Урок по краеведению 5 класс "Деревня богата – так и город богат"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок по краеведческому материалу в 5 классе. Основная задача урока - познакомить учащихся с важнейшими событиями родного края и сформулировать у детей представление о малой Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по истории 5 класс по изучению родного края | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования
Саратовской области
ГАУДПО «СОИРО»
Кафедра гуманитарного
и эстетического образования
Деревня богата – так и город богат
Итоговая работа на КПК
по ДПП «Обучение
«Истории Саратовского
Поволжья» в рамках
перехода на ФГОС и ИКС»
Чанкиной Людмилы
Владимировны,
учителя истории
МАОУ СОШ №19
Балаково,2020
Урок краеведения в 5 классе по теме «Деревня богата – так и город богат»
Цели деятельности учителя | Знакомить учащихся с важнейшими событиями родного края и формировать у них представление о малой Родине как частице великой России. |
Тип урок | «Открытие» нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Формировать единое историческое пространство у учащихся на историческом периоде развития родного края в 60-80 годы 20 века. В частности познакомить учащихся с развитием села и рассмотреть необходимость строительства Саратовского оросительного канала для нашего края. Метапредметные: Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в холе индивидуальной и групповой работы; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия, анализируя его. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме по самостоятельно составленному плану; выделять существенную информацию из устного сообщения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать, т. е. осуществлять выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Личностные: формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности. |
Методы и формы обучения | Деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Учебный комплект | Петрович Владимир Глебович. Рассказы по истории Саратовского Поволжья. Учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных организаций Саратовской области |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация. |
Сценарий урока
LЭтап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»
Сегодня мы работаем на рабочих листах. Давайте запишем число «5 апреля. Классная работа».
П. Этап актуализации опорных знаний
- К нам пришло видеосообщение. Давайте посмотрим.
«Внимание! К вам обращается сотрудник информационного агенства «Новости родного края». Срочно требуется помощь обучающихся 5 класса за 45 минут собрать и обработать краеведческий материал о 60-80 годах XX столетия. О чем или о ком конкретно собрать материал? Вы узнаете, когда расшифруете код, показав себя интеллектуальными собеседниками.
- Ну что ж, ребята. Мы должны помочь! Каждый из вас становится супер-агентом. Ваши персональные данные уже занесены в базовый компьютер.
- Приступаем к сбору информации. Что же нам нужно сделать в первую очередь? Определиться о чем будем собирать информацию. Для этого надо расшифровать код.
- Итак! Начинаем работать. На доске кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему нашего урока.
-В какой местности вы проживаете ?(городской)
-Чем питаются горожане? (мясом, фруктами, овощами)
-Где все это выращивают? (в селе, деревне)
- – Итак, вы расшифровали код. Это слово «Деревня».
- А скажите, пожалуйста, может ли существовать город без деревни? (нет, так как деревня обеспечивает город продовольствием)
-Значит, если деревня богата, так и город богат?(да)
_ Как вы думаете, как же называется тема урока?(правильно)
Запишите тему урока «Деревня богата – так и город богат»
- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?(узнать о жизни деревни в 60-80 годы в Саратовском крае)
-Какие мы поставим перед собой задачи?
(Рассмотреть как развивалось сельское хозяйство в эти годы?; С какими трудностями столкнулись сельские жители, чтобы вырастить хороший урожай?; Узнать о жизни наших бабушек и дедушек, которые жили в эти годы в деревне и что им запомнилось из их жизни?)
III. Этап открытия новых знаний
- Вы уже знакомы с историей села в 20-30 годы. Какие события из жизни села вы запомнили и что можете об этом кратко рассказать.
(ребята рассказывают о коллективизации)
- Какие трудности преодолевали крестьяне в данный период? (голод)
-А почему был голод? (частые неурожаи и т. д.)
Вывод: жизнь крестьян в стране и в нашем крае была тяжелой и она зачастую зависела от климатических и природных условий.
- А мы начинаем сбор информации
Жизнь крестьян изменилась с годами. Как жили простые колхозники в 60-80годы?
-Кто из вас заранее собрал материал и подготовил сообщения о жизни своих родных дедушек, бабушек, проживающих в деревне в 60-80 годы? Что им особенно запомнилось?
(сообщение учащихся)
Вывод:
3.В рассказах о восстановлении хозяйства Саратовского Поволжья после Великой Отечественной войны и об освоении целинных и залежных земель вы уже знаете о том, что наша область расположена в зонах рискованного земледелия. Что нужно было сделать, чтобы бороться с засухой?
Поэтому во второй половине 1960 годов было принято решение начать строительство оросительной системы в Левобережье нашей области.
IV. Этап построения проекта и его реализация.
Мы продолжаем сбор информации по нашей теме
- Работа по группам (работа с ватманами: наклеивают иллюстративный материал по темам)
1.Группа географов (рассказывает о географических и природных особенностях нашего края.
2.Группа историков (рассказывает об истории оросительных каналов построенных в нашей стране).
3.Группа краеведов (рассказывает о строительстве Саратовского оросительного канала)
V. Этап первичного закрепления.
Выступление с проектами учащихся
VI. Физминутка
VII. Этап самостоятельной работы
- Как вы думаете изменилась ли жизнь колхозников в 60-80 годы после того как был построен оросительный канал?
-Задание (работа с учебником) по тексту. Учащиеся называют результаты сбора урожая по годам 1973-5 млн. тонн зерна, 1974-6 тонн зерна и т. д.
-Как живут сегодня крестьяне?
(работа с учебником по документу (Жизнь крестьянина Кудашкина Ивана Семеновича села Куст Петровского района)
Выводы учащихся
VIII. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
- Необходимо закончить обработку информации и отправить отчет сотрудникам информационного агенства «Наш край». Для этого проверим те знания, которые вы сегодня получили на уроке.
Тестирование учащихся
IX.Рефлексия.
1.Давайте вспомним начало урока и с чего все началось. С кодового слова «Деревня»
2.Выберите стикер, соответствующего цвета:
Я работал быстро, самостоятельно – красный
Я работал хорошо, но с помощью других – зеленый
Я работал медленно, много ошибался – желтый
И напишите, на сколько процентов из 100 вы оцените свою работу. Прикрепите на доску.
3.Домашнее задание
А) Расскажите о своей даче, что выращивают ваши родитель и отчего зависит урожай
Б)Рисунки деревни, где вы проводите свои каникулы
В) Подготовьте рассказ о быте и повседневной жизни крестьян 60-70 годов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....
Урок по краеведению "Город Муром, град старинный"
Методическая разработка урока по краеведению "Город Муром, град старинный"...
бинарный урок по географии в 9 классе "«Главный город великой державы, город чести и воинской славы»
интеграция географии и истории...
Тест по географическому краеведению по теме: Население и города Саратовской области
Данный тест расчитан на учащихся 6 класса. Он позволяет закрепить пройденный материал по данной теме, а также его можно использовать при проверки домашего задания....
Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...