Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)
классный час по химии (8 класс) по теме

 

Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса  учащихся к изучению химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Химический марафон66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 28 имени Н.А.Рябова г.Тамбова

                                                                                     

                                                                                     Попова Ольга Александровна

                                                                                             учитель химии высшей категории

Химический марафон

(для учащихся 8 классов)

ЦЕЛЬ: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса    

            учащихся к изучению химии.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:

  • периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  • стенгазеты по химии;
  • выставка – витрина «Что читать по химии»;
  • выставка рефератов и альбомов, выполненных учащимися по химии;
  • плакаты с химическими загадками, шарадами, кроссвордами.

В перерыве между конкурсами – номера художественной самодеятельности.

В марафоне участвуют 2 команды по 5-6 человек. В начале соревнования соперники приветствуют друг друга и представляют себя зрителям. У каждой команды есть группы болельщиков, им тоже предстоит участвовать в химическом состязании.

ВЕДУЩИЙ:  Добрый день, дорогие друзья!

Мне приятно приветствовать вас на нашем химическом марафоне.

«Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Так уже больше 200 лет назад сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продуктами. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой пишем, - тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций.

Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительнейшие превращения.

Сегодня мы проводим химический марафон. На сцене 2 сборные команды 8-х классов покажут свои знания по химии, которые они приобрели за неполный год изучения этой науки.

Итак, начинаем! Важно, чтобы хорошее настроение не покидало вас, а поднимет его до экзотермического уровня первый конкурс, где команды представят себя зрителям и поприветствуют соперников.

КОНКУРС 1.   ПРИВЕТСТВИЕ.

ВЕДУЩИЙ: А теперь капитаны команд разыграют право первого хода. (Можно советоваться со своей командой). Ваша задача – разгадать следующую загадку:

«Она родилась в самой волшебной стране – Химической лаборатории. Ее папа – Оксид азота (IV) – был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее». (Азотная кислота).

Той команде, которая даст правильный ответ, предстоит начать игру.

КОНКУРС 2.   «ДЕШИФРОВАНИЕ».

В адрес участников турнира пришли две телеграммы с пожеланиями, но они оказались зашифрованными химическим способом. В течение 2 мин без применения дополнительных реактивов расшифруйте и определите, чем они были написаны.

Первая телеграмма: «Думай, работай, ищи, трудно будет – не пищи».

Вторая телеграмма: «На нашем турнире, друзья, инертным газом быть нельзя!».

(Обе телеграммы написаны на телеграфном бланке раствором серной кислоты или концентрированным раствором сульфата (хлорида) кобальта (II); их проявляют нагреванием).

КОНКУРС 3.   «ХИМИЧЕСКАЯ ХОДЬБА».

Необходимо пройти от линии старта как можно дальше, называя на каждый шаг новый химический элемент (не останавливаясь и не повторяясь).

В конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. Зачет – по общему числу названных химических элементов.

КОНКУРС 4.   «РИФМЫ, РИФМЫ, РИФМЫ».

Поэтом можешь ты не быть, но почему б не попытаться.

Команды составляют по два четверостишия, используя рифмы:

Бром – дом; явление – объяснение; свинец – птенец; штатив – факультатив.

КОНКУРС 5.   «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

В предложенных рядах исключите «лишнее» вещество, указав признак, которому оно не соответствует.

1. H2S;  H2CO3;  H2SO3;  H2SO4;  H2SiO3;  HClO

    (H2S –бескислородная, H2SiO3 – нерастворимая, HClO – одноосновная).

2. КОН;  NaOH;  Mg(OH)2;  Ba(OH)2;  Zn(OH)2

    (Zn(OH)2 –нерастворимый, амфотерный гидроксид)

3. K2O;  CaO;  Ag2O;  CO2;  MgO

(CO2 – кислотный оксид)

4. МnO;  Cr2O3;  CO2;  Мn2O7;  Cl2O7

    (МnO – основный оксид)

5.  Cu(OH)2 →;   Zn(OH)2  →;   КОН →

    (КОН – при нагоевании не разлагается).

КОНКУРС 6.   «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки из бочонка. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, вопрос передается другой команде и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передается зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов, ведущий вручает приз.

  1. Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.

      Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу,        

незаметно бросив в том же направлении кусочек вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать».

Что за металл был упомянут в рассказе? Каково его положение в периодической системе?

(Натрий щелочной металл, элемент главной подгруппы 1 группы).

  1. Твердое химически чистое вещество расплавлено. Полученная прозрачная жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При взаимодействии с кислотами и щелочами новых веществ не образует. Ни расплав вещества, ни его раствор не проводят электрический ток. О каком веществе идет речь?

(Вода).

  1. В название какого важнейшего для жизни растений соединения,

            обусловливающего их окраску в зеленый цвет, входит название химического  

            элемента?

            (Хлорофилл).

  1. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?

(Йодом).

КОНКУРС 7.   «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА».

ВЕДУЩИЙ:  Много открытий было сделано этим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н.А.Меншуткин на заседании русского химического общества в марте 1869 года.

«Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие, проникновенные глаза…

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок…» (Из воспоминаний племянницы ученого Н.Я.Капустиной-Губкиной).

Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев.

Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль ученого. Он задает командам вопросы.

  1. Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: «Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса,  что быстро привело к тому заключению, что …». К какому заключению я пришел?

(Свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомного веса»).

     

  1. Число попыток классификации химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигало 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер, Д.Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников.

(Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор).

  1. Создание периодической системы поставило перед учеными новую задачу: найти физическое обоснование закона. Я сам писал о периодическом законе как о «новой тайне природы, еще не поддающейся рациональной концепции№. Какие открытия подтвердили правильность моей мысли о том, что последующее знание только углубит понимание периодического закона, но не изменит его существа?

(Открытие величин зарядов ядер элементов в 1913 г. английским физиком Г.Мозли и теория датского ученого Нильса Бора в 1921 г. о том, что периодичность свойств атомов определяется периодическим строением их электронных оболочек).

  1. Всем вам известна сказка «Конек-Горбунок». Ее написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите фамилия автора сказки.

(Петр Павлович Ершов).

  1. Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня?

(Шестеро – три сына и три дочери).

КОНКУРС 8.   «ПОЭТИЧЕСКИЙ».

Вывешивается табличка со словом «ЗОЛОТО». За отведенное время игрокам необходимо вспомнить как можно больше стихотворных строк с этим словом.

Например, некоторые строки из стихов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

                                 («Парус»)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса – великана…

                                 («Утес»)

«Все мое», - сказало злато;

«Все мое», - сказал булат.

«Все куплю», - сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат.

                                 («Золото и булат»)

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою…

                                 («Сказка о рыбаке и рыбке»)

А орешки не простые, Все скорлупки золотые…

…Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом…

… Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…»

                                 («Сказка о царе Салтане»).

КОНКУРС 9.   «ОБГОНЯЛКИ».

Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Вода в твердом состоянии.  (Лед).
  2. Химически неделимая частица.  (Атом).
  3. Название положительно заряженного электрода.  (Анод).
  4. Самый электроотрицательный элемент.  (Фтор).
  5. Единица количества вещества.  (Моль).
  6. Элементарная частица, не имеющая заряда.  (Нейтрон).
  7. Оксид водорода.  (Вода).
  8. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра, но разной массой.  (Изотопы).
  9. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.  (Серебро).
  10.  Запись химических реакций посредством химических знаков и формул.  (Химические уравнения).
  11. Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ.  (Разложения).
  12. Семейство элементов 7 группы главной подгруппы.  (Галогены).
  13. Реакция, при которой поглощается теплота.  (Эндотермическая).
  14. Процесс отдачи электронов атомами или ионами. (Окисление).
  15. Вещество, поддерживающее горение и дыхание.  (Кислород).
  16. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную.  (Кислоты).
  17. Самый легкий газ.  (Водород).
  18. Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса.  (Озон).
  19. Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых в ней примесей.  (Фильтры).
  20. Растворимые в воде основания.  (Щелочи).
  21. Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ.  (Аллотропия).
  22. Самое распространенное на Земле вещество.  (Вода).
  23. Вещества, ускоряющие реакцию, но сами не расходующиеся и не изменяющиеся в ней.  (Катализаторы).
  24. Галоген, при обычных условиях – газ желто-зеленого цвета.  (Хлор).
  25. Итальянский ученый, в 1811 году открыл закон о газах, позже названный его именем.  (Авогадро).
  26. Смесь водорода и кислорода в объемных отношениях 2:1. При поджигании они соединяются почти мгновенно, происходит сильный взрыв.  («Гремучий газ»).
  27. Электроны, которые при движении образуют облако гантелеобразной формы. (р-электроны).
  28. Химическая связь, образованная между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью.  (Ковалентная неполярная).
  29. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы).
  30. Распад электролита на ионы.  (Электролитическая диссоциация).
  31. Элемент с порядковым номером 8.  (Кислород).
  32. Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок. (Неон).
  33. Царь металлов.  (Золото).
  34. Самый распространенный элемент во Вселенной.  (Водород).
  35. Недостаток этого элемента в орпганизме человека приводит к кариесу зубов.  (Фтор).
  36. Реакция обмена между кислотой и основанием.  (Нейтрализация).
  37. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны.  (Хлор).
  38. Единственный жидкий металл.  (Ртуть).
  39. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. (Оксиды).
  40. Аллотропное вещество – видоизменение кислорода.  (Озон).

Команда победителей награждается призом и принимается в члены лучших химиков школы, произносит шутливую торжественную клятву:

«Мы, ….., принимая звание лучших химиков школы, обязуемся:

  • вступать в экзотермические реакции обмена с окружающей средой;
  • проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний;
  • чтить и соблюдать закон сохранения массы и энергии, ибо сколько в одном месте убавится, столько же в другом месте прибавится;
  • быть катализаторами во всех полезных для общества делах;
  • жить в гармонии с окружающей средой».

                                                                                                Учитель химии Попова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химический марафон" внеклассное мероприятие для 8-х классов

Внеклассное мероприятие "Химический марафон" предназначено для развития познавательной активности учащихся 8-х классов....

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Весенний марафон"

Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся, реализация межпредметных связей. Учебно-воспитательные задачи:...

" A language marathon" "Языковой марафон" Внеклассное мероприятие по английскому языку (в рамках недели иностранного языка в школе) 7-9 классы

Внеклассное мероприятие по английскому языку (в рамках недели иностранного языка в школе) 7-9 классы - Путешествие по станциям. Мероприятие на повторение лексики и грамматики английского языка....

внеклассное мероприятие для учащихся 8,9 классов "Химический бум"

внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра...

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов "Марафон математических знаний"

В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить  из различных нестандартных ситуаций.  Поэтому в по...

Интеллектуальный марафон "Знатоки здоровья" - внеклассное мероприятие для учащихся и родителей

Цель проведения интеллектуального марафона: пропаганда здорового образа жизни, через развитие знаний о сохранении и укреплении здоровья. Задачи:1. Расширить знания об охране здоровья.2. Выработат...