприятие «День птиц» основано на правилах телевизионных игр, в разное время выходивших на экраны телевизоров: «Звездный час», «Поле чудес» и «Счастливый случай».

   Данная познавательно-конкурсная игра предназначена для школьников 6-9 классов. Мероприятие предполагает одновременно и получение школьниками новой информации, а также закрепление уже имеющихся знаний.

   Подготовительная работа к этому мероприятию заключается в подготовке ведущего для подачи информационных справок, объявлении о проведении конкурса и рекомендации литературы для чтения. Учителю же для большей наглядности предлагается разработать презентацию, которую можно демонстрировать через систему компьютер-проектор по ходу игры.

   Мероприятие большое, поэтому предлагается провести его в один день в 2 этапа. Оно предполагает участие большого количества школьников, ведь участником игры может стать каждый. Но даже те, кто не стал участником игры, получат большой объем информации.

 

    Цель внеклассного мероприятия:

 - развитие познавательного интереса к природе родного края

 - формирование экологического мышления, необходимости бережного отношения к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

                                             

                                              Автор-составитель: учитель биологии Короткова

                                                                                Екатерина Николаевна

                                                                                Респ. Хакасия

                                                                                г. Сорск

                                                                                п.ст. Ербинская

                                                     

Введение:

    Телевизионные передачи дают нам, учителям, огромное поле деятельности для выбора формы внеклассных мероприятий. Мероприятие «День птиц» основано на правилах телевизионных игр, в разное время выходивших на экраны телевизоров: «Звездный час», «Поле чудес» и «Счастливый случай».

   Данная познавательно-конкурсная игра предназначена для школьников 6-9 классов. Мероприятие предполагает одновременно и получение школьниками новой информации, а также закрепление уже имеющихся знаний.

   Подготовительная работа к этому мероприятию заключается в подготовке ведущего для подачи информационных справок, объявлении о проведении конкурса и рекомендации литературы для чтения. Учителю же для большей наглядности предлагается разработать презентацию, которую можно демонстрировать через систему компьютер-проектор по ходу игры.

   Мероприятие большое, поэтому предлагается провести его в один день в 2 этапа. Оно предполагает участие большого количества школьников, ведь участником игры может стать каждый. Но даже те, кто не стал участником игры, получат большой объем информации.

    Цель внеклассного мероприятия:

 - развитие познавательного интереса к природе родного края

 - формирование экологического мышления, необходимости бережного отношения к природе.

Ход мероприятия :

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! 1 апреля ежегодно отмечается Международный День птиц. Вот так сказал о них Николай Сладков:

 « Птицы – это  песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Голоса их слышны днем и ночью.

Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – это тайна и красота.

Птицы – это друзья нашего детства»

 И, действительно птицы – многогранная группа животных. В настоящее время на территории СНГ обитает 798 видов птиц, из них почти половина – 315 видов – в Хакасии. К сожалению, 123 вида занесены в Красную книгу России, в Красную книгу Хакасии – 79 видов.

    Сегодняшний день мы посвятим птицам Хакасии. Хочется, чтобы вы как можно больше узнали о них , ведь недаром говорят « Чтобы понять природу – нужно ее узнать. А узнав, не только ее поймешь, но и непременно полюбишь».

1 этап

                                             ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

 ОТБОР УЧАСТНИКОВ ДЛЯ ИГРЫ ( 6 человек)

  1. Если мне на место «а» мягкий знак дадите сразу сорную трау в птицу превратите ( лебеда – лебедь)
  2. Весной прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий и строят новые гнезда. В них они приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. В этих растениях много химически активных веществ – фитонцидов. Зачем скворцы приносят в гнездо эти растения? ( от пухоедов, клещей, обитающих в гнезде и перьевом покрове птиц)
  3. Как превратить дрова в самую крупную птицу степей и полупустынь, занесенную в Красную книгу Хакасии? ( дрова – дрофа)
  4. Как небольшую гору с округлой вершиной превратить в хищную птицу, питающуюся рыбой, также занесенную в Красную книгу ( сопка – скопа)
  5. Какая небольшая птица ( самец) на току как бы произносит « спать пора» ( перепел)
  6. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю, ни на ветки?

1 ТУР

6 участников занимают место за столами, на которых лежат карточки с цифрами 0,1,2,3,4. На экран выводятся фотографии и названия птиц:

1. иволга 2. воробей 3. синица  4. соловей

Вам будет предложено 6 вопросов, нужно поднять карточку с цифрой, которой обозначен верный ответ.

  1. Какой птице поставлен памятник в США за спасение урожая сахарного тростника от повреждения насекомыми  ( 2 )
  2. Какая птица поет перед грозой, издавая звуки, напоминающие игру на флейте ( 1 )
  3. Птица – кратковременная гостья, прилетает одной из последних – в мае и улетает в августе ( 1 )
  4. О каой птице идет речь?

« Где березняк рябой и редкий, где тает дымка лозняка

Он, серенький, сидит на ветке и держит в клюве червяка.

Но это он – простой, невзрачный, озябший ночью от росы

Заворожит поселок дачный у пригородной полосы» ( 4 )

  1. Добывая себе корм зимой, эти птицы на деревьях добираются до самых тонких веточек, повисают на них, если надо, даже вниз головой ( 3 )
  2. Какая из этих птиц кормит птенцов своей отрыжкой? ( 0 )

Подводятся итоги. В следующий тур выходят 3 участника.

2 ТУР  

В коробке карточки с буквами, вынимаем наугад 10 карточек.

ЗАДАНИЕ:

За 2 минуты из этих букв нужно составить слова по теме « Птицы и их охрана». Чем длиннее слово, тем лучше. Выбывает участник, составивший самое короткое слово.

3 ТУР

                                                2 участника

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА-ЗАГАДКА:

Эта птичка стала спутником человека, почти таким же, как воробьи и синицы. Она – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых-вредителей. Это очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песенку. ( Трясогузка)

ЗАДАНИЕ: Составить как можно больше существительных единственного числа из слова  ТРЯСОГУЗКА за 2 минуты. ( груз, ток, сок, грот, ряска, тряска, горка, роса, трос, рост, гора, коза, трус, сук, сор, ряса, тоска и т.д.). Затем участники по очереди называют свои слова, кто называет последнее слово, тот победитель.

2 этап

ПОЛЕ ЧУДЕС

ОТБОР УЧАСТНИКОВ ДЛЯ ФИНАЛА ИГРЫ:

Читая стихи и прозу, довольно часто даже у признанных литературных корифеев можно обнаружить некоторые биологические ошибки и неточности. Вот эти ошибки вам сейчас необходимо найти.

1. А.Н.Плещеев  Травка зеленеет, солнышко блестит

                              Ласточка с весною в сени к нам летит.

                              Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

                              Что из стран далеких принесла с собой.

                              ( ласточки – насекомоядные птицы)

2. С.Есенин  Выткался над озером алый цвет зари

                       На бору со звонами плачут глухари,

                       Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

                       Только мне не плачется, на душе светло.

              ( гнездо – корзинка из стеблей и листьев травы, которое искусно подвешивается в ветвях деревьев)

  1. В.А.Жуковский  Где же ты птичка, где ты певичка?

                                  В дальнем краю гнездышко вьешь ты,

                                  Там и поешь ты песню свою.

                    ( улетевшие птицы в теплых краях гнезд не вьют)

3 участника

На доске клетки, в которых зашифровано слово – название птицы

 ---

ЗАДАНИЕ: Эта редкая хищная птица гнездится на крупных деревьях или скалах и строит самые крупные гнезда среди хищных птиц – до 2-х метров в поперечнике, которое служит им всю жизнь.

( Подсказки: 1. Этих птиц еще называют морскими орлами.

                       2. Свое название получили за то, что у взрослых особей хвост белого цвета)          1 победитель.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:

Орлан-белохвост – редкий пролетный вид. На территории Хакасии отмечается на весеннем и осеннем пролете, иногда летом. В прошлом гнездилась на территории республики. Эта крупная хищная птица населяет различные ландшафты, предпочитая места, расположенные вблизи водоемов. Выкармливают птенцов орланы животной пищей: рыбой, птицами и небольшими зверями. Занесен в Красную книгу России и Хакасии.

        СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

(игра между победителями игр « Звездный час» и « Поле чудес»)

Гейм « Дальше и дальше»

ЗАДАНИЕ:  участникам по очереди в быстром темпе задаются 20 вопросов. Если не знает ответ,говорит «дальше». Участник, давший большее количество правильных ответов объявляется

« ЗНАТОКОМ ПТИЦ РОДНОГО КРАЯ»

1-участник:

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми ( грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой ( клесты)

3. Какая будет погода, если ласточки летают низко над землей? ( дождь )

  1. Кто дважды родится, а один раз умирает? (птица)
  2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( куриные)
  3. Какая птица к зиме белеет? ( куропатка)
  4. У какой птицы самый длинный язык? ( дятел )
  5. Птица – сплетница. ( сорока )
  6. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? ( стрижи)
  7. Птица, выполняющая услуги почты ( голубь)
  8. Какую птицу называют лесной кошкой ? ( иволга )
  9. Какие птицы могут лазать по стволу головой вниз? ( поползень)
  10. Как называется самый маленький журавль? ( красавка )
  11. Кто кукует у кукушки самец или самка ? ( самец )
  12. Эти орлы получили свое название за то, что часто вьют гнезда на могильных курганах? ( орлы-могильники)
  13. Какая птица может бегать под водой в поисках водных насекомых? (оляпка)
  14. У каких птиц  самцы красные, а самки зеленоватые? ( клесты )
  15. Какие птицы устраивают танцы на болотах? ( журавли )
  16. Какие птицы роют  норы для гнезд? ( береговые ласточки, стрижи)
  17. Домик для птиц, сделанный человеком? ( скворечник )

2-й участник:

  1. Какая певчая птица – хищник? ( сорокопут )
  2. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? ( у хищных )
  3. Птица – прорицатель судьбы ( кукушка )
  4. Когда температура воробья ниже зимой или летом? ( постоянная)
  5. Какая будет погода, если ласточки летают высоко? ( без дождя )
  6. Назвать  3 вида ласточек ( городская, деревенская, береговая )
  7. Розовая птица ( фламинго )
  8. Самая « глазастая» птица ( сова )
  9. Назовите « глухую « птицу ( глухарь )
  10. У каких птиц самые большие гнезда? ( у хищных)
  11. Как иначе называется белый журавль? ( стерх )
  12. Птица – лесная флейта или лесная кошка ( иволга )
  13. Единственный пернатый хищник, который питается только рыбой?

    ( скопа )

14.Какие птицы хвалят свое болото? ( кулики )

15.Какая птица быстрее всех летает? ( стриж )

16.Птенцы какой птицы не знают соей матери? ( кукушки )

17.Птицы – символ верности ( журавли )

18.Птица на гербе России ( орел )

19.Днем спит, ночью летает, мышей пугает ( сова )

20. Территория, на которой запрещена хоз.деятельность человека

    ( заповедник)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕНЬ ПТИЦ

Слайд 8

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Слайд 14

ТРЯСОГУЗКА

Слайд 15

ПОЛЕ ЧУДЕС

Слайд 16

ОРЛАН - БЕЛОХВОСТ

Слайд 17

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Слайд 18

МОЛОДЦЫ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Помоги птицам зимой"

Материалы для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 7 классов. Игра по станциям....

Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».

Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель:  расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...

Методическая разработка "Акция покормите птиц зимой"

Разработка "Акция покормите птиц зимой" проведена в  творческом объединении дополнительного образования для детей. Цель акции привлечь внимание к проблеме зимующих птиц....

Методическая разработка по теме: "ПТИЦЫ ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ."

Данная презентация предназначена для использования на уроках  "речевая практика" и" мир природы и человека"...