Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Екатерина Михайловна Быленкова

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает представление об истоках и художественном своеобразии поэзии С. Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_ya_sedtsem_nikogda_ne_lgu.rar1.86 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ «Школа – интернат для детей с нарушениями  слуха»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ 120 – ТИ ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С. А. ЕСЕНИНА

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

        «Я сердцем никогда не лгу…».

                                                                                        Разработала:

                                                                                           учитель-дефектолог,

                                                                                 Быленкова Екатерина Михайловна          

2015 год.

Цели:

Образовательные:

- привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству С. А. Есенина;

- дать представление об истоках и художественном своеобразии поэзии С. Есенина;

Развивающие:

- развивать читательские интересы, навыки аналитического прочтения стихотворного текста, навыки монологической речи;

Воспитательные:

- воспитывать уважение  к родной земле, природе, прививать любовь к творчеству поэта;

- активизировать патриотическое воспитание молодежи через изучение жизни и творчества поэта;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оформление: зал  украшен осенними листьями; портрет С.Есенина; на столах свечи; выставка книг с произведениями поэта; стенд с фотографиями разных периодов жизни С.Есенина; записи музыки: А. Малинин «Забава», В. Высоцкий «Кто кончил жизнь трагически …», песня «Клен ты мой опавший ….», мультимедийная установка, компьютер для просмотра и прослушивания  мультимедийных ресурсов.

Музыкальное сопровождение: записи музыки: А. Малинин «Забава», В. Высоцкий «Кто кончил жизнь трагически …»,  песня «Над окошком месяц…» в исполнении В.Ивашов, стихотворение «Песнь о собаке» звучит в исполнении В.Качалова, песня «Какая ночь! Я не могу…»(видеоролик),  романс «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении В.Цыгановой, стихотворения  в исполнении С.Безрукова (видеоролик),  песня «Письмо матери» в исполнении Н.Сличенко, песня «Не держи меня…» в исполнении С.Михайлова,  романс «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»(видеоролик).

 

Ход мероприятия.

«Мои стихи, спокойно расскажите

про жизнь мою…»

Звучит спокойная музыка, создавая лирический настрой. В зале погашен свет. Участники вечера сидят за столиками, на каждом горит свеча. Входит ведущий, зажигает канделябр со свечами на сцене. Музыка смолкает.  

                                                                        С. Есени

Ведущий 1: 


Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С. Есенин

Вступительное слово учите:

1. Ребята! Сегодняшнее мероприятие посвящается жизни и творчеству одного из самых великих и популярных поэтов России С.А. Есенина. Сергей Есенин – одна из неугасаемых звезд поэзии XX века.
Поэт прожил всего лишь 30 лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину же было отпущено в три раза меньше. Но его судьба – подтверждение другого изречения: “Жизнь ценится не за длину”.

“…И не жалость – мало жил,
            И не горечь – мало дал.
            Много жил – кто в наши жил
           Дни, все дал, – кто песню дал”, - находим мы у Марины Цветаевой в        стихотворении “Памяти Есенина”.

Ведущий 1:  Село Константиново, 3 октября 1895 года. Утром этого осеннего ветреного дня родился Сергей Александрович Есенин. Очень живописно рассказывает сам поэт о своем рождении.

Ученик:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

        Босая, с подтыками, по росе бродила,

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Ведущий 2: Первые три года Сережа рос в доме бабушки Есениной, потом у деда Титова. В 6 лет пошел учиться в Константиновское  земское училище. Затем в Спас - Клепиковскую второклассную школу. Многие стихотворения поэта посвящены воспоминаниям детства.

Ученик читает стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Звучит песня «Над окошком месяц…» в исполнении В.Ивашова.

Ведущий 1:  С. Есенин любил слушать русские народные песни. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.

Под окнами

Костер метели белой,

Мне девять лет.

Лежанка, бабка, кот…

И бабка что-то грустное,

Степное пела,

Порой зевая

И крестя свой рот.

Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. В семье М. Ройзмана он прочитал стихотворение, после того как он навестил деревню. Он не узнал своего деда, тот очень состарился.

  Мать друга, слушая стихотворение, прослезилась.

        

Но что старик с тобой?

Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще.

Добро, мой внук.

Добро, что не узнал ты деда…

Ах, дедушка, ужели это ты!

И полилась печальная беседа

Слезами теплыми на пыльные цветы.

Ведущий 2: В Петербурге встречается с Блоком, который высоко оценил его стихи. Есенина приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В 1917 году он встречает красавицу Зинаиду Райх. Вскоре они обвенчались, но счастье длилось недолго. У Райх и Есенина родился сын и дочь.Уже в октябре 1921 года З.Райх и Есенин разошлись. Впоследствии она выходит замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда.

1914-1917 годы были временем стремительного духовного роста поэта. В начале 1916 года выходит первая книга стихов «Радуница», написаны произведения «Русь», «Егорий», «Корова», «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано».

Стихотворение «Песнь о собаке» звучит в исполнении В.Качалова.

Ведущий 1: ОДНАЖДЫ великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку.

Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.

В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин»

Звучит  песня «Какая ночь! Я не могу…»(видеоролик)

 Цикл «Москва кабацкая», в который вошли стихотворения 1921-24 годов, - свидетельство душевного спада, творческого кризиса поэта, вызванного  неверием в строительство новой жизни.

Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении В.Цыгановой.

Учитель:                                

                …более всего

        Любовь к родному краю

                Меня томила,

                Мучила и жгла.

                        С. Есенин

 - Лирика Есенина проникнута радостным ощущением родины. Тема Родины – одна из главных в творчестве Есенина.

                Несказанное, синее, нежное…

                Тих мой край после битв, после гроз,

                И душа моя – поле безбрежное –

                Дышит запахом мёда и роз…

        

        Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…»

        Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых, земных перегрузок.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо

Звучат стихотворения  в исполнении С.Безрукова (видеоролик) .         

И, конечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый, святой для поэта образ Матери. С годами все чаще видится поэту в дальних далях его памяти одинокая, скорбная материнская фигура на дороге за околицей села, волнующая до спазмы в горле. В своих стихотворениях посланиях-письмах на Родину поэт обращается к матери как единственно надежному другу и заступнику от всех житейских невзгод и тревог.

Звучит песня «Письмо матери» в исполнении Н.Сличенко.

Ведущий 2: 1924-1925 годы ознаменованы новым подъемом творчества Есенина.

Восток – родина замечательных лириков: Хайями, Саади, Низами, страна роз и тюльпанов, звездочётов. Для страдающей души, утратившей опору, прикосновение к этому – целительно.

        Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Батуми зимой 1924-25 годов, Есенин занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой -  и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль.  

        Одно за другим было написано 15 стихотворений, которые и составили цикл «Персидские мотивы».  

        Ученица читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..».

          Ведущи й1: Летом 1925 года Есенин возвращается в Москву. С тяжелым предчувствием покидал он своих друзей в Баку. Чуткая к боли, легкоранимая душа Есенина тянулась к свету, к жизни. Как тяжело и одиноко было порой ему, поэту и человеку, сколько сил приходилось тратить ему на то, чтобы преодолеть все «пророчества» и избежать «падения с кручи».

Звучит песня «Не держи меня…» в исполнении С.Михайлова.

Ведущий 2: Есенин решил круто изменить свою жизнь. В декабре 1925 года он уезжает в Ленинград, надеясь на перемены к лучшему.

Но какие «черные силы» толкнули поэта к роковой черте? Что могло произойти в те немногие часы, когда Есенин остался один в номере гостиницы «Англетер»? Вряд ли  когда-нибудь откроется эта тайна. Поэт  унес ее с собой в могилу, оставив нам лишь свои прекрасные стихи. Но до конца дней своих Есенин оставался поэтом предельной искренности.

Звучит романс «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»(видеоролик).

Заключительное слово учителя: Вы прочитали  стихотворения Есенина  разных лет и убедились, что его творчество безгранично, что чем больше проходит времени, тем очевиднее общечеловеческое значение  его поэзии, с  идеями гуманизма, любви ко всему живому, с ее неповторимым ощущением неразрывной связи человека с окружающим миром. Это поэзия человеческого добра и тепла, понятная и близкая сердцу каждого человека. Это та атмосфера искренности, без которой невозможно подлинно человеческое общение.
        Лирика Есенина – это всегда чистосердечный разговор с читателем.
Читая его стихи, мы целиком поглощены мыслями и чувствами поэта, тем настроением, которое он “из рук в руки” передает читателю. И мы ощущаем теплоту этих рук.
Редчайший художественный дар Есенина находит признание у читателей самых разных национальностей, возрастов, профессий, уровней образования, культуры. Поэзия Сергея Есенина – это поэзия человеческого общения, и в этом заключается неотразимая сила ее воздействия.

Современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал:

«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

После слов учителя участники вечера гасят на своих столиках свечи.

.

Список литературы.

  1. Занковская Л.В. Новый Есенин. - М., "Флинта", 1997 г.
  2. Куняевы Станислав и Сергей. Жизнь Есенина.- М., " Центрполиграф", 2002г.
  3. Е. Гусляров и О. Карпухин. Есенин в жизни. - Калининград, 2000 г.
  4. Ю. Прокушев. Воспоминания о смерти С. Есенина. - М., 1965 г.
  5. Гулин А.В. "В сердце светит Русь" (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе №4, 2001 г.
  6. Дункан Айседора. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. - М., "Издательство политической литературы", 1992 г.
  7. Есенин С.А. Материалы к биографии. - М., "Историческое наследие", 1993 г.
  8. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М., "Советская Россия", 1978 г.
  9. Базаров В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. - Л., "Советский писатель", 1982 г.
  10. С.А. Есенин Сочинения. // Художественная литература 1988 г.
  11. А.Л. Казаков. Как жил Есенин. // 1991 г.
  12. Прокушев Ю.Л. Слово о Есенине. Большое видится на расстоянии…
  13.  Громов О. Сергей Есенин - душа народа.
  14.   www.ser-esenin.ru/
  15.   www.kinopoisk.ru/level/161142/
  16.    www.vlivkor.com/esenin-glazami-lyubyashhix-zhenshhin.html/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"

Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить  работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем ген...

Методическая разработка внеклассного мероприятия со школьниками 5-8 классов, посвященная "Дню Матери"

Методическая разработка внеклассного мероприятия со школьниками 5-8 классов, посвященная "Дню Матери"Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресе...

"The Funny Zoo" ( методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-х классов)

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся  4 классов  будет способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию коммуникативных навыков учащихся; развит...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 9 классов « Праздник со слезами на глазах…»

Сценарий мероприятия для учащихся 5-9 классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-го класса на тему "Музицирование"

Я предлагаю сделать работу по усвоению навыков музицирования регулярной и более значимой для детей и педагога. А значит – более интересной. Это мероприятие - «внеклассный урок» или факультатив, которы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов "Птичьи разговоры"

Методическая разработка содержит конспект мероприятия для учащихся 5-7 класс сразнообразными интересными заданиями и красочную презентацию...