Северная композиция
методическая разработка (5 класс) на тему

Светлана Петровна Белова

Ознакомление учащихся с историей возникновения культуры разных народов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_23_severnaya_kompozitsiya.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 23

Тема раздела: Изготовление композиции. Декоративный дизайн из различных материалов.

Тема урока: Северная композиция

Цели урока: дидактическая - ознакомление учащихся с историей возникновения культуры разных народов; формирование понятий: аппликация, творчество; предметных умений: определение отличительных признаков лицевой и изнаночной сторон. 

образовательная – формирование представлений о природных ресурсах, навыков исследовательской работы.

развивающая формирование представлений о материалах (эстетическом, утилитарном) в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды); понимание значения труда людей, занятых в сельском хозяйстве, развивать  способность к обобщению и классификации;

воспитательная – формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация).

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная и групповая.         

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать: - использование разнообразного материала в изделии. Уметь: - определять лицевую и изнаночную стороны ткани.- выполнять сравнительный анализ окраски ткани.

Личностные: Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование.

Метапредметные: Коммуникативные: коррекция высказанных мнений. Определение   целей. Контроль, оценка действий и коррекция  их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению.  Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.

Регулятивные: Целепологание, планирование, прогнозирование.  Контроль. Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают,  сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция.

Познавательные: Формирование познавательной цели, Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.  Понимать на слух ответы учащихся.  

Средства обучения: Компьютер, медиапроектор, экран, презентация.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодейст-вия

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Настрой  на продуктивную работу в ходе занятия.

Добро пожаловать!

Посмотрите на своё рабочее место. Оцените себя, готовы ли вы к занятию?

Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний.

Фронтальная работа

Полная готовность учащихся и оборудования, быстрое включение в деловой ритм 

2. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный Проблемное объяснение нового знания  (сопровождается  презентацией). Мотивация учебной деятельности.

У каждого народа есть свои традиции и своя культура.

Культура – это умение создавать ценности и жить в соответствии с ними. Это всё, что создано человеком: язык, жилище и одежда, орнамент и изображения, предания, песни и многое другое.

Культура – это способ понимания и представления мира, в котором человек живет.

     Важно помнить, что каждый народ имеет свою культуру, в ней заключена основа народного своеобразия. Через культуру до нас доходит то, что ценили древние народы.                                                                               

      Говоря о культуре коренных народов Ямальского Севера, надо знать, что является  у них основными ценностями.

Основные ценности те, которые человек усваивает с молоком матери. Когда он вырастает, он чаще всего не осознает эти ценности как главные для себя. Но они уже находятся в самых глубинах памяти и незаметно направляют человеческую жизнь. Тогда мы видим своеобразие поведения, образа жизни, слышим удивительные для нас песни, легенды и сказки и говорим, что перед нами особый народ со своей культурой.

Основными ценностями коренных народов Ямала являются

  • Природа, составляющая угодья и влияющая на жизнь;
  • Предметы и животные;
  • Одежда;
  • Род и семья;
  • Язык;
  • Традиции предков.                                                                                                      

У северных народов в старину говорили, что чум и всё, что в нем есть (рукоделие, песни, доброе слово), делают семью богатой. Воспитание детей начинается примерно, с 2,3 лет, чтобы они были способны вынести огромные нагрузки Севера, суровость климата.

      С раннего возраста мальчики получают нож и учатся работать топором и другими простыми инструментами. Девочек же приучают к шитью сначала деревянной игрушечной иглой, а когда девочка становится старше, ей дают сукно, обрезки меха, ленты, бисер и тогда появляются необычные авторские работы для кукольного гардероба.

     Рукодельницы на Ямале пользуются большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая и теплая одежда в условиях Севера очень, нужна человеку. Например, в сказках  ханты говорится: «Богатырь гордится, если у него есть рукодельница – дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено.  Шва не видно, и от иглы следа нет». Умение шить считается самым важным занятием для женщины.

       На Севере поэты и чтецы с большой любовью говорят о женщине, воспевая работу, созданную ее руками, которая украшает своим трудом землю,  принося славу родному краю.                                                                                                                                                  

Активизируют познавательную деятельность, чтение стих-я  В. Ледков  «Моя тундра».                  

Ты еще не видел чуда – В нашей тундре не был?

Видишь – сопки, словно чумы, Подпирают небо?

А по небу.  К океану,

Подчиняясь урагану, Мчатся тучи – тени.

И взлетают в жгучей пене Волны как олени.

Но не думай, но не думай Край мой вовсе не угрюмый.

Чтение стих-я  

«Если жилы запоют»

Опять, как будто струны в поздний час. Оленьи жилы в чуме зазвучали.

Недаром мастерицами у нас. Зовут издревле ненок на Ямале. Умелая рука под звон пурги. Почти не останавливают бега;

Тягучи будут жилы и легки, Нежнее свежевыпавшего снега.

Я знаю: это вдохновеньем рук. Ковер весенней тундры создается,

Орнамент, вышитый с таким душевным жаром,

Он не забудется, вовек не станет старым

Фронтальная и индивидуальная, работа

Познавательные: находят решение поставленных учебных задач

Коммуникативные:

аргументировано оценивают работу товарищей.

3. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять подтянись и ты опять,

Вправо, влево повернись,  отдохнул? Теперь садись.

Выполняют движения

4. Творческая, практическая деятельность

Практический

Практическая деятельность учащихся,

Консультирует, направляет деятельность учащихся, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Изготовление любого изделия занимает много времени, но сегодня на нашем занятии мы с рукодельницами покажем, как можно выполнить небольшую композицию на северную тему в виде аппликации. Наши мастерицы заранее приготовили шаблоны и украшения для композиции. Поэтапное выполнение данного изделия, мы просмотрим сначала на презентации

Поэтапное выполнение композиции

Аппликация «Северная композиция»

  1. Образец аппликации.
  2. Шаблон композиции.
  3. Шаблон узора.
  4. Образец трафарета.
  5. Выполнение рисунка.

6.Наклеивание элементов композиции

Выполнение творческой композиции.

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: различают свойства материала, сравнение

Личностные: осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей.

5. Итоги занятия, самооценка результатов.

Рефлексия.

Беседа в форме опрос – ответ. Выставка работ учащихся.

Наши мастерицы завершили свои работы, и они нам расскажут о своем изделии и его названии 

Некоторые ученые считают, что северные народы, особенно издревле живущие в Ямало – Ненецком и Ханты – Мансийском округах, одни из самых последних на Земле, кто еще сохраняет непосредственную связь с природой. Природа для них высшая ценность, о которой они узнают не по радио и телевидению, а из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют ее беречь и мудро ею пользоваться.

- Молодцы! Спасибо вам за хорошую  продуктивную работу на занятии.

Рассказ о своем изготовленном изделии. Выражают свои эмоции. Достигают цели, поставленной вначале занятия. Чтение стихо-я

«Кем я буду»

Не могу поверить чуду: я не в первом – пятом!

Надо думать, Кем я буду.

Я взрослею С каждым днем, А за мной и целый класс Взволновался тоже: Кто получится из нас.

Взрослых – взрослых? Кто же? Кем мы станем – Не пустяк. Наконец решили так: Кто – то станет балериной,

Агрономом, мотористом,

Рыбаком и машинистом.

Только я одна, хоть плачь, Все еще не знаю,

Кем я вырасту! Ведь в одно и тоже время

Быть хочу я сразу всеми.

Индивид. работа

Познавательные: делают вывод

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).

Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учи...

Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция

1.    знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...