Разработка часа общения на тему взаимопомощь
методическая разработка на тему

Голикова Ирина Викторовна

Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimopomoshch.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ                                               БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                                     «ЯЛГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ШКОЛЫ»

ЧАС ОБЩЕНИЯ

«ЧТО ТАКОЕ ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЗАИМОПОМОЩЬ?»

                                     

                                                                 Подготовила: воспитатель: И.В. Голикова

САРАНСК 2017

Цель:

Сплочение коллектива.

Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;

сформулировать качества, присущие человеку, готовому прийти на помощь; показать важность и необходимость наличия этого качества для человека;

развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;        

 Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о взаимовыручке, взаимопомощи, так как, к сожалению, многие люди забыли, что это такое.

Но в самом начале я хотела бы услышать от вас, по вашему, что такое взаимопомощь?

Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «взаимопомощь» и зачем она нужна людям?

Ответы детей. 

После небольшого размышления воспитатель подводит итог и дает определение понятию «взаимопомощь».

Воспитатель: В толковом словаре С.И. Ожегова взаимопомощь трактуется так – это  взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу.

Итак, взаимопомощью принято называть сотрудничество двух и более людей, направленное на оказание помощи друг другу в какой-то деятельности.

С давних времен взаимопомощь была присуща человеческому обществу, так как обеспечивала его выживаемость в суровых условиях. Люди объединялись в родовые общины и вели совместную деятельность.

В более поздние века сотрудничество приобретает форму товарно-денежных отношений. В современном обществе сфера сотрудничества людей

довольно обширна: корпорация, партнерство, принципы глобализации.

В основе понятия «взаимопомощь» лежит такое качество, как доверие. Это качество внутренней природы человека, определяющее стремление каждой личности к проживанию в коллективном мире. Доверие есть основополагающий принцип человеческого общения. С моральной точки зрения доверие предполагает открытость человека, уважение его к другим людям.

Русский ученый Пётр Алексеевич Кропоткин обосновал взаимопомощь людей, как качество, которое обеспечило эволюцию человеческого общества. Он считал, что взаимопомощь, это естественный закон, присущий всему живому на земле. Кропоткин приводил в пример стадные виды животных, которым взаимопомощь помогает эффективно эволюционировать и поддерживать выживаемость вида. А людям  взаимопомощь помогает развиваться физически, нравственно и духовно. Человеческое общество держится не на любви и уважении, а на принципах солидарности и взаимозависимости.

Воспитатель: Ребята, а как называется противоположное качество человека?

Ответы детей.

Подведение итога ответов даёт один из воспитанников: Противоположное взаимопомощи качество человека – эгоизм, не приносит своему носителю желанного счастья. Эгоистичный человек наносит своими действиями вред окружающим его людям, но в конечном итоге он сам духовно или физически погибает от своего эгоизма.

Воспитатель: Получается, что взаимопомощь – это мировой закон выживания, тем более что люди в большинстве своем существа общественные.

Человеку, воспитанному на принципах взаимопомощи, легче строить профессиональные, семейные и общечеловеческие отношения. Одной из заповедей Христа является: «Стучите – и вам откроют, просите – и вам дадут». То есть взаимопомощь предполагает действие: либо просить о помощи, либо предоставлять ее.

Какую дать помощь и в каком объеме является нравственным выбором каждого человека. Например в годы Второй Мировой войны некоторые люди под страхом смерти прятали у себя еврейских детей, которых спасли от расстрела. Это значит, что движущей силой этого качества может выступа смелость, любовь, доброта.      

Взаимопомощь может строиться и на экономических принципах. Современные концерны, фонды, корпорации возникли на основе партнерской взаимопомощи различных компаний.

Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами. В такие моменты очень важно, чтобы нашёлся человек, который протянет руку помощи. На этом держится мир.

Ребята, как должны складываться отношения между людьми, должны ли  они сводиться  по принципу «ты мне, я – тебе»?

Ответы детей.

Подведение итога ответов даёт один из воспитанников: взаимопомощь не должна сводиться к отношениям  по принципу «ты мне – я тебе». Один человек может помочь другому, другой третьему. Так по цепочке добро обязательно вернётся к тому, кто сделал что-нибудь хорошее, кто выручил кого-то из беды.

Воспитатель: Даже самый черствый человек, в глубине своего подсознания понимает, что мы просто обязаны помогать один - одному, сегодня ты помог, завтра тебе помогут! Ведь иначе и быть не может, общество, в котором живем за счет взаимовыручки, благодаря общим делам и помощи слабым, нуждающимся. Дело в том, что именно взаимовыручка в самый трудный момент, и есть тот самый личный интерес для каждого из нас.

Следует отметить такой факт, что многим людям  не нужна помощь физическая и финансовая, но им может понадобиться духовная поддержка, просто поговорить по душам, успокоить, поддержать морально! Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо, и не от кого не зависеть.

Рефлексия:

Воспитатель: А сейчас я вас попрошу ещё раз вспомнить:

- Какими же качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?

Ответы детей.

- Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам в беде или в трудную минуту?

Ответы детей.

- Кто из вашей семьи  чаще всего приходит вам на помощь?

Ответы детей.

Тренинг на сплочение коллектива.

Цель: Общее дело.

Перед началом игр во время тренинг на сплочение коллектива  важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и  дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие здоровых отношений в коллективе.                                                                            

1 «Мы — одна команда»!

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время:  5 - 7 минут.

Описание.  Команде выдается газетный лист.

Воспитатель озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

После того как это будет сделано, воспитатель складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, воспитатель еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

2 «Подарок»

Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.

Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Игра «Многоножка»

Данная игра рассчитана на большое количество участников. Участники игры распределяются в несколько колонн. Обуславливается линия финиша. Каждый участник поднимает левую ногу и берет ногу впередистоящего участника за лодыжку (голеностопный сустав). Задача колонн - как можно быстрее прийти к финишу и не покалечить друг друга. Выигрывает та команда, что быстрее пришла к финишу. Игру можно использовать как разминку и тренировку уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

Методическая разработка часа общения "Наши имена"

Цель: познание детьми своего имени, его значении.Задачи:- формирование индивидуальности;- расширение кругозора;- привитие  интереса к исследовательской деятельности.Оборудование: презентаци...

Презентация к часу общения на тему "Формула призвания"

Данная презентация содействует профильному и профессиональному самоопределению подростков....

Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"

Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...

Разработка часа общения ко Дню семьи

Мероприятие может быть проведено в Единый день семьи или на любом часу общения со схожей тематикой...

Разработка внеклассного мероприятия (часа общения) «Говорить красиво – это модно!» для обучающихся 6-7 классов

Меропиятие направлено на ознакомление обучающихся с основными требованиями к культуре речи...