« Роль семьи и школы воспитании здорового поколения»
материал на тему
Есть ли у ваших детей, а у наших учащихся физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье? В чём заключаются актуальные проблемы здоровья ? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы в ходе работы нашей конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_garievoy_n.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Гариевой Н.В зам. директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №1» на родительской конференции
« Роль семьи и школы воспитании здорового поколения»
Что такое «Здоровье»?
Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному. «Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И, Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т, Фролов).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
- Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
- Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
- Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
- Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Есть ли у ваших детей, а у наших учащихся физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье? В чём заключаются актуальные проблемы здоровья ? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы в ходе работы нашей конференции.
Вопросы кризиса детского здоровья и вырождения нации являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:
- Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
- Лишь за период с 2008–2009 года общая заболеваемость выросла на 13%.
- Самая высокая заболеваемость отмечена по органам дыхания, на 2-м месте – органы пищеварения, на 3-м месте – болезни глаза.
- Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет на территории страны за последние 4 года возросла.
- На 1-м месте – органы дыхания, на 2–м месте – органы пищеварения, на 3 месте – инфекционные и паразитарные болезни, на 4-м месте – болезни глаза, на 5-м месте – травмы.
- По данным министерства образования за 2003 год в детской и подростковой среде наблюдалось значительное увлечение наркоманией.
- 2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами.
- 86 % детей России имеют отклонения в состоянии здоровья;
Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
В чём же причина кризиса здоровья детей России и нашего города в частности? Существуют различные точки зрения.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
- 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
- 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
- 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
- И только 5 % зависит от медицины.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
- малоподвижный образ учащихся;
- перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
- стрессовые воздействия во время обучения;
- несбалансированное питание;
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
- несоблюдение режима дня;
- несоблюдение гигиенических требований.
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:
- год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
- увеличивается количество детей, больных ожирением.
- Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
- Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
- Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.
За первую полугодие 2009/10 учебного года в гимназии вспропущено_____ уроков по болезни. Среди распространённых заболеваний отмечаются такие, как ОРЗ, ОРВИ, травмы.
В силу всего выше сказанного сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из важных направлений в работе нашего педагогического коллектива.
Что же сделано в гимназии для решения задачи здоровьесбережения учащихся ?
В течение 1 полугодия 2009-2010 учебного года в гимназии были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- анкетирование учащихся 5-11 классов по выявлению отношения учащихся к школе и педагогическому коллективу
- анкетирование учащихся 5-11 классов по вопросам здоровьесбережения в гимназии;
- социометрическое исследование ;
- диспансеризация учащихся;
- проверка медицинских карт и заполнение листов здоровья в классных журналах;
- отслеживание вопроса преемственности . Посещение уроков в 5- классах;
- анкетирование учащихся 7-9 классов о вредных привычках;
- анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся;
-исследование личностной тревожности учащихся 5-х классов.
Цель анкетирования, опросов: провести диагностику и выявить отношение детей к ценности здоровья и проводимой работе по его сохранению и укреплению.
Анализируя ответы , можно сказать, что создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий, в которых живёт человек, от экономического состояния семьи, в которой воспитывается школьник, от установки самого ребёнка, от его потребностей и возможностей, от желания и стремления семьи – быть здоровыми.
Медицинскими сестрами гимназии ( корпус №1, корпус №2) были проведены такие мероприятия, как:
- заполнение форм по прививкам и проверка правильности заполнения по медицинским картам;
- осмотр на педикулез;
-определение групп здоровья и заполнение листка здоровья в классных журналах ( 100%);
-определение физкультурных групп в соответствии с группами здоровья
( 100%);
-проведены плановые прививки против гриппа, против гепатита В, коревые, реакция Манту и др.
Ежедневно ведется прием детей в медицинском кабинете, проверка санитарного состояния школы.
В течение полугодия гимназисты принимали активное участие в городских и внутригимназических спортивных мероприятиях.
Подтверждением важности вопроса укрепления здоровья учащихся, является разработанная в этом учебном году программа «Путь к здоровью».
Целью которой является: создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников; обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья учащихся гимназии; формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих
- Направления деятельности и предлагаемые формы работы.
- Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:
2. Информационно - нормативное:
3. Соревнования и спортивные праздники:
4. Туризм, краеведение:
7. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:
- беседы и лекции;
- встречи с медработниками;
- смотры – конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
- консультирование по вопросам здоровья;
- написание рефератов на тему « Я и жизнь»
- организация спецгрупп, спортивных секций, вовлечение учащихся в туристические кружки.
- организация горячего питания для учащихся 1 -11 классов.
- проведение Дней здоровья в школе.
- организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по выполнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматизма.
4. Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся:
- Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.
- Консультации психологов школы для родителей и детей по психологическим проблемам.
- Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).
- Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).
5. Исследовательская работа. Мониторинг.
5.1 Анкетирование учащихся с целью:
- выявления степени загруженности домашними заданиями.
- изучения отношения старшеклассников к своему здоровью.
5.2 Диагностика.
- Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.
- Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.
- Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на состояние тревожности учащихся.
- Изучение индивидуальных возможностей учащихся.
- Диагностика состояния здоровья учащихся. Отслеживание динамики здоровья (заполнение карт здоровья учащихся)
- Диагностика системы семейного воспитания.
Ожидаемые результаты :
- улучшение физического состояния детей и подростков;
- снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста;
- увеличение числа учащихся занимающихся в спортивных секциях гимназии; ( 166 человек занимается в спортивных секциях и 864 )
- укрепление связей со спортивными комплексами города по формированию здорового образа жизни школьников;
- сформированность состояния успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
- приобретение новых знаний, умений и навыков в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;
- создание позитивного отношения к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Программа «Путь к здоровью» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива, родителей и учащихся в процесс реализации данного проекта, осознанного понимания каждым субъектом значимости, стоящих перед ним задач. Мы надеемся на тесное сотрудничество и полное взаимопонимание с вами, родителями, в решении такого важного вопроса, как укрепление и сохранение здоровья детей и взрослых. На вопрос «Что более ценным является для человека – богатство или слава, один их древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля» С этим трудно не согласиться. Ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Также необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного воздействия со стороны семьи и школы.
Завершая выступление хочу напомнить вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.” Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье. Берегите его!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
Роль семьи и школы в воспитании
Обобщение и распространение опыта воспитательной работы классного руководителя....
"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."
Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...
"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."
Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...
Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.
Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Лекция для родительского собрания на тему: « Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения»
Большую роль играет в решении этой проблемы семья.У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопро...