Равные и разные
статья

Раенкова Анна Аркадьевна

Статья из цикла "Реализация стратегии "Петербургская школа 2020" в ОУ Красногвардейского района Санкт-Петербурга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ravnye_i_raznye.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Равные и разные

Вспомним положение из Всеобщей Декларации Прав Человека: «Все люди рождаются свободными и равными». Это принцип «все люди равны».

Приходят дети в школу, и все они такие похожие друг на друга, но при этом совершенно разные.  Учитель рассказывает перед классом материал для всего класса, звучит одно, но воспринимается каждым учеником по-своему. Оттенки голоса учителя, взгляд, и даже расположение в классе относительно учеников, каждым воспринимается по-разному. Вот учитель положил мел, и подошел к своему столу. Один ребенок даже не заметит этого перемещения, погруженный в свои ощущения учебной ситуации, другой – с интересом пронаблюдает за учителем – «что будет дальше?», третий ребенок может испытать тревогу, потому что учитель идет к журналу, и теперь начнет спрашивать…

Как же обучать таких разных детей? Как сделать так, чтобы ребенок воспринял максимум заданной школьной программой информации? Как сделать так, чтобы каждый ребенок оказался в одинаково оптимальных условиях?

Конечно же такая задача неразрешима. Ведь даже один и тот же ребенок в разное время суток, месяцев и времени года, воспринимает учебную информацию по разному. А сколько зависит от того, как ученик чувствует себя на данный момент физически и психологически! У него может вдруг заболеть голова или зуб. Ему на перемене одноклассник сказал грубое слово, и посмеялся над его замешательством, или, утром, папа сказал – «принесешь двойку, пеняй на себя», а за самостоятельную работу именно столько.

Педагог «обязан» найти подход к каждому ребенку, а они такие разные. В этом может помочь именно идея о том, что «разнообразность» детей конечна, и их можно распределить на определенные группы с определенным набором свойств и качеств, и в связи с этим искать подход к данной конкретной группе.  

По каким критериям следует выбирать группы – по схожести учебных проблем или по схожести психологических сложностей? Ведь могут быть и такие ситуации, когда у одного «троечника» страх перед устным ответом, а у другого страх «вдруг забыть» материал, у третьего – встретить на перемене «вредного Кольку» из параллельного класса, а четвертому мешает на письменных ответах сосредоточиться сосед по парте. У всех этих детей одинаковая удовлетворительная успеваемость, но разные причины, мешающие повысить ее до «хорошей». Понятно, что улучшать учебную ситуацию, не поняв психологических, отвлекающих от учебы, причин не получится.

Тогда, быть может, достаточно определить уровень школьной тревожности, используя, например, тест Филлипса, и остановиться на таких группах?

Несомненно, этого недостаточно, дети гораздо многообразнее, чем это установит пусть даже очень хороший пихологический тест (хотя эти данные могут наметить или подсказать отправную точку).

Приходится признать, что именно внимательный и вдумчивый педагог – первый и, вероятно, основной, специалист, кто может определить полноценно особенности учащегося, и это, в первую очередь, потому, что учитель наблюдает ребенка в его учебной непосредственной деятельности.

Именно учитель заметит, что вот «этим двум мальчикам» поможет смена соседей по парте на соседок, а этот «хулиган» мечтает быть на передней парте, а эта отличница расстраивается, когда ее хвалят перед классом, а этот «хорошист» получает «тройки» по средам, потому что у него по вторникам важные для него дополнительные занятия, и если дать ему небольшую индивидуальную корректировку по домашним заданиям на среду, то у ребенка не будет больше троек.

Конечно, подключение службы сопровождения школы – это всегда шаг дополнительной помощи педагогу, который не смог разобраться в чем-то (и это естественная ситуация – не может и не должен педагог абсолютно во всем разобраться). Но первичное направление поиска проблематики учащегося – это анализ педагога, работающего с ребенком в его учебной среде. И не сможет психолог «заменить» педагога в этом, ибо психолог под другим углом смотрит на проблему ребенка. Но психолог может снабжать знаниями и методиками педагога, проводить с ним обсуждение ребенка, анализ его поведения, учебных результатов и других доступных сведений.

И, возникает, казалось бы, вопрос: а когда тогда педагогу учить детей, если он решает всяческие детские проблемы?

Перед настоящим педагогом такого вопроса не встает, для него это есть единство и цель всей деятельности: обучая предмету, понимать ребенка, и учить его учиться.

 28.09.2011

Раенкова Анна Аркадьевна, социальный педагог ГОУ СОШ №127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

Устный журнал "Все разные, все равные"

Устный журнал «Все разные, все равные» Цель: знакомство с национальными традициями  и обычаями, культурой  русских, казахов, немцев, проживающих на территории Бердюжского района; приобщен...

Классный час по теме: «Мы все разные, но мы все – равные!»

классный час для 5 классов. углубить представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окруж...

"Разные, но равные"

Занятие с элементами тренинга с обучающимися 8 класса по профилактике ксенофобии...

Проект "Мы разные, но мы вместе и все мы равные"

Формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться., воспитание уважение к себе, сверстникам и старшим; умение терпимо относиться к особенностя...

Ток-шоу «Все разные, все равные!»

Создать условия для формирования у учащихся представление о Конституции РФ не только как об основном законе государства, но и как о нормативно-правовом акте прямого действия, опираясь на нормы которог...