Занятие по творческому воображению - лепка из теста"Гусеничка"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Занятие предназначено для воспитателей и преподавателей творческих объединений. Работа с тестом - тестопластика. Можно использовать на занятиях по развитию творческого воображения а так же преподавателям кружков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uchebnogo_zanyatiya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия: «Гусеничка»
Цель занятия: создать условия для социального и профессионального самоопределения обучающихся; вызвать у детей интерес к лепке, познакомить с составом и свойствами соленого теста.
Задачи:
- образовательная: способствовать формированию знаний у обучающихся о тестопластике; улучшать способность следовать устным инструкциям;
- развивающая: способствовать развитию потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению через техническое творчество, мелкой моторики рук;
- воспитательная: способствовать развитию умения работать в коллективе, уважение и самоуважение, учить поддерживать друг друга.
Оборудование:
- презентация к учебному занятию;
- готовая модель;
- инструменты и оборудование: соль, мука, бумажные полотенца, нож, скалочка, зубочистки, соленое тесто, мисочка с водой, противень или доска для сушки изделия, картон, краски, клей «Момент», кисточка.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Структура учебного занятия:
- Организационный 1 мин
- Этап актуализации опорных знаний 5 мин
- Этап усвоения новых знаний и способов действий 10 мин
- Этап первичной проверки понимания изученного 2 мин
- Физкультминутка 4 мин
- Этап закрепления полученных знаний и способов действий 20 мин
- Этап подведения итогов занятия 1 мин
- Этап рефлексии 2 мин
Ход занятия
Этапы учебного занятия | Содержание деятельности | Методические рекомендации | Планируемые результаты (общеучебные умения и действия – УУД) |
I Организационный | Ребята, сегодня мы с вами на занятии будем знакомиться с очень удивительным материалом, с которым интересно и несложно работать. Это – тесто.
| Обучающиеся организуют свои рабочие места. определяют цель занятия. | Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к учебному занятию. |
II Актуализация опорных знаний | - Скажите, а где в жизни вы встречались с тестом? Правильно. Буквально на каждом шагу. Это и хлебушек на столе, и вкусные плюшки к чаю, и печенье и булочки, оладушки, блины. - Скажите, а какой компонент обязательно есть в составе теста? - Молодцы, конечно – это мука. Вот сегодня на занятии мы с вами и познакомимся с необычным, волшебным тестом, из которого многие делают интересные поделки. Но, прежде чем знакомиться с его составом, давайте послушаем небольшую сказку. | Обучающиеся слушают педагога, отвечают на вопрос. | Регулятивные УУД Способность обучающихся к волевом усилию |
III Усвоение новых знаний и способов действий | В зелёном лесу, где всегда тепло и растет много разных красивых цветов, живет семья веселых гусеничек. Гусеничка мама, гусеничка папа и их дочка маленькая гусеничка. Они любят цветочки и разные листочки. Однажды маленькая гусеничка увидела красивый цветочек, но он был далеко от дома. Гусеничка знала, что так далеко мама с папой не разрешают ей уходить. Но она решила, что только посмотрит на него и вернется обратно так быстро, что родители не заметят ее отсутствия. Увы, когда она добралась до этого цветка, начало темнеть. Маленькая гусеничка испугалась, ей стало страшно. Она очень пожалела, что ослушалась. Хорошо, что мама с папой заметили, что маленькая гусеничка пропала и её нет около дома, и пошли ее искать. Они нашли ее, а ведь маленькая гусеничка могла потеряться. - Гусеничка поступила правильно? Разве можно уходить одной? - Ребята, а вы за гусеничку переживали? - А давайте нарисуем маленькую гусеничку в густом лесу на ветке с большими листами. - Ведь она такая маленькая и беззащитная, правда? (Рисунки детей) - У всех интересно получилось, молодцы! А теперь, посмотрите, какие гусенички есть у меня. - Представьте себе этих гусеничек в лесу, среди деревьев. - Правда, интересно получается! | Объяснение нового материала (Педагог демонстрирует детям три гусенички, которые сделаны из теста, разукрашены и покрыты лаком) | Регулятивные УУД Целеполагание с помощью педагога дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи. |
IV Первичная проверка понимания изученного | Ребята, как вы думаете, а из чего эти небольшие поделки сделаны? - Я сейчас вам немного расскажу, как они выполнялись.
После этого поделку можно покрыть акриловым лаком. | Обучающиеся слушают педагога | Регулятивные УУД Обучающиеся осознают то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения |
V Физминутка | - Давайте с вами немного отдохнём и выполним небольшие упражнения, представляя, что все находимся в лесу. Дышим носом глубоко- Поднимаемся легко. (Приседания.) Наклоняемся вперёд, Прогибаемся назад. Как деревья ветер гнёт Так качаемся вперёд. (Наклоны взад-вперёд.) Головой теперь покрутим- Так мы лучше думать будем. Поворот и поворот, А потом наоборот. (Вращения головой в стороны.) Встанем, дети, на носочки – Потянемся как листочки. (Потягивания — руки вверх.) На зарядке ставим точку. | Выполнение вместе с педагогом упражнений | Коммуникативные УУД Формирование коммуникативных умений |
VI Закрепления полученных знаний и способов действий | - Сегодня у нас только ознакомительное занятие с тестом. Мы должны будем изучить его свойства и состав. - Я сейчас дам в руки каждому небольшой кусочек теста. – На что он похож, что с него можно слепить? - Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении. Есть разные рецепты соленого теста. Например, в одном из них в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы хотите пробовать его «на зуб». - Сейчас я вашему вниманию предложу рецепт теста (хочу отметить, что их множество). А вы попробуйте записать за мной. Он нам должен пригодиться. Наш рецепт: Мука - 2 части, соль «Экстра» - 2 части, вода (обязательно холодная) - 1 часть - Соединять детали удобно с помощью кисточки и воды. Вода в данном случае играет роль клея. Наносится кисточкой небольшое количество воды на поверхности соединяемых деталей, аккуратно прижимаются друг к другу, стараясь не смять. Если воды окажется слишком много, тесто может расползтись. - Видите, ребята, тесто – очень нежный материал, который требует аккуратности и нежности в работе. - Существует несколько основных приемов лепки. В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска. Для украшения изделий из соленого теста используется множество различных мелких элементов: цветочки, ленточки, ягодки, листочки, косички и т. д. Для изготовления листьев необходимо раскатать колбаску, разрезать ее на одинаковые части-цилиндры, которые затем следует скатать в шарик. Шарик нужно расплющить в лепешку и большим и указательным пальцами сформировать лист. Прожилки можно прорисовать с помощью зубочистки или стеков – разнообразных палочек. Розочки можно изготовить из тонко раскатанной ленты, аккуратно накрученной на зубочистку. При этом формируется нужный размер и форма цветка. При изготовлении фигурок людей основой служит колбаска, которой нужно придать конусообразную форму. Для лепки головы используют шарик из теста необходимого размера. Более сложные плоскостные элементы или фигурки лучше вырезать из раскатанного теста по заранее изготовленному шаблону. - Существует множество секретов и способов выполнения поделок из теста, с которыми мы будем знакомиться на следующих занятиях. - Но есть множество секретов, которые помогут сделать хорошую поделку. - Для этого я приготовила вам небольшую памятку:
Способы сушки теста
-Существует и конечная часть работы с тестом, уже готовой поделкой. Её надо раскрасить и покрыть лаком, чтобы блестела. Раскраска и лакировка изделий Раскраска. После полного высыхания изделий его нужно раскрасить. Для этого можно использовать гуашь, акриловые или акварельные краски. В гуашь можно добавить клей ПВА, это придаст изделию блеск. Лакировка. Закрепить краску и придать поделке блеск можно с помощью клея ПВА или акрилового лака. Акриловый лак - водорастворим, нетоксичен, сохнет 6-8 часов. - Видите, ребята, сколько секретов работы с тестом я вам сегодня раскрыла. Вам надо будет их запомнить, чтобы в дальнейшем изготавливать интересные поделки. - Что много информации – не волнуйтесь, карточки – памятки будут помогать нам в этом. | Обучающиеся выполняют практическую работу под руководством педагога. | Регулятивные УУД Контролировать свои действия в работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции педагога. |
VII Подведение итогов занятия | - Ребята, сегодня на занятии вы получили много информации. - Скажите, чему мы посвятили сегодня свою беседу? -Из чего состоит тесто? - Что надо делать, чтобы тесто не прилипало к рукам? - Какие способы сушки существуют? - Чем покрывают поделку после сушки, чтобы она была красивая и яркая? - Ребята, скажите, а какой сказочный персонаж, любимый всеми, был сделан из теста? - Правильно, колобок. У меня он в руках. Давайте передадим его друг другу и улыбнёмся. - Вот, колобок снова вернулся ко мне. Значит, наше путешествие не заканчивается, оно продолжится на следующем занятии. | Обучающиеся отвечают на вопросы | Регулятивные УУД Оценка – выделение и осознание обучающиеся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
VIII Рефлексия | Обучающиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). | Обучающиеся высказывают своё мнение. | Личностные УУД Понимание причин успеха (неуспеха). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковое занятие: развитие творческого воображения. Изготовление стилизованной бумажной матрешки — игрушки-колпачка.
Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более для художественной, вызывающей эстетические ч...
Коррекционное занятие по развитию творческого воображения. Тема : « Подружка для белочки».
Техника: Рисование сухой жесткой кистью методом тычка....
Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »
Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...
Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы
Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стим...
Творческий проект "Лепка из теста
Знакомим ребенка с особым материалом – тестом, обогащаем опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт) крохи, активизируем развитие мелкой моторики рук, подготавливаем руки малыша в работе с более тугим...
Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности
Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности . Художественное творчество учащихся 6-х классов....
Методические рекомендации по проведению занятий по теме «Творческое воображение»
Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются...