Наше Лукоморье о времени и о себе. Статья о внеклассной работе учителя.
статья на тему
В методической статье осмысляется роль и значение творческого начала в жизни школы и каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashe_lukomore_o_vremeni_i_o_sebe.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот он - мой - информации век,
Что наполнил жизнь ремеслом:
Появился "комп", "интернет",
Резковатый амбре сигарет -
Вот правдивый века портрет,-
написала как-то выпускница 2012 года Аня Есюткина. Это и подобные ему стихотворения – стихи-протесты. Процитирую Свету Алексееву, тоже нашу выпускницу, награжденную дипломом «Юные таланты Московии»: «И слово в ярости горит!» Это уже активная гражданская направленность лирического чувства. Отрадно, что в духовном вакууме компьютерного века у воспитанников Пушкинской школы открывается «второе дыхание»- литературно-творческое. Наше творчество – дело, давно спасающее нас от вырождения мыслей и чувств.
Дети нашей школы пишут много: и прозы, и стихотворений. 116 (!)учеников школы стали авторами этого альманаха. Наши дети участвуют во многих конкурсах районного, городского, всероссийского и международного уровня. Бывает, спрашиваю себя: зачем такой титанический труд детей и педагогов? Чтобы потешить самолюбие: наша «фамилия в поэтической рубрике»? Чтобы пробиться к вершине литературного совершенства? Наверное, нет. Ни для подростков, ни для нас, учителей-гуманитариев школы им. А. С. Пушкина, не это – динамическая сила, приводящая в действие школьный творческий литературный процесс. Опытный педагог, я для себя формулирую нашу школьную стратегию так: важна не столько вершина, сколько подъем - важно движение. И движение не одиночных дарований. В школе ощущается движение времени, движение мысли. И всё равно – это и есть движение к совершенству!
Словесники школы, гордо носящей имя гения русской литературы, пекутся о том, чтобы наши дети не оскудели душой и способностями. Любая проба пера, даже неудачная, – это уже способ самовыражения ребенка, это уже контакт с тем, кому адресовано написанное, это раздумье о чём-то важном для юного автора. Трогательно и приятно доверие учеников: чаще всего мы, учителя литературы, становимся первыми читателями, первыми ценителями их литературных опытов. Это дорого стоит! Приоритетное право заслужено учителями нашей школы любовью к русскому слову, любовью к своим воспитанникам. Мне иногда кажется, что я радуюсь успехам наших детей-победителей конкурсов больше их самих.
Рассказывая о своём, часто очень сокровенном, наши школьные авторы, на мой взгляд, делают большое просветительское дело. Литературные записки учеников - это исповедь поколения начала XXI века. Их нравственные, философские, лирические раздумья, думаю, интересны не только нам, их педагогам, но и тем, кто занимается проблемами молодежи, а тем более – будут интересны новым поколениям, в конце концов – детям и внукам теперешних подростков. Поэтому мы, учителя, так бережно собираем, публикуем, храним даже их несовершенные строчки.
Для чего пишут наши ученики?
-В первую очередь – для себя. Пишут для собственного удовольствия, как бы прослеживая процесс становления. Это поэтический, психологический самоанализ.
-Это диалог с единомышленниками (а их в нашей Пушкинской школе – много!).
-Диалог с родными и близкими.
-Пишут для совершенствования во владении словом.
-Обращаются к обществу с вопросами, проблемами или напоминанием о чем-то важном для этого возраста.
-Увлекаются возможностью некого сопереживания творческого процесса, пусть неполного, но заразительного даже в своей малости.
-Пишут для осмысления своего места среди людей, в своем времени.
-Пишут, тоскуя об утраченных ценностях.
-Пишут, радуясь причастности к «доброму, вечному».
-Таким образом противостоят обезличиванию и информационному зомбированию.
Большая часть написанного нашими детьми, скорее всего, отцветет быстро, как одуванчик. Но цветение все равно радует, и наши авторы, пишущие школьную литературную летопись – наши литературные ежегодные альманахи, – это несущие эстафету своего поколения. Это те, кто расставляет и оставляет вешки по пути своего взросления. Это нервные каналы детей и молодежи начала ХХI века. Это активный, безошибочный опыт юных, их открытие, их восприятие мира. Нами, педагогами-инициаторами школьного литературного творческого процесса, руководит стремление услышать голос воспитанника. Иногда там раздаются сигналы SOS . Но дело даже не в том, находит или не находит пишущий истину. Цель и ценность литературного творчества учеников Пушкинской школы - в запечатленном словом пути поиска гармонии с миром.
Листаю страницу за страницей рассказы и стихи моих учеников - и чувствую, что в их робких набросках – нравственная атмосфера времени. Радуюсь их внимательности к миру, тяге к уходящей из реальной жизни романтике, трепетному ожиданию чуда. У этого поколения - свое понятие о красоте, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, свои комплексы. Но как же обнадеживает то, что устои человеческой морали сохраняются! Строчки наших доморощенных поэтов и рассказчиков - ниточки, наматывающиеся на клубок нашего наследия, ниточки, которые протянулись из родной классики, ниточки, которыми подростки сшивают полотно реальности. Начинающие писать дети непременно, даже если хотят рассказать только о себе, оставляют в своих литературных пробах приметы времени. Да, их строки взросли на почве этого времени. Они - свидетельство и их вкуса и безвкусицы, но последнее поправимо, если есть потребность в словесном эксперименте и налажен контакт с наставниками.
Я иду по тропкам их образов, в ритме их походки, и как будто не одна, а вместе с ними. И от общения с ними, от присутствия их, юных и пытливых, хочется жить полней, целеустремленней, вглядываться внимательнее в учеников, находить искры дарований и приобщать их к неисчерпаемому кладезю литературы.
Андреева Алла Юрьевна,
учитель словесности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...
Статья: Внеклассная работа учителя - одно из условий социализации учащихся.
В статье анализируется деятельность Отделения Дополнительного Образования детей. Представлен опыт работы с детьми группы риска. Важную роль в социализации учащихся играет учитель. Внеклассная работа к...
Статья. Из опыта работы. Учитель - организатор учабно-воспитательного процесса.
Формирование мотивации учения - одна из главных проблем современной школы. Стремлюсь к тому, чтобы мои дети учились с интересрм и желанием. В данной статье описываю те педагогические средства, ко...
Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"
В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...
статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"
Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с таким...
Статья «Из опыта работы учителя МБОУ СО школа п.Уральский Губановой Ю.Л.»
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступле...
Статья о совместной работе учителя русского языка и литературы и логопеда "Вместе мы можем много"
О взаимопомощи учителей-словесников и учителя-логопеда в работе над проектами...