Открытое занятие «Дом счастья»
классный час на тему

Занятие посвященно формированию у детей положительное представление о доме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_dlya_ns_portala1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие « Дом счастья»

для детей 8-15 лет

Форма проведения: практикум

Цель: сформировать у детей положительное представление о доме.

Задачи:

  • Образовательная: систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека.
  • Развивающая: развивать у воспитанников навыки совместной деятельности, сотрудничества.
  • Воспитательная: формировать эмоционально – ценностное отношение к своему дому.
  • Оздоровительная: создать атмосферу эмоционального комфорта.

Оборудование:

  • Магнитофон
  • Магнитная доска  с магнитами
  • Мяч
  • Кубик

Предварительная подготовка:

  • Домашнее  задание детям – нарисовать рисунок на тему «Дом моей мечты». Выставка рисунков.
  •  Заготовки «кирпичиков», «окошек» и «крыши».
  • Аппликация солнышко (на каждого ребенка)

Ход занятия

I.Вступительная часть

-Здравствуйте! Я рада приветствовать всех на нашем занятии.  

-Ребята, к нам пришли гости, а мы гостям всегда рады. Они пришли, чтобы  узнать вас лучше. Я вам напомню вам пословицу: «Гость недолго гостит, но многое замечает».   

- Как вы понимаете её смысл? (ответы детей)

Поэтому гости должны заметить, какие вы внимательные, умные и воспитанные  хозяева.

II.Основная часть


     Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте притчу и определите тему нашего занятия.

       Шел по дороге человек и нашел старую лампу. Он подобрал ее, стал энергично тереть - и ему явился джинн.

- Назови мне свое самое заветное желание, - сказал джинн, - и я исполню его.

Человек на минуту задумался, а потом сказал:

- Дай   мне  работу,  но не  простую, а  такую,  в  которой  ни  один,  даже наидостойнейший муж, не достигал вершин мастерства и даже не посягал на них.

-Тибидох-тибидох! - воскликнул джинн.

И... превратил странника в...

Вопрос:

- В кого превратил странника джинн? Ваши варианты (Ответы детей)
(Окончание притчи.)

- Тибидох-тибидох! -  воскликнул джинн. - Будь хозяином  дома!

         Вот так  необычно заканчивается эта притча. Тема нашего занятия  - дом. Ребята, а что для вас значит дом?

Я предлагаю вам провести разминку и поиграть в знакомую нам игру «Ассоциации». Тема нашей игры: «Дом».

        Проводится игра – разминка «Ассоциации»

Воспитатель поочередно  кидает мяч детям. Дети  называют слова, с которыми у них ассоциируется слово «Дом».

Необходимые материалы: мяч.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - утверждал Л.Толстой.

         О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, добро, земля, отец и мать.

        - Ребята, а давайте мы с вами построим дом для своей семьи из хороших, добрых, чистых слов и хорошего настроения.  Из такого уникального материала можно построить только дом счастья.

        Строительство – дело непростое, поэтому, вначале настроимся на работу. (Звучит приятная тихая музыка)

        - Закройте глаза и скажите себе: «Я в хорошем настроении. У меня всё получится!»

 (Звучат песни «Родительский дом», «Под крышей дома своего», «Погода в доме»)

       Итак, мы начинаем строить дом счастья для своей семьи. А что такое семья, как вы это понимаете? Дети высказывают своё мнение. Послушайте отрывок стихотворения. (Читает  Юля Г.)

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

       Воспитателем даётся точная формулировка семьи (словарь С.И. Ожегова).

Семья – это союз людей, сплочённых общими интересами, объединённых жильём и родственными связями.

Значит, семья имеет общий дом.  Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: зачем человеку дом?

Предполагаемые ответы детей:

– Чтобы было где жить (укрыться от непогоды).
– Чтобы завести семью.
– Для того, чтобы в нем жили дети.
– Для защиты от врагов.
– Для ведения хозяйства.
– Чтобы радоваться, устраивать праздники.
– Чтобы отдыхать.
– Чтобы заниматься любимым делом.

Так что же такое дом? Домашний очаг? Есть хорошая песня, а в ней слова:

Дом, как известно всем давно.

Это не стены, не окно.

Дом – это там, куда готов ты возвращаться

Вновь и вновь, яростным и нежным,

Добрым и злым, еле живым…

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом!

       – Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.

     Сегодня мы превратимся в строительную бригаду.
Из каких кирпичиков сложим мы свой дом, чтобы он действительно был наполнен счастьем, чтобы царила в нём всегда добрая, тёплая погода?

     Для строительства нашего дома мы закупили такие кирпичики, как: любовь, взаимопонимание, прощение, доброжелательность, уважение, мир и лад, здоровье,  трудолюбие, чистота и уют, защита.

     Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети объясняют, что лежит в основе хорошего дома)

      А что будет являться фундаментом нашего дома?  Дом – это то место, где проживает все семья.  

Ответ детей: Семья.

     Послушайте еще одну притчу, и вы поймете, какой кирпичик будет первым.

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это было три старца, их звали Богатство, Удача и Любовь. Хозяева их гостеприимно пригласили войти. Они ответили, что они могут впустить одного из них, что они никогда об этом не пожалеют.

Муж и жена заспорили: « Давай богатство, мы так бедны!» - сказал муж.

«Нет, давай Удачу» - настаивала жена - «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

Вопрос: Какое бревнышко будет первым?

Конечно же – любовь!

     - Любовь, ребята, - это не просто чувство, это труд, труд души, ума, сердца, надо обладать большой мудростью, чтобы уметь любить.

- А теперь, чтобы положить следующие кирпичики в стену нашего дома, послушайте китайскую притчу «Ладная семья»

      Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Семья была особая – мир и лад царили в ней. Ни ссор. Ни ругани, ни драк, ни раздоров.

      Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи. Тот взял лист бумаги. Стал что-то писать, затем передал лист владыке. Владыка с трудом разобрал каракули и удивился…

       - Чему удивился владыка? Три слова были начертаны на бумаге: любовь, взаимопонимание и прощение. И в конце листа сто раз любовь, сто раз взаимопонимание, сто раз прощение.

- Кладём ещё два кирпичика – 

взаимопонимание и прощение.

      Взаимопонимание нередко проявляется через общение. Проведём с вами сейчас небольшую игру. Я задам вопрос, отвечают на него два человека, но с совершенно различной интонацией.

Итак, вопрос: Ты сможешь сходить в аптеку за лекарствами?

Ответ: Смогу, только после тренировки. (Ответ произносят два ученика с различной интонацией).

- Какой из ответов вам понравился? Почему?

Значит, при разговоре, чтобы достичь взаимопонимания, очень важна доброжелательная интонация.

      Продолжаем строить наш дом. Следующий кирпичик – доброжелательность.

Какой кирпичик будет следующим?

        Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо. Почитать, значит, в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, а в зрелом возрасте о них заботиться. Если заповедь исполняется, то значит, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят.

Вопрос: Какой кирпичик  будет следующий? Ответ детей:

уважение.

         Чувство надежности, поддержки, уверенности у членов семьи будет поддерживаться, если в доме живут мир и лад. Как гласит народная мудрость: «Не надо клад, если в семье лад».

Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу? Какой кирпичик будет у нас следующим? Ответ детей:

Мир и лад

        - Всё в твоих руках, - утверждал один мудрец. А учёные утверждают, что здоровье каждого жителя нашей планеты определяется его образом жизни. Следовательно, каждый сам выбирает тот образ жизни и поведения, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи. И кладём очень важный кирпичик – здоровье.

      - А чтобы наша семья прожила счастливо и в достатке, нашему дому просто необходим кирпичик – 

трудолюбие.

      - Дома мы проводим значительную часть времени – отдыхаем, занимаемся учёбой, любимыми делами, отмечаем праздники, ведём домашнее хозяйство, поэтому это так важно, чтобы в доме царили уют и чистота. Добавляем ещё кирпичики – 

чистота и уют.

У нас остался еще один кирпичик.

        Родина берет начало с отчего дома. Отчий, значит отцовский, это слово того же корня, что и Отечество – земля наших отцов. Отцовское слово крепкое, нерушимое. Наши мужчины могут все: дом построить, и в трудную минуту встать на защиту Родины.  Значит, следующий  кирпичик –

 защита.

      - Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Вот и мы подвели наш дом под крышу, которую мы так и обозначим «Дом счастья».

       Для окон вам предлагается 4 цвета: желтый, зеленый, синий и красный. Определяем, что пройдет в наш дом через эти открытые окна:

Зеленый цвет- принесет в дом спокойствие;
Желтый цвет- принесет в дом тепло;
Синий цвет- принесет в дом мир и покой;
Красный цвет- принесет в дом благополучие.

         Мы построили дом - «дом счастья», где всегда нам будет тепло и уютно, где нас любят, понимают, всегда придут на помощь. А теперь этот дом согреем теплом лучей солнца. Солнце- это символ тепла и доброты.

(открывается макет солнца с лучиками)

         Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.

     А сейчас я прочитаю вам одну известную, восточную притчу.

       « Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же  городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него.

       Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони- бабочка улетит, а если скажет- живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:
-Какая у меня бабочка- живая или мертвая?
А мудрец ответил: Все в твоих руках…»

       Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга.

        Давайте, ребята, постараемся сохранить наш «Дом счастья», чтобы самим быть в нем счастливыми. Я дарю вам эти солнышки, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали им свой дом, окружающих вас людей.

Да, повесть о доме подходит к развязке,

Дописаны главы, досмотрены сны,

Уже не надеясь на чьи-то подсказки,

Мы сами решать все задачи должны.

Не каждая тропка окажется гладкой, 

Не все испытанья будут легки,

И жизнь перед нами лежит, как тетрадка,

В которой пока ещё нет ни строки.

III. Итоговая часть

     – Наше занятие подошло к концу. Давайте обсудим, что нового и полезного вы сегодня узнали?

Проводится игра "Кубик" 
Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии.
Материал: бумажный кубик, на каждой грани которого написаны вопросы: 1. Что происходило?  2. Что нового узнали?  3. Что не понравилось? 4. Чему научились? 5. Как применять? 6. Как работали?


Процедура проведения. 

      Воспитатель бросает одному из детей кубик. Ребенок  рассматривает грани с вопросами. Выбирает вопрос, на который ему хотелось бы ответить, показывает эту грань остальным и отвечает. Затем бросает кубик любому другому ребенку.
  Ответы детей
обобщаются:

мы с вами поговорили о том, как важен и необходим дом для каждого человека, что необходимо для того, чтобы в доме было комфортно всем его жителям. Мы  испытали себя в роли строителей дома и заполнили дом внутренним содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «В семье жить будешь – счастье добудешь».

                                                  Открытое зан...

Открытое занятие "Мой путь к счастью"

Цель занятия:- показать,из чего складывается человеческое счастье и подвести к пониманию важнейших условий для этого;- способствовать созданию для человека, который должен сам создать свое счастье и п...

Конспект открытого занятия "Дерево счастья из салфеток"

Топиарий (или «дерево счастья») – это маленькое декоративное деревце, которое выступает в качестве украшения интерьера. Из данного материала вы узнаете, как сделать топиарий своими руками...

Открытое занятие"Счастье быть вместе"

Данное внеклассное занятие о семье и семейных ценностях, может быть использован педагогами для возрастной категории 5-7 классов....

Конспект открытого классного мероприятия "Счастье - быть добрым!"

Открытое мероприятие проведено с учащимися 5 "А" класса в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный 2021". МАОУ "СОШ №2 с УИОП" города Губкина....

Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие

Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....