Православная сценка "Не ищи серебра и злата - будь смирением богата"
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Эту сценку можно использовать для средних и старших классов ко Дню матери, к Пасхе, воспитывает любовь к матери, учит смирению и послушанию, уважительное отношение к родителям, выполнению Божьих заповедей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_ishchi_serebra_i_zlata_-_bud_smireniem_bogata.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА
«Не ищи серебра и злата – будь смирением богата»
(инсценировка для детей среднего и старшего школьного возраста)
Л.Соколова,
педагог, Москва
Действующие лица:
- Глаша
- Матушка
- Первая подружка
- Вторая подружка
- Третья подружка
- Иван
- Князь
- Старушка
- 1-е лицо
- 2-е лицо
- 3-е лицо
- 4-е лицо
- 5-е лицо (можно обойтись тремя лицами)
Действие первое
Небольшая деревенская комната. В вечернем полумраке видны печь, окно, скамейка, сундук. Звучит колыбельная песня, выходит матушка со свечой, проходит через всю комнату к колыбельке, качает её и задувает свечку. Становится темно. Потом вновь зажигается свет. Колыбели уже нет.
Глаша (входит, зевая и потягиваясь). Какой чудный сон мне приснился! Сижу я в царской короне – подносят мне ларцы то с золотом, то с самоцветами разными … Только я не разобрала, кто со мной рядом сидел, то ли Иван-кузнец, то ли ещё кто-то с усами … (Слышен крик петуха.) У, горластый, это он такой сон перебил! (Подходит к сундуку, примеряет разные наряды.) Что это? А это? Этому вообще сто лет … (Стук в дверь.) Кого там ещё сюда несёт?
Старушка. Здравствуй, красавица!
Глаша. Чего тебе надо?
Старушка. Подай бедной старухе хлебца вкусить да водицы испить.
Глаша. Много вас тут, каждого не накормишь.
Старушка. А я думала, здесь в достатке живут, раз под скамейкой хлеб валяется.
Глаша. И не хлеб это, а сухарь …
Старушка. Какая разница. Хлеб – благословение Царя Небесного. Слыхала, в народе говорят: «Будет хлебушек водиться, будет наше сердце биться».
Глаша. Надоело, все только и норовят меня учить … Если для тебя каждая крошка счастье – бери этот сухарь и уходи!
Старушка. Как же я его разгрызу-то, у меня и зубов нет.
Глаша. Твоя забота, есть захочешь – скушаешь.
Старушка. И на том спасибо, милая.
Глаша. Иди, иди …
Матушка (сталкиваясь со старушкой в дверях). Глашенька, что нужно этой бедной старушке?
Глаша. Хлеба просила.
Матушка. Что же ты её в дом не пригласила?
Глаш.а Вот ещё, она весь пол бы испачкала.
Матушка. Нехорошо. Знаешь, почему говорят «от сумы не зарекайся»? Никто не знает, что его завтра ждёт. Ой! А зачем ты все вещи разбросала? Потеряла что?
Глаша. Она ещё спрашивает. Неужели ты не видишь, что мне надеть нечего?
Матушка. Как нечего? Полный сундук добра …
Глаша. Какого? Одно старьё. Всё надоело! Всё: и это, и это, и это …
Матушка. У других и такого нет. Я и так из сил выбиваюсь, думаю, как бы тебе обнову справить.
Глаша. Плохо стараетесь.
Матушка (раздаётся смех). Подружки к тебе! Заходите, хохотуньи, заходите скорее.
Подружки. Здравствуйте, матушка Прасковья!
Матушка. Так зашли или дело есть?
Подружки. У Ивана разговор есть к вам.
Робко входит Ваня, он едва показывается из-за девушек.
Матушка. Давно, Ванюша, не видела тебя.
Ваня. Матушка Прасковья, вы знаете, нет у меня ни отца, ни матери, а потому позвольте мне самому за себя речь держать.
Матушка. Слушаю тебя, Ваня.
Ваня. Полюбилась мне дочка ваша. Сердцу покоя нет. Что бы я ни делал, куда бы ни посмотрел, всюду её глаза. Отдайте её за меня!
Матушка. Вот не ждали - не гадали! Впрочем, иди, Глашенька, за Ивана. Сердце у него доброе, душа трудолюбивая. Я вас благословлю.
Глаша. И на что мне какое-то там сердце, я его потрогать не могу. Оставьте при себе и ваше благословение.
Матушка. Не слушай её, сама не знает, что говорит.
Глаша. Значит замуж зовёшь … А какой подарок ты приготовил для меня, для любимой невесты?
Ваня. Всю свою любовь вложил я в эту розу. Сам её смастерил. Прими её в дар.
1-я подружка (берёт и передаёт другой). Ой, какая красивая!
2-я подружка (передаёт другой). Как настоящая!
3-я подружка. На её лепестках будто капельки росы дрожат …
Глаша. И это всё?
Ваня. Будешь хозяйкой всему, что у меня есть.
Глаша. А что у тебя есть – то? Кобыла да кузница. Моя красота достойна богатых подарков. Так что не пойду я за тебя, Иван-кузнец.
Матушка. Ой, стыд - то какой!
1-я подружка. Что, Ваня, не по зубкам невеста?
2-я подружка. Хороша Глаша, да не ваша!
3-я подружка. Стало быть, не ко двору пришёлся!
Ваня. Прощения просим за беспокойство. Прощай, хозяюшка!
Ваня уходит. Подружки вдогонку смеются.
Глаша. Как вам мой наряд?
Подружки. Ну, ты, сегодня как барыня!
Подружки поют: «Барыня, барыня, барыня-сударыня…» и танцуют, кружась в хороводе. Слышен перезвон колокольчиков (музыка «Бубенцы»).
1-я подружка. Кто-то едет.
2-я подружка. Дай посмотрю!
Девушки подбегают к окошку.
3-я подружка. Карета!
1-я подружка. Вся из золота.
2-я подружка. Никак сюда.
3-я подружка. Точно, во двор заезжает…
1-я подружка. Из кареты красавец выходит …
Подружки (хором). Да с чёрными усами …
Глаша. Что, как мухи, к окну прилипли. Открывайте двери, встречайте гостя! Может, счастье моё решается … (Стук в дверь).
Матушка. Милости просим … .Простите, я не знаю, как вас звать – величать.
Князь. Зови меня просто князем.
Матушка. Чем обязаны? Такие гости у нас ещё не бывали!
Князь. Ищу я невесту. А у тебя, говорят, дочь-красавица.
Матушка. Правду говорят, да только не ровня она вам.
Князь. Не тебе за меня решать, старуха! Эй, красавица, покажись! Давно я наблюдаю за тобой, и видно по всему, что подходишь мне. Пойдёшь за меня?
Глаша. А золота с самоцветами можешь дать?
Князь. Ха-ха-ха!!! Сколько угодно!
Глаша. Подумать надо.
Матушка. Доченька, не губи себя, свою жизнь молодую. У него же сердца нет.
Князь. Глупости, не слушай старуху. Богаче меня никого нет. Решай: сейчас или никогда!
Глаша. Да! Я согласна!
Матушка. Нет моего благословения!
Становится между Глашей и Князем.
Князь. Не мешай…
Отталкивает матушку и уходит с красавицей Глашей.
Действие второе.
Подземное царство, видны двойной трон и волшебное зеркало. Появляются пять новых лиц. Все они почему-то похожи друг на друга. Лица пускаются в печальный танец под печальную музыку.
Князь (после танца). Вот моё княжество! Нравится тебе здесь?
Глаша. Как страшно!
Князь. Привыкнешь …
Глаша. Здесь совсем нет света.
Князь. А зачем он тебе? Зато у меня много золота – оно всегда будет светить нам.
Глаша. И так холодно!
Князь. Тебя будет согревать мысль, что все эти богатства принадлежат тебе. А теперь я хочу представить тебя твоим будущим друзьям. Эй, вы, это моя невеста, поприветствуйте её!
Глаша. Почему они все на одно лицо?
1-е лицо. Когда-то мы были прекрасны, как и ты …
2-е лицо. Но наша любовь к золоту привела нас сюда …
3-е лицо. Имея общую страсть, наши лица постепенно обрели общие черты …
4-е лицо. В конце концов мы совсем перестали отличаться друг от друга.
5-е лицо. И ты будешь такая же …
Лица (хором). И ты станешь такая же …
Князь. Цыц! Хватить болтать! Лучше я покажу тебе то, о чём ты так мечтала. (Подносит ларец с драгоценностями.) Смотри!
Глаша. Как красиво!
Князь. Протяни руку, коснись, я разрешаю. Не правда ли, они хороши!
Глаша. Благодарю, князь за ваш подарок.
Князь. Подарок? Нет, моя красавица, это станет твоим, если только ты … Ну, об этом после, а пока я унесу это в надёжное место и покрепче запру на замок. (Как бы про себя) За каждый камушек и каждую монетку она заплатит мне назначенную цену. Она заплатит ложью, завистью и жадностью … (Уходит.)
1-е лицо. Эта девица думает, что стала богатой.
Глаша. Не думаю, а стала.
2-е лицо. А что ты будешь делать с этим золотом?
Глаша. Украшения буду покупать и носить.
3-е лицо. И всё?
Глаша. Куплю нарядов кучу! Я буду иметь всё, что я захочу.
4-е лицо. Как глупо иметь всё и не иметь самого главного.
Глаша. Чего?
4-е лицо. Любви!
Князь. (Входит) Кто посмел произнести это слово? Ты?
1-е лицо. Нет.
Князь. Ты?
2-е лицо. Я ничего не говорил.
Князь. Значит, ты?
3-е лицо. Только не я …
Князь. Ладно, прощаю всех на сегодня. Есть очень хочется. Подать нам угощение …
1-е лицо (под музыку выносят блюда, кружась и пританцовывая). Лягушка в собственном соку.
2-е лицо. Змея в красном вине.
3-е лицо. Мышка с перцем в томате.
Князь. Ты оказываешься от наших деликатесов?
Глаша. Я не могу это есть.
Князь. Чего же ты хочешь?
Глаша. Хотя бы хлеба немного.
Князь. У нас не принято говорить об этом. Тебе придётся забыть о своих привычках. В последний раз я отступлю от своих правил. Эй, найти ей хлеба!
1-е лицо. А что это такое?
2-е лицо. Я забыл. А ты помнишь?
3-е лицо. Я спрошу …
4-е лицо. Вот, у неё есть хлеб. (Выталкивают старушку).
Князь. Ты кто такая?
Старушка. Я нищая старуха, брожу по свету.
Князь. У тебя есть хлеб?
Старушка. Есть маленький сухарь, красавица подала.
Князь. Отдай его моей невесте.
Глаша. (берёт сухарь). Как он пахнет! Он напомнил мне поле, солнце, жужжание стрекоз и руки моей милой матушки …
Князь. Я всегда говорил, что хлеб - это опасно. (Старушке.) Ты ещё не убралась отсюда? Гоните вон эту бродяжку.
Глаша. Не смейте её трогать!
Князь. Давно ли ты стала такой жалостливой?
Глаша. Сейчас, как только поняла, что мне не нужно твоего богатства, а нужно тепло человеческого сердца. Я не останусь с тобой в этом проклятом месте больше ни на минуту.
Князь. Поздно! Отсюда так просто не уйти. Есть одно условие.
Глаша. Я выполню его …
Князь. Посмотри в это волшебное зеркало. Видишь, сколько слёз пролила твоя мать, пока ты её обижала, грубила, не слушалась?
Глаша. Ты лжёшь, я никогда не видела её плачущей.
Князь. Конечно, она плакала тайком, по ночам. Так вот, когда из твоих глаз вытечет столько же слёз, я отпущу тебя.
Глаша. Но мне нужно будет проплакать всю жизнь …
Князь. Это твоё дело. А сейчас оденьте скорее её в наши одежды, чтобы ничто не напоминало ей о земной жизни.
Глаша. (её окружают лица). Матушка моя родная, помолись обо мне, твоя дочь попала в страшную беду. (Гаснет свет, звучит песня плач, выходит матушка со свечой и опять уходит.)
Князь. Почему вы не выполняете мой приказ?
Лица. Мы не можем к ней подойти, слёзы её матери обжигают нас. Мать плачет о своей неразумной дочке.
Глаша. Боятся! (Глаша идёт в одну сторону, потом в другую. Лица в страхе пятятся.) Они боятся меня. Спасибо, родная, я знаю, что ты опять молишься обо мне.
Вырывается и убегает.
Князь. Держите, хватайте, ловите …
Лица. Она убегает …
Действие третье
Снова деревенская комната, матушка стоит перед образами со свечой.
Глаша. Матушка!
Матушка. Глашенька!
Глаша. Прости меня!
Матушка. Вернулась, горе моё луковое… Я уж думала, что не увижу тебя больше на этом свете. (Смахивает горючую слезу.)
Глаша. Ты ещё плачешь?
Матушка. От радости.
Глаша. Я теперь никогда не обижу тебя и уже не позволю проронить ни одной слезинки.
Матушка. Что? Я не узнаю дочь мою… Ты ли это?
Глаша. Я, конечно, я. (Стук в дверь) Ой! Не открывай, матушка, вдруг там этот негодный князь со своей свитой.
Матушка. Не бойся, бери ухват, а я сковороду возьму. Так и одолеем. Не сидеть же нам век взаперти! (Стук)
Хором. Входи.
Старушка. Подайте бедной старухе …
Глаша. Бабушка…
Старушка. Я смотрю, вы тут вооружились?
Глаша. Да мы ….
Старушка. Перепугались?
Глаша. Правда ваша.
Матушка. Что же это вы в дверях- то стоите?
Глаша. И то, проходите, садитесь вот на скамеечку.
Старушка. Что ты, что ты, я грязи нанесу!
Глаша. Вода есть, тряпка найдётся, а протереть пол – дел на минуту.
Старушка. Вот, спасибо, красавица. Дай, Бог, тебе жениха доброго.
Глаша. Был такой, бабушка, да пропал. Обидела я его.
Старушка. А ты прощения попроси, да хорошенько. Этим всю обиду из доброго сердца изгладишь.
Глаша. Попрошу, как увижу.
Старушка. Зачем откладывать доброе дело? (Кричит.) Ванюша! (Входит Ваня.)
Глаша. Ой … (Смутилась.)
Ваня. Здравствуйте!
Глаша. Прости меня, Ваня, за гордость.
Ваня. Да что уж там, я забыл всё.
Глаша. Глупая я была, искала слитки золотые, самоцветы ледяные. А надо мне одно – сердце любящее и горячее …
Ваня. А теперь, Глашенька, пойдёшь ли за меня?
Глаша. Если матушка благословит …
Матушка. С радостью! Совет вам да любовь!
Гаснет свет, звучит колыбельная песня, Глаша входит со свечой, подходит к колыбельке, берёт дитя и идёт обратно, а за неё детишки, мал-мала меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»
Лекция по философии образования:«Учитель! Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...
Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД
Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся....
На златом крыльце сидели...
Презентация к класснаму часу: Сформируем ещё в школе своё отношение к ненормативной лексике.Пролог. Иду зимним ясным днём мимо своей школы где работаю учителем и вижу и слышу, каквозле памятника в чис...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Конспект урока: Юношеский максимализм, самоуверенность или смирение и почитание… (по очерку С. Т. Аксакова «Буран» и рассказам современных православных писателей ) Урока внеклассного чтения в 8 классе
Творчество С.Т. Аксакова как примеры образов для писателей 19 -20 в....
Урок по краеведению 5 класс "Деревня богата – так и город богат"
Урок по краеведческому материалу в 5 классе. Основная задача урока - познакомить учащихся с важнейшими событиями родного края и сформулировать у детей представление о малой Родине...