Северная композиция
методическая разработка (5 класс) на тему
Ознакомление учащихся с историей возникновения культуры разных народов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_23_severnaya_kompozitsiya.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 23
Тема раздела: Изготовление композиции. Декоративный дизайн из различных материалов.
Тема урока: Северная композиция
Цели урока: дидактическая - ознакомление учащихся с историей возникновения культуры разных народов; формирование понятий: аппликация, творчество; предметных умений: определение отличительных признаков лицевой и изнаночной сторон.
образовательная – формирование представлений о природных ресурсах, навыков исследовательской работы.
развивающая – формирование представлений о материалах (эстетическом, утилитарном) в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды); понимание значения труда людей, занятых в сельском хозяйстве, развивать способность к обобщению и классификации;
воспитательная – формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация).
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная и групповая.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Знать: - использование разнообразного материала в изделии. Уметь: - определять лицевую и изнаночную стороны ткани.- выполнять сравнительный анализ окраски ткани.
Личностные: Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование.
Метапредметные: Коммуникативные: коррекция высказанных мнений. Определение целей. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.
Регулятивные: Целепологание, планирование, прогнозирование. Контроль. Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция.
Познавательные: Формирование познавательной цели, Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся.
Средства обучения: Компьютер, медиапроектор, экран, презентация.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодейст-вия | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы | Настрой на продуктивную работу в ходе занятия. Добро пожаловать! Посмотрите на своё рабочее место. Оцените себя, готовы ли вы к занятию? | Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний. | Фронтальная работа | Полная готовность учащихся и оборудования, быстрое включение в деловой ритм |
2. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный Проблемное объяснение нового знания (сопровождается презентацией). Мотивация учебной деятельности. | У каждого народа есть свои традиции и своя культура. Культура – это умение создавать ценности и жить в соответствии с ними. Это всё, что создано человеком: язык, жилище и одежда, орнамент и изображения, предания, песни и многое другое. Культура – это способ понимания и представления мира, в котором человек живет. Важно помнить, что каждый народ имеет свою культуру, в ней заключена основа народного своеобразия. Через культуру до нас доходит то, что ценили древние народы. Говоря о культуре коренных народов Ямальского Севера, надо знать, что является у них основными ценностями. Основные ценности те, которые человек усваивает с молоком матери. Когда он вырастает, он чаще всего не осознает эти ценности как главные для себя. Но они уже находятся в самых глубинах памяти и незаметно направляют человеческую жизнь. Тогда мы видим своеобразие поведения, образа жизни, слышим удивительные для нас песни, легенды и сказки и говорим, что перед нами особый народ со своей культурой. Основными ценностями коренных народов Ямала являются
У северных народов в старину говорили, что чум и всё, что в нем есть (рукоделие, песни, доброе слово), делают семью богатой. Воспитание детей начинается примерно, с 2,3 лет, чтобы они были способны вынести огромные нагрузки Севера, суровость климата. С раннего возраста мальчики получают нож и учатся работать топором и другими простыми инструментами. Девочек же приучают к шитью сначала деревянной игрушечной иглой, а когда девочка становится старше, ей дают сукно, обрезки меха, ленты, бисер и тогда появляются необычные авторские работы для кукольного гардероба. Рукодельницы на Ямале пользуются большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая и теплая одежда в условиях Севера очень, нужна человеку. Например, в сказках ханты говорится: «Богатырь гордится, если у него есть рукодельница – дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет». Умение шить считается самым важным занятием для женщины. На Севере поэты и чтецы с большой любовью говорят о женщине, воспевая работу, созданную ее руками, которая украшает своим трудом землю, принося славу родному краю. | Активизируют познавательную деятельность, чтение стих-я В. Ледков «Моя тундра». Ты еще не видел чуда – В нашей тундре не был? Видишь – сопки, словно чумы, Подпирают небо? А по небу. К океану, Подчиняясь урагану, Мчатся тучи – тени. И взлетают в жгучей пене Волны как олени. Но не думай, но не думай Край мой вовсе не угрюмый. Чтение стих-я «Если жилы запоют» Опять, как будто струны в поздний час. Оленьи жилы в чуме зазвучали. Недаром мастерицами у нас. Зовут издревле ненок на Ямале. Умелая рука под звон пурги. Почти не останавливают бега; Тягучи будут жилы и легки, Нежнее свежевыпавшего снега. Я знаю: это вдохновеньем рук. Ковер весенней тундры создается, Орнамент, вышитый с таким душевным жаром, Он не забудется, вовек не станет старым | Фронтальная и индивидуальная, работа | Познавательные: находят решение поставленных учебных задач Коммуникативные: аргументировано оценивают работу товарищей. |
3. Физминутка | Раз, два, три, четыре, пять подтянись и ты опять, Вправо, влево повернись, отдохнул? Теперь садись. | Выполняют движения | |||
4. Творческая, практическая деятельность | Практический | Практическая деятельность учащихся, Консультирует, направляет деятельность учащихся, следит за соблюдением правил техники безопасности. Изготовление любого изделия занимает много времени, но сегодня на нашем занятии мы с рукодельницами покажем, как можно выполнить небольшую композицию на северную тему в виде аппликации. Наши мастерицы заранее приготовили шаблоны и украшения для композиции. Поэтапное выполнение данного изделия, мы просмотрим сначала на презентации Поэтапное выполнение композиции Аппликация «Северная композиция»
6.Наклеивание элементов композиции | Выполнение творческой композиции. | Фронтальная и индивидуальная работа | Познавательные: различают свойства материала, сравнение Личностные: осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей. |
5. Итоги занятия, самооценка результатов. Рефлексия. | Беседа в форме опрос – ответ. Выставка работ учащихся. | Наши мастерицы завершили свои работы, и они нам расскажут о своем изделии и его названии Некоторые ученые считают, что северные народы, особенно издревле живущие в Ямало – Ненецком и Ханты – Мансийском округах, одни из самых последних на Земле, кто еще сохраняет непосредственную связь с природой. Природа для них высшая ценность, о которой они узнают не по радио и телевидению, а из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют ее беречь и мудро ею пользоваться. - Молодцы! Спасибо вам за хорошую продуктивную работу на занятии. | Рассказ о своем изготовленном изделии. Выражают свои эмоции. Достигают цели, поставленной вначале занятия. Чтение стихо-я «Кем я буду» Не могу поверить чуду: я не в первом – пятом! Надо думать, Кем я буду. Я взрослею С каждым днем, А за мной и целый класс Взволновался тоже: Кто получится из нас. Взрослых – взрослых? Кто же? Кем мы станем – Не пустяк. Наконец решили так: Кто – то станет балериной, Агрономом, мотористом, Рыбаком и машинистом. Только я одна, хоть плачь, Все еще не знаю, Кем я вырасту! Ведь в одно и тоже время Быть хочу я сразу всеми. | Индивид. работа | Познавательные: делают вывод Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).
Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учи...
Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция
1. знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...
Разработка урока по страноведению в 5 классе "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия"
Урок--исследовательский проектТехнологии: проектная, критического мышления, ИКТ...
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Главные объекты природного и культурного наследия Северной Америки. Урок закрепления и обобщения знаний по теме Северная Америка
Итоговый урок по теме "Северная Америка"...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.
Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...