Статья. Из опыта работы. Учитель - организатор учабно-воспитательного процесса.
статья по литературе на тему

Кузьмина Галина Николаевна

Формирование мотивации учения - одна из главных проблем современной школы. Стремлюсь к тому, чтобы мои дети учились с интересрм и желанием. В данной статье описываю те педагогические средства, которые использую для формирования у учащихся мотивации к получению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya_aprel_2013.docx24.74 КБ
Файл prezentaciya_uchitel_-_organizator.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Учитель – организатор учебно-воспитательного процесса

Формирование мотивации учения можно назвать одной из главных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но иногда приходится с сожалением констатировать: «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Какие же педагогические средства я использую для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Начну с уроков литературы. Чтобы в течение долгих лет быть интересным собеседником для ребят, чтобы дать прочные знания по предмету, нам, учителям, самим нужен огромный запас душевных и физических сил. И тогда, сохраняя душевную молодость, находясь в постоянном поиске, мы находим всё новые и новые приёмы, повышающие интерес школьников к изучаемым вопросам. Несколько лет назад родилась идея: ввести на уроках литературы рекомендательные пятиминутки. Детям эта идея понравилась. Они не только рассказывали о любимых книгах, но и проводили конкурс на самое читаемое произведение. А затем на читательской конференции подводились итоги, где объявлялась книга-победитель. Сегодня данная методика апробирована. Использование мультимедийного оборудования позволяет моим ученикам ярко и выразительно представлять понравившиеся произведения. Но самое удивительное то, что и ребята подают идеи. Так на наших уроках стали традиционными поэтические  пятиминутки. И в конце учебного года выход на «Час любимого стихотворения». Эта система работы позволяет мне быть ближе к своим ученикам и жить их интересами.

Внедрение новых информационных технологий активизирует учебный процесс, помогает реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты, и теперь мы их активно применяем на своих уроках. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями позволяет использовать учебные тренажёры, увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Но при этом я не отказываюсь от тех приёмов, которые тоже продуктивны, позволяют мне формировать и развивать мотивацию. Так на уроках русского языка в 7 классе для прочного усвоения знаний оформляем с ребятами карточки с опорным материалом, затем применяем его по мере необходимости. А в 6 классе опорные конспекты составляем в виде таблиц, которые удобны при подготовке учащихся к зачётам и будущим экзаменам.

На мой взгляд, важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в коллективную учебную деятельность. Поэтому часто организую работу в группах. Благодатный приём на уроках литературы – театрализация. Это использование средств театра в педагогическом процессе. На первое место я ставлю такой её элемент, как инсценирование. Здесь сочетаются театральное искусство с педагогическим процессом. Инсценирование доступно детям, интересно, не требует длительной подготовки. Следующий приём – ролевая игра, которая ценна не только своей мотивацией, но и творческим партнёрским состоянием личности. Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как способствует созданию благоприятного психологического климата, активизирует деятельность учащихся. Пока ещё мы робко обращаемся к таким играм. Но надо отметить, дают они многое. И прежде всего, помогают глубже узнать автора, подойти к литературе как бы изнутри и, наконец, понять нам учащихся, а им, в свою очередь, понять нас. Серьёзная задача лежит на учителях – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. По-моему, именно работа в группах по выполнению заданий даёт возможность каждому ученику поверить в свои силы. Прислушиваясь к мнению одноклассников, ребята стараются и свой ответ строить убедительно, доказательно, грамотно.

Поэтому на областном семинаре для проведения урока русского языка в 11 классе по теме «Структура сочинения-рассуждения» я неслучайно выбрала данную технологию.

Следующие эффективные методы стали моими педагогическими приоритетами качества образования. В первую очередь, это метод творческого самовыражения. Смысл его заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством. Его реализация возможна в разных вариантах. Я использую вариант самовыражения через написание сочинений разных жанров: очерки, репортажи, путевые заметки, интервью, статьи. Опыт такой работы транслируется мной на школьном сайте, где представлены лучшие сочинения учащихся. В этом году мы создали журнал «Отражение». Проба пера. Публицистика. Затем приняли участие в муниципальном конкурсе  «Время читать – время творить» и заняли призовое место. Следующий методический ход – создание литературной гостиной в нашей школе, которую посещают дети с разным уровнем мотивации. Есть среди них и отличники, и тихие троечники. Но во время репетиций и самих мероприятий этих различий не видно, потому что всех увлекает стремление к успешности общего дела. В то же время для меня – это уникальная возможность общения с учениками, причём в новом для нас контексте. Незабываемыми останутся в нашей памяти урок в 10 классе по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», поэтическая дуэль  по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе, кукольный спектакль «День рождения Маши» и новогодняя сказка «Волшебная улыбка» в исполнении учащихся 6 класса, а также различные литературные встречи и конкурсы. Третьим приоритетным методом являются проекты. Данный вид развивающего обучения способствует личностному росту школьников, развитию самооценки, позволяет сформировать высокую учебную мотивацию. И результат не заставляет себя ждать: победы в районных конкурсах «Голоса над Мстой», «Юные журналисты», в областных – «Дорожная безопасность», «Классное чтение».

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут проектировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно в процессе учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский Из опыта работы Кузьминой галины николаевны , учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №8 с уим и ая г. Боровичи Учитель – организатор учебно-воспитательного процесса

Слайд 2

Педагогические методы и приемы стимулирования и мотивации учения на уроках русского языка и литературы Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений.

Слайд 3

Использование компьютерных технологий

Слайд 4

Коллективная учебная деятельность Организация работы в группах Театрализация

Слайд 5

Коллективная учебная деятельность Организация работы в группах Ролевая игра

Слайд 6

Коллективная учебная деятельность Организация работы в группах Подготовка к ЕГЭ

Слайд 7

Методы организации совместной творческой деятельности Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой Метод творческого самовыражения Однажды в зимнюю пору решили пойти в лес на лыжах… Путевые заметки. Автор: Андреева Софья. 19 февраля мы всем классом собрались в поход на лыжах. С нетерпением ждали этого дня. И вот настало воскресенье. Это был чудесный зимний день. Мы поехали на озеро Крюково. Когда на лыжах вошли в лес, перед нами открылся удивительный пейзаж: деревья были покрыты снежными шапками, светило яркое солнце, снег икрился. Лучики пробивались сквозь деревья и создавали необычайное восприятие лесных красот в зимнее время. Мы шли на лыжах и любовались этой красотой. Снег хрустел под ногами. Когда наш путь начинался, мы были бодрыми, уверенно стояли на лыжах. Затем почувствовали усталость. Поэтому повернули обратно. Путь назад оказался труднее. И вот увидели на пригорке нашу учительницу. Как мы обрадовались! Наперебой рассказывали Галине Николаевне о своих впечатлениях. Она заботливо посоветовала нам ехать к большому костру. Там нас ждал горячий чай, бутерброды и, конечно же, мои одноклассники, которые по очереди пересекали финишную черту. Встреча была радостной! Вкус еды у костра несравним с домашними деликатесами. Время пролетело быстро. И вот довольные, полные радостных и незабываемых впечатлений, мы вернулись домой. Это был самый чудесный зимний день! Скорее бы следующие выходные. Хочется снова отправиться в поход.

Слайд 8

Методы организации совместной творческой деятельности Метод развития творческого самочувствия

Слайд 9

Методы организации совместной творческой деятельности Проектная деятельность как метод, повышающий учебную мотивацию обучающихся

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...

статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"

Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с таким...

Статья «Из опыта работы учителя МБОУ СО школа п.Уральский Губановой Ю.Л.»

   Одной из самых актуальных и социально значимых  задач,  стоящих  перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей  снижения  роста преступле...

Статья "Из опыта работы учителя физической культуры"

Сборник трудов международной научно-практической конференции, том 1, страница 625, статья "Из опыта работы учителя физической культуры" ...

Статья: "Обобщение опыта работы учителя английского языка"

Статья: "Обобщение опыта работы учителя английского языка"...

Статья " Из опыта работы учителя немецкого языка"

В статье обобщён опыт работы учителя со стажем 22 года. Даны конкретные рекомендации....