Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)
классный час по химии (8 класс) по теме
Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса учащихся к изучению химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химический марафон | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 28 имени Н.А.Рябова г.Тамбова
Попова Ольга Александровна
учитель химии высшей категории
Химический марафон
(для учащихся 8 классов)
ЦЕЛЬ: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса
учащихся к изучению химии.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- стенгазеты по химии;
- выставка – витрина «Что читать по химии»;
- выставка рефератов и альбомов, выполненных учащимися по химии;
- плакаты с химическими загадками, шарадами, кроссвордами.
В перерыве между конкурсами – номера художественной самодеятельности.
В марафоне участвуют 2 команды по 5-6 человек. В начале соревнования соперники приветствуют друг друга и представляют себя зрителям. У каждой команды есть группы болельщиков, им тоже предстоит участвовать в химическом состязании.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья!
Мне приятно приветствовать вас на нашем химическом марафоне.
«Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Так уже больше 200 лет назад сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продуктами. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой пишем, - тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций.
Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительнейшие превращения.
Сегодня мы проводим химический марафон. На сцене 2 сборные команды 8-х классов покажут свои знания по химии, которые они приобрели за неполный год изучения этой науки.
Итак, начинаем! Важно, чтобы хорошее настроение не покидало вас, а поднимет его до экзотермического уровня первый конкурс, где команды представят себя зрителям и поприветствуют соперников.
КОНКУРС 1. ПРИВЕТСТВИЕ.
ВЕДУЩИЙ: А теперь капитаны команд разыграют право первого хода. (Можно советоваться со своей командой). Ваша задача – разгадать следующую загадку:
«Она родилась в самой волшебной стране – Химической лаборатории. Ее папа – Оксид азота (IV) – был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее». (Азотная кислота).
Той команде, которая даст правильный ответ, предстоит начать игру.
КОНКУРС 2. «ДЕШИФРОВАНИЕ».
В адрес участников турнира пришли две телеграммы с пожеланиями, но они оказались зашифрованными химическим способом. В течение 2 мин без применения дополнительных реактивов расшифруйте и определите, чем они были написаны.
Первая телеграмма: «Думай, работай, ищи, трудно будет – не пищи».
Вторая телеграмма: «На нашем турнире, друзья, инертным газом быть нельзя!».
(Обе телеграммы написаны на телеграфном бланке раствором серной кислоты или концентрированным раствором сульфата (хлорида) кобальта (II); их проявляют нагреванием).
КОНКУРС 3. «ХИМИЧЕСКАЯ ХОДЬБА».
Необходимо пройти от линии старта как можно дальше, называя на каждый шаг новый химический элемент (не останавливаясь и не повторяясь).
В конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. Зачет – по общему числу названных химических элементов.
КОНКУРС 4. «РИФМЫ, РИФМЫ, РИФМЫ».
Поэтом можешь ты не быть, но почему б не попытаться.
Команды составляют по два четверостишия, используя рифмы:
Бром – дом; явление – объяснение; свинец – птенец; штатив – факультатив.
КОНКУРС 5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
В предложенных рядах исключите «лишнее» вещество, указав признак, которому оно не соответствует.
1. H2S; H2CO3; H2SO3; H2SO4; H2SiO3; HClO
(H2S –бескислородная, H2SiO3 – нерастворимая, HClO – одноосновная).
2. КОН; NaOH; Mg(OH)2; Ba(OH)2; Zn(OH)2
(Zn(OH)2 –нерастворимый, амфотерный гидроксид)
3. K2O; CaO; Ag2O; CO2; MgO
(CO2 – кислотный оксид)
4. МnO; Cr2O3; CO2; Мn2O7; Cl2O7
(МnO – основный оксид)
5. Cu(OH)2 →; Zn(OH)2 →; КОН →
(КОН – при нагоевании не разлагается).
КОНКУРС 6. «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».
Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки из бочонка. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, вопрос передается другой команде и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передается зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов, ведущий вручает приз.
- Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.
Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу,
незаметно бросив в том же направлении кусочек вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать».
Что за металл был упомянут в рассказе? Каково его положение в периодической системе?
(Натрий щелочной металл, элемент главной подгруппы 1 группы).
- Твердое химически чистое вещество расплавлено. Полученная прозрачная жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При взаимодействии с кислотами и щелочами новых веществ не образует. Ни расплав вещества, ни его раствор не проводят электрический ток. О каком веществе идет речь?
(Вода).
- В название какого важнейшего для жизни растений соединения,
обусловливающего их окраску в зеленый цвет, входит название химического
элемента?
(Хлорофилл).
- Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?
(Йодом).
КОНКУРС 7. «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА».
ВЕДУЩИЙ: Много открытий было сделано этим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н.А.Меншуткин на заседании русского химического общества в марте 1869 года.
«Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие, проникновенные глаза…
Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок…» (Из воспоминаний племянницы ученого Н.Я.Капустиной-Губкиной).
Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев.
Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль ученого. Он задает командам вопросы.
- Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: «Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса, что быстро привело к тому заключению, что …». К какому заключению я пришел?
(Свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомного веса»).
- Число попыток классификации химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигало 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер, Д.Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников.
(Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор).
- Создание периодической системы поставило перед учеными новую задачу: найти физическое обоснование закона. Я сам писал о периодическом законе как о «новой тайне природы, еще не поддающейся рациональной концепции№. Какие открытия подтвердили правильность моей мысли о том, что последующее знание только углубит понимание периодического закона, но не изменит его существа?
(Открытие величин зарядов ядер элементов в 1913 г. английским физиком Г.Мозли и теория датского ученого Нильса Бора в 1921 г. о том, что периодичность свойств атомов определяется периодическим строением их электронных оболочек).
- Всем вам известна сказка «Конек-Горбунок». Ее написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите фамилия автора сказки.
(Петр Павлович Ершов).
- Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня?
(Шестеро – три сына и три дочери).
КОНКУРС 8. «ПОЭТИЧЕСКИЙ».
Вывешивается табличка со словом «ЗОЛОТО». За отведенное время игрокам необходимо вспомнить как можно больше стихотворных строк с этим словом.
Например, некоторые строки из стихов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
(«Парус»)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана…
(«Утес»)
«Все мое», - сказало злато;
«Все мое», - сказал булат.
«Все куплю», - сказало злато;
«Все возьму», - сказал булат.
(«Золото и булат»)
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою…
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
А орешки не простые, Все скорлупки золотые…
…Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом…
… Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя…»
(«Сказка о царе Салтане»).
КОНКУРС 9. «ОБГОНЯЛКИ».
Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Вода в твердом состоянии. (Лед).
- Химически неделимая частица. (Атом).
- Название положительно заряженного электрода. (Анод).
- Самый электроотрицательный элемент. (Фтор).
- Единица количества вещества. (Моль).
- Элементарная частица, не имеющая заряда. (Нейтрон).
- Оксид водорода. (Вода).
- Вид атомов с одинаковым зарядом ядра, но разной массой. (Изотопы).
- Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Серебро).
- Запись химических реакций посредством химических знаков и формул. (Химические уравнения).
- Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ. (Разложения).
- Семейство элементов 7 группы главной подгруппы. (Галогены).
- Реакция, при которой поглощается теплота. (Эндотермическая).
- Процесс отдачи электронов атомами или ионами. (Окисление).
- Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород).
- Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты).
- Самый легкий газ. (Водород).
- Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса. (Озон).
- Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых в ней примесей. (Фильтры).
- Растворимые в воде основания. (Щелочи).
- Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ. (Аллотропия).
- Самое распространенное на Земле вещество. (Вода).
- Вещества, ускоряющие реакцию, но сами не расходующиеся и не изменяющиеся в ней. (Катализаторы).
- Галоген, при обычных условиях – газ желто-зеленого цвета. (Хлор).
- Итальянский ученый, в 1811 году открыл закон о газах, позже названный его именем. (Авогадро).
- Смесь водорода и кислорода в объемных отношениях 2:1. При поджигании они соединяются почти мгновенно, происходит сильный взрыв. («Гремучий газ»).
- Электроны, которые при движении образуют облако гантелеобразной формы. (р-электроны).
- Химическая связь, образованная между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью. (Ковалентная неполярная).
- Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы).
- Распад электролита на ионы. (Электролитическая диссоциация).
- Элемент с порядковым номером 8. (Кислород).
- Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок. (Неон).
- Царь металлов. (Золото).
- Самый распространенный элемент во Вселенной. (Водород).
- Недостаток этого элемента в орпганизме человека приводит к кариесу зубов. (Фтор).
- Реакция обмена между кислотой и основанием. (Нейтрализация).
- Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны. (Хлор).
- Единственный жидкий металл. (Ртуть).
- Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. (Оксиды).
- Аллотропное вещество – видоизменение кислорода. (Озон).
Команда победителей награждается призом и принимается в члены лучших химиков школы, произносит шутливую торжественную клятву:
«Мы, ….., принимая звание лучших химиков школы, обязуемся:
- вступать в экзотермические реакции обмена с окружающей средой;
- проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний;
- чтить и соблюдать закон сохранения массы и энергии, ибо сколько в одном месте убавится, столько же в другом месте прибавится;
- быть катализаторами во всех полезных для общества делах;
- жить в гармонии с окружающей средой».
Учитель химии Попова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Химический марафон" внеклассное мероприятие для 8-х классов
Внеклассное мероприятие "Химический марафон" предназначено для развития познавательной активности учащихся 8-х классов....
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Весенний марафон"
Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся, реализация межпредметных связей. Учебно-воспитательные задачи:...
" A language marathon" "Языковой марафон" Внеклассное мероприятие по английскому языку (в рамках недели иностранного языка в школе) 7-9 классы
Внеклассное мероприятие по английскому языку (в рамках недели иностранного языка в школе) 7-9 классы - Путешествие по станциям. Мероприятие на повторение лексики и грамматики английского языка....
внеклассное мероприятие для учащихся 8,9 классов "Химический бум"
внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра...
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов "Марафон математических знаний"
В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить из различных нестандартных ситуаций. Поэтому в по...
Интеллектуальный марафон "Знатоки здоровья" - внеклассное мероприятие для учащихся и родителей
Цель проведения интеллектуального марафона: пропаганда здорового образа жизни, через развитие знаний о сохранении и укреплении здоровья. Задачи:1. Расширить знания об охране здоровья.2. Выработат...