« Роль семьи и школы воспитании здорового поколения»
материал на тему

Гариева Надежда Васильевна

Есть ли у ваших детей, а  у наших учащихся  физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье?  В чём заключаются актуальные проблемы здоровья ? На эти и другие вопросы мы постараемся  найти ответы  в ходе работы нашей конференции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_garievoy_n.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Гариевой Н.В зам. директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №1» на родительской конференции

« Роль семьи и школы воспитании здорового поколения»

Что такое «Здоровье»? 

Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному. «Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).

«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И, Дубровский).

«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т, Фролов).

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Есть ли у ваших детей, а  у наших учащихся  физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье?  В чём заключаются актуальные проблемы здоровья ? На эти и другие вопросы мы постараемся  найти ответы  в ходе работы нашей конференции.

Вопросы кризиса детского здоровья и вырождения нации являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:

  • Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
  • Лишь за период с 2008–2009 года общая заболеваемость выросла на 13%.
  • Самая высокая заболеваемость отмечена по органам дыхания, на 2-м месте – органы пищеварения, на 3-м месте – болезни глаза.
  • Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет на территории страны за последние 4 года возросла.
  • На 1-м месте – органы дыхания, на 2–м месте – органы пищеварения, на 3 месте – инфекционные и паразитарные болезни, на 4-м месте – болезни глаза, на 5-м месте – травмы.
  • По данным министерства образования за 2003 год в детской и подростковой среде наблюдалось значительное увлечение наркоманией.
  • 2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами.
  • 86 % детей России имеют отклонения в состоянии здоровья;

Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.

В чём же причина кризиса здоровья детей России и нашего города  в частности? Существуют различные точки зрения.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:

  • год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
  • увеличивается количество детей, больных ожирением.
  • Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
  • Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
  • Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

За первую полугодие 2009/10 учебного года  в гимназии вспропущено_____ уроков по болезни. Среди распространённых заболеваний  отмечаются такие, как  ОРЗ, ОРВИ, травмы.

 В силу всего выше сказанного сохранение и укрепление здоровья  учащихся является одним из важных направлений   в работе нашего  педагогического коллектива.

Что же сделано  в гимназии для решения задачи здоровьесбережения учащихся ?

В течение 1 полугодия 2009-2010 учебного года в гимназии были запланированы и  проведены следующие мероприятия:

- анкетирование учащихся 5-11 классов по выявлению отношения учащихся к школе и педагогическому коллективу

- анкетирование учащихся  5-11 классов по вопросам здоровьесбережения в гимназии;

- социометрическое исследование ;

- диспансеризация учащихся;

- проверка медицинских карт и заполнение листов здоровья в классных журналах;

- отслеживание вопроса преемственности . Посещение уроков в 5- классах;

- анкетирование учащихся 7-9 классов о вредных привычках;

- анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся;

-исследование личностной тревожности учащихся 5-х классов.

Цель анкетирования, опросов: провести диагностику и выявить отношение детей  к ценности здоровья и проводимой  работе по его сохранению и укреплению.

Анализируя ответы , можно сказать, что создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий, в которых живёт человек, от экономического состояния семьи, в которой воспитывается школьник, от установки самого ребёнка, от его потребностей и возможностей, от желания и стремления семьи – быть здоровыми.

Медицинскими сестрами гимназии  ( корпус №1, корпус №2) были проведены такие мероприятия, как:

- заполнение форм по прививкам и проверка правильности заполнения по  медицинским картам;

- осмотр на педикулез;

-определение  групп здоровья и заполнение листка здоровья в классных журналах ( 100%);

-определение  физкультурных групп в соответствии с группами здоровья

( 100%);

-проведены плановые прививки против гриппа, против гепатита В, коревые, реакция Манту и др.

Ежедневно ведется прием детей в медицинском кабинете, проверка санитарного состояния школы.

В течение полугодия гимназисты принимали активное участие в городских и внутригимназических  спортивных мероприятиях.

Подтверждением важности вопроса укрепления здоровья учащихся, является разработанная  в этом учебном году программа «Путь к здоровью».

Целью которой является:  создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников; обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья учащихся гимназии; формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих

  1. Направления деятельности и предлагаемые  формы работы.
  1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

2. Информационно - нормативное:

3. Соревнования и спортивные праздники:

    4. Туризм, краеведение:

7. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

  •  беседы и лекции;
  •  встречи с медработниками;
  •  смотры – конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
  •  консультирование по вопросам здоровья;
  •  написание рефератов на тему « Я и жизнь»
  • организация спецгрупп, спортивных секций, вовлечение учащихся в туристические кружки.
  • организация горячего питания для учащихся 1 -11 классов.
  • проведение Дней здоровья в школе.
  • организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по выполнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматизма.

4. Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся:

  • Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.
  • Консультации психологов школы для родителей и детей по психологическим проблемам.
  • Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).
  • Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).

5. Исследовательская работа. Мониторинг.

5.1 Анкетирование учащихся с целью:

  • выявления степени загруженности домашними заданиями.
  • изучения отношения старшеклассников к своему здоровью.

5.2 Диагностика.

  • Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.
  • Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.
  • Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на состояние тревожности учащихся.
  • Изучение индивидуальных возможностей учащихся.
  • Диагностика состояния здоровья учащихся. Отслеживание динамики здоровья (заполнение карт здоровья учащихся)
  • Диагностика системы семейного воспитания.

Ожидаемые результаты :

  • улучшение  физического состояния детей и подростков;
  •  снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста;
  • увеличение числа учащихся  занимающихся в спортивных секциях гимназии; ( 166 человек занимается в спортивных секциях и 864 )
  • укрепление связей со спортивными комплексами города по формированию здорового образа жизни  школьников;
  • сформированность состояния успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
  • приобретение  новых знаний, умений и навыков в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;
  • создание  позитивного отношения к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

 Программа  «Путь к здоровью» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива, родителей и учащихся  в процесс реализации данного проекта, осознанного понимания каждым субъектом значимости, стоящих  перед ним задач.  Мы надеемся на тесное сотрудничество и полное взаимопонимание  с вами, родителями, в решении такого  важного вопроса, как укрепление и сохранение здоровья детей и взрослых. На вопрос «Что более ценным является для человека – богатство или слава, один их древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля» С этим трудно не согласиться. Ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного  усвоения им школьной программы. Также необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного воздействия со стороны семьи и школы.

Завершая  выступление  хочу напомнить  вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.” Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье. Берегите его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Роль семьи и школы в воспитании

Обобщение и распространение опыта воспитательной работы классного руководителя....

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Лекция для родительского собрания на тему: « Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения»

Большую роль играет в решении этой проблемы семья.У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопро...