Разработка внеклассного мероприятия (часа общения) «Говорить красиво – это модно!» для обучающихся 6-7 классов
классный час (6 класс)

Гриненко Инна Викторовна

Меропиятие направлено на ознакомление обучающихся с основными требованиями к культуре речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Беловодская средняя школа № 1»

Разработка внеклассного мероприятия (часа общения)

«Говорить красиво – это модно!»

для обучающихся 6-7 классов

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гриненко И.В.

Цель мероприятия:

  • познакомить обучающихся с основными требованиями к культуре речи;
  • установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;
  • формировать навыки речевого общения;
  • обогащать словарный запас обучающихся;
  • воспитывать любовь и уважение к русскому  языку.

Планируемые результаты:

  • Личностные: совершенствовать духовно- нравственные качества личности обучающегося; формировать уважительное отношение к русскому языку.
  • Метапредметные: формировать умение самостоятельно анализировать и структуировать материал; подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения.
  • Коммуникативные: формировать и высказывать свою точку зрения на данный вопрос; развивать навыки осмысленного понимания  материала и его адекватного восприятия; уметь вести монолог, диалог.
  • Оборудование: компьютерная презентация к мероприятию, видеоролик  «Ералаша» «Ну почему мы так говорим», видеоролик «Слова - паразиты», аудиозапись отрывка «Чуден Днепр при тихой погоде» ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Мероприятие  проводится с использованием элементов компьютерных технологий.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено великому и могучему русскому  языку, а именно умению правильно, грамотно, красиво общаться на нём. Мы часто ведём разговор и не задумываемся о том, какие слова, обороты речи, выражения, мы употребляем. Поэтому сегодня мы постараемся максимально разобраться, каких же правил культуры речи следует придерживаться, чтобы говорить красиво. Итак, тема нашего мероприятия «Говорить красиво – это модно!».

  1. Фронтальный опрос:

Что такое литературный язык?

Где содержатся нормы литературного языка?

 Основные разновидности норм.

  1. Основное содержание работы мероприятия.

Слово учителя.

Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно в ней избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности, логичности и выразительности речи, а так же советы по поводу того, как этого добиться. Кроме того, еще Аристотель призывал не забывать об адресате речи: "Речь состоит из трех элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и лица, к которому он обращается и которое есть, собственно, конечная цель всего (я имею ввиду слушателя)". Таким образом, Аристотель и другие риторы обращали внимание читателей на то, что риторических высот, искусства речи можно добиться только на базе владения основами речевого мастерств

Следует подчеркнуть, что для античных исследователей речи правильность произношения — это вовсе не самоцель. Это великолепно сформулировал Цицерон: "…Никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, а и за человека-то не считают…"

В России этим вопросом занимался М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Позже  место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы культуры речи как научной дисциплины.

В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь.

Сейчас мы рассматриваем культуру речи как часть культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи определяется уровнем владения речью. Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровневости и разномасштабности входящих в нее составляющих.

Просмотр и обсуждение видеоролика «Ералаш»

«Почему мы так говорим?»

  • Какие слова употреблял мальчик?
  • Как вы думаете, почему он так говорил?
  • Каким талантом обладал взрослый мужчина?

Следовательно, мы можем сделать вывод, чтобы речь была понятной следует соблюдать культуру речи.

Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

- богатство (разнообразие) речи, - ее чистота, - выразительность,                     - ясность и понятность, - точность и правильность.

Прослушивание и обсуждение аудиозаписи «Чуден Днепр при тихой погоде»:

  • Какая речь используется в тексте?
  • Приятно или нет слышать подобную речь? Почему?
  • Что мы должны делать, а что не делать, для того чтобы наша речь была грамотной, красивой и понятной?

КАЖДЫЙ, КТО ЖЕЛАЕТ ПОВЫСИТЬ СВОЮ КУЛЬТУРУ РЕЧИ, ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ

  •  что такое национальный русский язык,
  • в каких формах он существует,
  • чем письменная речь отличается от устной,
  • какие разновидности характерны для устной речи,
  • что собой представляют функциональные стили,
  • почему в языке существуют фонетические, лексические, грамматические варианты,
  •  в чем заключается их различие;

УСВОИТЬ И РАЗВИТЬ

  • словарный запас;
  •  навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения;

            ОВЛАДЕТЬ

  • нормами литературного языка.

  1. Практическая часть мероприятия.

Рассмотрим несколько ситуаций.

Ученик, стоя у доски, оправдывается: «Я это знаю, только вот сказать не могу».

Некоторые скажут: «Такое может быть. Однако отвечающему у доски только кажется, что он знает. В действительности его сведения о предмете отрывочны, бессистемны, поверхностны. Вероятно, когда он читал учебник, слушал на уроке преподавателя, то не вник в суть вопроса, не понял логики предмета, не осмыслил, в чем его специфика, каковы отличительные признаки. В таком случае в памяти остаются какие-то отрывочные сведения, смутное представление и создается впечатление, что ты знаешь, но только сказать не можешь».

Другие судят иначе: «Нет! Такого быть не может. Если человек разбирается в вопросе, хорошо изучил предмет, то он сможет и рассказать о нем». Вот это правильно. Чтобы речь была точной, необходимо постоянно расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком.

Вторая ситуация. Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

«Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту».

Нарушение логики в выступлении оратора очевидно.

Но вот пример из речи профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему:

1. Безукоризненное знание грамматики русского языка.

2. Знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи.

3. Владение орфоэпическими нормами, т. е. четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и прочее.

4. Умелое использование языковых изобразительных средств».

Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение логичности? К чему/кому могут быть предъявлены требования, о которых говорит лектор? Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безукоризненно знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусстве», «владеть орфоэпическими нормами», «уметь использовать выразительные средства».

Логика не нарушается, если сказать:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему:

1) она должна быть грамотной, соответствовать нормам литературного языка;

2) образной, выразительной;

3) информативной;

4) вызывающей интерес».

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи. Третья ситуация. Разговор подруг:

— Займи мне двести рублей.

— Я не знаю, у кого.

— Тебя прошу мне занять!

— Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?

Почему ведущие диалог не понимают друг друга? Одна из них не владеет культурой речи, допускает ошибку. Следовало сказать: «Дай мне в долг» или «Дай взаймы», «Одолжи», поскольку глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Таким образом, точность речи обусловлена точностью словоупотребления.

Просмотр и обсуждение видеоролика «Слова -паразиты»:

  • Почему некоторые слова мы называем паразитами?
  • Как выглядит наша речь при употреблении таких слов?
  • Что делать, чтобы избавиться от них?

5. Подведение итогов мероприятия.

Заканчивая разговор о культуре речи, о русском языке как средстве общения, следует подвести некоторые итоги и определить перспективы, связанные с совершенствованием речевой культуры.

Итак, культура речи — это в конечном счете культура общения, культура речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, т.е. способность к культуре мышления, знание действительности, предмета речи, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной речевой ситуации.

Тренировка памяти, внимания, воображения, способности к предвосхищению так же необходимы говорящему или пишущему, как ежедневные занятия у станка балерине.

Речь в результате всего должна точно, логично, выразительно, доступно передавать то, что замыслили автор того или иного высказывания. Если этого не происходит, то либо человек недостаточно ясно осознал замысел текста, его смысл, либо он не может найти слова, формы структуры, обеспечивающие понимание сказанного, а, следовательно, он не владеет необходимым уровнем речевой культуры.

Хорошая речь должна быть чистой. Засорение ее словесным "мусором" происходит из-за небрежного, безответственного отношения к ней и во многом объясняется незнанием богатств русского языка.

Чистота речи — это ее необходимое качество, свидетельствующее о культуре слова и общей культуре человека.

Речь должна быть не только хорошей, но и убедительной, эффективной, воздействующей.

 Мудрость гласит: «Хорошую речь хорошо и слушать».

                                 «С умным разговаривать, что мёду напиться» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Игра - соревнование команд ко дню инфоматики для учащихся 5-6 классов

Игра – соревнование команд(в день информатики)21 век - век информации. 26 ноября – это Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информ...

Презентация к интегрированному внеклассному мероприятию интеллектуальная игра по географии и математике для обучающихся 5-6 классов "Хочу все знать"

Наглядная мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию интеллектуальной игре  по географии и математике для обучающихся 5-6 классов. Возможно проведение данного мероприятия в рамках неде...

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме "Географического КВН", среди учащихся 7х-8х классов, провела : учитель географии- Магомедова Д.М. (11.03.2014г.)

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме  Среди  учащихся 7х-8х классовПровела : учитель географии-Магомедова Д.М.(11.03.2014г.)...

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках декады иностранных языков в школе для 4-6 классов. Часть 1.

Викторина ""Умники и умницы" посвящена англоговорящим странам и состоит из 5 частей:1. История2. География, политическое устройство3. Икусство4.Литература, кино, театр5.Традиции и националь...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках декады иностранных языков в школе для 4-6 классов. Часть 4.

Викторина ""Умники и умницы" посвящена англоговорящим странам и состоит из 5 частей:1. История2. География, политическое устройство3. Икусство4.Литература, кино, театр5.Традиции и национальная ку...