Конспект открытого занятия "Русские богатыри"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Занятие направлено на углубление знаний в области национальной культуры, воспитание патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Русские богатыри" | 149.75 КБ |
Презентация к занятию "Русские богатыри" | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»
Открытое занятие
(возраст воспитанников 12-16 лет)
Подготовила:
Воспитатель группы № 1
Ткач Н.Ю.
Рязань, 2017 г.
Программное содержание:
1. Вызвать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;
2. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций, картин художников;
3. Предоставить элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества;
4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги); названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук);
5. Развивать познавательную и творческую активность, вызвать положительные эмоции и чувства в процессе познания;
6. Дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа;
7. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков;
8. Развивать волевые качества личности, способствовать концентрировать свои силы в экстремальной ситуации, умение честно побеждать и достойно проигрывать;
9. Способствовать проявлению индивидуальности каждого воспитанника.
Оборудование и инвентарь:
1) 2 стола, 2 стула;
2) 2 конверта с 10 карточками в каждом с пословицами; 2 пиджака, 2 шарфа, 2 корзины, 12 кеглей, 6 карандашей с привязанной верёвкой и предметом.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, какое сегодня число?(Ответы детей) Правильно, значит, завтра вся наша страна будет отмечать праздник…….(Ответы детей) А скажите, что это за праздник? Что или кого мы вспоминаем в этот день, чествуем?(Ответы детей) Да, ребята, это праздник силы и мужества, День защитников Отечества! А как вы думаете, кто такие защитники? И какое Отечество они защищают? Почему они это делают?
Я предлагаю сегодня вам совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь? (дети высказывают свои предположения) Правильно, сегодня тема нашего занятия «Русские богатыри»
Богатырь – это человек очень большой силы, мужества, стойкости, отваги и, конечно, ума. (Слайд 1) Ведь в бою всегда требовалась смекалка, помимо физической силы. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей.В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
- Ребята, а каких богатырей вы знаете? (ответы детей) Из каких источников мы можем узнать о них? (ответы детей)
- из фильмов, мультфильмов (Слайд 2)
Все вы, наверное, смотрели мультфильмы про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыню Никитича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника. Конечно же, эти мультфильмы адаптированы под наше с вами понимание, под то время, в котором мы живем, однако в них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах.
- из художественных произведений искусства (картина Васнецова «Три богатыря») (Слайд 3)
Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».
Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва
художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи. Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (шлем, кольчуга, рубаха, сапоги) А каким оружием пользовались они в бою? (палица, копьё, щит, меч, булава, лук) И, конечно же, конь для богатыря был не просто средством передвижения, конь был другом, соратником в бою, к нему относились как к человеку.
- из произведений устного народного творчества (рассказы, сказки, былины)
- Ребята, а что такое былина? И в чем ее отличие от сказки? Былина от слова «было». А сказка – это, как правило, выдумка. Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее, все события подлинны. Рукописные книги писали летописцы и некоторые книги сохранились до наших дней. Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет. А как былины рассказывались в эти древние времена, кто-нибудь знает? Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины. Былины было принято рассказывать, играя мелодию на гуслях. (Слайд 4)
Физминутка «Засиделись мы, братцы»
- Ребята, а что ещё в современном обществе напоминает нам о славных витязях? (ответы детей)
- памятники, установленные в разных городах России;
- Идет время, бежит, ни на минуту не останавливается. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей. Благодарный народ установил этим героям во многих городах России памятники, вот некоторые из них, которые находятся в Рязанской области:
- Памятник Добрыне Никитичу в п. Шилово Рязанской области (Слайд 5)
- Памятник Евпатию Коловрату в п.Шилово Рязанской области (Слайд 6)
- Богатыри при въезде в парк «В некотором царстве» Солотча, Рязанская область (Слайд 7)
- Памятник Евпатию Коловрату в г.Рязани (Слайд 8)
- Ребята, вы узнали памятник? Где он находится? Что вы знаете об этом человеке?(после ответов детей рассказать краткие исторические сведения о Евпатии Коловрате)
Единственным дошедшим до нас источником сведений о нем является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Современный вариант этого произведения сложился, как считают исследователи, в конце XIV - начале XV
веков. Между тем, ее основой являются летописные хроники, созданные в XIII веке, непосредственно после монгольского нашествия на Русь в 1237 году.
Согласно данным повести, Евпатий Коловрат был боярином и воеводой, состоявшим на службе у тогдашнего рязанского князя Юрия Игоревича.
После того как осенью 1237 г. войска хана Батыя подошли к границам рязанских земель, князь Юрий выслал свои посольства в Чернигов и Владимир, чтобы просить их правителей о помощи.
Евпатий Коловрат вместе с княжеским племянником прибыл к Черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу. Летописный источник указывает, что Михаил Черниговский не захотел помогать рязанцам, поскольку те в свое время отказались выставить свои дружины против монголов в сражении на Калке (1223 г).
Не добившись желаемой подмоги, посольство вынуждено было тронуться назад с пустыми руками. Возвратившись домой, они увидели картину страшного разорения. Рязань пала в ночь с 20 на 21 декабря 1237 года после пяти дней осады. Победители ворвались за крепостные стены и устроили в городе кровавую резню, в которой погибло большинство жителей.
Как свидетельствует неизвестный автор Повести, Евпатий Коловрат незамедлительно принялся собирать дружину. С отрядом, насчитывающим 1700 человек из числа тех, кого не оказалось в городе на момент осады, он бросился в погоню и настиг арьергард войска Батыя неподалеку от Суздаля. Тяжеловооруженные русские конники в ближнем бою имели несомненное преимущество над легкой кавалерией монгол. Отряды хана Батыя понесли значительные потери, но силы сторон были слишком неравны, чтобы русские могли всерьез рассчитывать на выигрыш в этом сражении.
Они и не рассчитывали. Те, кто шел на верную смерть вслед за Евпатием, которого в некоторых вариантах Повести окрестили Неистовым, вряд ли думали о победе. Их целью была месть за погибших родичей и разорение, учиненное захватчиками.
Несмотря на многократное превосходство в численности, кочевникам пришлось пустить в ход метательные орудия (так называемые «пороки»), чтобы остановить продвижение отряда к ставке Батыя. В конце концов, и сам Коловрат, и большинство ратников из его дружины были уничтожены.
Воинская доблесть русских произвела на Батыя колоссальное впечатление. Он был так восхищен их мужеством, что распорядился беспрепятственно отпустить немногих оставшихся в живых членов отряда, и велел вернуть им тело погибшего командира.
По некоторым данным, Евпатий Коловрат был с почестями захоронен в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Так ли это на самом деле, неизвестно. Историки не располагают достоверными сведениями о месте его захоронения.
Но это и не имеет большого значения, ведь имя Евпатия Коловрата – легендарного витязя земли Русской, навсегда останется жить в памяти народа. А теперь я предлагаю вам, ребята, посмотреть небольшой музыкальный клип об этом богатыре земли Рязанской. (Демонстрация музыкального клипа)
- Понравился вам музыкальный клип? Что особенно привлекло ваше внимание? Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось вам более всего?
- Всё может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом (Слайд 9), напоить чистой водой (Слайд 10), удивить своей красотой (Слайд 11), и только защитить сама себя она не может…Поэтому, оставили богатыри завет вам , своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
- А сейчас мы приглашаем наших ребят, будущих защитников Отечества принять участие в «Турнире богатырей» (Слайд 12) В наших конкурсах они должны проявить свою сообразительность, находчивость, выносливость, дисциплину, силу - все те качества, без которых мужчина не может быть настоящим солдатом, готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества.
Мы вам устроим испытанье,
И проведём соревнованье,
Где сила, ловкость и успех
Богатырей покажут всех!
1.Конкурс "Самый умный"
2 конверта, 20 карточек. В конкурсе вся команда. Команда получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти — начало пословиц, на остальных — конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?
Первый конверт Второй конверт
1. За битого двух небитых дают, 1. Беспечный пьет воду,
2. хоть вовсе брось! 2. не поле перейти.
3. Корень учения горек, 3. Не изведав горького,
4. товарища нет. 4. а внимание.
5. Готовь сани летом, 5. Весна красна цветами,
6. да не берут. 6. а заботливый — мед.
7. Авось и небось — 7. Век прожить —
8. зато плод его сладок. 8. не узнаешь сладкого.
9. На вкус, на цвет 9. Дорог не подарок,
10. а телегу зимой. 10. а осень — снопам
2.Конкурс «Самый ловкий»
От каждой команды выбирается по одному человеку. Левую руку привязывают к туловищу. Участвующий должен при помощи одной правой руки вывернуть пиджак, одеть на себя и застегнуть пуговицы.
3.Конкурс «Командная сила»
Определяется две пары участников. Каждой паре связывают между собой две ноги (игроки стоят плечом к плечу, связывают правую ногу одного с левой ногой другого).По команде каждая пара должна перенести все предметы по очереди в свою корзину.
4.Конкурс «Самый быстрый»
Выбирают по одному человеку от команды. Каждому дают по карандашу к которому привязан какой-либо предмет. По команде каждый играющий, накручивая верёвку на карандаш, должен подтянуть к себе этот предмет (держаться можно только за карандаш!)
5.Конкурс «Самый сильный»
Участвует вся каждая команда. Каждый член команды отжимается от пола, количество суммируется, побеждает команда, набравшая большее количество отжиманий.
Ну, что же, вот и подошёл к концу наш турнир богатырей! Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества! Надеемся, что наша Родина найдет в вашем лице доблестных защитников!
Что же, как я посмотрю,
Есть простор богатырю!
Есть и сила, и здоровье
В нашем поколении –
Значит мы с богатырями
Входим в наш миллениум,
Значит, есть кому Россию
Защищать и охранять.
Ну, а мы хотим
Здоровья вам и счастья пожелать!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович « Богатыри ». Виктор Васнецов. 1881—1898.
«Баян» Виктор Васнецов, 1910 год Легендарный русский сказитель в окружении в окружении витязей, слушающих его песнь.
Памятник Добрыне Никитичу в п.Шилово Рязанской области
Евпатий Коловрат П.Шилово Рязанской области
Богатыри при въезде в парк «В некотором царстве» Солотча, Рязанская область
Памятник Евпатию Коловрату г.Рязань
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».
Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:· формирование личности способной к творческой деятельности;·...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
Конспект открытого урока на День открытых дверей
Тем урка "ГТО - путь к здоровью"...