Все – мы разные, все мы – равные!
классный час на тему

Шевченко Елена Витальевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ольховлогская ООШ»

Каменский муниципальный район

Воронежская область

Все – мы разные, все мы – равные!

(Классный час)

                                                                                                 

                                                                             Разработала:

                                                                            учитель географии  

                                                                            Шевченко Елена Витальевна

                                                                                         

                                                                                   

Ольхов-Лог                                                                                                                                                  Воронежской области                                                                                                                                            2016

Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Материалы к классному часу: Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность»                                                                 

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности.

Плакат:  «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». (Н.Добролюбов ), плакаты «Цветок толерантности».     «Все – мы разные, все мы – равные!»   

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя: Я приветствую участников нашего мероприятия!  Сегодня мы постараемся убедиться, что мир многообразен и удивителен, что так же как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так – же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Будучи абсолютно не похожими, друг на друга мы имеем свою точку зрения, мы готовы её отстаивать, но при этом мы должны уметь понять и принять и чужое мнение. Итак, учимся быть толерантными.

 

Толерантность. Как это слово определяется на разных языках?

(Выступления учеников)

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6) 
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7) 
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8) 
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;  
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10) 
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Учитель: В разных странах определения различны.  Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро.  

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.   Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. 

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.  Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Ученик: В нашем небольшом селе проживают люди нескольких национальностей – русские, турки, украинцы. Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо знать историю заселения территории,  особенности разных культур, много читать, интересоваться. Прав был критик 19 века  Николай  Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

          Ученица: Наше село Ольхов Лог находится в 175 километрах к юго – западу от города Воронежа. В начале восемнадцатого века процесс заселения русской лесостепи был надолго приостановлен в результате опустошительного нашествия татаро - монгол. Большая часть освоенной территории почти на три с половиной века превращается в Дикое поле. В середине семнадцатого века происходит сплошное заселение, а уже к его концу Среднерусское Белогорье было окончательно ограждено от набегов кочевников, следствием чего явилось быстрое уплотнение сети поселений. В этот момент и появляется  село Ольхов Лог. Название многих населенных пунктов и урочищ – подлинное зеркало географического ландшафта. Не составляет исключение и наше село. В его названии нашло отражение особенность рельефа, растительности, название реки то есть природные компоненты, которые играют решающую роль в расселении человека, имеют большое значение для его производственной деятельности и легко прослеживаются на местности. Ольхов Лог – село в Каменском районе Воронежской области. Расположено у лога, в истоке речки Ольшанки, отчего и получило своё название. Лог – местное название балок. Ольшанка – название нескольких рек в Воронежской области. Заросли ольхи (ольшаники) типичны именно для речных берегов, поэтому, наверное, среди рек больше «Ольшанок», чем «Березовиков» или «Осиновок». Хотя у нашего села первоначальное название – хутор Верхний Ольховатский, затем Ольховатый Лог. Есть еще одно, неофициальное название. Часто в рейсовом автобусе можно услышать название «Осиновка», осиновцы. Так называют  село и его жителей.  Откуда ж появилось такое его название? Первая версия заключается в том, что на опушках дубрав данной местности произрастают заросли осин. А вот, что рассказала нам жительница нашего села Панкова Полина Алексеевна. Прадед Полины Алексеевны был уроженцем села Осиновка, что в Острогожском районе. А работал он у одного богатого пана в самом Острогожске. Все было бы хорошо, если б не один случай. Однажды он не добросовестно подошел к порученному делу. Узнав об этом, пан рассвирепел и ударил своего работника. Тот упал и ударился об угол стола и выбил глаз. Чтобы загладить свою вину и уйти от наказания в суде пан наделил своего работника землей на территории  нашего селе. Так один из предков Полины Алексеевны стал первым жителем села, которое по всей видимости вначале называли Осиновкой. По данным энциклопедии село основано в мае 1766 года на землях поручика В. В. Владимирова. Во второй половине 18 века помещик Косенков сдавал в аренду крестьянам земли Ольхов Лога. В 1780 году проживало 53 человека, 1859 – 53человека, 1900 – 741, 1926 – 881, 2007 – 608, 2009 -639 человек, 2016 – 522 человека.

          Так же активно осваивают Дикое поле украинские переселенцы, были таковы и в нашей местности, о чем свидетельствует местная особенность русской речи, которая сохранилась до сегодняшних дней.

                  Образование новых этнических общностей происходило за счет отселения части населения на новые земли. Советский период отмечен и огромным ростом насильственным переселений. В 1943-1944гг. из штата Месхетия Грузии в Среднюю Азию были выселены турки – месхетинцы. Эти переселения сопровождались очень большими демографическими потерями. Вот что вспоминает жительница, теперь уже села Ольхов Лог, Расулова Фатима Фазлиевна, 1929 года рождения, о переезде из Грузии в Узбекистан. « Ранним утром в их село пришли солдаты и приказали всем выйти на улицу. Никаких личных вещей, продуктов питания, даже документов взять не разрешили. Все были построены в шеренги по несколько человек и так они провели весь день. Ночью им разрешили тут же прилечь. На следующее утро, когда собрали людей из ближайших населенных пунктов, всех погнали на вокзал, где они провели еще сутки. Затем всех погрузили в товарняк и повезли на восток. В поезде только в одном вагоне была печка. В остальных вагонах было очень холодно, так как действие происходило в зимнее время. Один раз в сутки пассажирам одного вагона выдавали одно ведро супа. Холод, недостаток в еде привели к тому , что многие люди начали болеть и даже умирать. Когда кто-то умирал, поезд останавливали и трупы выбрасывали не похоронив. За эту короткую вынужденную остановку  кто посильнее, в основном это были мужчины, пытались набрать дров для той единственной печки поезда.»  В семье Фатимы Фазлиевны тогда было восемь человек. Старшая, шестнадцатилетняя сестра при переезде сильно простудилась и спустя два года умерла. В Узбекистане первым их пристанищем был поселок Серово, затем село Катаган. Когда Фатиме исполнилось восемнадцать лет, отец её отдал замуж и она с мужем уехала жить в другой населенный пункт. Муж работал кузнецом, а она работала в поле, собирала хлопок. В 90 годы они были вынуждены в повторном переселении, но независимая Грузия отказала в праве на возвращение. Поэтому турки – месхетинци были расселены по территории России. В1989  г.  приехало первых 15   человек и в с. Ольхов Лог. В 1997 еще 13 человек; в 1998 – 4 человека;2000г. – 3 человека и 2007 – 6 человек. В настоящее время  на территории нашего села проживает 89   человек, что составляет 17%.

Учитель: Какую религию исповедают народы, проживающие на территории нашего села? (Православные христиане и мусульмане).  Может ли одна религия мешать другой? Нет.  У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

«Аукцион знаний»

– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман 
(Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? 
(Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. 
(Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? 
(Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? 
(Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Ведущий:    Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.    Все – мы разные, все мы – равные!   

Ведущая: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.   В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка!  Спасибо вам!  (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность, 
желание что-либо делать вместе, 
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.

Учитель: Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я 

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

Ученик: В моей семье 

  •  все терпимые и терпеливые;
  •  здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  •  окружающие друг друга заботой;
  •  внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  •  успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантное село.  Чем же должно отличаться такое село, наше село?  Продолжи фразу «В моём селе …»

Ученик: В моем селе…

  •  прохожие доброжелательные, вежливые;
  •  улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  •  река и воздух чистые, природа здоровая;
  •  школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  •  учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Толерантная страна.  Что же такого особенного должно быть в  такой  стране?  Продолжи фразу «В  моей стране…»

Ученик: В моей стране 

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?                                                                 Мы с вами попробуем  «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки.   Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наше село стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? 
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

 Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.                                                                                 Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите  правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) 

Список литературы:
1.   Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
2.   Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
3.    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Равные и разные

Статья из цикла "Реализация стратегии "Петербургская школа 2020" в ОУ Красногвардейского района Санкт-Петербурга"...

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

Урок "Все мы разные, все мы равные"

Классный час для 6-8-х классов...

«Все – мы разные, все – мы равные!»

Занятие, посвящённое Международному дню толерантности....

Урок посвященный Дню народного единства «Все мы разные – все мы равные»

Урок посвященный Дню народного единства«Все мы разные – все мы равные»...

Классный час 10 класс:Мы разные, но мы равны.

Классный час :  10 класс Толерантность-Мы разные ,но мы равны!"...