"Вирус сквернословия. Можно ли не заразиться им?". Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса.
классный час (8 класс) по теме
Данная разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия и мультимедийную презентацию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2
г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан
«Вирус сквернословия.
Можно ли не заразиться им?»
внеклассное мероприятие для учащихся
8-х классов
Разработала учитель
русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Афанасьева Татьяна Александровна
Лаишево
«Вирус сквернословия.
Можно ли не заразиться им?»
Цели: - расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить
детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с
пагубным влиянием его на личность;
- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию,
отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим
порокам;
- побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.
Ход мероприятия:
I. Приветствие. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Не так давно у нас в школе состоялась встреча с инспектором ПДН, на которой вы были ознакомлены с тем, какую ответственность несут люди за нецензурную речь в общественных местах. А вы не задумывались, почему за то, что человек что-то сказал, он должен нести административную ответственность? Что в этом ужасного? А ужасно то, что бранную речь можно услышать сейчас очень часто, к сожалению, даже в школе. Словно какая-то зараза опутывает весь мир, будто люди подхватывают какой-то вирус – вирус сквернословия. И чтобы им не заразиться (а если это уже, к несчастью, случилось, то поскорее излечиться), я и решила поговорить с вами сегодня об этом недуге. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Вирус сквернословия. Можно ли не заразиться им?» (Слайд № 1)
III. Беседа.
- Еще Сенека, римский философ, живший около IV века до н. э., говорил: «Речь – это показатель ума.» (Слайд № 2). С этим трудно не согласиться, но тем не менее многие люди, считающие себя умными, сквернословят. Так что же такое сквернословие? Как вы думаете). (Ученики высказывают свои предположения, затем открываются слайды № 3, 4)
- Как вы видите, слово это несет ярко выраженную негативную окраску. А как вы думаете, почему люди употребляют бранную лексику. (Варианты ответов учеников).
- Подведем итог. (открывается слайд № 5) Как вы понимаете эти причины?
- Если сгруппировать все эти причины, то можно выделить три основные группы. (Слайд № 6)
IV. Индивидуальные выступления учащихся.
- Но вы мне можете возразить, что не наше поколение придумало эти слова. Да эти слова появились очень давно, но с какой целью?! Послушаем выступление «историка».
- Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но повсеместно люди матом не ругались. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться. На берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? На поле брани. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание розгами. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. В 19-м веке матершинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами. (Слайды № 8, 9, 10)
-Да, эти слова испокон веков существовали в русском языке. Но они употреблялись в определенном месте, в определенной ситуации. (Слайд № 11)
-Но все же остается неясным, почему человек должен нести ответственность за слова, произнесенные в обществе людей, если они никому не вредят? Или все-таки вредят? (Слайд № 12) Послушайте, что об этом пишет поэт М. Матусовский:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
- В наш 21-й век, век науки и прогресса, всему можно найти еще и научное объяснение. Давайте послушаем, что по поводу нецензурной брани думают ученые.
- Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова: они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь. (Слайд № 13)
- Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше чем те, кто не сквернословят, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
- Таким образом, из всего услышанного можно сделать вывод: у того, кто сквернословит, есть два пути: либо продолжать разрушать свою жизнь и жизнь тех, кто их окружает, либо отказаться от этой пагубной привычки. (Слайды № 14, 15, 16)
V. Творческая работа учащихся.
- Да, я надеюсь, что вы поняли, что сквернословие – это вирус, который разрушает все живое, портит все вокруг. А можно ли не заразиться этим вирусом? У вас на партах лежат листочки и ручки. Подумайте и запишите на них профилактические советы тем, кто не хочет заболеть этим вирусом. (Через некоторое время ученики читают свои записи, обсуждают их)
- Я тоже подумала над этой проблемой и составила вот такие советы (открывается слайд № 17) и хочу, чтоб они не забывались вами (Раздаю распечатанные советы «Советы по профилактике сквернословия»
Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.
Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека.
Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения.
Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.
Научиться просить прощения, прощать самому.
Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях.
Постоянно заниматься самосовершенствованием.
Читать хорошую литературу.
Быть разборчивым в выборе друзей.
Искренне любить людей и бояться их обидеть. )
VI. Вывод.
- А закончить мне хотелось бы словами из стихотворения И. Бунина (Слайд № 18):
…И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...
Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)
Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса учащихся к изучению химии....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"
Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...
"Веселые нотки" - сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса.
Подробный сценарий внеклассного мероприятия "Веселые нотки" для учащихся 1 класса. Выполнила: Корчагина Л.И. - учитель музыки МБОУ Заветинской СОШ№1 Ростовской области....
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов "Вирус сквернословия"
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов "Вирус сквернословия"...
The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (The UK) (можно использовать этот материал для внеклассных мероприятий)
Игровая компетенция по теме "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (The UK)". (можно использовать этот материал как на уроках, так и для внеклассных мероприятий) ...
The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (The UK) (можно использовать этот материал для внеклассных мероприятий)
Игровая компетенция по теме "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (The UK)". (можно использовать этот материал как на уроках, так и для внеклассных мероприятий) ...